Аксиология как учение о ценностях
презентация к уроку (11 класс)

Рычков Алексей Петрович

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости

Вовремя спать и вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённою солнце достать

И подарить его людям. 

 Основной вопрос аксиологии: «Что есть благо?»

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом (470-399 гг. до н.э.), сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде данного вопроса. Благо есть реализация ценностей – полезность.

            Аксиология – философское учение о структуре мира ценностей, их месте в реальности.

Основная задача аксиологии – определение природы, места, возможности ценностей в общей структуре бытия и выявление её взаимосвязи с предметами, явлениями, отношениями реальности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В жизни по-разному можно жить, В горе можно и в радости Вовремя спать и вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженною солнце достать И подарить его людям.

Слайд 2

Аксиология Как Учение о ценностях

Слайд 3

«ценность напоминает атмосферное давление , которое невозможно увидеть, но все его чувствуют».

Слайд 4

АКСИОЛОГИЯ (От греч. « аксиа » ценность) — философское учение о структуре мира ценностей, их месте в реальности.

Слайд 5

Аксиология Значительное место в структуре философского знания занимает аксиология — теория ценностей . По содержанию она тесно связана с двумя другими ветвями философского знания — этикой и эстетикой , где ставится вопрос о происхождении и природе нравственных и эстетических ценностей.

Слайд 6

Философия требует прежде всего установления предельных оснований изучаемых ею явлений, тем более такой степени сложности как категория «ценность», связанная , несомненно, с сущностными характеристиками бытия человека .

Слайд 7

В человеке соединены три высшие сокровенные тайны бытия: Жизнь – Сознание ( сверхжизнь ) – Дух ( сверхсознание ) «Познай самого себя и ты познаешь самое главное»

Слайд 8

Ценности и являются носителем и проводником духовных начал в сферу человеческого сознания и обратно. Именно ценности отделяют человеческую жизнь от биологического существования, а сознание своего отличия от окружающего мира реализуется в ценностях в виде целей и идеалов этой жизни .

Слайд 9

Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социокультурных отношений и субъективно осознаются и переживаются в качестве ценностных категорий, норм, целей и идеалов, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на всю индивидуальную и общественную жизнь .

Слайд 10

Наиболее употребительные сегодня ценностные понятия: д обро мир с вобода Справедливость выражают отношения духовно-ценностного уровня между людьми как самоценными субъектами.

Слайд 11

Такие высшие духовные ценности, как любовь - источник жизни и рода человеческого, красота - как главное условие любви являются единственными из всех ценностей и передаются из поколения в поколение не только социально , но и генетически.

Слайд 12

Главная ценность – человеческая жизнь. В каждом человеке – Солнце Только дайте ему Светить.

Слайд 13

Ценности педагогической деятельности Ученик Детство Уникальность и индивидуальность личности Развитие ученика Самореализация ученика

Слайд 15

Золотое правило: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Слайд 16

Спасибо за внимание !!! Презентацию выполнил воспитатель Рычков А.П.



Предварительный просмотр:

        

БОГАТСТВО

ДОСТИЖЕНИЯ

ЛИДЕРСТВО

ВЛАСТЬ

ДРУЖБА

ЛЮБОВЬ

ГАРМОНИЯ

ЗДОРОВЬЕ

СЕМЬЯ

ДЕНЬГИ

ИЗВЕСТНОСТЬ

СТАБИЛЬНОСТЬ

ДЕТИ

ИЗОБИЛИЕ

УВАЖЕНИЕ

ДОБРОТА

КАРЬЕРА

УСПЕХ



Предварительный просмотр:

Упражнение «Воздушный шар»

             Уважаемые коллеги, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, в путешествие на воздушном шаре. Перед вами воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Выберите из списка 12 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в увлекательное путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что на вашем пути встречается огромная дождевая туча, которую надо облететь. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 ценности.

             Наше путешествие продолжается, летим дальше, на небе ни облачка и тут, снова неприятность, нам необходимо миновать грозовое облако. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните еще 3 ценности. И снова все прекрасно, летим дальше.              Наша жизнь прекрасна, и мы всем довольны, но вдруг, мы замечаем, что наш воздушный шар начал снижаться и возникла угроза падения. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните последние 3 ценности из списка. Что вы оставили в списке?

        

Итак, можно сделать следующие выводы:

Ценности в жизни человека играют огромную роль. Они определяют его мышление и руководят поступками. У каждого человека, в зависимости от возраста, положения в обществе, статуса в жизни, присутствует своя иерархия основных ценностей.

                 Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Объект обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес, если он способен удовлетворять какую-то потребность человека.

Желаю вам счастливого полета и достижения своих целей!



Предварительный просмотр:

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости

Вовремя спать и вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённою солнце достать

И подарить его людям.

    Аксиология как учение о ценностях.

Савинцев Вячеслав Игоревич

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Балтийского Федерального университета им. Иммануила Канта (1724-1804) г. Калининград

Горьков Игорь Александрович

Ассистент кафедры философии БФУ

Основной вопрос аксиологии: «Что есть благо?»

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом (470-399 гг. до н.э.), сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде данного вопроса. Благо есть реализация ценностей – полезность.

            Аксиология – философское учение о структуре мира ценностей, их месте в реальности.

