Духовно- нравственное воспитание. Нелинейный курс ОДНКНР как основа формирования нравственных ценностей
статья (5 класс)
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konf.docx | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно- нравственное воспитание. Нелинейный курс ОДНКНР как основа формирования нравственных ценностей
На всех этапах развития человечества, а особенно в современном мире, когда происходят глобальные изменения, большую роль играет духовно – нравственная личность. Основные ориентиры формирования такой личности определяет Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
В 2007 г. в послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
В своем Послании 2017 года Президент также много говорил о тонкостях культуры народа и о духовности, а также о недопустимости - под прикрытием рассуждений о свободе – оскорблять чувства других людей и национальные традиции.
«Любая несправедливость и неправда воспринимается очень остро. Это вообще особенность нашей культуры. Общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы всё это ни исходило, и всё больше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение».
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
В связи с этим одно из положений социального заказа образованию -духовно –нравственное развитие личности, осуществляемое в процессе социализации, последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Духовно- нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.
Поэтому задачу формирования нравственных качеств у подростков в наше время решает в основном школа. Надо учить молодое поколение выбирать такие ценности, которые несут в себе пользу для него самого и для общества. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Конечно, первоначально нравственность, имеющая своим источником духовность, формируется в семье. Школа должна продолжать эти традиции. Но сейчас, по - моему мнению, решение этой задачи в большей степени осуществляется в образовательных учреждениях. Такая работа особенно важна в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья: здесь происходит восполнение, компенсация пробелов в социальном опыте детей, решается целый ряд проблем, обусловленных аномалией развития, расширяются сферы общения и самореализации.
Эти задачи успешно можно решать не только во время учебных занятий, но и во внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность– это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
В условиях введения и реализации ФГОС содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:
1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
2) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
3) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
4) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»
5) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».
6) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Внеурочная деятельность направлена на:
- создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к познанию и творчеству;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;
- обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося;
- развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
Таким образом, внеурочная деятельность, как и учебная, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся. Во внеурочной деятельности представлены различные направления :
- духовно – нравственное
- физкультурно-спортивное и оздоровительное
- социальное
- общекультурное
- общеинтеллектуальное.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного курса младшими подростками, а именно в 5 классе, определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Но одновременно школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». Они имеют определенный социальный опыт. Влияние на их формирование оказывает ближайшее окружение ребенка: семья, друзья, телевидение, Интернет, мультфильмы. У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями.
При организации внеурочной деятельности могут использоваться как программы линейных курсов внеурочной деятельности, так и программы нелинейных (тематических) курсов внеурочной деятельности .Согласно нормативным документам формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательная организация.
В нашей школе реализовывались в разные учебные годы как линейные так и нелинейные курсы.
В 2016/2017 учебном году при проведении внеурочных занятий по ОДНКНР использовался нелинейный курс. Организовать нелинейный курс по ОДНКНР можно, используя различные формы занятий. Их около 50.
Все знают выражение, пришедшее к нам из Англии « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Оно означает, что увиденное воспринимается лучше, чем услышанное, особенно детьми с ОВЗ, обучающимися в коррекционных школах. Этого принципа я придерживалась, разрабатывая рабочую программу нелинейного курса по ОДНКНР. Программа нелинейного курса соответствует следующим дидактическим принципа
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- индивидуальный подход к учащимся .
Именно поэтому, я использовала в основном следующие формы организации занятий:
- образовательные экскурсии
- выставки
- квесты
- практические работы.
Задачу углубления и расширения представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования мы решаем в сотрудничестве с Центром духовной культуры и образования Калининского района и Воскресной школой при храме Тихвинской иконы Божьей матери. Сотрудничество началось ещё в 2015 году. Изучая тему «Культурное наследие христианской Руси» мы посетили храм Тихвинской иконы Божьей матери. Отец Георгий провел экскурсию с детьми по храму, рассказал о роли православной религии в современном обществе. Ученики отвечали на вопросы, применяя знания, которые они получили на внеурочных занятиях. (Приложение 1)
Дальше знакомство с учениками Воскресной школы продолжилось в нашей школе.
