Формирование семейных ценностей на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе VIIIвида (обобщение опыта)
статья на тему
Одной из самых главных задач при обучении и воспитании школьников является дальнейшая их успешная социализация в обществе, понимание истинных ценностей в жизни. В данной статье рассматривается роль семьи и формирование семейных ценностей на уроках чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №22
Формирование семейных ценностей на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе VIIIвида (обобщение опыта)
Учитель русского языка
и литературы Зарочинцева Л.В.
Армавир 2016г
Одной из самых главных задач при обучении и воспитании школьников является дальнейшая их успешная социализация в обществе, понимание истинных ценностей в жизни. Семья всегда была главной опорой для человека, и формирование у обучающихся правильных представлений о семье, ее значении является приоритетным направлением при изучении литературы. К сожалению, сейчас роль семьи утрачивает свое значение. У школьников бытует мнение,что сегодня возможна одна жена, завтра уже другая, этому способствует и просмотр фильмов, да и сама семейная ситуация в семьях оставляет желать лучшего. Так из 12 семиклассников только двое живут в полной семье, двое-опекаемых, один в приемной. О бабушках и дедушках знают немногие, только у троих есть представления о роли старшего поколения, поэтому уже с 5 класса начинаем формирование правильного представления о семье. Так на стр.108 (учебник по чтению для 5 класса, автор И.М. Бгажнокова, Г.В. Савельева) есть строки из стихотворения
Мы соседей и друзей
Хлебом –солью привечаем,
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сем..
И,конечно, о былом.
В этих строчках дается представление об истинной семье, где все живут в согласье, дружат с соседями, в гости приходят друзья, главное в этот момент обратить внимание детей на стол, где стоит самовар (уместно объяснить значение этого слова), для развития речи школьников можно задать вопрос: «А что еще на столе к чаю?», при этом учим отвечать связно, полно. На столе красивая скатерть, на блюде пирог, который пекли бабушка и мама, варенье из малины, которую летом дети собирали в лесу с папой, мед с пасеки, за которой ухаживают дедушка и папа. Строчка «мы за чаем не скучаем» предполагает, что ученики задумаются, о чем можно говорить в дружеской обстановке. А о былом дадим слово бабушке и дедушке.
При изучении рассказа В. Осеевой «Бабка» продолжается формирование уважения, любви, чувства понимания и умения прощать к людям пожилого возраста. Важно погрузить школьников в мир героев,попытаться ощутить, испытать на себе чувства главного героя –внука бабки.Рассказ заканчивается трагически, бабка умирает, взрослые остаются со своими проблемами, детям непонятно, переживают ли старшие по поводу смерти, будет ли им не хватать ее? Но внуку бабушки не будет хватать точно.Для этого нужно еще раз предложить учащимся найти в тексте отрывок, где мальчик выбегает из квартиры, возвратился он уже поздно,с опухшими от слез глазами. Отрывок следует зачитать вслух, а потом задать вопрос: «Где, по-вашему,был мальчик все это время?». Необходимо подвести учащихся к тому, чтобы они сами смогла сделать вывод о том, что мальчик провел все это время ,стоя на коленях у могилы бабушки ,и вымаливал прощение за все.
При изучении произведения В.Т. Короленко «Дети подземелья» формируется понятие о дружбе между членами семьи. Главный герой остро и мучительно чувствует свое одиночество,отец, погруженный в горестные размышления после смерти жены, перестает замечать сына, а мальчику так не хватает отцовского внимания и ласки. И когда в конце произведения отец и сын начали понимать друг друга,на это и надо обратить внимание детей. Основным заданием должно быть самостоятельный поиск описание момента,где отец и сын примирились и зачитывание его. «Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде…»
Отец откровенно признает свою вину перед сыном, и тот прощает его: «и долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком в мое сердце.Теперь я его уже не боялся.»
В этом главное назначение литературного произведения: учить преживать, учить состраданию, пропускать мысли героев через себя. Сострадать и переживать современные дети, в частности учащиеся коррекционной школы VIII вида,почти не умеют.
