тезисы к докладу «Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся в современной школе»
статья на тему
из опыта работы зам дир по ВР МОУ "Днестровская СШ№1"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-tezisy_yakimenko_s.i._office_word.docx | 83.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД /ТЕЗИСЫ
«Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся в современной школе»
Светлана Ивановна Якименко
МОУ «Днестровская СШ№1»
заместитель директора по ВР
«Настоящий человек начинается там, где есть святыни души»
В. А. Cухомлинский
На нынешнем этапе развития общества нравственное образование и воспитание школьников, формирование у них ценностных ориентаций становится предметом государственной политики и обязательной неотъемлемой частью образования.
…В задачи обучения и воспитания образования ПМР входит подготовка
высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, проникнутых идеями гуманизма, миролюбия, патриотизма, социальной справедливости, соблюдения общепризнанных гуманистических ценностей, прав и законов. (текущая редакция на 16.02.16г.
Закона «Об Образовании» ПМР)
Рассматривая ценностные ориентации («святыни души»), выдающийся советский педагог-психолог А.Н. Леонтьев отмечал: «Ценностные ориентации - это ведущий мотив – цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом… такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни». Кроме Алексея Николаевича Леонтьева немалый вклад в изучение ценностных ориентаций учащихся внесли: cоциолог Игорь Семенович Кон, доктор педагогических наук, профессор -Анатолий Викторович Мудрик. Ученые предлагают следующие трактовки понятий ценности и ценностные ориентации:
Ценности – это значимые для личности, общества материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты, представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба.
Ценностные ориентации - это центральное личностное новообразование,
выражающее сознанное отношение к себе, к миру и обществу. Поэтому тема предложенная для презентационной площадки очень интересна и актуальна.
Актуальность:
1. Oбщество нуждается в подготовке образованных, с устойчивыми ценностными ориентациями личностях.
2. Постоянные изменения в политической, экономической, духовной сферах общества влекут за собой качественные изменения в ценностных ориентациях и поступках молодежи, особенно ярко это выражено у подрастающего поколения.
При подготовке презентационной площадки я поставила цель.
Цель:
Выявить условия эффективного формирования ценностных качеств молодежи, в том числе учащихся МОУ «Днестровская СШ№1»
Задачи:
1. Подобрать методы и приёмы работы по формированию устойчивых нравственных качеств учащегося.
2. Провести диагностику уровня воспитанности ценностных ориентаций учащихся МОУ «Днестровская СШ№1».
3. Проанализировать воспитательную работу в школе по данному направлению.
Ожидаемые результаты: проводимая работа с учащимися будет способствовать самоопределению детей в жизненных ценностях.
Методическая тема МОУ «Днестровская СШ№1»: «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании», поэтому наша работа ориентирована на развитие личности учащегося, а синтезом основных аспектов развития личности является аббревиатура современной школы- УСПЕХ :
У – учеба (познавательная деятельность
С– социализация (социальная деятельность)
П – позитивность (продуктивная деятельность)
Е – единство (коллективная деятельность)
Х– харизма (исключительных качествах личности)
Для достижении цели в школе налажена работа по реализации направлений концепции ВР по формированию нравственно-ценностных ориентаций учащихся МОУ «Днестровская СШ №1»: «Я и Человек», «Я и Семья»,
«Я и Мир знаний», «Я и Общество», «Я и Природа».
Важным звеном в достижении цели являются программные модули по формированию нравственно- ценностных ориентаций учащихся.
Модуль «Милосердие» ориентирован на формирование таких ценностей, как сострадание, готовность делать добро, толерантность.
Модуль «Когда мы вместе» ориентирован на формирование таких ценностей, как воспитание общественно - активной, социально - полноценной, здоровой личности.
Модуль «Юный Эколог Приднестровья» ориентирован на формирование таких ценностей, как воспитание экологической культуры, творческого отношения к труду, трудолюбие.
Модуль «Юный Патриот» ориентирован на формирование таких ценностей, как гражданственность, патриотизм.
Модуль «Лидер» ориентирован на формирование таких ценностей, как лидерские качества, самоопределение активной личности.
Для реализации поставленных задач в воспитательной работе школы в системе применяются элементы современных образовательных технологий:
1. Шоу-технология.
2. Технология КТД И.П.Иванова.
3. Игровая технология.
4. Здоровье сберегающие технологии.
5. Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания по
Караковскому А. В.
Формой воспитательной деятельности в школе являются проводимые мероприятия. Нравственно-ценностные ориентиры учащихся МОУ «Днестровская СШ№1» формируются через такие способы организации (формы) воспитательной работы:
1.Классные часы.
2.Этика малых дел.
3.Праздники.
4.Социальное проектирование.
5.Экскурсии
6.Круглые столы.
7.Тренинги.
8.Cоревнования.
9.Акции.
Пути взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников МОУ «Днестровская СШ№1» осуществляются с применением следующих методов:
1.Метод Эдварда де Боно.
2. Этические беседы.
3.Анкетирование.
4. Тестирование.
5.Стимулирование.
6.Метод коррекции поведения.
7.Метод воспитывающих ситуаций.
Действенным методом в воспитательной практике является диагностика. Путем тестирования и анкетирования осуществляется мониторинг и оценка уровня проводимой работы в школе. Результаты анкетирования студентов епархиального училища, просто молодых людей и учащихся МОУ «Днестровская СШ№1» по формированию у них нравственно-ориентированных ценностей, качественно отличаются, но, оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с семьёй. Семья по прежнему остается важнейшей ценностью человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания семьи.
Весь спектр работы, проводимой в школе по формированию важных жизненных ориентиров положительно сказался на показателях уровня воспитанности учащихся всех ступеней обучения. Особенно отрадно отметить эти показатели у выпускников школы.
Новизной в диагностической работе центра воспитательной работы стал метод Милтона Рокича- «Исследование ценностных ориентаций»
Выпускникам предложен набор карточек с обозначением ценностей. Задача – разложить их по порядку значимости для выпускников как принципов, которыми они будут руководствоваться в жизни. (диаграмма №1). Диагностическим итогом работы в конце года является уровень воспитанности учащихся. Результаты не разочаровали (диаграммы№ 2-4)
Выводы:
1. Уровень сформированности нравственных ценностей у выпускников МОУ "Днестровская СШ№1" обращает на себя внимание, тем, что такие ценности как счастье, любовь, здоровье, профессия и образование являются доминирующими и являются основой таких нравственных ориентиров, как чуткость, честность и независимость.
2. Нравственно-ценностные ориентации являются важным элементом определяющим цель и смысл жизни.
Диаграмма №1
Порядок значимости ценностные ориентации
выпускников МОУ «Днестровская СШ№1»
Диаграмма №2
Уровень воспитанности учащихся I ступени
МОУ «Днестровская СШ№1»
Диаграмма №3
Уровень воспитанности учащихся II ступени
МОУ «Днестровская СШ№1»
Диаграмма №4
Уровень воспитанности учащихся III ступени
МОУ «Днестровская СШ№1»
Список литературы
1.Закон «Об Образовании» ПМР. (текущая редакция на 16.02.16г.)
2. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели
воспитания. // Школа. 1999. № 4.
3.Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. 2010. № 6.
4. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный
руководитель. 2001. № 3.
5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. –
М.: Педагогическое общество России, 2000.
Интернет ресурсы:
www.psychologos.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...
Доклад к педсовету «Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе».
«Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе»....
Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.
Статья....
тезисы к докладу «Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся в современной школе»
выдержки из доклада...
ТЕЗИСЫ К ДОКЛАДУ "РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Основные тезисы к выступлению на тему: "РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ" Приемы повышения читательской активности учащихся...
Доклад «Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках математики»
Доклад«Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках математики» Познавательный интерес выражен в своем развитии различными...