Духовно- нравственное воспитание. Нелинейный курс ОДНКНР как основа формирования нравственных ценностей
статья (5 класс)

Духовно-нравственное  воспитание  обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konf.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно- нравственное воспитание. Нелинейный курс ОДНКНР как основа формирования нравственных ценностей

На всех этапах развития человечества, а особенно в современном мире, когда  происходят глобальные изменения, большую роль играет духовно – нравственная личность. Основные ориентиры формирования такой личности определяет Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

В 2007 г. в послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

В своем Послании 2017 года Президент также много говорил о тонкостях культуры народа и о духовности, а также о недопустимости  - под прикрытием рассуждений о свободе – оскорблять чувства других людей и национальные традиции.

«Любая несправедливость и неправда воспринимается очень остро. Это вообще особенность нашей культуры. Общество решительно отторгает спесь,  хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы всё это ни исходило, и всё больше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

В связи с этим одно из положений социального заказа образованию  -духовно –нравственное развитие личности,  осуществляемое в процессе социализации, последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Духовно- нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.

Поэтому задачу формирования нравственных качеств у подростков в наше время решает в основном школа.  Надо учить молодое поколение выбирать такие ценности, которые несут в себе  пользу для него самого и для общества.  Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Конечно, первоначально нравственность, имеющая своим источником духовность,  формируется  в семье. Школа должна продолжать эти традиции. Но сейчас, по - моему мнению,  решение этой задачи в большей степени осуществляется в образовательных учреждениях. Такая  работа особенно важна   в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья: здесь происходит  восполнение, компенсация пробелов в социальном опыте детей, решается  целый ряд проблем, обусловленных аномалией развития, расширяются сферы общения и самореализации.

Эти задачи успешно можно решать не только во время учебных занятий, но и во внеурочной деятельности.

Под   внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность– это совокупность всех видов деятельности школьников,  в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

В условиях введения и реализации ФГОС содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:

1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

2) Письмо  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

3) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

4) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»

5) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».

6) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Внеурочная деятельность направлена на:

  1. создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к познанию и творчеству;
  2. приобщение обучающихся  к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
  3. профилактику асоциального поведения;
  4. создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;
  5. обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося;
  6. развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.

Таким образом, внеурочная деятельность, как и учебная, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся. Во внеурочной деятельности представлены различные направления :

  • духовно – нравственное
  • физкультурно-спортивное и оздоровительное
  • социальное
  • общекультурное
  • общеинтеллектуальное.

Духовно-нравственное  воспитание  обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов  России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Особое значение изучения данного курса младшими подростками, а именно в 5 классе,  определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Но  одновременно школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». Они имеют определенный социальный опыт. Влияние на их формирование оказывает ближайшее окружение ребенка: семья, друзья, телевидение, Интернет, мультфильмы. У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями.

При организации внеурочной деятельности могут использоваться как программы  линейных курсов внеурочной деятельности,  так и программы нелинейных (тематических) курсов внеурочной деятельности .Согласно нормативным документам формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательная организация.

В нашей школе реализовывались в разные учебные годы как линейные так и нелинейные курсы.

В 2016/2017 учебном году при проведении внеурочных занятий по ОДНКНР использовался нелинейный курс. Организовать нелинейный курс по ОДНКНР можно, используя  различные формы занятий. Их около 50.

Все знают выражение, пришедшее к нам из Англии « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Оно означает, что увиденное воспринимается лучше, чем услышанное, особенно детьми с ОВЗ, обучающимися в коррекционных школах. Этого принципа я придерживалась, разрабатывая рабочую программу нелинейного курса по ОДНКНР. Программа нелинейного курса соответствует следующим дидактическим принципа

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • индивидуальный подход к учащимся .

Именно поэтому, я использовала в основном следующие формы организации занятий:

  • образовательные экскурсии
  • выставки
  • квесты
  • практические работы.

Задачу углубления и расширения представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования мы решаем в сотрудничестве с Центром духовной культуры и образования Калининского района и Воскресной школой при храме Тихвинской иконы Божьей матери. Сотрудничество началось ещё в 2015 году. Изучая тему «Культурное наследие христианской Руси» мы посетили храм Тихвинской иконы Божьей матери. Отец Георгий провел экскурсию с детьми по храму, рассказал о роли православной религии в современном обществе. Ученики отвечали на вопросы, применяя знания, которые они получили на внеурочных занятиях. (Приложение 1)

Дальше знакомство с учениками Воскресной  школы продолжилось в нашей школе.

Ко  Дню семьи наши гости показали сказку, посвященную пасхальным традициям. (Приложение 2)

Выполнение следующей  задачи по осознанию того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследием всей жизни и деятельности предков,  берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах происходило во время экскурсии в этнографический музей  «Традиции народов Северо - Запада России и Прибалтики» (тема занятия «Береги землю родимую, как мать любимую» . (Приложение 3)

С 2010 года в центральной библиотеке Калининского района имени В.Г. Белинского нашего города проходит Фестиваль национальных культур.  В рамках Фестиваля проводятся мероприятия, посвященные традициям, культуре, быту народов, проживающих в Санкт-Петербурге – это выставки, беседы, мастер-классы, концерты и праздники. Центральная районная библиотека им. В Г. Белинского в течение нескольких лет представляет на Фестивале культуру русского народа. В рамках Фестиваля мы посетили  выставку картин художницы - берестянщицы Лии Галченковой «Русь православная». Во время посещения выставки дети увидели необычные иконы и картины, выполненные из бересты.(Приложение 4).

В следующий раз ребята участвовали в квесте «Серебряное кольцо России». Они выполняли различные задания, ориентируясь в книжном фонде.

Большое внимание вопросу  сохранения духовных и нравственных ценностей уделял в своих работах  Д.С. Лихачев. Его книгу «Письма о добром и прекрасном» мы часто используем на занятиях  ОДНКНР. С целью знакомства с его деятельностью мы побывали на экскурсии в Детском музейном центре на Болотной  «Дмитрий Лихачев. От гимназиста  до академика».. Три «нити прошлого» соединят подлинные предметы, принадлежавшие академику: книги, рукописи, часы, фотографии – с интерактивными зонами. Ученики не только выполняли задания во время экскурсии, но и получили задание, которое выполняли на занятиях. (Приложение 5)

В результате каждая экскурсия превращается в интересное занятие, так как ребята, благодаря профессиональным экскурсоводам и знакомству с новым материалом на занятиях, являются активными участниками: отвечают на вопросы, задают вопросы, выполняют практические работы.

В конце учебного года учащиеся представляют проект групповой или индивидуальный, раскрывая сущность одного из нравственных качеств. Дают определение и показывают, как оно проявляется в жизни (Приложение 6).

Таким образом, нелинейный курс  по ОДНКНР предполагает:

  • отказ от единообразия и шаблонности в педагогической деятельности и взятие курса на вариативность содержания и способов обучения учащихся;
  • выстраивание образовательного пространства, соответствующего возрастным особенностям ребёнка, создавая условия для его социального и образовательного самоопределения;
  • создание условий для получения школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию.

В обращении к молодым читателям Д.С. Лихачев написал

«. Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.

Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

Исходя из этого, духовно-нравственное  воспитание, является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения  и развития личности, и  становится приоритетной областью в образовании. Школа призвана  воспитывать гражданина и патриота, прививать любовь и уважение к Родине, её народу и святыням; готовить их к жизни.   Совместные усилия школы, социальных институтов и самой личности приведут нас к решению поставленных задач.

Хочется верить, что наши ученики в будущем станут  более способными к добру и милосердию, менее поддающимися злу.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Список использованной литературы.

  1. Е.М. Белорукова, Л.В. Гражданкина, С.И. Змиева, И.А. Калашникова, О.В. Карзакова, Г.В. Стюхина Актуальные вопросы оценки и реализации внеурочной деятельности младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Методические рекомендации Барнаул 2013
  2. О.Б. Даутова Т.С. Кузнецова, И.В. Муштавинская Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ слушателя курсов повышения квалификации
ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода в
основной школе Санкт-Петербург 2015

  1. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков « Основы духовно-нравственной культуры народов России» из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М. : Вентана-Граф, 2012
  2. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М.: Просвещение,2009
  3. Послание Президента к Федеральному Собранию Парламентская газета





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педсовет "Формирование нравственного воспитания на уроках литературы"

Формирование нравственного воспитания на уроках литературы...

Формирование нравственных качеств на уроках ОРКиСЭ, модуль "Основы православной культуры"

В настоящее время для многих педагогов становится очевидной необходимостью  обращение к опыту православной педагогики. Православие является  созидателем и хранителем лучших традиций русской ...

Микрокурс "Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса "На пути к нравственности""

Микрокурс «Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса «На пути к нравственности. Четвертая ступень» направлен на гуманизацию гуманизация учебно-воспитательного процесса....

Статья «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»)

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения...