Образовательная программа детского объединения "Бисероплетение"
рабочая программа по теме

Аксёнова Елена Геннадьевна

 

Данная программа представляет собой авторский вариант планирования образовательно-воспитательной деятельности в детском объединении.

Основная линия программы, декоративно-прикладное искусство, выступает важнейшим средством развития личности ребенка.

Программа ориентирована на младший  возраст детей с учетом их психологического и физического развития. Методика работы с детьми предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностей. Программа рассчитана на 1 год обучения.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biseropleteniyu_1_klass_2012_god.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЖАРКОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Программа утверждена                                                                             Утверждено:

                                                                                                 Приказом №____от ____________

на педагогическом совете                                               Директор Дома детского творчества

«_____»_____________20____г.                                     _______________ Е.П. Гренкова

(Протокол №__________)                                                

 

Составитель : АКСЕНОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

педагог дополнительного образования,

возраст обучающихся 6-7 лет,

срок реализации программы 1 год

П. Жарковский

2012 год

Пояснительная записка.

Дополнительное образование детей – уникальная сфера деятельности, которая объединяет воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала; развитии творческих способностей детей. Наиболее полно данные задачи реализуются в художественно-эстетическом направлении в декоративно-прикладном творчестве.

Декоративно-прикладное искусство – творчество разных народов, веками не теряющее своих традиций, является одним из проявлений национальной культуры.

С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукодельных работ, созданных руками мам и бабушек. Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом. Занятия декоративно-прикладным искусством способствует совершенствованию трудовых технологических навыков у детей и подростков, изготовлению изделий, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду, трудолюбия и усидчивости.

Именно декоративно-прикладное искусство готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения, и на основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной декоративно-прикладной деятельности.

Ознакомление детей с историей бисероплетения выступает также одной из главных линией программы. Народное и декоративно-прикладное искусство являются кристальными источниками развития высокого художественного вкуса и творчества у детей и подростков.

В этой связи данная образовательная программа весьма актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, в частности, творческих, бытовых, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.

Занятия в объединении организованы в систему, которая гармонично развивает умственные и творческие способности ребенка. От простейших изделий, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук, до изготовления художественных работ, этот путь ребенок проделывает с интересом и удовольствием. Ведь поделки, сделанные их руками, несут в себе частицу души, и поэтому, никогда не устаревают и хранятся многие годы.

Образовательная программа «Бисероплетение» является актуальной, востребованной обучающимся различных возрастных категорий (6-14 лет).Она разработана в соответствии с основными положениями Закона РФ «Об образовании», в соответствии с Концепцией художественного образования в РФ, на основании Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, государственных требований и методических рекомендаций, предъявляемых к образовательным программам системы ДОД (М.: МО РФ,1993).

Реализация творческого потенциала детей и подростков осуществляется на инновационных занятиях по плетению и низанию бисера, позволяющих интенсивно развивать у них интеллектуальные способности, зрительную память, восприятие, воображение и т.д.

Данная программа представляет собой авторский вариант планирования образовательно-воспитательной деятельности в детском объединении.

Основная линия программы, декоративно-прикладное искусство, выступает важнейшим средством развития личности ребенка.

Современная педагогика считает, что развитие личности ребенка является основной целью образования в любых его парадигмах. Личностно-развивающее обучение представляет собой наиболее распространенную образовательную стратегию на современном этапе развития отечественного образования.

Программа ориентирована на младший  возраст детей с учетом их психологического и физического развития. Методика работы с детьми предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностей. Программа рассчитана на 1 год обучения.

  • количество не менее 12 человек
  • занятия –1 класс 2 раза в неделю по 1 часу

Программа знакомит обучающихся с    цветовой гаммой бисера, историей бисероплетения, использованием бисера в украшениях и в быту.

Обучающиеся учатся работать с леской, ниткой с иголкой. Знакомятся с приемами плетения и низания бисером, учатся плести и низать всевозможные украшения, начиная от менее сложных и постепенно переходя к более сложным.

