«Школа радости» как здоровьесберегающая модель досугово-образовательного пространства
статья

(здоровьесберегающие принципы построения досуговой программы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_radosti.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Школа радости» как здоровьесберегающая модель

досугово-образовательного пространства

(здоровьесберегающие принципы построения досуговой программы)

Досуговые мероприятия, организуемые для школьников района, проходят во внеурочное время и направлены на переключение внимания учащихся после учебного дня, а также носят воспитательный и компенсирующий характер. Дети с малолетнего возраста сильно загружены информацией, они понимают, что живут в условиях конкурентной борьбы – необходимо лучше себя вести, чтобы хорошо учиться; необходимо хорошо учиться, чтобы поступить в ВУЗ и получить хорошую специальность; необходимо получить хорошую специальность, чтобы получить хорошую работу и т.д. Такие эмоциональные перегрузки приводят к деформации психологического состояния ребёнка и как следствие асоциальному поведению. Для предотвращения подобного мы и включаем детей в «игровой» процесс, создавая досугово-образовательное пространство. Так как свобода является ключевым признаком игры, то всякая игра это, прежде всего свободная деятельность, поэтому, создавая сценарии досуговых программ, мы включаем свободу действий, то есть дети могут свободно высказывать своё мнение и свободно вести себя (но, разумеется, в рамках досуговой программы).

При подготовке к досуговой программе всегда учитывается возрастная аудитория детей, а также актуальность и востребованность самой программы ими. Для создания комфортных условий досугово-образовательного пространства для детей младшего школьного возраста преимущественно используются игровые технологии, а также оригинальные задания являющиеся профилактикой утомляемости (досуговая программа Мульти-Пультия – по фрагменту мультфильма нужно рассказать что будет дальше; узнать песню из мультфильма, сказать из какого мультфильма и кто поёт; досуговая программа Волшебный клубок – собрать сказочный пазл и узнать сказку; эстафетой в две команды пройти полосу препятствий при этом перекатывая «наливное яблочко» по «расписному блюдечку»).

Это помогает решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего характера, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Для учащихся среднего и старшего возраста преимущественно используются информационные технологии, усложняется содержание заданий. (Досуговая программа Планета зелёных зайцев – побуждает интерес к самостоятельному изучению космоса, созвездий, нашей планеты; игра-конкурс «Мы родом из России» - побуждает интерес к самостоятельному изучению нашей страны, кроме того дети получают комплексно-системные знания о геополитическом, социально-экономическом, этнографическом положении России).

Так как характеристика здоровья включает в себя и социально-психологическое благополучие, то в наших досуговых программах большое внимание уделяется работе в команде, социализации. (Досуговая программа В поисках Спинглина – вся работа проходит в «экипажах» по 5-6 человек; в конце каждый «экипаж» создаёт птицу Спинглина, который исполняет желания, и выпускают его на улице).  Для старших классов формы коллективного взаимодействия усложняются: итог игры зависит от организации взаимодействия внутри команды. Примером этого может служить досуговая программа Планета зелёных зайцев.

Несмотря на то, что пространство является досуговым оно ещё и образовательное. Только процесс познания как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это по-другому, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. Это можно понять из вышесказанного.

К основным здоровьесберегающим принципам постороения досуговой программы можно отнести:

  1. Выбор игровой формы организации досуговой программы, способствующей свободному выражению личности.
  2. Учёт возрастных возможностей учащихся.
  3. Система работы над социальной адаптацией воспитанников.
  4. Процесс организации скрытого познания.

Всё вышеперечисленное позволяет говорить, что педагогами нашего отдела создаётся здоровьесберегающая модель «Школы радости».

Перспективу развития мы видим в разработке программ по профилактике здорового образа жизни для работы с летними городскими лагерями. Эти программы мы проводим в летний период, так как в это время они наиболее актуальны.

Программ, специально направленных на здоровьесбережение мы специально не разрабатываем, так как такая работа в полном объёме ведётся на базе школы. А мы призваны работать со школой в тандеме, то есть дополнять школьную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Школа РАДОСТИ. Метериалы для занятий с детьми

конспекты и раздаточные материалы для занятий с детьми по подготовке к обучению в школе "Школа РАДОСТИ" можно скачать ЗДЕСЬ,презентации к занятиям - ЗДЕСЬ....

Из опыта воспитательной работы. Школа должна быть "школой радости".

В работе я рассказываю о методике патриотической работы в классе, о проводимых мероприятиях с 5-го класса по  11 класс....

Школа радости - учит, развивает, воспитывает.

    Каждое утро наши дети идут в школу. В школе проходит большая часть их жизни, и это время значимо для детей. Мы понимаем, что в современном мире школа уже не является единств...

Методическая разработка урока по теме «Gesundes Essen» «Здоровая еда» в 5 «В» классе с использованием здоровьесберегающих принципов образовательного пространства урока. УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова

На своих уроках для организации благоприятного климата, для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддерживая мотивацию обучающихся использую элементы здоров...

Формирование здоровьесберегающего учебно-образовательного пространства урока

Раскрывается использование элементов здоровьесберагающих технологий на уроках биологии...