Программа внеурочной деятельности "Страна Бисероплетения"
рабочая программа
Бисерные работы – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 452.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области
Утверждаю:
директор МКОУ «Возовская средняя
общеобразовательная школа»
_____________/ Золотухин Д.А.
«____» ___________ 201_ год
Программа внеурочной деятельности
«Страна Бисера»
для среднего школьного возраста
(на 1 год)
Срок реализации программы: _____ учебный год
Преподаватель дополнительного образования:
учитель математики Сергеева Е.Н.
«Когда бы бисеру не Стекло?
Или еще в нем больше красота,
Когда любезная в вас светит простота!
Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу».
М.В. Ломоносов
Пояснительная записка
Проблема формирования нравственной личности – одна из наиболее значительных проблем образования. Образовательная программа дополнительного образования «Страна Бисера», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основных приемов бисероплетения. Освоение данной программы создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации детей.
Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения.
Бисерные работы – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.
Бисер – это мелкие стеклянные бусины, которые издавна использовались для отделки одежды и изготовления украшений. Интересно, что эта небольшая бусина обошла весь мир. А появление стеклянных бусин связывают с древним Египтом. Там, по одной из версий, было изобретено стекло, а потом из него начали изготавливать украшения, посуду, амулеты. Более позднее стекло и бисер попали в Римскую империю, в Венецию. Венеция поставляла бисер в страны Азии, Африки, а в дальнейшем и в Америку.
Украинские женщины всегда заботились о красоте и оригинальности своего жилья, одежды, бытовых вещей. А бисер использовался вместе с вышивкой для украшения одежды. Методом плетения изготовлялись гардины, пояса, бисером оплетали пасхальные яйца, расшивали церковные атрибуты...
Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала.
Мода на украшения из бисера стремительно растет, все чаще голливудские звезды и музыкальные дивы предпочитают надеть легкое бисерное колье. В связи с этим актуальным становится организация кружка бисероплетения в рамках дополнительного образования.
В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций.
Образовательная программа "Страна Бисера", являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами бисероплетения. Освоение данной программы создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
В наше время народное искусство возрождается. С каждым годом увеличивается количество людей, заинтересованных в том, чтобы научиться народному ремеслу.
Программа кружка «Страна Бисера» охватывает различные направления работы с бисером – плетение иглой на нити, плетение объемных изделий, цветов, игрушек на тонкой обмоточной проволоке, вышивание на ткани и картоне.
Программа обучения рассчитана на детей среднего школьного возраста, наполненность группы – 8–10 человек, поскольку придется много работать индивидуально. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).
Программа адресована обучающимся, не имеющим начальной художественной подготовки. Она разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология», в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение.
В ходе обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести сказки.
Познакомив обучающихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.
Актуальность программы обусловлена большой востребованностью программы среди обучающихся начальной и основной школы, что особенно важно для сохранения народных традиций.
Педагогическая целесообразность образовательной программы – программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях по бисероплетению как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.). Каждый ребенок любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого в этом процессе очень значима, и обучающийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива.
Цель программы – научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самим составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий обучающиеся, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают товарищам.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
- стремиться к формированию системы знаний об истории и развитии бисероплетения, по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
- изучить основы различных техник бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером);
- способствовать знакомству с основными законами композиции, цветоведения;
- способствовать формированию художественно-образное мышления и практических навыков работы в различных видах бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером);
- стремиться к формированию общей культуры обучающихся, к привитию интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- оказывать влияние на воспитание эстетического отношения детей к действительности, личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитию основ культуры труда;
- содействовать нравственно-эстетическому воспитанию детей при обучении основам бисероплетения, активизации познавательной и творческой деятельности, организации содержательного досуга;
- создать условия для воспитания эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры; аккуратности, прилежания в работе, трудолюбия; чувства сопричастности к традициям различных культур, чувства особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;
- содействовать подготовке детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению; воспитанию чувства удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.
- стремиться к формированию художественно-эстетический и художественный вкус;
- обеспечить необходимые условия для личностного развития, развития общего кругозора; укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе.
Методика работы
Подведение итогов работы проводится в середине и в конце учебного года (выставки, итоговое занятие). На протяжении года также необходимо проводить тематические выставки, коллажи, презентации к различным праздникам – День учителя, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 Марта.
Образовательная программа "Страна бисера" составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами обучающихся младшего школьного возраста.
Основная задача обучения - познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к бисероплетению, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно - прикладного творчества, расширить свой кругозор.
В кружке совместно со сверстниками и педагогом, под его чутким руководством, дети осваивают понятия об удобстве, полезности и значимости, красоте и безвкусице.
Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Именно индивидуальный подход в обучении дает раскрыться и утвердиться "трудному подростку", болезненному ребенку, замкнутому в себе.
Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.
Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемых и преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: готовых образцов изделий, схем, наборов рисунков, папок по отдельным темам, фотоальбомов.
Обучающийся на занятии должен иметь:
- салфетка для бисера (лён или фланель),
- нитки-мулине зелёного и коричневого цвета,
- мононить или леска (0,2 - 0,3),
- проволока для бисероплетения разных цветов,
- иглы для бисероплетения (№ 10),
- лоскуты однотонной ткани (шёлк, портьерная) для фона,
- бархатная бумага или картон,
- бисер разных оттенков и формы (2 мм, 4 мм),
- крупные бусины различных цветов и формы (1-3 см),
- цветные и простые карандаши,
- тонкая тетрадь в клетку,
- линейка, ножницы, маникюрные щипчики для обрезания проволоки,
- маленькие плоскогубцы,
- фурнитура для бижутерии (швензы, застёжки, пуссеты),
- клей ПВА,
- бросовый материал для изготовления сувениров: шарики из шарикового дезодоранта, стержни шариковых ручек,
- круглые кольца с диаметром 8-15 см (пластмассовые, металлические).
Основания для разработки данной программы:
Программа составлена в соответствии с документами: «Конвенция о правах ребёнка», «Закон об образовании в РФ», Конституцией РФ.
Прогнозируемый результат:
Воспитанники должны знать:
– как организовывать рабочее место;
– названия материалов, названия и назначение инструментов, которые используются на занятиях;
– приемы и правила безопасной работы с инструментами, способы соединений деталей изделий, дотачивание нити, закрепления нити.
Воспитанники должны уметь:
– подготавливать свое рабочее место;
– различать материалы и инструменты, составлять самые простые рабочие схемы, правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
– плести одной иглой, двумя иглами, плести на проволоке параллельным низанием.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний, а также викторины, КВНы, кроссворды.
Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с аудиторией и виды деятельности.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Букет с цветами | 11 | 2 | 9 |
3 | Картина «На пруду» | 8 | 0,5 | 7,5 |
4 | Коллаж «Зоопарк» | 13 | 1 | 12 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 0,5 | 1,5 |
Всего | 35 | 4,5 | 30,5 |
Методическое обеспечение программы
Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия, остальное время занимает теоретическая и практическая части.
Планируется ведение индивидуальной работы соответственной способностям и достижениям обучающегося, т.к. данная программа требует индивидуальной работы с каждым ребёнком: показ техники выполнения низания бисера различными способами, оформление выполненной работы и т.д.
Занятия проводятся в хорошо освещённом помещении за удобными столами, на столе – салфетка из льняной ткани (для удобства работы с бисером). Во время проведения практической работы целесообразно использовать музыкального фона (спокойная классическая музыка, музыка с шумами природы: шум ветра, листвы деревьев, водопада, пением птиц).
Для проведения занятий по бисероплетению собрана необходимая обучающая литература (см. список литературы). Подобрана литература по технике выполнения различных методов низания и плетения из бисера.
Подготовлены образцы схем выполнения различных поделок из бисера.
Подготовлены образцы изделий с различными видами низания бисера.
Имеются в наличии образцы изделий с различными способами плетения из бисера на леске.
Собраны образцы изделий различного направления: игрушки из бисера, панно, вышивка бисером на ткани, украшения, ёлочные игрушки, сувениры, цветы из бисера и др.
Разработаны инструкции по технике безопасности работы (см. приложение).
Список используемой литературы:
- Э.Тимченко «Бисерное рукоделие», изд. «Русич», 2010 г.
- Е.В. Парьева «Элегантные украшения из бисера», изд. «АСТ-Пресс», 2004 г.
- Т.Б. Ткаченко «Плетем цветы из бисера», изд. «Феникс», 2006 г.
- Интернет-сайты:
http://biseroc.ru/figurki_iz_bisera.php (животные)
http://strady.org.ua/rubric/2070007 (шкатулки)
http://cvetydushi.ru/index.php/intejerbisera/figurki-iz-bisera-delfin (деревья)
http://www.julia-biser.ru/master-klassy/34-sxemy-figurok (техника «кирпичный стежок»)
http://luntiki.ru/blog/biser/348.html (цветы)
Содержание программы
№ | Тема | Цели и задачи занятия | Оборудование | Содержание занятия | Количество часов | Сроки проведения |
1 | Вводное занятие | - познакомить с помещением, материалами, инструментами, необходимыми на кружке, с историей стекла, изготовления бисера, его появления в России; рассмотреть поделки из бисера, обсудить цветовую гамму;; - развивать внимание, память, логическое мышление; - воспитывать аккуратность, чувство прекрасного. | Поделки из бисера (браслеты, картины, колье …), проволока, бисер, стеклярус, нить, игла, презентация, тетрадь для схем |
| 1 | |
Букет осенних цветов (11 часов) | ||||||
3 | Традиционные виды плетения | - познакомить с техникой петельного плетения; плести ромашку; - развивать внимание, память, логическое мышление; - воспитывать аккуратность, чувство прекрасного. |
| 1 | ||
Плетение ромашки | - продолжить работу над петельным плетением при работе с ромашкой; - развивать внимание, аккуратность, логическое мышление; - воспитывать ответственность за свое дело. |
| 1 | |||
4 | Традиционные виды плетения | - познакомить с техникой параллельного плетения; плести листочки; - развивать внимание, память, логическое мышление; - воспитывать аккуратность, чувство прекрасного. |
| 1 | ||
5 | Плетение листочков | - продолжить работу над плетением листочков; - развивать логическое мышление, память, внимание; - воспитывать эстетический вкус, терпение |
| 1 | ||
6 | Традиционные виды плетения | - познакомить с техникой игольчатого плетения; плести веточки; - развивать внимание, память, логическое мышление; - воспитывать аккуратность, чувство прекрасного. |
| 1 | ||
7 | Плетение веточек | - продолжить работу над плетением веточек; - развивать логическое мышление, память, внимание; - воспитывать эстетический вкус, терпение |
| 1 | ||
8 | Традиционные виды плетения | - познакомить с техникой плетения дугами; плести розу; - развивать внимание, память, логическое мышление; - воспитывать аккуратность, эстетический вкус. |
| 1 | ||
9 | Плетение розы | - продолжить работу над плетением розы; - развивать логическое мышление, память, внимание; - воспитывать эстетический вкус, терпение |
| 1 | ||
10-11 | Плетение букета | - продолжить работу над плетением цветов, составление букета; - развивать логическое мышление, память, внимание; - воспитывать эстетический вкус, терпение |
| 2 | ||
12 | Оформление букета | - оформить букет, сделать основу (вазу, подставку); - развивать аккуратность, снимание, память; - воспитывать эстетический вкус, формировать чувство цвета. |
| 1 | ||
Коллаж «На пруду» (8 часов) | ||||||
13 | Плетение стрекозы | - рассмотреть схему плетения стрекозы, разработать цветовую гамму насекомого; - развивать аккуратность, внимание, терпение, память; - воспитывать ответственность, кропотливость |
| 1 | ||
14 | Плетение бабочки | - рассмотреть схему плетения бабочки, разработать цветовую гамму насекомого; - развивать аккуратность, внимание, терпение, память; - воспитывать ответственность, кропотливость |
| 1 | ||
15 | Плетение лягушки | - рассмотреть схему плетения лягушки, разработать цветовую гамму животного; - развивать аккуратность, внимание, терпение, память; - воспитывать ответственность, кропотливость |
| 1 | ||
16 | Плетение морского конька | - рассмотреть схему плетения морского конька, разработать цветовую гамму животного; - развивать аккуратность, внимание, терпение, память; - воспитывать ответственность, кропотливость |
| 1 | ||
17 | Плетение рыбы | - рассмотреть схему плетения рыбы, разработать цветовую гамму животного; - развивать аккуратность, внимание, терпение, память; - воспитывать ответственность, кропотливость |
| 1 | ||
18-19 | Плетение морских животных | - рассмотреть схемы плетения морских животных, разработать цветовую гамму животного; - развивать аккуратность, внимание, терпение, память; - воспитывать ответственность, кропотливость |
| 1 | ||
20 | Оформление работы | - оформить коллаж, сделать основу (рамку, подставку); - развивать аккуратность, снимание, память; - воспитывать эстетический вкус, формировать чувство цвета |
| 1 | ||
Коллаж «Зоопарк» (13 часов) | ||||||
21 | Объемное плетение | - разобрать технику плетения и цветовую гамму; - развивать аккуратность, внимание, сноровку, память; - воспитывать самостоятельность, терпеливость, отзывчивость |
| 1 | ||
22 | Плетение бегемота | - рассмотреть схему плетения бегемота; разобрать технику плетения и цветовую гамму; - развивать аккуратность, внимание, сноровку, память; - воспитывать самостоятельность, терпеливость, отзывчивость |
| 1 | ||
23-24 | Плетение обезьяны | - рассмотреть схему плетения обезьяны; разобрать технику плетения и цветовую гамму; - развивать внимание, воображение память, смекалку; - воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь к окружающему миру |
| 2 | ||
25 | Плетение крокодила | - рассмотреть схему плетения крокодила; разобрать технику плетения и цветовую гамму; - развивать внимание, воображение память, смекалку; - воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь к окружающему миру |
| 1 | ||
26 | Плетение черепахи | - рассмотреть схему плетения черепахи; разобрать технику плетения; - развивать внимание, воображение память, смекалку; - воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь к окружающему миру |
| 1 | ||
27-28 | Плетение зебры | - рассмотреть схему плетения зебры; разобрать технику плетения; - развивать внимание, воображение память, смекалку; - воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь к природе |
| 2 | ||
29-30 | Плетение оленя | - рассмотреть схему плетения оленя; разобрать технику плетения; - развивать внимание, воображение память, смекалку; - воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь к природе |
| 2 | ||
31-32 | Плетение животных | - рассмотреть схемы плетения объемных животных, разработать цветовую гамму животного; - развивать аккуратность, внимание, терпение, память; - воспитывать ответственность, кропотливость |
Плетение морских животных | 2 | ||
33 | Оформление коллажа | - продумать композицию коллажа «Зоопарк», подобрать соответствующий пейзаж, фон, оформить коллаж; - развивать воображение, логическое мышление, внимание, эстетический вкус; - воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру |
| 1 | ||
Организация выставки (2 часа) | ||||||
34 | Итоговое занятие | - подвести итоги года по работе с бисером, поставить цели и задачи на будущий год; -развивать память, стремление к новому, эстетический вкус; - воспитывать чувство прекрасного в каждом ребенке |
| 1 | ||
35 | Оформление выставки | - оформить коллективную выставку, используя изделия из бисера; - развивать внимание, память, логические мышления, - воспитывать аккуратность, эстетический вкус, дисциплину. |
|
| 1 |
- п. Возы -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-214170-1363596301.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Детского объединения «Бисероплетение» «Сказочный бисер»
Муниципальное образовательное учреждениеДополнительного образования детей«Центр детского творчества» Принята на педагогическом совете МОУДОД«Центр детского творчества»Прот...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-255240-1369300601.jpg)
Программа по факультативу Бисероплетение. Вышивка картин бисером.
Поиски резервов творческого потенциала школьников в специальной (коррекционной) школе – проблема, требующая решения. Это возможно по средствам составления программ и систем занятий, направленных...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-202218-1369315398.png)
Образовательная программа детского объединения "Бисероплетение"
Данная программа представляет собой авторский вариант планирования образовательно-воспитательной деятельности в детском объединении.Основная линия программы, декоративно-прикладное искусство, вы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-146369-1353154410.jpg)
Программа дополнительного образования "Бисероплетение" для детей с ОВЗ
Программа расчитана как для здоровых, так и для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. При тяжёлых степенях ограниченности физического здоровья обучающихся составляется индивидуальная прогр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/28/picture-533032-1472379455.jpg)
рабочая программа кружка по бисероплетению
Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов ФГОС и является модифицированной и расчитана на возраст обучающихся 7-11 лет....
Рабочая программа по кружку бисероплетение 5-7 класс
Рабочая программа по кружку бисероплетение 5-7 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа для кружка бисероплетения разновозрастная группа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами плетения. Бисероплетение ...