Работа в этой технике требует усидчивости, терпения, трудолюбия. Обучающиеся учатся планировать свою работу, распределять время. А главное – работа с бисером вырабатывает у детей и подростков видеть  прекрасное, стараться самостоятельно создать что-то красивое, необычное. Процесс выполнения изделия требует от обучающихся ловких действий. В ходе систематического труда рука обучающегося приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого подчерка.

Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз  и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления художественных изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. На умственное развитие обучающихся благотворное влияние оказывает изготовление изделий из бисера.

 Цель программы –

  • выработка у обучающихся художественных умений   и навыков в декоративно-прикладном искусстве бисероплетения.

 Задачи программы:

                   Обучающие-

  • научить приемам (навыкам) плетения и низания бисером;
  • научить плести изделия из бисера.

             Воспитательные-

  • воспитывать умение работать в коллективе,
  • воспитывать аккуратность
  • привитие детям интереса и любви к декоративно-прикладному искусству.

                 Развивающие-

  • развитие познавательного интереса
  • развивать трудолюбие, терпение, усидчивость,
  • развивать творческие способности и творческое мышление.

Программа кружка основывается на следующих принципах:

  • принцип увлекательности и творчества
  • принцип системности
  • принцип доступности
  • принцип последовательности

  • Предметное обучение (дает возможность быстрее и качественнее получить результат своего труда, позволяет избежать небрежности в проработке технологических мотивов).
  • Постепенное усложнение материала от простого к сложному.
  • Учет индивидуальных способностей воспитанников.
  • Приоритет практической деятельности.
  • Включение детей в разнообразную деятельность.
  • Демократический стиль взаимоотношений с детьми.

На занятиях кружка уч-ся приобретают умения, и навыки плетения и низания бисером, на занятиях кружковцы знакомятся с основами общей и специальной композиции.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУЖКА «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ».

  1. Знакомство с возможностями данной техники.
  2. Теоретические и практические занятия.
  3. Практические работы в творческих мастерских.
  4. Массовые дела кружка.
  5. Участие в массовых мероприятиях.

Разнообразная  деятельность способствует воспитанию ответственности  учащихся, позволяет выйти за рамки программы, закрепить полученные знания и умения, углубить теоретические и практические навыки и приемы, творчески реализовать себя, развивать эстетический вкус, совершенствовать качество выполненных изделий, переходить от простых операций к сложным.

Программа кружка предусматривает ознакомление с историей  бисероплетения, анализ образцов и современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа по бисероплетению включает ознакомление с различными приемами бисероплетения, которые осуществляются в процессе выполнения задания.

Для работы кружка требуется следующее оборудование и инструменты:  нитки катушечные, ножницы, иглы, леска, проволока.

Для успешного усвоения материала для занятий нужны наглядные пособия.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.

  • Объяснительно-иллюстративный ( предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением

  • Практическая работа: изготовление изделий.
  • Беседы, опросы.
  • Творческая мастерская.
  • Самостоятельная работа.
  • Индивидуальные занятия.

На занятиях у детей вырабатываются не только технические знания и навыки, но и воспитывается художественно - ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС, РАЗВИВАЕТСЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ПРИВИВАЕТСЯ ЛЮБОВЬ К ТРУДУ.

 

В результате предполагается, что каждый ребенок прошедший курс по данной программе принесет приобретенные знания и практические умения в самостоятельную жизнь.

 Способы и формы подведения результатов деятельности.

В качестве оценки творческой деятельности детей по данной программе используется простое наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков у детей в процессе выполнения ими практических работ (коллективная и индивидуальная работа, владение основами, навыками плетения и низания изделий из бисера, мини-выставки).

Процесс обучения и воспитания основывается на строго дифференцированном подходе к детям с учетом их возрастных и индивидуальных способностей. Учитывается то, что важным фактором в освоении программы является заинтересованность детей. Поэтому изыскиваются такие формы занятий, которые бы способствовали пробуждению наибольшего интереса у обучающихся. Большое внимание уделяется сохранению здоровья детей и подростков.

С этой целью используется чередование видов деятельности, чтобы не было утомляемости обучающихся, для занятий выбирается светлое, комфортное, проветриваемое помещение. Регулярно проводятся беседы по здоровому образу жизни, технике безопасности.