В том,что современный человек изменил свое отношение к близким людям,виноват не только он сам; позврослев,человек начинает чувствовать себя самостоятельным, его тяготит родительское внимание, такова и героиня произведения К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя живет в большом городе, занята нужным делом,ей нравится ее работа, она помогает в организации выставки художника и совсем забывает о старой матери. Учащимся предлагется сравнить описание жизни в городе и деревне. Конечно, молодым и энергичным в деревне жить скучно и неинтересно. И тогда можно предложить дискуссию о том, что требовалось от Насти (написать письмо, приехать), когда у нее наступило прозрение, что мама –это единственный родной и близкий ей человек. Почему Настя уезжает тайком? Как сделать так,чтобы не было больно и стыдно, что не помог маме? Эпиграфом к уроку можно сделать русскую народную пословицу: «Нет лучше дружка, чем родная матушка»
Школьникам понятно произведение К.Г. Паустовского, потому что его герои-обычные люди, которые ищут свой смысл в жизни, часто через ошибки, изучение произведений К.Г. Паустовского поможет правильно формировать понятие семейных ценностей у современных детей. В 9 классе изучается «Стекольный мастер» К.Г. Паустовского, где главная героиня гордится своим внуком Васей, который мечтает сделать рояль из хрусталя. Как бережно ухаживает бабка Ганя за коллекцией стеклянных фигурок, сделанных внуком, в конце героиня завещает коллецию школе, чтобы дети могли любоваться и видеть, что может совершить талантливый человек и ее внук. У них настоящие родственные тношения. Бабушка гордилась внуком ,поддерживала его, беспокоилась. А он дарил ей изготовленные им самим стеклянные вещи, приезжал каждую осень в отпуск (здесь надо объяснить детям, что в то время все трудились и могли навещать своих родных раз в год) хотя и жил в городе. И в конце Вася приезжает и проводит свой отпуск в деревне, хотя бабушки уже нет, но семейные отношения прочные, Вася любит бабушку, как любила и уважала она его.
Уместным будет использование материалов устного народного творчества при формировании уважительного отношения к отцу и матери. Так, в 7 классе ,изучая русские народные песни, можно дать такие задания: найти в тексте обращение к отцу в песне «Ах,кабы на цветы не морозы».
Отец-батюшка, Свет, государь. В последних двух строчках «Не с хоромами жить –с человеком, не с богатством жить мне-с советом» заключено мнение всего народа о смысле семьи,где царит любовь, уважение, и где счастье основано на понимании чувств другого,а не там,где один человек во всем подчиняется другому, его мнение не учитывается ,Эта песня-философское произведение народа о том,что богатство без любви не принесет счастья никогда. Почему главная героиня тоскует и печалится в богатом доме?На этот вопрос семиклассникам без помощи учителя ответить непросто.Рекомендуем прочитать текст песни еще раз,объяснить значение слов непонятных, редко встречающихся в современной речи:кручина-грусть,тоска,тужила-горевала,с советом-уважением.
Для того,чтобы закрепить правильные представления о семье, об отношениях между юношей и девушкой, в 9 классе обязательно надо изучить произведние А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Именно настоящая любовь Лизы и Алексея помогает героям найти свое предназначение в жизни, сделать непростой выбор. Герои живут в 19 веке, но чувства, присущие им, есть и в 21 веке, они никуда не исчезли, только надо помочь современным подросткам разобраться, где оно, настоящее счастье, в чем оно заключено? Может, счастье- это когда тебя любят мама и папа, у тебя есть бабушки и дедушки, братья и сестры. Для них ты-самый дорогой и любимый человек, а они для тебя самые дорогие, кто поможет в трудную минуту. Формирование истинных семейных ценностей у школьников продолжается на всем пути обучения, оно невозможно за один урок и даже за год, это постоянный труд, это складывание картины из мозайки по крошечным фррагментам, для того,чтобы маленький человек понял смысл слова «семья» и сумел в дальнейшем создать счастливую семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.
В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся на уроках...
Урок чтения и развития речи в коррекционной школе 3 класс.
ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» Урок чтения и развития речи в 3 классе. Урок подготовила учи...
Адаптированные программы по чтению и развитию речи в коррекционной школе 8 вида
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс и 8 класс...
Конспект урока по чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида. 9 класс
Тема. Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куриленко» (В деревни Сычи)Цель. Знакомить с жизнью и творчеством Ю.И.Коваля и его произведением «Приключения Васи Куриленк...
Рабочая программа по чтению и развитию речи в коррекционной школе
Данная программа предназначена для учителей,работающих в старших классах коррекционной школы 8 вида. В ней отражены основные требования к знаниям, умениям и навыкам по чтению для учвщихся с ограниченн...
Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».
Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.Задачи: Образовательны...