тезисы к докладу «Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся в современной школе»
статья на тему

Якименко Светлана Ивановна

из опыта работы зам дир по ВР МОУ "Днестровская СШ№1"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-tezisy_yakimenko_s.i._office_word.docx83.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  ДОКЛАД /ТЕЗИСЫ

«Формирование нравственно-ценностных  ориентаций учащихся в современной школе»

Светлана Ивановна Якименко

                                                                                 МОУ «Днестровская СШ№1»

                                                                                 заместитель директора по ВР

«Настоящий человек начинается там, где есть святыни души»  

                                                                                                          В. А. Cухомлинский  

   

   На нынешнем этапе развития общества нравственное образование и воспитание школьников, формирование у них ценностных ориентаций становится предметом государственной политики и обязательной неотъемлемой частью образования.

                                                                                                                                                 

  …В задачи обучения и воспитания образования ПМР входит подготовка

 высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан,      проникнутых  идеями гуманизма, миролюбия, патриотизма, социальной   справедливости, соблюдения общепризнанных   гуманистических ценностей, прав и законов.                                                          (текущая редакция на 16.02.16г.

                                                                        Закона «Об Образовании» ПМР)

       Рассматривая ценностные ориентации («святыни души»), выдающийся советский педагог-психолог А.Н. Леонтьев отмечал: «Ценностные ориентации - это ведущий мотив – цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом… такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни». Кроме Алексея Николаевича Леонтьева немалый вклад в изучение ценностных  ориентаций учащихся внесли: cоциолог Игорь Семенович Кон, доктор педагогических наук, профессор -Анатолий Викторович Мудрик. Ученые предлагают следующие трактовки понятий ценности и ценностные ориентации:  

Ценности – это значимые для личности, общества материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты, представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба.

Ценностные ориентации - это центральное личностное   новообразование, 

выражающее сознанное отношение к себе, к миру и обществу. Поэтому тема предложенная для презентационной площадки очень интересна и актуальна.

Актуальность:

1. Oбщество нуждается в подготовке образованных, с устойчивыми ценностными   ориентациями личностях.

2. Постоянные изменения в политической, экономической, духовной сферах общества влекут за собой качественные изменения в ценностных ориентациях и поступках молодежи, особенно ярко это выражено у подрастающего поколения.

      При подготовке презентационной площадки я поставила цель.

Цель:

     Выявить условия эффективного формирования ценностных качеств молодежи, в том числе учащихся МОУ «Днестровская СШ№1»

Задачи:

1. Подобрать методы и приёмы работы по формированию устойчивых нравственных   качеств учащегося.  

2. Провести диагностику уровня воспитанности ценностных ориентаций  учащихся МОУ «Днестровская СШ№1».

3.   Проанализировать воспитательную работу в школе по данному направлению.

Ожидаемые результаты: проводимая работа с учащимися будет способствовать самоопределению детей в жизненных ценностях.

   

     Методическая тема МОУ «Днестровская СШ№1»: «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании», поэтому   наша работа ориентирована   на развитие личности учащегося, а синтезом основных аспектов развития личности является аббревиатура современной школы- УСПЕХ :

У – учеба (познавательная деятельность

С– социализация (социальная деятельность)

П – позитивность (продуктивная деятельность)

Е – единство (коллективная деятельность)

Х– харизма (исключительных качествах личности)

     Для достижении цели в школе налажена работа по реализации направлений концепции ВР по формированию нравственно-ценностных ориентаций учащихся МОУ «Днестровская СШ №1»: «Я и Человек», «Я и Семья»,

«Я и Мир знаний», «Я и Общество», «Я и Природа».

     Важным звеном в достижении цели являются программные модули по формированию нравственно- ценностных ориентаций учащихся.

Модуль «Милосердие» ориентирован на формирование таких ценностей, как сострадание, готовность делать добро, толерантность.

Модуль «Когда мы вместе» ориентирован на формирование таких ценностей, как воспитание общественно - активной, социально - полноценной, здоровой личности. 

Модуль «Юный Эколог Приднестровья» ориентирован на формирование таких ценностей, как воспитание экологической культуры, творческого отношения к труду, трудолюбие.

Модуль «Юный Патриот» ориентирован на формирование таких ценностей, как гражданственность, патриотизм.

Модуль «Лидер» ориентирован на формирование таких ценностей, как лидерские качества, самоопределение активной личности.

     Для реализации поставленных задач в воспитательной работе школы в системе применяются элементы современных образовательных технологий:

1. Шоу-технология.

2. Технология КТД И.П.Иванова.

3. Игровая технология.

4. Здоровье сберегающие   технологии.

5. Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания по

    Караковскому А. В.

      Формой воспитательной деятельности в школе являются проводимые мероприятия. Нравственно-ценностные ориентиры учащихся МОУ «Днестровская СШ№1» формируются через такие способы организации (формы) воспитательной работы:

1.Классные часы.

2.Этика малых дел.

3.Праздники.

4.Социальное проектирование.

5.Экскурсии

6.Круглые столы.

7.Тренинги.

8.Cоревнования.

9.Акции.

     Пути взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников МОУ «Днестровская СШ№1» осуществляются с применением следующих методов:

1.Метод Эдварда де Боно.

2. Этические беседы.

3.Анкетирование.

4. Тестирование.

5.Стимулирование.

6.Метод коррекции поведения.

7.Метод воспитывающих ситуаций.

     Действенным методом в воспитательной практике является диагностика. Путем тестирования и анкетирования осуществляется мониторинг и оценка уровня проводимой работы в школе. Результаты анкетирования студентов епархиального училища, просто молодых людей и учащихся МОУ «Днестровская СШ№1» по формированию у них нравственно-ориентированных ценностей, качественно отличаются, но, оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с семьёй. Семья по прежнему остается важнейшей  ценностью человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания  семьи.

Весь спектр работы, проводимой в школе по формированию важных жизненных ориентиров положительно сказался на показателях уровня воспитанности учащихся всех ступеней обучения. Особенно отрадно отметить эти показатели у выпускников школы.

Новизной в диагностической работе центра воспитательной работы стал метод Милтона Рокича- «Исследование ценностных ориентаций» 
Выпускникам предложен набор карточек с обозначением ценностей. Задача – разложить их по порядку значимости для выпускников как принципов, которыми они будут руководствоваться в жизни. (диаграмма №1). Диагностическим итогом работы в конце года является уровень воспитанности учащихся. Результаты не разочаровали (диаграммы№ 2-4)

 

Выводы:

1. Уровень сформированности нравственных ценностей у выпускников МОУ "Днестровская СШ№1" обращает на себя внимание, тем, что такие ценности как счастье, любовь, здоровье, профессия и образование являются доминирующими и являются основой таких нравственных ориентиров, как чуткость, честность и независимость.

2. Нравственно-ценностные ориентации являются важным   элементом определяющим цель и смысл жизни.

Диаграмма №1

Порядок значимости ценностные ориентации

выпускников МОУ «Днестровская СШ№1»

Диаграмма №2

Уровень воспитанности учащихся I ступени

 МОУ «Днестровская СШ№1»

Диаграмма №3

Уровень воспитанности учащихся II ступени

 МОУ «Днестровская СШ№1»


Диаграмма №4

Уровень воспитанности учащихся III ступени

 МОУ «Днестровская СШ№1»

Список литературы

1.Закон «Об Образовании» ПМР. (текущая редакция на 16.02.16г.)

2. Никандров Н.Д. Проблема ценностей  в  российском  обществе  и  цели

       воспитания. // Школа. 1999. № 4.

3.Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. 2010. № 6.

4. Шилова М.И.  Проблема ценностей и цели  воспитания.  // Классный

руководитель. 2001. № 3.

5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.  –

М.: Педагогическое общество России, 2000.

Интернет ресурсы:

www.psychologos.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...

Доклад к педсовету «Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе».

«Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе»....

ТЕЗИСЫ К ДОКЛАДУ "РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Основные тезисы к выступлению на тему:  "РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ" Приемы повышения читательской активности учащихся...

Доклад «Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках математики»

Доклад«Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках математики» Познавательный интерес выражен в своем развитии различными...