Одним из условий реализации программы является партнерство с семьей. Привлечение родителей к совместной деятельности способствует более плодотворной работе детей, именно семья является одним из основных факторов социализации личности.

 

Обучающие приобретают знания об истории бисероплетения, использование украшений в быту, усваивают названия нить подготовительная и соединительная, орнамент.

Умения: плести цепочки, способы соединения цепочек, способы и приемы плетения и низания, получать составные цвета и оттенки цветов, различать теплую и холодную гамму цветов.

Приобретают навыки: в технологии изготовления изделий из бисера.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

КРУЖКА «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ». 1 класс

п/п

Наименование тем

Общее

количество

часов

В том числе

теоретические

часы

практические

часы

1.

Раздел 1.Организационное

Занятие

Тема №1.Вводное занятие. Что такое ДПИ?

1

1

2.

Раздел 2.Основные приемы плетения бисером

Тема №1. Плетение цепочки «Крестик»

Тема №2. Плетение однорядной цепочки «Лесенка»

2

2

0,5

0,5

1,5

1,5

3.

Раздел 3. Изделия в технике плетения

Тема №1.Плетение фенечек «Кружочек»

Тема №2. Плетение фенечек «Цветочек»

Тема №3.Плетение браслетов

4

4

4

1

1

1

          3

          3

          3

4.

Раздел 4. Плетение на проволоке. Цветы из бисера. Плоские фигурки животных.

 Тема№1.Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное плетение, петельное плетение

Тема №2 Игольчатое плетение, низание дугами.

Тема№3. Пление цветов: пролеска (лист, листок,тычинки)

Тема № 4.Плетение цветов:василек

Тема №5.Плетение фигурок животных: кошка, на выбор

Тема №6. .Плетение фигурок животных: бабочка, на выбор

2

2

4

4

6

7

0,5

0,5

1,5

1,5

4

4

6

7

5.

Раздел5.Основные приемы низания бисером

Тема №1. Продольное низание Поперечное низание

2

0,5

1,5

6.

Раздел 6.Изделия в технике низания

Тема №1.Плетение изделий в технике низания. Ожерелье «Ажурное»

Тема №2.Плетение изделий по желанию

10

12

1

1

9

11

7.

Раздел 8.Итоговое занятие

Тема №1. Итоговая аттестация

2

1

1

    Итого

68 ч

59  ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 Раздел.

Тема №1. Вводное занятие. Что означает ДПИ? (2 ч)

Теоретическая часть.

Знакомство обучающихся с различными видами декоративно-прикладного искусства. Что означает ДПИ?

Декоративно-прикладное искусство- искусство создания художественной вещи в разных материалах (фарфор, дерево, металл, ткань, кожа, бисер и т.д.)

Бисероплетение – один из видов декоративно-прикладного искусства, является отраслью художественного творчества.

Практическая часть.

Знакомство обучающихся с программой обучения. Оборудование, инструменты. Техника безопасности. Показ лучших изделий.

Методы, используемые на занятии: объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: беседа по теме занятия.

2 Раздел. Основные приемы плетения. (4ч)

Тема №1. Плетение цепочки «Крестик»(2 ч)

Теоретическая часть. Названия: нить подготовительная, соединительная бисерина. Психология цвета.

Практическая часть.

Плетение цепочки «Крестик»

Формы работы: беседа-показ, беседа-занятие, практическое занятие, самостоятельная работа по плетению цепочки «Крестик».

Тема №2. Плетение однорядной цепочки «Лесенка» (2ч)

Теоретическая часть. Составление схем.

Практическая часть.

Освоение плетения однорядной цепочки «Лесенка». Последовательность выполнения.

Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.

3 раздел. Изделия в технике плетения.(12 ч)

Тема №1. Плетение  фенечек «Кружочек» (4 ч)

Теоретическая часть. Демонстрация образцов. Последовательность выполнения.

Практическая часть. Освоение плетения фенечек «Кружочек»

Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.

Тема №2. Плетение фенечек «Цветочек»( 4 ч)

Теоретическая часть. Демонстрация образцов. Последовательность выполнения.

