«Формирование нравственных ценностей на уроках чтения».
методическая разработка (8 класс)

Трудно переоценить в решении поставленных задач роль литературы, потому что по сути своей она является частью Культуры, видом искусства. Как известно, произведения искусства воздействуют на личность в целом, а не только на отдельные стороны. З.Н. Романовская отмечает, что «никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир человека в его динамике, как художественная литература». В начальной школе, в данный момент, уроки чтения становятся уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_18-19.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа №565 Кировского района Санкт-Петербурга

Выступление

на МО классных руководителей

на тему: «Формирование нравственных ценностей на уроках чтения».

                                                                              Автор-составитель:

        Голобородько К.С.

Санкт-Петербург

2018-2019 уч. год

Формирование нравственных ценностей на уроках чтения.

Будучи педагогами, мы пытаемся понять, что есть сущность ребенка, какова его формирующаяся личность, что на это влияет и что в этом вопросе является приоритетом. Наблюдая за воспитанниками, мы видим, что многие дети очень агрессивны, вспыльчивы, нетерпеливы, не умеют уступать и договариваться, часто свою вину перекладывают на других, не видят прекрасное вокруг себя.

Воспитание ребенка через литературу - это один из самых эффективных способов решения данной проблемы, так как в этой ситуации необходимы нравственные опоры и чистые источники духовного богатства.

Трудно переоценить в решении поставленных задач роль литературы, потому что по сути своей она является частью Культуры, видом искусства. Как известно, произведения искусства воздействуют на личность в целом, а не только на отдельные стороны. З.Н. Романовская отмечает, что «никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир человека в его динамике, как художественная литература». В начальной школе, в данный момент, уроки чтения становятся уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы.

Ребенок в первом классе уже готов к серьезной филологической работе, поскольку в это время неосознанное восприятие художественного текста у дошкольников заменяется аналитическим. В семь лет ребенок начинает осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное, в этом возрасте появляется способность наслаждаться художественным словом. Значит, с этого времени ученик - читатель сможет полноценно воспринимать художественный текст, «в себя принимать» нравственные ценности, заключенные в произведениях.

Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.

Дети в младшем школьном возрасте живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий.

Нравственное воспитание на уроках чтения реализуется через переживание и как результат способствует защите и развитию национальных, региональных культурных традиций, пробуждает такие чувства как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь. 

Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для чтения, учитель воспитывает в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества.

Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовности помогать другому.

Читая и думая над содержанием произведений, включённых в учебник, дети выходят на первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, сострадание, забота. Задача учителя - так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, читая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений. 

Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. 

Чтение книг, особенно для ребёнка, познающего мир, полезно всегда. Но от уровня читательской грамотности зависит глубина проникновения читателя в смысл художественного произведения, уровень осмысления нравственных проблем, поставленных его автором.

Нравственный потенциал произведения не переходит сам собой во внутренний мир читателя, поскольку нравственные ценности не прямо сформулированы, а «впаяны» в художественный текст. Значит, задача школы, учителя - организовать процесс глубокого, полноценного, воспитывающего восприятия учеником-читателем художественного текста и нравственных ценностей, заключённых в нём. 

В начальной школе необходимо научить детей приёмам работы с художественным текстом, сформировать первоначальные навыки его анализа, на практическом уровне, без введения сложного понятийного аппарата заложить основы читательской грамотности. Размышляя, почему именно так действуют герои произведения, оценивая их поступки, сопоставляя со своими представлениями, своим жизненным опытом, дети учатся при анализе художественного текста самостоятельно извлекать из него нравственные уроки. 

Огромную роль на уроках должны играть и русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.

Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.

Для того чтобы действительно реализовать возможности художественной литературы, недостаточно научить детей бегло читать. Легко поддаться соблазну измерить восприятие детьми художественных произведений «скоростью чтения», ведь скорость - это чёткий показатель. Но ведь беглое - значит быстрое, а для того чтобы глубоко воспринять художественный текст, чтобы прочувствовать и освоить его, надо читать медленно и вдумчиво.

Педагогическая наука и практика подтверждают важность формирования духовно-нравственных ценностей, идеалов, начиная с детского возраста. Отсутствие детской духовной направленности в воспитании является одной из причин деструктивного поведения школьников. Эту же мысль высказывал В. А. Сухомлинский почти сорок лет назад: «Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы с использованием ИКТ

Цели, задачи, практические советы, тематика пректов, творческих работ (Из опыта работы)...

Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского языка с учётом возрастных особенностей учащихся

Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского    языка с учётом возрастных особенностей учащихся...

Формирование семейных ценностей на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе VIIIвида (обобщение опыта)

Одной из самых главных задач при обучении и воспитании школьников является дальнейшая их успешная социализация в обществе, понимание истинных ценностей в жизни. В данной статье рассматривается роль се...

Статья "Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы"

Статья "Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы"...

Духовно- нравственное воспитание. Нелинейный курс ОДНКНР как основа формирования нравственных ценностей

Духовно-нравственное  воспитание  обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Во...

Видеоконтент и анимация как средства формирования нравственных ценностей на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР

В данной статье идет речь об использовании видеоконтента и анимации как средства формирования духовно-нравственных ценностей на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР....