Воспитательная концепция по формированию нравственных ценностных ориентаций школьников 5-7 классов "Шаг навстречу"
рабочая программа (5 класс) на тему

Нагалюк Надежда Николаевна

воспитательная программа класса на 3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_konkurs_programma.doc408.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №2 г. Пикалево»

Воспитательная концепция

по формированию нравственных ценностных ориентаций

 школьников 5-7 классов

«Шаг навстречу»

                                                                      Классный руководитель 7 класса

                                                                  Нагалюк Надежда Николаевна

АКТУАЛЬНОСТЬ

Выбор темы обусловлен стратегическими направлениями  современного образования:

  • Стратегия социокультурной модернизации образования как социального института формирования гражданской идентичности и консолидации в российском обществе;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания;
  • Проект «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2015 года»;
  • Региональная концепция воспитания в Ленинградской области;
  • Воспитательная система  МБОУ «ООШ № 2» -  «Шаг в будущее»

Время социальных перемен приводит к рождению поколения, отличающимся новым взглядом на мир. Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, предприимчивые люди, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Однако, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание, готовые к разрешению проблем и преодолению препятствий на избранном пути. Вместе с этим, для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих оно стало «роскошью». Дворы и уличные коллективы, как особая детская субкультура, постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказываются недоступны для подростков. Их заменили компьютеры и гаджеты. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности и эмоциональной отзывчивости.

 

Анализ деятельности как педагога и воспитателя   выявил следующие

       ПРОТИВОРЕЧИЯ:

  • между стремлением школы дать учащимся предметные, научные знания и необходимостью получения подростками определенного жизненного опыта, который помог бы им в дальнейшем решении личных, производственных и семейных задач;
  • между стремлением обновить содержание воспитания в школе и отсутствием возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе;
  • между   стремлением внедрить ИКТ, новые технологии обучения и воспитания и низким уровнем развития познавательных интересов и учебной мотивации обучающихся.

Данные противоречия позволили определить ПРОБЛЕМУ: 

Каков организационный  механизм  работы с детьми  на основе гуманистической направленности воспитания – основы воспитания нравственных ценностей, где личность выступает «мерой всех вещей»?

ИДЕЯ:

  • развития волонтерского движения в классе для реализации социально-значимых проектов,
  • развития туристического и краеведческого направления работы для реализации задач по воспитанию нравственных качеств,
  • саморазвития обучающихся 

ОБЪЕКТ: воспитательный  процесс

ПРЕДМЕТ: организационные формы, содержание, педагогические  технологии и методики воспитательной работы, формы и методы изучения нравственных ценностей.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создание единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности учащихся по воспитанию нравственных ценностей и удовлетворению национально-культурных запросов.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать комплекс условий для обеспечения положительных изменений в воспитании нравственных качеств  детей.

         ЗАДАЧИ:

  1. Развивать духовно-нравственные ценности и утверждение их в сознании и поведении учащихся через систему тематических занятий;
  2.  Обновить содержание, формы и методы воспитания  (проектная технология, интернет-технологии, волонтерское движение, тренинги)
  3.  Разработать долгосрочный социальный проект для нравственного самовыражения всех учащихся класса;
  4. Развивать ученическое самоуправление в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классном сообществе.

ГИПОТЕЗА: процесс воспитания и формирования нравственных ценностей личности, готовой к диалогу и сотрудничеству, умеющей осуществлять выбор и нести за него ответственность, будет эффективным при условии если:

  • классный руководитель овладеет методикой организации сотрудничества;
  • у обучающихся сформирована способность к сотрудничеству и рефлексии;
  • создана система психолого-педагогического сопровождения ребёнка;
  • определён диагностический инструментарий;
  • создан организационный механизм работы по воспитанию нравственных ценностей и удовлетворению национально-культурных запросов;
  • классный руководитель взаимодействует с семьей обучающихся;
  • классный руководитель владеет методикой этической защиты обучающихся;
  • классный  руководитель взаимодействует с социальными партнерами: детская и городская библиотеки, ДЮСШ, Школа искусств, физкультурно-оздоровительный комплекс, Центр информационных технологий и др.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ:

  • анкетирование
  • тестирование
  • Собеседование, наблюдение
  • социометрия
  • проектная деятельность

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ:

  • рост познавательного интереса детей к обучению;
  • развитость нравственных стимулов, поступков и поведения обучающихся;
  • повышение мотивации обучающихся к саморазвитию, самообразованию;
  • участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе для перспективного развития учащихся и классного коллектива;
  • высокий результат на конкурсных, олимпиадных движениях и соревнованиях различного уровня;
  • личность, готовая к диалогу и сотрудничеству, умеющая осуществлять выбор и нести за него ответственность;
  • создан организационный механизм работы по воспитанию нравственных ценностей личности и удовлетворению национально-культурных запросов.

ОГРАНИЧЕНИЯ И РИСКИ:

  • недостаточный уровень методологической компетентности  классного руководителя не позволит достичь ожидаемых результатов;
  • при отсутствии личной заинтересованности классного руководителя, его ответственности, готовности к диалогу и сотрудничеству,   действия  школьников могут носить формальный, неосознанный характер;
  • при незнании педагогики сотрудничества невозможно создать организационный механизм работы по воспитанию нравственных ценностей личности и удовлетворению национально-культурных запросов;
  • несовершенство нормативно-правовой базы

СРОКИ:  сентябрь 2012 год - май 2015 год.

                                                              ЭТАПЫ:

1. Подготовительный этап (сентябрь - декабрь 2012 г.):

  • Изучение методики организации сотрудничества.
  • Осуществление отбора содержания, форм и методов воспитания  (проектная технология, интернет-технологии, волонтерская деятельность, тренинги)
  • Выбор темы долгосрочного социального проекта для нравственного самовыражения всех учащихся класса;
  • Подготовка системы психолого-педагогического сопровождения      (наблюдение педагогов, классного руководителя).
  • Изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении

2. Практический этап (2013-2015):

  • Разработка и апробирование авторской программы по  воспитанию нравственных ценностей личности и удовлетворению национально-культурных запросов через систему тематических занятий;
  • Разработка тренинговых часов саморазвития с целью изучения обучающимися собственных волевых качеств, нравственных убеждений;

  • Разработка  и реализация долгосрочного социального проекта для нравственного самовыражения всех учащихся класса;
  • Разработка тематических классных часов для изучения традиций и обычаев народов нашей страны, города Пикалево; традиций своей семьи, школы;
  • Активное участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
  •  демонстрация родителям культурного потенциала класса (постановка спектаклей, организация фестивалей, концертов);
  •  посещение театров, музеев, выставок;
  •  Экскурсии, походы;
  • Промежуточный мониторинг полученных результатов данного проекта.

3.Обобщающий этап (2015):

Итоговые мониторинговые исследования, анализ результатов проекта в соответствии с поставленными целями, задачами, гипотезами и ожидаемыми результатами.

4.Внедренческий (2015):

Активное использование всех форм, методов работы по воспитанию нравственных ценностей личности и удовлетворению национально-культурных запросов на уровне образовательной организации. Трансляция результатов инновационного опыта на уровне района, города.

Форма и место представления результатов проекта:

Статьи, педагогические разработки, презентации, видеоматериалы, методические рекомендации.

Педагогический конкурс «Классный - самый классный», научно – практическая конференция, семинары, педагогические советы, методическое объединение классных руководителей, сайт МБОУ «ООШ № 2 г. Пикалёво» (www.оош2.рф), сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» (http://www.openclass.ru/node/107131), другие сайты, закрытая группа «7 КЛАСС» в социальной сети «ВКонтакте».

Научно-методическая обеспеченность проекта:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  2. Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
  3. Андреев Ю. Откровенный разговор. М, 1986.
  4. Жуплев А. В. Руководитель и коллектив. Ставрополь, 2002
  5. Карнеги  Д. Большой секрет искусства общения с людьми. М. 2003.
  6. Воспитание культуры поведения учащихся. М., 2004
  7. Караковский В. А., Иванов И. П. Формы и методы воспитательного воздействия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление нравственно-ценностных ориентаций школьников через развитие интереса к народной культуре, интеграцию содержания и социального взаимодействия.

Статья раскрывает актуальность духовно-нравственного воспитания в современном обществе. Результативность работы по данному направлению не всегда отражает позитивные моменты, так как затруднена диагн...

Статья на тему "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ"

В статье  рассмотрен теоретический аспект вопроса формирования  ценностных ориентаций и краткий анализ практической деятельности по их выявлению...

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы

В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....

Доклад « Формирование нравственных ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности"

В сообщении рассказывается об опыте внеурочной работы школы -интерната  №22 ОАО "РЖД"...