Ко Дню семьи наши гости показали сказку, посвященную пасхальным традициям. (Приложение 2)
Выполнение следующей задачи по осознанию того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследием всей жизни и деятельности предков, берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах происходило во время экскурсии в этнографический музей «Традиции народов Северо - Запада России и Прибалтики» (тема занятия «Береги землю родимую, как мать любимую» . (Приложение 3)
С 2010 года в центральной библиотеке Калининского района имени В.Г. Белинского нашего города проходит Фестиваль национальных культур. В рамках Фестиваля проводятся мероприятия, посвященные традициям, культуре, быту народов, проживающих в Санкт-Петербурге – это выставки, беседы, мастер-классы, концерты и праздники. Центральная районная библиотека им. В Г. Белинского в течение нескольких лет представляет на Фестивале культуру русского народа. В рамках Фестиваля мы посетили выставку картин художницы - берестянщицы Лии Галченковой «Русь православная». Во время посещения выставки дети увидели необычные иконы и картины, выполненные из бересты.(Приложение 4).
В следующий раз ребята участвовали в квесте «Серебряное кольцо России». Они выполняли различные задания, ориентируясь в книжном фонде.
Большое внимание вопросу сохранения духовных и нравственных ценностей уделял в своих работах Д.С. Лихачев. Его книгу «Письма о добром и прекрасном» мы часто используем на занятиях ОДНКНР. С целью знакомства с его деятельностью мы побывали на экскурсии в Детском музейном центре на Болотной «Дмитрий Лихачев. От гимназиста до академика».. Три «нити прошлого» соединят подлинные предметы, принадлежавшие академику: книги, рукописи, часы, фотографии – с интерактивными зонами. Ученики не только выполняли задания во время экскурсии, но и получили задание, которое выполняли на занятиях. (Приложение 5)
В результате каждая экскурсия превращается в интересное занятие, так как ребята, благодаря профессиональным экскурсоводам и знакомству с новым материалом на занятиях, являются активными участниками: отвечают на вопросы, задают вопросы, выполняют практические работы.
В конце учебного года учащиеся представляют проект групповой или индивидуальный, раскрывая сущность одного из нравственных качеств. Дают определение и показывают, как оно проявляется в жизни (Приложение 6).
Таким образом, нелинейный курс по ОДНКНР предполагает:
- отказ от единообразия и шаблонности в педагогической деятельности и взятие курса на вариативность содержания и способов обучения учащихся;
- выстраивание образовательного пространства, соответствующего возрастным особенностям ребёнка, создавая условия для его социального и образовательного самоопределения;
- создание условий для получения школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию.
В обращении к молодым читателям Д.С. Лихачев написал
«. Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.
Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».
Исходя из этого, духовно-нравственное воспитание, является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности, и становится приоритетной областью в образовании. Школа призвана воспитывать гражданина и патриота, прививать любовь и уважение к Родине, её народу и святыням; готовить их к жизни. Совместные усилия школы, социальных институтов и самой личности приведут нас к решению поставленных задач.
Хочется верить, что наши ученики в будущем станут более способными к добру и милосердию, менее поддающимися злу.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Список использованной литературы.
- Е.М. Белорукова, Л.В. Гражданкина, С.И. Змиева, И.А. Калашникова, О.В. Карзакова, Г.В. Стюхина Актуальные вопросы оценки и реализации внеурочной деятельности младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Методические рекомендации Барнаул 2013
- О.Б. Даутова Т.С. Кузнецова, И.В. Муштавинская Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ слушателя курсов повышения квалификации
ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода в основной школе Санкт-Петербург 2015
- Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков « Основы духовно-нравственной культуры народов России» из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М. : Вентана-Граф, 2012
- А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М.: Просвещение,2009
- Послание Президента к Федеральному Собранию Парламентская газета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на педсовет "Формирование нравственного воспитания на уроках литературы"
Формирование нравственного воспитания на уроках литературы...
Формирование нравственных качеств на уроках ОРКиСЭ, модуль "Основы православной культуры"
В настоящее время для многих педагогов становится очевидной необходимостью обращение к опыту православной педагогики. Православие является созидателем и хранителем лучших традиций русской ...
Микрокурс "Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса "На пути к нравственности""
Микрокурс «Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса «На пути к нравственности. Четвертая ступень» направлен на гуманизацию гуманизация учебно-воспитательного процесса....
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества.
Духовно-нравственное воспитание дошкольника....
Духовно-нравственное воспитание в курсе истории.
Статья из опыта работы....
Духовно-нравственное воспитание в курсе обществознания.
Пособие для 5 класса....
Статья «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»)
В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения...