Формирование нравственных ценностей на занятиях внеурочной деятельности
учебно-методический материал
Формирование нравственных ценностей на занятиях внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nravstvennyh_tsennostey_na_zanyatiyah_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей им. А. М. Булатова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района
Республики Татарстан
III Республиканские научно-исследовательские чтения учащихся и студентов имени Габдулхака Каюмова “Эзләнүләр аша камиллеккә”
Формирование нравственных ценностей на занятиях внеурочной деятельности
Номинация: “Школа во второй половине дня”
Выполнила: Миннебаева Гульнара Шамиловна, МБОУ «Многопрофильный лицей им. А. М. Булатова п.г.т. Кукмор», учитель русского языка и литературы
Кукмор 2019
МБОУ «Многопрофильный лицей им. А.М.Булатова»
Формирование нравственных ценностей на занятиях внеурочной деятельности
Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. Другим важным источником формирования нравственного опыта является разнообразная внеклассная, внеурочная деятельность. Именно внеурочная деятельность позволяет учителю, воспитателю с наибольшей полнотой выполнять свои воспитательные функции.
Цель внеклассной работы по русскому и родному языку: всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Задачи внеклассных мероприятий:
1. Формирование у ребенка положительной "Я-концепции”
2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям.
3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков.
4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через искусственно созданные проблемные ситуации. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.
5. Развитие познавательного интереса.
Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, "работает" на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.
Учитель при организации внеклассных мероприятий должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, обратить внимание на формирование нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных идеалов. Ему нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в противоречивых условиях реальной жизни. Слушая и читая поговорки, пословицы, знакомясь с народной музыкой, дети приобретают новые знания: о жизни, о труде людей, о ценностях народа, о порицаниях; как понимают красоту, какие представления о добре и зле; как усваивают мудрость народа и его уважение к человеку. Например, восприятие смысла пословиц служит своего рода характеристикой уровня умственного развития подростка, а сами пословицы одновременно содействуют этому развитию. Но главное в пословицах - забота о нравственном воспитании, и почти все подчинено решению этой задачи.
Проектная деятельность учащихся является распространенным видом работы с использованием Интернет. Это наиболее эффективная деятельность учащихся во внеурочное время. В Интернете подросток и учитель могут найти любую необходимую для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру, статистические данные по самым разнообразным вопросам, информацию о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события, информацию об экологической ситуации в разных районах мира, о национальных праздника.
В основе проекта всегда лежит какая-то проблема. Проект не должен ограничиваться темой. Нужна пусть небольшая, но значимая проблема. Только таким образом удается переключить внимание школьников с формы высказывания на содержание, что способствует формированию определенных нравственных ценностей. Если проблема оказывается интересной для младших подростков, то возникают подходящие условия для воспитательного процесса.
В любом случае в проектной деятельности внеурочное занятие выступает основной функцией - средством формирования и формулирования мысли, средства общения на социокультурном фоне, так как младший подросток не только решает проблему, но и знакомится с национальными и культурными особенностями другой страны, узнает массу интересных вещей.
Громадна роль музыки в жизни сегодняшнего школьника. Он живет в любимых ритмах и мелодиях, под музыку он ест, делает уроки, даже иногда гуляет. Некоторые учителя, да и родители пробуют бороться с этим явлением. Но ведь это увлечение можно обратить во благо. Такие элементы, как звук, ритм, мелодия и образность - это те средства, которые непосредственно и эмоционально переносят ребенка в мир нового языка. Через восприятие музыкального искусства формируются духовные ценности подростка, стимулируются его переживания, развиваются мыслительные процессы и нравственные чувства. Влияние музыки основывается на закономерностях воспитания личности, и, прежде всего ее нравственных чувств. Музыка является средством эмоционально-интеллектуального общения многих поколений людей, творческого обогащения духовного опыта человека. Через музыку дети познают эстетические и нравственные ценности (добро, красоту, гармонию…)
Также развивающее и эффективное обучение реализуется в рамках музыкально-драматической деятельности, так как театральное представление является особым видом деятельности. Театр помогает ребенку самореализоваться, он играет различные роли. Деятельность учащихся во время внеурочных занятий приносит огромную пользу: развивается эстетический вкус, пробуждается творческая активность, воспитывается самостоятельность, учащиеся проявляют интерес. В процессе работы над спектаклем все учащиеся овладевают не только культурой речи, но и учатся трудиться сообща. Дети познают радость и гордость. Занятия в театральном кружке способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуре, мышления, формированию убеждений, интерес к искусству, а самое главное дает положительный результат духовно- нравственного воспитания учащихся во внеурочной работе.
Итак, рассмотрев сущность внеклассной работы у младших подростков можно определить ее следующую особенность: внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка. Такая целенаправленная, систематическая деятельность по духовно – нравственному воспитанию и развитию ребенка не может быть бесплодной.
