Программа кружка "Моя семья".
рабочая программа (6 класс)

Комарова Юлия Ивановна

 Семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их развития и воспитания. Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка. Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах. В «Конституции Российской Федерации» установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».  

Цель программы: создание условий в образовательном учреждении, способствующих  формированию у детей ценностного отношения  к семье; воспитание нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, сознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_moya_semya.docx48.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нивская основная общеобразовательная школа»

                                                                 «Утверждаю»

                                                                 Директор школы: ________ Тарасов Ф.А.

                                                        Приказ № _____ от _______ 2018 года

Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружка «Моя семья»

для 6 класса

(духовно-нравственное направление).

                                                              Программу составил:

                                                     Комарова Юлия Ивановна,

                                                     Учитель русского языка и литературы

                                                      МБОУ «Нивская оош»

2018 – 2019 учебный год

Раздел 1. Пояснительная записка

 Семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их развития и воспитания. Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка. Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах. В «Конституции Российской Федерации» установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».  Указом Президента Российской Федерации  «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики.

Федеральный государственный образовательный стандарт  нового поколения направлен на развитие личности, принятие духовно-нравственных, социальных, семейных  ценностей. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и к другим людям, к обществу, природе. В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в том числе и российский социум, приоритетным становится вопрос о ценностях, формирующихся «в условиях семейного социума» (Г.Н. Филонов).

Семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России, российского общества и государства. Сегодня важным становится вопрос о научно обоснованной стратегии поиска концептов, средств и механизмов, позволяющих задействовать весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на формирование семейных духовно-нравственных ценностей.

Анализ научной литературы, образовательной практики, опыта семейного воспитания показал, что данная проблема носит многоаспектный характер: философский, социологический, психологический, педагогический, методический. Теоретико-методологической основной программы являются: философские концепции русских философов (И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского и др.), ученых-педагогов (К.Д. Ушинского, А.А. Ухтомского, В.А. Сухомлинского, Г.Н. Волкова, И.Ф. Гончарова и др.), психологов (В. Зеньковского, Л.С. Выготского и др.).

 Сегодняшние  реалии,  данные социологических и психологических исследований подтверждают, что назрела необходимость подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни, воспитания у учащихся ценностного отношения к семье.   Важным инструментом, посредством которого ученые разных стран стремятся решить данную проблему, является формирование семейных ценностей.

Цель программы: создание условий в образовательном учреждении, способствующих  формированию у детей ценностного отношения  к семье; воспитание нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, сознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.

Задачи программы:

  • развитие личности, органически сочетающей в себе стремление к формированию семейных ценностей, к самореализации и уважение к правам и интересам членов общества; высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества;
  • создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника на основе семейных, традиционных культурных и религиозных ценностей российского народа;
  • снижение уровня асоциальных проявлений среди детей и школьников.

Ожидаемые практические результаты:

  • содействие семье в реализации воспитательной функции, повышение воспитательного потенциала современной семьи и семейной политики, укрепление авторитета института семьи и его базовых ценностей;
  • создание совместной воспитательной платформы для профилактики семейных и социальных патологий;
  • формирование   способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека;
  • развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;
  • психологическое  благополучие ребёнка в семье;
  • оптимизация   отношений между детьми  и родителями.

Основные принципы организации воспитания по формированию

  семейных ценностей.

     Процесс формирования семейных ценностей  основывается на следующих основных принципах:

  • демократизм, суть которого в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
  • гуманизм к субъектам воспитания, в процессе которого устанавливаются равноправные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса, которые могут быть и субъектами и объектами воспитания;
  • духовность, проявляющаяся в формировании у школьников смысложизненных духовных ориентаций, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина;
  • толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
  • вариативность, включающая различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуациях неопределенности;
  • природоспособность - учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;
  • эффективность - как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;
  • воспитывающее обучение - как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин как основных, так и дополнительных образовательных программ в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
  • системность - как установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
  • социальность - как ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
  • социальное закаливание - как включение школьников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

 

Дидактические задачи: Накопление знаний об истории семьи, родственниках, семейных традициях; формирование стремлений и умений к гармоническим отношениям в семье; профилактика девиантного поведения подростка в семье; формирование романтических представлений о поло-ролевом поведении. Осознание социальной сущности семьи. Поощрение товарищества, развитие чувства дружбы, тактичного отношения к проявлению романтических любовных чувств. Формирование коммуникативных навыков. Формирование осознаваемого поло-ролевого поведения.

Базовые составляющие возрастного психического развития. 

Подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в классах основной школы.

Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.

Развитие личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда.

В этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Общение подростков со сверстниками и взрослыми является важнейшим условием их личностного развития и субъективно воспринимается ими как нечто личностно очень важное.

Формы и методы работы: Беседы по ситуации на темы семейной жизни, дружбы, товарищества, любви. Тренинги. Диспуты на темы морали. Совместные собрания родителей, учителей и учащихся. Вовлечение подростков в активные формы общественной жизни.

Содержание программы.

Спонтанно протекающий в условиях семьи процесс передачи освоения знаний и опыта старших поколений об отношениях к человеку другого пола, о браке и семье, о формах и нормах поло-ролевого поведения должен быть дополнен целенаправленной подготовкой подростков к семейной жизни.

Содержание такой подготовки должно, как правило, вытекать из педагогических наблюдений за поведением и общением подростков, бесед и встреч педагога с их родителями, выявляющих потребность в той, или иной дополнительной информации социально-нравственного характера.

Как правило, такого рода работа должна включать в себя информацию об этической, правовой, психологической, физико-гигиенической и хозяйственно-экономической стороне семейной жизни.

Этические аспекты. Ребенок должен уважать отца и мать, дружелюбно относиться к братьям и сестрам, знать о культуре интимных чувств, правильно представлять себе «идеальных» мужа и жену, учиться ответственности, честности, сдержанности, доброте, уступчивости, осознавать моральные основы семейных отношений;

Хозяйственно-экономическая сторона семейной жизни. Ребенка с раннего возраста надо включать в заботу о ближних, приобщать к домашнему труду, приучать выполнять семейные обязанности, включать в обсуждение экономических проблем семьи. Детей нужно учить проводить досуг вместе с семьей, отдыхать и работать вместе с родителями.

Учебно – тематический план

Тема занятий

Всего часов

Форма занятия

 «Познаем семью»

1

Для чего нужна семья человеку?

1

Урок- презентация

2

Степени родства и их обозначения

1

Беседа

3

Права и обязанности членов семьи.

1

Тренинг

4

Кто и о ком заботится в семье.

1

Тренинг

5

Что такое любовь к близким?

1

Беседа

6

Мой дом – моя крепость.

1

Дискуссия

7

Как жить, не ссорясь?

1

Ситуативная беседа

8

Крепкая семья- барьер на пути асоциальных явлений: алкоголя, курения, наркомании.

1

Беседа

9

Генеалогия своей семьи. Семейные ценности (реликвии и традиции и др.).

6

Урок- исследование

Урок- презентация

10

Влияние общения на психологический климат в семье. Приемы конструктивного общения в семье.

1

Тренинг

11

Что такое семейное счастье?

1

Диспут

12

Что такое семейное счастье?

1

Тренинг

13

Понятие о смысле жизни (смысл труда, любви, счастья и здоровья) как реализации себя.

1

Беседа

Диспут

14

Известные люди в моей семье.

2

Урок- исследование

15

Известные люди в моей семье.

1

Урок-презентация

16

Самая многонациональная родословная.

2

Урок – исследование

17

Самая многонациональная родословная.

1

Урок - презентация

18

Семейная память. Семейные легенды.

2

Семейная гостиная

19

Семейные традиции и заповеди.

2

Семейная гостиная

20

Семейные праздники

1

Ролевое моделирование

  21

Конкурс рисунков «Моя семья».

1

  22

Игра «Моя семья», посвященная Дню семьи.

1

Игра

23

Подготовка к фотовыставкам «Семейная реликвия», «Мир увлечений моей семьи»

2

24

Фотовыставки: «Семейная реликвия», «Мир увлечений».

1

Фотовыставки

ИТОГО:

34

Механизмы реализации программы

Механизмы реализации программы «Мир семьи» включает использование комплекса организационных, педагогических и экономических мер, предусматривающих:

  • совершенствование научно – методической и нормативно-правовой базы  с целью обеспечения оптимальных условий для реализации данного направления;
  • расширение связей  с образовательными и культурными  учреждениями города, района, села и региона, обмен опытом по вопросам  семейного воспитания;
  • активное привлечение общественности и родителей к решению вопросов семейного воспитания;
  •  ежегодный анализ результатов проведенной работы;

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.

  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации »
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в  РФ
  •  «Декларация о правах ребенка»
  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
  • «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».
  1.  «Народное образование» №№ 2,6/2011.
  2. «Работа социального педагога в школе» №№ 2-4/2011;
  3. Хухлаева О., Кирилина Т., Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М., 2013.
  4.  Журналы    «Семья и школа» №№1,7,10/2008; 3,6/20011;
  5.  Семейные ценности. Сайт //http://semcennosti.info/
  6.  Семейные ценности. Настоящее и прошлое: сценарий классного часа //http://festival.1september.ru/articles/530941/

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Слово "семья" восходит также к числу "семь" и местоимению "я", что связано со средним числом детей в семье во времена образования этого слова. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»

Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

  • Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.
  • Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
  • Биологическая: состоит из родителей и детей.

Типы семьи:

В зависимости от числа поколений в семье:

сложные — в них совместно проживает несколько поколений родственников

простые — однопоколенные семьи, прежде всего — супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения.

Также выделяются:

полная семья — семья с обоими супругами;

неполная — если отсутствует один из супругов.

Возможна типологизация семей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей.

Эгалитарная семья — семья, основанная на равенстве супругов

Авторитарная семья — базируется на экономическом, психологическом и другом господстве одного из партнёров.

Социальные функции семьи:

а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

д) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа взаимодействия семьи и школы "От сотрудничества - к успеху"

Программа взаимодействия семьи и школы "От сотрудничества - к успеху"...

Программа изучения семьи

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает роль семьи в решении задач воспитания.    Права и обязанности родителей опред...

Внеклассное общешкольное мероприятие . Программа "Моя семья"

Разработка данного мероприятия позволит интересно, а самое главное полезно провести время с родителями, рассказать   детям о роли и ценности семьи...

Воспитательная программа "Родная семья"

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача у...

Воспитательная программа "Карельская семья"

Воспитательная программа для воспитанников детского дома. Программа получили грантовую поддержку благотворительного фонда "Наше завтра" г. С-Пб....

Конкурсная программа "О Семье".

Презентация с конкурсами к празднику детей и родителей....

презентация для самообразования учителей о Кембриджской Программе внедрения семи модулей, как Новых подходах в воспитании и обучении детей.

презентация для самообразования учителей о Кембриджской Программе внедрения семи модулей, как Новых подходах в воспитании и обучении детей.Текст выступления к презентации о серии последовательных урок...


 

Комментарии

Комарова Юлия Ивановна

Я рада помочь вам своими методическими разработками.