Доклад « Формирование нравственных ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности"
учебно-методический материал
В сообщении рассказывается об опыте внеурочной работы школы -интерната №22 ОАО "РЖД"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы . | 356.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Не может быть колебаний стремиться к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых. Каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым, патриотом».
Вопросы нравственного воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда. В настоящее время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Современные ученые указывают на то, что в настоящее время явно проявляется болезнь духа нации, распространяется пессимизм, отчаяние, безысходность. И в школе такие явления налицо. У детей нет веры ни во что, они не знают своих корней, вытравлено чувство коллективизма, у детей отсутствует стремление помочь друг другу, нет доброты сострадания к товарищу
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Несмотря на важность рассматриваемых вопросов, решение задачи нравственного воспитания молодого поколения в процессе внеурочной деятельности исследовано на недостаточном уровне.
Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, глубоко затронули не только социально–экономическую, но и воспитательную, духовно–нравственную сферу жизни общества. В связи с введением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) наряду с умственным, физическим и трудовым воспитанием, особое внимание стало уделяться нравственному.. Именно младшие школьники оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.
Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе. Поэтому структура ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития и формирования выступают объектом социально-психолого-педагогического анализа. Тем более это важно для определения системы ценностей в новых социальных условиях, что позволит выделить структуру жизненных установок и на их основе определить пути формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности в наши дни.
Воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, является приоритетной в воспитании. Перед школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Соответственно взгляд на воспитание должен быть другим.
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно–урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность представлена следующими направлениями развития личности:
1) спортивно–оздоровительным;
2) духовно– нравственным;
3) социальным;
4) общеинтеллектуальным;
5) общекультурным.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах
как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются
по трём уровням:
1) приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);
2) получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к реальности;
3) получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
В школе №22 внеурочная деятельность в соответствии с положениями ФГОС НОО осуществляется через проведение различных кружковых занятий, экскурсий, секций и т.п. педагогами школы Она представлена несколькими направлениями развития личности. В данном случае нас интересует конкретно духовно–нравственное направление, без которого, однако, не обходятся и другие, так как ценностно–ориентационная деятельность в той или иной степени пронизывает все виды деятельности. К примеру, реализация спортивно–оздоровительного направления внеурочной деятельности через секции, соревнования, спортивные кружки способствует формированию товарищеской взаимопомощи, взаимовыручки, умению радоваться за других в случае победы и не огорчаться при поражении (целесообразно использование девиза «главное не победа, а участие»). Так, возвращаясь к духовно–нравственному направлению внеурочной деятельности, следует отметить, что его реализация предполагает формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников, включающих не только знания (разум) учащихся о добре и зле, о хорошем и плохом, но и затрагивающих их чувства и эмоции, отражающих поведение (мотив) и отношение к окружающим, себе самому, к семье, Родине и т.д.
Внеурочная деятельность в школе по данному направлению осуществляется
через следующие кружковые занятия: «Изостудия»,
« Вокальная студия». Театр, хореография, ДПТ. «Родники». «Литературная гостиная», «Бисероплетение», «Умелые ручки», «Хоровое пение,»
Достижения учащихся
НПК, Экологическая работа, (акции, экскурсии), сбор батареек, участие в Акции «Накорми бездомных собак в приюте»
Творческие проекты : «Золотая Осень» – поделки, «Новогодние кружева», украшение кабинетов, регулярные конкурсы рисунков ко всем праздничным датам, событиям, школьным мероприятиям, концерты.
. «Бисероплетение», где учащиеся создают своими руками различные предметы из бисера: игрушки, украшения, цветы. Такие поделки дети охотно дарят своим близким и друзьям, поэтому данная работа способствует развитию доброжелательности, дружелюбия.
. «Изостудия», где учащиеся учатся не только основам изобразительного искусства, но и получают эстетическое наслаждение, получают представление о красоте.
. «Вокальная студия», где дети учатся основам вокального, хорового пения, разучивают песни, что благоприятно для развития патриотических чувств, чувства товарищества и взаимоуважения, формирования коммуникативных , личностных компетенций.
Работа с родителями
В классах проводится большая работа с родителями. В течение многих лет обучения детей проводились спортивные конкурсы, походы , выезды на турбазы( Никонова И.В. Кирилюк Е.Г. , Карташова О.Л., Кузьмина Е.В., Краснопеева О.В., Новолодская В.А. )
, что создает благоприятные условия для формирования патриотических чувств, уважения к старшим, ценностного отношения к семье.
Благоприятны для развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста следующие особенности деятельности: добровольность участия, активность и самостоятельность детей, привлекательность содержания деятельности, творчество; личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в целостном педагогическом процессе учебной и внеучебной деятельности.
Нравственный мир ребенка сложен и изменчив, находится в развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом учеников, сформировать гражданина своей страны, способного к проявлению толерантности, оценке своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного.
Таким образом, все перечисленные направления внеурочной деятельности в нашей школе, как мы считаем, кроме развития эстетического вкуса учащихся, способствуют формированию нравственных ценностных ориентаций: развитию умения видеть и создавать прекрасное, формированию патриотических чувств, отзывчивости, доброжелательности, взаимопомощи, ответственности, бережного отношения к окружающим предметам и позволяет воспитать из младших школьников настоящих патриотов и поистине нравственных людей
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и люби,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на РМО "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
Перед общеобразовательной школой, семьёй стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окр...
Воспитательная концепция по формированию нравственных ценностных ориентаций школьников 5-7 классов "Шаг навстречу"
воспитательная программа класса на 3 года...
тезисы к докладу «Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся в современной школе»
из опыта работы зам дир по ВР МОУ "Днестровская СШ№1"...
тезисы к докладу «Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся в современной школе»
выдержки из доклада...
Формирование духовно – нравственной личности школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственн...
Воспитательная программа формирования нравственных ценностных ориентаций у старшеклассников
Использовала в 10 классе....
Формирование нравственных ценностей на занятиях внеурочной деятельности
Формирование нравственных ценностей на занятиях внеурочной деятельности...