Основная задача аксиологии – определение природы, места, возможности ценностей в общей структуре бытия и выявление её взаимосвязи с предметами, явлениями, отношениями реальности.

Сократ ( древнегреческий философ) первый поставил вечную проблему соотношения истины и добра, знания и морали, рациональной философии и философии жизни. Высшие ценные качества личности – силу, храбрость, воинскую доблесть Сократ считал ценными лишь постольку, поскольку они служат высшим добродетелям: справедливости, добру, воздержанию в словах и поступках.

                 По содержанию аксиология тесно связана с двумя другими ветвями философского знания – этикой и эстетикой, где поднимается вопрос о происхождении и природе нравственных и эстетических ценностей.

Платон (427-347 гг.до н.э.),  Ксенофонт (430-354 гг.до н.э.) Аристотель (384-322 гг.до н.э.)

             В западной философии (в Европе) аксиология развивалась в 18-19 веках.

Термин «аксиология» был введён в 1902 г. французским философом Полем Лапи (1869-1927).

            В отечественной русско-советской философии аксиология долгое время оставалась вне интересов исследователей. Аксиология как отрасль философии оформилась поздно – лишь в первой половине и середине XX столетия.

                    Философия требует прежде всего установления предельных оснований изучаемых ею явлений, тем более такой степени сложности как категория «ценность», связанная с сущностными характеристиками бытия человека.

           

                   В человеке соединены три высшие сокровенные тайны бытия:

Жизнь -  Сознание (сверхжизнь) -  Дух (сверхсознание)

Классификация ценностей:

 Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.

Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, профессионализм, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация.

Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир. Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.

Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал. Священное Писание и Предание, церковь.

Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде.

Главная функция ценностей – регулятивная. Для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен постоянно оценивать себя, свое поведение, образ жизни, уровень развития. Осознание своего соответствия этим требованиям вызывает у него чувство удовлетворенности, душевного комфорта. И наоборот, осознание несоответствия вызывает чувство дискомфорта.

Внешний контроль осуществляется обществом, правовыми органами.

Внутренний контроль осуществляется благодаря ценностям, усвоенным человеком в процессе социализации.

Поскольку осознание несоответствия вызывает у человека стремление изменить себя в лучшую сторону, то ценности являются механизмом развития личности.

В конечном счете, ценности определяют всю стратегию нашей жизни.

Наличие устойчивых ценностных ориентаций характеризует зрелого человека и определяет такие качества, как активная жизненная позиция, целеустремленность, верность принципам.

Другая функция ценностей – прогностическая. Ценности определяют тот образ будущего, к которому стремиться личность.

        Ценности и являются носителем и проводником духовных начал в сферу человеческого сознания и обратно. Именно ценности отделяют человеческую жизнь от биологического существования, а сознание своего отличия от окружающего мира реализуется в ценностях в виде целей и идеалов этой жизни.

        Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социокультурных отношений и субъективно осознаются и переживаются в качестве ценностных категорий, норм, целей и идеалов, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на всю индивидуальную и общественную жизнь.

       Наиболее употребительные сегодня ценностные понятия: добро, мир, свобода, справедливость       выражают отношения духовно-ценностного уровня между людьми как самоценными субъектами.

         Такие высшие духовные ценности, как любовь – источник жизни и рода человеческого, красота – как главное условие любви являются единственными из всех ценностей и передаются из поколения в поколение не только социально, но и генетически.

             Главная ценность – человеческая жизнь.

             Ценности педагогической деятельности: ученик, детство, уникальность и индивидуальность личности, развитие ученика, самореализация ученика.

              В ситуации переоценки ценностей нет беспредельного произвола в выборе ценностей, поскольку всё-таки сохраняются определённые привычки, традиции, инерционные регуляторы поведения.

              Если кому-то не нравится набор объективно положительных ценностей, он может отвергнуть его целиком. Но для этого он должен сменить всю систему ценностей, например, посредством эмиграции. Но наивно думать, что при этом он обретёт вожделенную свободу выбора ценностей.

             Новая система, шкала, иерархия ценностей может оказаться ещё более «навязанной» и «объективной», чем старая.

             Абсолютной свободы выбора ценностных ориентаций можно достигнуть только в фантастической полной изоляции от человечества.

           Золотое правило:

«(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».                                                 Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что мы знаем о теории ценностей? Изучаем аксиологию

Теоретический материал к семинару "Что мы знаем о теории ценностей? Изучаем аксиологию"...

Занятие по сказкотерапии: “Ученье свет, а не ученье тьма».

Занятие по сказкотерапии: “Ученье свет, а не ученье тьма».Побуждает  детей к раз­мышлению о том, что мешает учиться лучше и что может помочь.Формирует активную положительную  мотивацию...

Театрализованный праздник начала учебного года «Ученье - свет, а не ученье - тьма»

Театрализованный праздник начала учебного года. идеи этого сценария подходит как для младших так и для старших классов...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Статья "Философское учение о ценностях как теоретическое обоснование образования"

Философское учение о ценностях как теоретическое обоснование образования....

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Цитаты великих людей о ценности учения и образования

В данном разделе размещены цитаты великих ученых, мыслителей, писателей, полководцев о ценности учения и образования. ...