Программа изучения семьи
методическая разработка по теме
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, глава 12 семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Отделение дополнительного образования «Ритм» лицея №378 Кировского района Санкт-Петербурга предает особое значение разработке перспективных форм взаимодействия с семьей. Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Педагоги дополнительного образования не могут решить все возникающие задачи без активной и грамотной помощи родителей воспитанников ОДОД. Большинство родителей проявляют живой интерес к школьной и внешкольной жизни своих детей, но в то же время многие еще не осознают возможность правильного режима в школе, личностного и интеллектуального развития каждого ребенка в ОДОД, направленного на сохранение его здоровья. Это и подтолкнуло к написанию программы изучения семьи, тем более, что в отделении дополнительного образования накоплен достаточный опыт работы с родителями; собрана и обработана различная информация; о составе семьи, уровне образованности родителей, их отношению к увлечению детей, работе дополнительного образования и т. д. Информация собиралась открыто; через личные беседы: педагога и родителя, педагога и социального педагога, педагога и педагога – психолога. Активно проводилось анкетирование, регистрировались личные наблюдения педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izucheniya_semi.docx | 59.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №378 Кировского района Санкт-Петербурга
Отделение дополнительного образования детей «РИТМ»
Пр. Ветеранов, 114/2, тел. 759-75-10
Принята на педагогическом УТВЕРЖДАЮ
совете лицея И.о директора ГБОУ лицея № 378
Протокол №_______ Кировского района Санкт-Петербурга
________________ Н.Н. Голубчикова
от «_____»____________ 2012г. «____»____________2012г.
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
Автор: Андреева Юлия Сергеевна,
заведующая отделением дополнительного
образования детей «РИТМ»
2012г.
Пояснительная записка
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, глава 12 семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Отделение дополнительного образования «Ритм» лицея №378 предает особое значение разработке перспективных форм взаимодействия с семьей. Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Педагоги дополнительного образования не могут решить все возникающие задачи без активной и грамотной помощи родителей воспитанников ОДОД. Большинство родителей проявляют живой интерес к школьной и внешкольной жизни своих детей, но в то же время многие еще не осознают возможность правильного режима в школе, личностного и интеллектуального развития каждого ребенка в ОДОД, направленного на сохранение его здоровья. Это и подтолкнуло к написанию программы изучения семьи, тем более, что в отделении дополнительного образования накоплен достаточный опыт работы с родителями; собрана и обработана различная информация; о составе семьи, уровне образованности родителей, их отношению к увлечению детей, работе дополнительного образования и т. д. Информация собиралась открыто; через личные беседы: педагога и родителя, педагога и социального педагога, педагога и педагога – психолога. Активно проводилось анкетирование, регистрировались личные наблюдения педагогов дополнительного образования.
Цель:
Объединить усилие педагога и родителей в воспитании творческой, гармонично развитой личности.
Задачи:
Правильно информировать родителей; о работе, достижениях, педагогах творческих объединений.
Направить интересы родителей на развитие творческих способностей своего ребенка, сохранение психического и физического здоровья.
Помочь в выборе форм и методов воспитания.
Пропагандировать среди родителей и детей здоровый образ жизни.
Сформировать активную позицию в оказании любого вида помощи ОДОД.
.
Выполнению поставленных задач в работе с родителями помогает:
* Комфортная среда для развития детей;
* Бесконфликтная педагогика;
* Демонстрация достижений воспитанников;
* Ситуация успеха, авансирования ребенку.
Эти условия привлекают родителей к участию в мероприятиях ОДОД, творческого объединения, вызывают у них желание работать в составе советов.
Уровни работы с родителями:
На индивидуальном уровне - беседа, выбор образовательного маршрута для ребенка.
На уровне образовательного объединения - создание родительского актива, привлечение родителей к участию в различных мероприятиях, благотворительная деятельность.
На уровне творческого объединения – демонстрация родителям практических умений воспитанников в выбранной ими деятельности (выставки, конкурсы, соревнования, концерты).
На уровне ОДОД – вовлечение родителей в управление через советы, участие их в педагогических советах, совместные праздники, благотворительная помощь со стороны родителей в создании и укреплении материальной базы объединений и организация творческих командировок детей и коллективов.
Предполагаемый результат:
1. Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей.
2. Развитие их творческой инициативы.
Формы работы могут быть разными: индивидуальные беседы, круглые столы, родительские собрания, открытое занятие, тематические и персональные выставки, игровые семейные конкурсы и соревнования.
Родительские собрания - наиболее распространенная и эффективная форма работы с родителями, связи ОДОД с семьями воспитанников, это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский актив
.Работая с родителями, каждый педагог дополнительного образования ОДОД «Ритм» помнит, что они (родители) - тоже воспитатели, имеющие право не собственное педагогическое творчество и мнение. Установка на радушие, на опережающую благодарность со стороны педагога принесет свои плоды: «Вы обратились ко мне за советом, спасибо Вам за доверие»
План работы с родителями
№ | Вид деятельности | Число, месяц | Формы работы | Ответственный |
1. | Организационно – информационная деятельность. | сен-ь дек-ь май | Родительское собрание лицея: инфо. о наборе, достижениях, изменения в работе ОДОД | Андреева Ю.С. |
по инд плану в теч. года | Родительское собрание творческого объединения: расписание, требования, дела объединения | Педагоги творческих объединений | ||
в теч. года | Личные беседы родителей с педагогами, педагогом – организатором, психологом, социальным педагогом администрацией. | Педагоги творческих объединений | ||
в теч. года | Анкетирование | Педагоги ОДОД, методисты | ||
в теч. года | Сайт ОДОД «Ритм» | Егоркина Е.М методист | ||
2 | Культурно –досуговая деятельность | ноя-ь | Культурно-досуговая программа «Мир глазами ребенка» | Царук О.В педагог – организатор |
фев-ь | Спортивная культурно- досуговая программа «Дружная семья» | Царук О.В педагог – организатор | ||
апр-ь | Культурно досуговая программа «Уютное гнездышко» (семейные традиции) | Царук О.В педагог – организатор | ||
май | Отчетный концерт творческих коллективов «На большом воздушном шаре» | Андреева Ю.С, Царук О.В | ||
В теч года | Выставки детских работ | Педагоги – прикладники, ИЗО | ||
В теч года по инд плану | Экскурсии, театры, и т.д. (родители с детьми организованно). | Педагоги творческих объединений | ||
3. | Просветительская деятельность | сен-ь | Родительское собрание презентация « Дети на дороге» | Васильева И.А. педагог доп. образования «Дети – дорога – жизнь» |
дек-ь | Родительское собрание презентация « Самый умный, самый добрый» (Психолого-педагогический материал) | Троянская Т.К. педагог доп образования «В мире игры», психолог | ||
в теч года | Сайт ОДОД «Ритм» (материалы по педагогике, психологии) | Егоркина Е.М. методист | ||
в теч года по инд плану | Открытые занятия | Педагоги творческих объединений | ||
в теч года по инд плану | Экскурсии, театры, и т.д. (родители с детьми организованно). | Педагоги творческих объединений | ||
май | Родительское собрание презентация летнего оздоровительно лагеря «Солнышко» на базе лицея №378 | Андреева Ю.С., Царук О.В, Васильева И.А. | ||
4. | Спонсорская родительская помощь | в теч года | Помощь в пошиве костюмов, приобретении спортивного инвентаря, атрибутов, выезды детей на соревнования, фестивали, конкурсы, экскурсии. | Педагоги творческих объединений |
Список использованной литературы:
1. «Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй» от 31.01 №№ 90.130-16
2. Материалы Всероссийского родительского собрания «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры», 4-6 декабря 2000 г. «Воспитание школьников» №5, 2001 г.
3. Основные направления работы учреждения дополнительного образования с семьёй (см. «Дополнительное образование» №1 – 2003 г.)
"Внешкольник" №5-2002г; №8-2002г.
"Внешкольник" (областной) №2-2003г
4. Сергеева В.П. «Классный руководитель в современной школе», 2002 г.
5. Созонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе»
6. Дереклеева Н.И. «Классный руководитель: основные направления деятельности», 2001 г.
7. Серия "Воспитание в семье".
8. Популярная психология для родителей. Москва, педагогика 1989 г
9. "Внешкольник" №1-95г. г. Ярославль стр. 32-36
10. "Внешкольник" №2-98г
11. "Календарь для родителей"
12. Ж-л «Физкультура в школе», №3-98г. стр 38-43
13. Ж-л «Классный руководитель» №5-99г. №8, 2000 г., №6, 2003 г.
Приложение 1.
Анкета для родителей:
Уважаемые родители!
Ознакомьтесь, пожалуйста, с проведёнными ниже вопросами и ответьте на них, как считаете нужным. Вариант ответа обведите кружком. Анонимность ответов полностью гарантируется.
1. Есть ли у Вас желание активно сотрудничать с ОДОД «РИТМ» лицея
№ 378?
· конечно, да (с педагогом дополнительного образования, администрацией,
психологом, логопедом);
· скорее да, чем нет;
· скорее нет, чем да;
· нет, не вижу в этом необходимости.
