Воспитательная концепция по формированию нравственных ценностных ориентаций школьников 5-7 классов "Шаг навстречу"
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2 г. Пикалево»
Воспитательная концепция
по формированию нравственных ценностных ориентаций
школьников 5-7 классов
«Шаг навстречу»
Классный руководитель 7 класса
Нагалюк Надежда Николаевна
АКТУАЛЬНОСТЬ
Выбор темы обусловлен стратегическими направлениями современного образования:
- Стратегия социокультурной модернизации образования как социального института формирования гражданской идентичности и консолидации в российском обществе;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания;
- Проект «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2015 года»;
- Региональная концепция воспитания в Ленинградской области;
- Воспитательная система МБОУ «ООШ № 2» - «Шаг в будущее»
Время социальных перемен приводит к рождению поколения, отличающимся новым взглядом на мир. Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, предприимчивые люди, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Однако, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание, готовые к разрешению проблем и преодолению препятствий на избранном пути. Вместе с этим, для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих оно стало «роскошью». Дворы и уличные коллективы, как особая детская субкультура, постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказываются недоступны для подростков. Их заменили компьютеры и гаджеты. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности и эмоциональной отзывчивости.
Анализ деятельности как педагога и воспитателя выявил следующие
ПРОТИВОРЕЧИЯ:
- между стремлением школы дать учащимся предметные, научные знания и необходимостью получения подростками определенного жизненного опыта, который помог бы им в дальнейшем решении личных, производственных и семейных задач;
- между стремлением обновить содержание воспитания в школе и отсутствием возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе;
- между стремлением внедрить ИКТ, новые технологии обучения и воспитания и низким уровнем развития познавательных интересов и учебной мотивации обучающихся.
Данные противоречия позволили определить ПРОБЛЕМУ:
Каков организационный механизм работы с детьми на основе гуманистической направленности воспитания – основы воспитания нравственных ценностей, где личность выступает «мерой всех вещей»?
ИДЕЯ:
- развития волонтерского движения в классе для реализации социально-значимых проектов,
- развития туристического и краеведческого направления работы для реализации задач по воспитанию нравственных качеств,
- саморазвития обучающихся
ОБЪЕКТ: воспитательный процесс
ПРЕДМЕТ: организационные формы, содержание, педагогические технологии и методики воспитательной работы, формы и методы изучения нравственных ценностей.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создание единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности учащихся по воспитанию нравственных ценностей и удовлетворению национально-культурных запросов.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать комплекс условий для обеспечения положительных изменений в воспитании нравственных качеств детей.
ЗАДАЧИ:
- Развивать духовно-нравственные ценности и утверждение их в сознании и поведении учащихся через систему тематических занятий;
- Обновить содержание, формы и методы воспитания (проектная технология, интернет-технологии, волонтерское движение, тренинги)
- Разработать долгосрочный социальный проект для нравственного самовыражения всех учащихся класса;
- Развивать ученическое самоуправление в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классном сообществе.
ГИПОТЕЗА: процесс воспитания и формирования нравственных ценностей личности, готовой к диалогу и сотрудничеству, умеющей осуществлять выбор и нести за него ответственность, будет эффективным при условии если:
- классный руководитель овладеет методикой организации сотрудничества;
- у обучающихся сформирована способность к сотрудничеству и рефлексии;
- создана система психолого-педагогического сопровождения ребёнка;
- определён диагностический инструментарий;
- создан организационный механизм работы по воспитанию нравственных ценностей и удовлетворению национально-культурных запросов;
- классный руководитель взаимодействует с семьей обучающихся;
- классный руководитель владеет методикой этической защиты обучающихся;
- классный руководитель взаимодействует с социальными партнерами: детская и городская библиотеки, ДЮСШ, Школа искусств, физкультурно-оздоровительный комплекс, Центр информационных технологий и др.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ:
- анкетирование
- тестирование
- Собеседование, наблюдение
- социометрия
- проектная деятельность
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ:
- рост познавательного интереса детей к обучению;
- развитость нравственных стимулов, поступков и поведения обучающихся;
- повышение мотивации обучающихся к саморазвитию, самообразованию;
- участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе для перспективного развития учащихся и классного коллектива;
- высокий результат на конкурсных, олимпиадных движениях и соревнованиях различного уровня;
- личность, готовая к диалогу и сотрудничеству, умеющая осуществлять выбор и нести за него ответственность;
- создан организационный механизм работы по воспитанию нравственных ценностей личности и удовлетворению национально-культурных запросов.
ОГРАНИЧЕНИЯ И РИСКИ:
- недостаточный уровень методологической компетентности классного руководителя не позволит достичь ожидаемых результатов;
- при отсутствии личной заинтересованности классного руководителя, его ответственности, готовности к диалогу и сотрудничеству, действия школьников могут носить формальный, неосознанный характер;
- при незнании педагогики сотрудничества невозможно создать организационный механизм работы по воспитанию нравственных ценностей личности и удовлетворению национально-культурных запросов;
- несовершенство нормативно-правовой базы
СРОКИ: сентябрь 2012 год - май 2015 год.
ЭТАПЫ:
1. Подготовительный этап (сентябрь - декабрь 2012 г.):
- Изучение методики организации сотрудничества.
- Осуществление отбора содержания, форм и методов воспитания (проектная технология, интернет-технологии, волонтерская деятельность, тренинги)
- Выбор темы долгосрочного социального проекта для нравственного самовыражения всех учащихся класса;
- Подготовка системы психолого-педагогического сопровождения (наблюдение педагогов, классного руководителя).
- Изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении
2. Практический этап (2013-2015):
- Разработка и апробирование авторской программы по воспитанию нравственных ценностей личности и удовлетворению национально-культурных запросов через систему тематических занятий;
- Разработка тренинговых часов саморазвития с целью изучения обучающимися собственных волевых качеств, нравственных убеждений;
- Разработка и реализация долгосрочного социального проекта для нравственного самовыражения всех учащихся класса;
- Разработка тематических классных часов для изучения традиций и обычаев народов нашей страны, города Пикалево; традиций своей семьи, школы;
- Активное участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
- демонстрация родителям культурного потенциала класса (постановка спектаклей, организация фестивалей, концертов);
- посещение театров, музеев, выставок;
- Экскурсии, походы;
- Промежуточный мониторинг полученных результатов данного проекта.
3.Обобщающий этап (2015):
Итоговые мониторинговые исследования, анализ результатов проекта в соответствии с поставленными целями, задачами, гипотезами и ожидаемыми результатами.
4.Внедренческий (2015):
Активное использование всех форм, методов работы по воспитанию нравственных ценностей личности и удовлетворению национально-культурных запросов на уровне образовательной организации. Трансляция результатов инновационного опыта на уровне района, города.
Форма и место представления результатов проекта:
Статьи, педагогические разработки, презентации, видеоматериалы, методические рекомендации.
Педагогический конкурс «Классный - самый классный», научно – практическая конференция, семинары, педагогические советы, методическое объединение классных руководителей, сайт МБОУ «ООШ № 2 г. Пикалёво» (www.оош2.рф), сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» (http://www.openclass.ru/node/107131), другие сайты, закрытая группа «7 КЛАСС» в социальной сети «ВКонтакте».
Научно-методическая обеспеченность проекта:
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
- Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
- Андреев Ю. Откровенный разговор. М, 1986.
- Жуплев А. В. Руководитель и коллектив. Ставрополь, 2002
- Карнеги Д. Большой секрет искусства общения с людьми. М. 2003.
- Воспитание культуры поведения учащихся. М., 2004
- Караковский В. А., Иванов И. П. Формы и методы воспитательного воздействия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление нравственно-ценностных ориентаций школьников через развитие интереса к народной культуре, интеграцию содержания и социального взаимодействия.
Статья раскрывает актуальность духовно-нравственного воспитания в современном обществе. Результативность работы по данному направлению не всегда отражает позитивные моменты, так как затруднена диагн...
Статья на тему "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ"
В статье рассмотрен теоретический аспект вопроса формирования ценностных ориентаций и краткий анализ практической деятельности по их выявлению...
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы
В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....
тезисы к докладу «Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся в современной школе»
из опыта работы зам дир по ВР МОУ "Днестровская СШ№1"...
тезисы к докладу «Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся в современной школе»
выдержки из доклада...
Воспитательная программа формирования нравственных ценностных ориентаций у старшеклассников
Использовала в 10 классе....
Доклад « Формирование нравственных ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности"
В сообщении рассказывается об опыте внеурочной работы школы -интерната №22 ОАО "РЖД"...