Все мы знаем, что школу делает школой учитель. Учителя разные — ведь они вырастают из учеников. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Вот учитель—мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. Мастерство — это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы.
В 2017 году наш коллектив ездил в Москву на обучение, которое проводил А. ГИН- Консультант-эксперт по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), основатель и научный руководитель международной Лаборатории «Образование для Новой Эры». А. Гин ранее приезжал в наш район и проводил семинар по ТРИЗ педагогике. Теория решения изобретательских задач, сокращенно ТРИЗ, довольно распространённая в современной педагогике технология. А теперь хотим продемонстрировать мастер – класс по внеурочной деятельности.
Для начала хотим зачитать рассказ. Название рассказа детям не даётся.
Вечерело. По дороге шли два путника: отец и семилетний сын. Посреди дороги лежал, камень.
Отец не заметил камня, споткнулся, ушиб ногу. Ему больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше.
На второй день отец с сыном шли той же дорогой обратно. Отец опять не заметил камня, опять споткнулся и ушиб ногу.
На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня еще было далеко. Отец сказал сыну:
— Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень.
Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было.
На обочине дороги сидел седой старик.
— Дедушка,— спросил мальчик,— вы не видели здесь камня?
— Я убрал его с дороги
Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?
— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
— Почему же вы убрали камень?
УЧАЩИМСЯ предлагается письменно ответить на вопрос «Что ответил мальчику старик?». Пишем уважаемые коллеги. Давайте зачитаем ваши ответы. Спасибо. Обычно дети пишут, (что старик убрал камень, чтобы другие не ушиблись.)
У Сухомлинского он отвечает
-Потому что «Я – человек»
Этот ответ мы можем записать на доске или вывести на экран. Учащиеся сравнивают свои ответы и ответ старика. Тут возникает вопрос: а разве отец не человек?
И по рассказу мы зачитываем продолжение.
Мальчик остановился в раздумье.
— Папа,— спросил он,— а разве вы не человек?
Налицо проблема: люди бывают разные.
- Коллеги, охарактеризуйте отца: (он не думает о других, он равнодушен).
-А, что мы можем сказать о старике… (дают характеристику (мудрый, чуткий, отзывчивый…. Во время беседы можно уточнить такое понятие как ОТЗЫВЧИВОСТЬ.
- Есть ли такие люди среди тех, кто вас окружает?
- А какие вы? ( ответ может быть письменный на листочках).
И как вы уже поняли автор рассказа «Потому что я – человек»… ?
(В. А. Сухомлинский.). Наследие В.А. Сухомлинского – это богатый источник идей, мыслей, знаний, использование которых даёт возможность учителю успешно способствовать нравственному развитию учащихся.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. Хочется верить, что именно школа и педагог посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств» и наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.
Коллеги, на уроках и внеурочных занятиях мы инсценируем сказки, задачки Гина и даже создаём «живые сказки», очень похожие на мультфильмы.
Наш мастер – класс подходит к завершению. Возьмите, пожалуйста, стикеры и напишите 2 (два) интересных и полезных момента мастер – класса, которые вы возьмёте с собой для практического применения на уроках и 1 (одно) пожелание.
(пишут)
-Стикеры прикрепите, пожалуйста, на парковку при выходе.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Формирование нравственных ценностей подростков посредством организации их деятельности в школьном временном передвижном музее "Народные промыслы"
Моё выступление на зональном проблемно - тематическом семинаре классных руководителей - отчёт о работе с обучающимися и создании в школе временного передвижного музея "Народные промыслы Подмоско...
"Я - оптимист" занятие по формированию нравственных ценностей на примере личности Д. С. Лихачева.
Методическая разработка занятия для воспитанников ГПД. Построена на сочетании эвристической беседы и работы с тестом писем Д.С. Лихачева. Направлена для создания условий для нравственного развит...
"Формирование нравственных ценностей детей с ОВЗ на основе организаций коллективной деятельности"
Тезис к выступления на конференцииОбобщение опыта работы на тему: Формирование нравственных ценностей детей с ОВЗ на основе организаций коллективной деятельности.Алгоритмы выступления:- актуальность т...
Духовно- нравственное воспитание. Нелинейный курс ОДНКНР как основа формирования нравственных ценностей
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Во...
Формирование ценностей семьи во внеурочной деятельности в МАОУ СОШ 21
Статья на тему "Формирование ценностей семьи во внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 21"...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...
Тема: Личность и духовно- нравственные ценности Методическая разработка внеурочного занятия по ОДНКР для 5 класса
Готовая методическая разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию для учеников 5-6 классов(можно и в других классах провести).Форма работы гркпповая.Приложения готовы к работе.Всем ребятам п...