2. Какие формы совместной работы Вы считаете наиболее эффективными:
родительское собрание;
открытые занятия;
беседы с родителями;
совместные дела детского и родительского коллективов;
педагогические конференции, круглые столы;
другое (напишите свой вариант)__________________________________________
___________________________________________________________________________
Какие формы взаимодействия Вы хотели ввести в практику нашего ОДОД? ___________________________________________________________________________
3. Как Вы считаете, что можно было бы организовать интересного для Ваших детей? ___________________________________________________________________________
4. Что Вам было бы интересно делать совместно с детьми в условиях ОДОД? ___________________________________________________________________________
5. В каких соревнованиях, конкурсах, спектаклях, праздниках Ваша семья приняла бы участие?_________________________________________________________________
6. Чем Вы реально можете помочь педагогу Вашего объединения или коллективу ОДОД в целом?______________________________________________________________
7. Встречаете ли Вы трудности в воспитании детей? Какие? ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
8. Готовы ли Вы к совместной работе с педагогами ОДОД для преодоления этих трудностей? _________________________________________________________________
9. Какую информацию хотели бы видеть на сайте ОДОД "Ритм» лицея №378?
__________________________________________________________________________
Приложение 2.
Анкета для родителей
Как вы считаете, почему Ваш ребенок посещает творческие объединения ОДОД?
Нужное подчеркнуть или добавить в 6 пункте
1. прежде всего для формирования системы этических, морально-нравственных,
эстетических ценностей;
2. для того чтобы развивать то, что развито недостаточно;
3. для развития навыков общения в группе;
4. дополнительное образование отвлекает ребенка от улицы, дурных компаний;
5. для того, чтобы развить природный талант и подготовиться к
профессиональной деятельности;
6.____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (презентация «Дети на дороге»)
1. Имеется ли в семье свой личный транспорт? (Да, нет.)
2. Есть ли в семье водители-профессионалы? (Да, нет.)
3. Где вы узнаете о дорожных происшествиях, связанных с детьми?
На собрания в школе.
Из разговоров.
По телевидению, радио, в печати.
4. Как ваш ребенок знает правила дорожного движения?
Считаю, что знает на - «5», «4», «3», «2».
5. Как часто ваш ребенок гуляет по улице один? (Да, нет.)
6. Кто научил ребенка соблюдать Правила дорожного движения?
Детский сад
Школа.
Сами родители.
Бабушка, дедушка.
7. Как часто вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила дорожного движения?
Ежедневно.
Иногда.
Очень редко.
Не говорим на эту тему.
Другие ответы.
8. Ваш ребенок стал первоклассником. Что вы сделали для того, чтобы он правильно переходил дорогу?
Показали самый короткий и безопасный путь от дома школы.
Несколько раз прошли по этому пути вместе с ребенком, показав, как правильно переходить дорогу.
Другие меры (указать).
9. Соблюдаете ли вы сами Правила дорожного движения?
Всегда соблюдаю.
Не всегда.
Не соблюдаю.
10. Нарушаете ли вы Правила, когда идете вместе с ребенком?
Нет.
Иногда бывает, если спешим.
Не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины.
11. Как реагирует на ваше нарушение ребенок?
Никак не реагирует.
Говорит, что мы идем неправильно.
Требует, чтобы мы шли правильно.
Приложение 4.
Семейная игровая культурно – досуговая программа
«Мир глазами ребенка»
Пояснительная записка
Данная культурно -досуговая программа относится к разделу «Работа с родителями». В программе участвуют семьи воспитанников творческих объединений ОДОД «Ритм». Возраст воспитанников 7-10 лет.
Программа направлена на улучшение микроклимата в семье, установлению дружеско-уважительных отношений друг к другу; поможет родителю лучше узнать своего ребенка, понять и принять его победы и неудачи.
Цель: оптимизация детско-родительских отношений.
Задачи:
развитие коммуникативной компетентности родителей;
помочь родителям понять и принять детскую позицию в различных жизненных ситуациях;
формирование адекватных способов реагирования во время конфликтных
ситуаций типа ребенок-родитель.
Атрибуты: карточки для упражнения «Знакомые ситуации», детские игрушки.
Место проведения: актовый зал лицея № 378
Призы: мешочки с сувенирами, символизирующие семейное благополучие.
Сценарий игровой программы:
Под музыку на сцену выходит ведущий.
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтоб поприветствовать самые активные и дружные семьи воспитанников нашего ОДОД «РИТМ».
Ведущий называет семейные команды, которые выходят на сцену под аплодисменты зрителей в зале
- Хочется спросить наших участников, почему они решили участвовать в нашей культурно-досуговой программе «Мир глазами ребенка», и что для них значит семья? (по очереди подходит к каждой команде)
-Семья – это счастье, любовь и удача,
-Семья – это летом поездки на дачу.
-Семья – это праздник, семейные даты,
-Подарки, покупки, приятные траты.
-Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
-Мечты о хорошем, волнение и трепет.
-Семья – это труд, друг о друге забота,
-Семья – это много домашней работы.
-Семья – это важно!
-Семья – это сложно!
Ведущий продолжает
-Да! Счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья (аплодисменты)
-А мы переходим к первому конкурсному заданию. Я задаю быстрый вопрос и хочу услышать быстрый и интересный ответ.
-Скажите, как зовут вашу дочь (сына)? Почему вы его так назвали?
-Как ласково папа называет маму дома?
-Какое у папы самое любимое блюдо?
-Куда вы последний раз ходили вместе?
-В какой магазин мама ходит чаще всего? и почему?
-Любимое мамино выражение? А папино?
-Папина любимая передача? И т.д.
Второе конкурсное задание «Скульптура идеальной семьи».
- Каждый из нас мечтает об идеальной семье. Давайте немного пофантазируем на эту тему. Какой по вашему должна быть идеальная семья?
Участники по очереди называют то, что для них важно.
- Я вам сейчас предлагаю построить скульптуру идеальной семьи
Для этого наши команды делятся на взрослых и детей. Первая подгруппа – родители, вторая – дети.
Задание: создать скульптуру идеальной семьи глазами родителей для первой подгруппы, и глазами ребенка для второй. В каждой команде выбирается человек, который будет рассказывать о скульптуре.
Номер художественной самодеятельности
Задача ведущего: помочь начать обсуждение, войти в образ детей участникам второй подгруппы. На обсуждение дается не более 3-5 минут.
Затем каждая команда представляет свою скульптуру и отвечает на вопросы другой команды.
После этого – обмен впечатлениями, чувствами участников, бывших в той или иной роли.
Ведущий подводит небольшой итог о том, чем различаются эти скульптуры и что в них общего.
Третье конкурсное задание: «Знакомые ситуации».
Ведущий предлагает потренироваться в понимании своих детей в повседневных ситуациях. Для этого группа делится пополам или остаются подгруппы, получившиеся в упражнении «Скульптура идеальной семьи». Одна подгруппа – дети, другая – родители. Ведущий с карточек зачитывает ситуации. «Дети» называют те чувства, которые испытывают дети. А «родители» – родительские чувства. Ситуацию, вызывающую затруднения и споры, можно проиграть. После того, как названы чувства, участники должны предложить возможные выходы из данных ситуаций.
Примерные ситуации.
- Родители укладывают 5-летнего ребенка спать. Он просит то попить, то поесть, то……
- Дочь требует, чтобы мама не приставала к ней с напоминаниями о том, что надо делать уроки, что надо взять физкультурную форму.
- Мама хочет, чтобы сын все время после школы был занят. Посещал разные кружки, занимался спортом. А сын сопротивляется.
- Старший сын все время задевает младшего. Не может мимо пройти, чтобы не задеть, чтобы что-нибудь не сказать.
- Ребенок принес двойку по контрольной и спрятал дневник.
- Отец пришел с работы, увидел в коридоре брошенный велосипед и стал ругать ребенка.
Затем ведущий предлагает проиграть семейные команды ситуации, которые обсуждались, так чтоб назревающий конфликт был сведен на нет.
Номер художественной самодеятельности
Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресенье,
И за окошком – не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!
Наша встреча подошла к концу, и мне хочется сделать для вас подарок (раздает бумагу и карандаш каждому участнику) напишите, что нужно чтоб ваша семья считалась идеальной, что для этого не хватает. (Пишут)
Номер художественной самодеятельности
А теперь положите эти пожелания в мешочки. (раздает красивые мешочки с призами, ведущий показывает и проговаривает призы, объясняя, в шуточной форме, почему такой приз). Только помните, каждый из вас имеет право на собственное мнение независимо от возраста, самое главное уметь высказывать его так, чтоб никто не обиделся и все поняли.
Воскресенье - вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов
Будьте счастливы и здоровы!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета по изучению семей учащихся
Данная анкета поможет классному руководителю в работе с семьей...
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧАЩИХСЯ.
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА. АНКЕТЫ: "ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ", "ВАШ РЕБЁНОК", "ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА"....
Анкета по изучению семьи учащихся
Материал для работы с родителями, а также со школьной документацией...
Методические рекомендации для классных руководителей по изучению семей учащихся
Методические рекомендациидля классных руководителей по изучению семей учащихся....
Анкета по изучению семьи учащихся
Анкета для родителей учащихся...
Щуркова Н.Е. "Методики изучения семьи"
Педагогические методики, как правило, выступают перед детьми вскрытой форме, в виде игры, проверки собственных сил, состязания....
Диагностические методики «Изучения семьи учащегося»
Изучение семей учащихся позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей....