Программа по факультативу Бисероплетение. Вышивка картин бисером.
рабочая программа по технологии по теме
Поиски резервов творческого потенциала школьников в специальной (коррекционной) школе – проблема, требующая решения. Это возможно по средствам составления программ и систем занятий, направленных на развитие художественных способностей детей.
Бисероплетение, вышивка бисером картин – вид декоративно-прикладного творчества, создающий условия для соединения умственной и практической деятельности учащегося. Данное направление в развитии детей имеет огромное значение: помогает развивать способность работать руками, внимание, память, творческое начало, глазомер, логику, формирующую пространственное воображение. Бисероплетение – это освобождение от тревожного состояния, гнева, появление радости в жизни, поднятие жизненных сил. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
На занятиях учащиеся смогут ознакомиться со всеми известными техниками плетения, и с помощью специальных несложных схем смогут получить практические навыки плетения, освоить основы бисероплетения, научатся вышивать бисером. Здесь они получат рекомендации по подбору материалов и инструментов, соблюдению основных правил плетения, организации рабочего места.
Цель программы – создать условия для формирования коммуникативных компетенций детей, воспитывать художественных вкус и приобщать их к процессу творчества и созидания.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Знакомить детей с основными понятиями в области бисероплетения.
2. Обучать различным приемам работы с иглой и ножницами.
3. Формировать умения следовать устным инструкциям.
4. Освоить технологию изготовления изделий, выполненных в технике «Бисероплетения».
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
3. Развивать художественный вкус, творческие способности детей.
4. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к технике бисероплетения.
2. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
3.Расширять коммуникативные способности детей.
4.Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы теоретических и практических занятий. Материал расположен по принципу «от простого к сложному», последовательно и поэтапно развивая художественно – творческие способности детей. В процессе обучения дети знакомятся с историей бисероплетения, инструментами, приспособлениями и материалами, осваивают основные приемы работы с бисером, стеклярусом; учатся читать схемы; изготавливают предметы бижутерии, сувениры; вышивают бисером картины и панно.
Основными критериями эффективности реализации данной программы являются:
- Усвоение и применение детьми полученных знаний, умений, навыков.
- Самостоятельное выполнение изделий от начала и до конца.
- Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия в технике «Бисероплетение. Вышивка картин бисером», пользуясь инструкционными картами и схемами;
- Развитие внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Создание игровых ситуаций, расширение коммуникативных способностей детей; Обучение аккуратности в работе.
Все сформированные знания, умения и навыки пригодятся для социальной адаптации и дальнейшей жизнедеятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ ОО «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №16 VIII вида»
Программа факультатива «Бисероплетение.
Вышивка картин бисером»
8 класс
Разработана учителем
обслуживающего труда
специальной (коррекционной)
школы – интерната № 16
Бондаренко О. В.
Омск-2013
Содержание:
Пояснительная записка.
Методическое обеспечение……………………………………………………....5
Учебно-тематическое планирование……………...……………………………..6
Содержание программы факультатива «Бисероплетение. Вышивка картин бисером» 7
Календарное планирование………………………….…………………………...9
Литература. 14
Сведения об авторе 15
Приложение ……………………………………………………………………...16
Пояснительная записка.
Поиски резервов творческого потенциала школьников в специальной (коррекционной) школе – проблема, требующая решения. Это возможно по средствам составления программ и систем занятий, направленных на развитие художественных способностей детей.
Бисероплетение, вышивка бисером картин – вид декоративно-прикладного творчества, создающий условия для соединения умственной и практической деятельности учащегося. Данное направление в развитии детей имеет огромное значение: помогает развивать способность работать руками, внимание, память, творческое начало, глазомер, логику, формирующую пространственное воображение. Бисероплетение – это освобождение от тревожного состояния, гнева, появление радости в жизни, поднятие жизненных сил. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
На занятиях учащиеся смогут ознакомиться со всеми известными техниками плетения, и с помощью специальных несложных схем смогут получить практические навыки плетения, освоить основы бисероплетения, научатся вышивать бисером. Здесь они получат рекомендации по подбору материалов и инструментов, соблюдению основных правил плетения, организации рабочего места.
Цель программы – создать условия для формирования коммуникативных компетенций детей, воспитывать художественных вкус и приобщать их к процессу творчества и созидания.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Знакомить детей с основными понятиями в области бисероплетения.
2. Обучать различным приемам работы с иглой и ножницами.
3. Формировать умения следовать устным инструкциям.
4. Освоить технологию изготовления изделий, выполненных в технике «Бисероплетения».
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
3. Развивать художественный вкус, творческие способности детей.
4. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к технике бисероплетения.
2. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
3.Расширять коммуникативные способности детей.
4.Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы теоретических и практических занятий. Материал расположен по принципу «от простого к сложному», последовательно и поэтапно развивая художественно – творческие способности детей. В процессе обучения дети знакомятся с историей бисероплетения, инструментами, приспособлениями и материалами, осваивают основные приемы работы с бисером, стеклярусом; учатся читать схемы; изготавливают предметы бижутерии, сувениры; вышивают бисером картины и панно.
Основными критериями эффективности реализации данной программы являются:
- Усвоение и применение детьми полученных знаний, умений, навыков.
- Самостоятельное выполнение изделий от начала и до конца.
- Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия в технике «Бисероплетение. Вышивка картин бисером», пользуясь инструкционными картами и схемами;
- Развитие внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Создание игровых ситуаций, расширение коммуникативных способностей детей; Обучение аккуратности в работе.
Все сформированные знания, умения и навыки пригодятся для социальной адаптации и дальнейшей жизнедеятельности учащихся.
Методическое обеспечение
Программа факультатива “Бисероплетение. Вышивание картин бисером» рассчитана на 1 год. Годовой курс программы составляет 72 часа. Занятия проводятся в группах по 6 человек по 2 часа в неделю.
Для успешной реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение:
- Светлое помещение.
- Необходимое количество часов.
- Набор нитей, игл
- Бисер, стеклярус, бусы.
- Ножницы, кусачки, проволока.
- Подушка или салфетка под бисер.
- Сумочка, коробка для хранения работ и инструмента.
- Схемы работ.
Формы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Учебно – тематическое планирование.
№ п.п | Наименование темы | Кол-во часов | Содержание занятия | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение. | 2 | Правила поведения в мастерской, ТБ при работе с ножницами и иглой. История бисероплетения. Работы, выполненные из бисера. | Подготовка инструментов, рабочего места к работе. |
2 | Основы техники работы с бисером. | 8 | Материалы, виды бисера, вспомогательные материалы, инструменты, схемы работ. | Изготовление «фенечек». Простая одноярусная цепочка. Сложная многоярусная цепочка. Цепочка с бугорками. Браслет из цепочки. Браслет из прямой цепочки (стеклярус) |
3 | Изготовление предметов бижутерии (серьги, бусы, шнуры, кулоны). | 10 | Технология изготовления бижутерии. Фурнитура. | Изготовление серег, бус, шнуров, кулонов. |
4 | Плоские фигуры на проволоке. | 10 | Особенности выполнения изделий из бисера на проволоке. Методы низания. | Изготовление бабочек, снежинок, салфеток. Изделия: рыбка, стрекоза, жучки, паучки. |
5 | Изготовление картин и панно из бисера. Итоговое занятие. Подготовка к выставке. | 40 2 | Приемы крепления бисера к основе. Швы, используемые для крепления. | Вышивание работ бисером на канве с рисунком. Перевод рисунка на основу. Проведение выставки работ учащихся. |
Итого: | 72 |
Содержание программы факультатива «Бисероплетение. Вышивка бисером картин».
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Основные направления работы факультатива. Правила поведения на факультативных занятиях. ТБ при работе с ножницами, иглой. История бисероплетения. Понятия «бисер», «бусы», «стеклярус». Показ работ, выполненных в технике бисероплетения. Вышивка картин бисером.
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С БИСЕРОМ. (8 ч)
Технические сведения: Материалы, инструменты для работы. Организация рабочего места. Условные обозначения, схемы для работы. Технологическая последовательность изготовления простых цепочек из листочков, цветочков.
Практические работы: Упражнения по освоению приемов плетения бисером. Цепочки «бутончики», «листики», «цветочки», «зигзаг», «крестик», «жучек», «колечки», «змейка».
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ БИЖУТЕРИИ (10 ч)
Технические сведения: Особенности изготовления предметов бижутерии. Использование проволоки для работы.
Практические работы: Изготовление серег, бус, кулонов, шнурков.
ПЛОСКИЕ ФИГУРЫ НА ПРОВОЛОКЕ (10 ч)
Технические сведения: Особенности изготовления плоских фигур на проволоке. Использование проволоки для работы. Методы низания. Работа по схеме. Условные обозначения.
Практические работы: Изготовление бабочек, снежинок, салфеток. Изделия: рыбка, стрекоза, жучки, паучки.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРТИН И ПАННО ИЗ БИСЕРА (42 ч)
Технические сведения: Способы выполнения картин из бисера. Вышивка и шитье. Приемы крепления бисера к основе. Способы перевода рисунка на основу. Швы, используемые для крепления: шов «вприкреп», «вперед иголку», «за иголку». Декоративные элементы картины. Техника выполнения вышивки бисером.
Практические работы: Нашивание бисера на основу разных цветов одного размера вплотную друг к другу. Прошивание бисера по контуру с частичным заполнением внутреннего пространства элемента. Вышивание работ бисером на канве с рисунком.
К концу курса учащиеся должны знать: историю бисероплетения, название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы); правила безопасного труда при работе с иглой и ножницами;
основные приемы плетения бисером, методы низания бусин, способы перевода рисунка на основу, технику выполнения вышивки бисером, бабочек, салфеток.
Должны уметь: организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы; под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать его изготовление и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку; изготавливать изделия из бисера: бабочек, снежинки, салфетки, бижутерию; вышивать картины и панно.
Календарное планирование
№ п\п | тема | дата | теория | практика |
1 | Организационное занятие. ТБ при работе с ножницами и иглой. Правила безопасного поведения на занятиях | + | ||
2 | История возникновения бисероплетения. Работы, выполненные из бисера. | + | ||
3 | Основы техники работы с бисером. Материалы, инструменты, приспособления для работы с бисером. | + | ||
4 | Выполнение цепочки «бутончики». Схемы работы. Условные обозначения. | + | ||
5 | Выполнение цепочки «листики» | + | ||
6 | Выполнение цепочки «цветочки» | + | ||
7 | Выполнение цепочки «зигзаг» | + | ||
8 | Выполнение цепочки «жучок» | + | ||
9 | Выполнение цепочки «колечки» | + | ||
10 | Выполнение цепочек «змейки», «крестик» | + | ||
11 | Особенности изготовления предметов бижутерии. Ювелирная фурнитура. | + | ||
12 | Ювелирная фурнитура, колпачки. швензы. креолы, замки Картье, тюльпанчики, круглые пружинные замки. | + | ||
13 | Украшение с ажурной булавкой. | + | ||
14 | Изготовление серег, браслет с вышивкой. | + | ||
15 | Ожерелье «энергичный блеск» | + | ||
16 | Ожерелье «Блестящие квадраты» | + | ||
17 | Ожерелье «Радуга» | + | ||
18 | Шнур бирюзовый | + | ||
19 | Кулон с подвеской «цветочек» | + | ||
20 | Браслет «Две бусины» | + | ||
21 | Особенности изготовления плоских фигур на проволоке. Использование проволоки для работы. | + | ||
22 | Методы низания. Работа по схеме. Условные обозначения | + | ||
23 | Изготовление бабочки простой формы | + | ||
24 | Изготовление бабочки сложной формы | . | + | |
25 | Изготовление маленькой снежинки | + | ||
26 | Изготовление снежинки двухцветной | + | ||
27 | Изготовление стрекозы | + | ||
28 | Изготовление паучка, рыбки | + | ||
29 | Изготовление ящерки | + | ||
30 | Изготовление мотылька, божьей коровки | + | ||
31 | Изготовление картин и панно из бисера | + | ||
32 | Способы выполнения картин из бисера. Вышивка и шитье. Приемы крепления бисера к основе. | + | ||
33 | Способы перевода рисунка на основу. Швы, используемые для крепления: шов «вприкреп», «вперед иголку», «за иголку» | + | ||
34 | Выполнение панно «Орхидея» | + | ||
35 | Выполнение панно «Орхидея» | + | ||
36 | Декоративная отделка панно «Орхидея» | + | ||
37 | Выполнение панно «Полянка» | + | ||
38 | Выполнение панно «Полянка» | + | ||
39 | Декоративная отделка панно «Полянка» | + | ||
40 | Выполнение панно «Аквариум» | + | ||
41 | Выполнение панно «Аквариум» | + | ||
42 | Декоративная отделка панно «Аквариум» | + | ||
43 | Выполнение панно «Тигровые лилии» | + | ||
44 | Выполнение панно «Тигровые лилии» | + | ||
45 | Декоративная отделка панно «Тигровые лилии» | + | ||
46 | Особенности выполнения поздравительных открыток декорированных бисером | + | ||
47 | Поздравительная открытка «С днем рождения» | + | ||
48 | Поздравительная открытка «С днем рождения» | + | ||
49 | Поздравительная открытка «С днем святого Валентина» | + | ||
50 | Поздравительная открытка «С днем святого Валентина» | + | ||
51 | Поздравительная открытка «С Новым годом» | + | ||
52 | Поздравительная открытка «С Новым годом» | + | ||
53 | Поздравительная открытка «С 8 марта» | + | ||
54 | Поздравительная открытка «С 8 марта» | + | ||
55 | Вышивка картины бисером | + | ||
56 | Подбор бисера, выбор рисунка, подготовка основы для вышивки | + | + | |
57 | Вышивка картины «Букет» | + | + | |
58 | Вышивка листиков маленьких размеров | + | ||
59 | Вышивка листиков маленьких размеров | + | ||
60 | Вышивка листиков больших размеров | + | ||
61 | Вышивка листиков больших размеров | + | ||
62 | Вышивка стебельков | + | ||
63 | Вышивка стебельков | + | ||
64 | Вышивка лепестков большого цветка | + | ||
65 | Вышивка лепестков большого цветка | + | ||
66 | Вышивка лепестков большого цветка | + | ||
67 | Вышивка лепестков маленького цветка | + | ||
68 | Вышивка лепестков маленького цветка | + | ||
69 | Выполнение отделочных работ готовой вышивки | + | ||
70 | Выполнение отделочных работ готовой вышивки | + | ||
71 | Выполнение отделочных работ готовой вышивки | + | ||
72 | Подведение итогов работы факультатива “Бисероплетение” за год. Выставка работ учащихся | + |
Литература для учителя.
- Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. М.: Аст-Пресс, 2008-125с.
- Аполозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Аст-Пресс, 2006-145с
- Артынская Е.Е. Пасхальные композиции. М.: Культура и традиции.2005-24 с.
- Божко Л.Н. Бисер. Уроки мастерства. М.: ОЛМА Медиа, 2011
- Бульба Н.С. Скульптура из бисера.М.: Аст-Пресс 2007-112с
- Валюх Г. Федорова М. Цветы и букеты. М.: Культура и традиции.2005-24 с.
- Виноградова Е. Г. Картины и панно из бисера. М.: Сова, 2007
- Гашицкая Р. Цветы из пайеток. М.: Мартин 2007-70с
- Зайцева Н. К. Искусство бисероплетения. – М.: ОЛМА Медиа, 2007
- Джейн Дэвис Энциклопедия вышивки бисером. Более 200 видов вышивки и моделей. М.: ОЛМА Медиа, 2012
- Кочетова С. Мягкая игрушка с бисером. М.: рикол классик,2008-80с
- Куликова И.А. Программа факультатива «Бисерные фантазии», 2012
- Ляукина М. Бисер. Основы художественного ремесла, М.: Аст-Пресс 2008-174с
- Максимова М. В., Кузьмина М. А. Вышивка. Первые шаги, М.: Эксмо, 2009
- Сахненко Е. Н. Игра в бисер. Рукоделие, Ростов н/Д.: Феникс, 2007
- Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Плетем бабочек из бисера, Ростов н/Д.: Феникс, 2006
- Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Плетем снежинки из бисера, Ростов н/Д.: Феникс, 2006
- Федорова М., Зотова М. Кабошоны с бисером, М.: Культура и традиции.2006-32 с.
- Донателла Чиоттти "БИСЕР - украшения своими руками" М. 2012
Литература для учащихся.
- Божко Л.Н. Бисер для девочек. М.: ОЛМА Медиа, 2011
- Энн Бенсон Бисероплетение. Воплощение интересных идей с помощью современных материалов. М.: Мартин 2007-70с
- Стольная Е. Цветы и деревья из бисера. М.: Мартин 2007-127с
- Ткаченко Т.Б., Стародуб К. И. Плетем деревья из бисера, Ростов н/Д.: Феникс, 2006
- Ткаченко Т.Б., Стародуб К. И. Плетем насекомых из бисера, Ростов н/Д.: Феникс, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: "Вышивка бусами, бисером, стеклярусом."
ТЕМА: Техника вышивания бусами, бисером, стеклярусом. ЦЕЛЬ: знакомство с различными приемами вышивания бисером, научить приемам вышивания бисером. ЗАДАЧИ:...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Детского объединения «Бисероплетение» «Сказочный бисер»
Муниципальное образовательное учреждениеДополнительного образования детей«Центр детского творчества» Принята на педагогическом совете МОУДОД«Центр детского творчества»Прот...
Образовательная программа детского объединения "Бисероплетение"
Данная программа представляет собой авторский вариант планирования образовательно-воспитательной деятельности в детском объединении.Основная линия программы, декоративно-прикладное искусство, вы...
Программа дополнительного образования "Бисероплетение" для детей с ОВЗ
Программа расчитана как для здоровых, так и для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. При тяжёлых степенях ограниченности физического здоровья обучающихся составляется индивидуальная прогр...
Мастер-класс для воспитателей "Бисероплетение. Снежинки из бисера".
Новогодние снежинки из бисера....
Мастер-класc по бисероплетению: Дракон из бисера
Мастер-класс по плетению дракона для тех, кто только начинает учиться плести из бисера объемных животных....
Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе ДПИ (бисероплетение, вышивка бисером)
Статья - личностно - ориентированные технологии...