Практическая часть. Освоения плетения фенечек «Цветочек»

Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.

Тема №3. Плетение браслетов.(4 ч)

Теоретическая часть. Демонстрация образцов. Последовательность  выполнения. Плетение по схемам. Техника параллельного плетения.

Практическая часть. Освоение плетения браслетов.

Формы работы: бесед - показ, практическое занятие, самостоятельная работа.

4 раздел.Плетение на проволоке. Цветы из бисера. Плоские фигурки животных.(24 ч)

Тема №1. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов и фигурок: параллельное плетение, петельное плетение (2ч)

Теоретическая часть. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное.

 Психология цвета.

Практическая часть. Освоение приемов плетения.Выполнение отдельных элементов цветов

Формы работы: беседа-показ, беседа-занятие, практическое занятие, самостоятельная работа по выполнению отдельных элементов цветов.

Тема №2.   Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов и фигурок: игольчатое плетение, низание дугами (2ч)

  (4 ч)

Теоретическая часть. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: игольчатое плетение, низание дугами

Практическая часть. Освоение приемов плетения.Выполнение отдельных элементов цветов

Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.

Тема №3. Плетение цветов:пролеска (лист,листок,тычинки) (4ч)

Теоретическая часть. Демонстрация образцов. Последовательность выполнения.

Практическая часть. Плетение цветов

Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.

Тема №4. Плетение цветов:василек (лист,листок,тычинки) (4ч)

Теоретическая часть. Демонстрация образцов. Последовательность выполнения.

Практическая часть. Плетение цветов

Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.

Тема №5. Плетение фигурок животных кошка (6ч)

Теоретическая часть. Демонстрация образцов. Последовательность выполнения.

Практическая часть. Плетение фигурок животных

Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.

Тема №6. Плетение фигурок животных бабочка  (6ч)

Теоретическая часть. Демонстрация образцов. Последовательность выполнения.

Практическая часть. Плетение фигурок животных

Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.

5 раздел. Основные приемы низания.(2ч)

Тема №1. Продольное, поперечное низание.( 2ч)

Теоретическая часть. Последовательность выполнения.

Практическая часть. Освоение приемов  низания.

Формы работы: беседа-показ, практическое занятие.

6 раздел. Изготовление изделий в технике низания. (22 ч)

Тема №1. Плетение ожерелья «Ажурное»(10 ч)

Теоретическая часть. Что такое ожерелье, подвески? Применение и использование в быту. Последовательность выполнения. Подбор бисера по цвету. Работа с иглой.

Практическая часть. Освоение плетения ожерелья. Закрепление навыков низания. Поэтапное выполнение задания.

Формы работы: беседа-показ, беседа- занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, поощрение педагогом детского творчества.

Тема №2. Плетение изделий по желанию (12 ч)

Теоретическая часть. Анализ образца изделия. Последовательность выполнения. Подбор бисера по цвету.

Практическая часть.  Закрепление навыков низания.

Формы работы: беседа-показ, беседа- занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, поощрение педагогом детского творчества.

Итоговое занятие. Выставка лучших детских работ.

7 раздел. Итоговое занятие. (2 ч)

Тема №1. Итоговая аттестация.

Практическая часть. Организация выставки детских работ. Анализ детьми итоговых работ, самоанализ. Подведение итогов за год. Применение диагностических методик  по развитию у обучающихся определенных качеств воспитанности, знаний, умений, навыков в плетении изделий из бисера.

Формы проведения занятия: занятие с элементами анализа.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА.

Способствует  лучшему усвоению программного материала.

  1. Наглядные пособия (схемы).
  2. Образцы готовых изделий.
  3. Литература (альбомы, книги).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА.

  1. Работа над методическими пособиями.
  2. Подготовка образцов в помощь и для самостоятельной работы учащихся.
  3. Планирование работы.
  4. Анализ собственной деятельности кружка « Бисероплетение».
  5. Программирование  деятельности.
  6. Обобщение опыта своей работы и изучение результатов деятельности учащихся.
  7. Совершенствование своего педагогического и профессионального мастерства.
  8. Встречи с коллегами с целью обмена опытом работы.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

В образовательной программе промежуточная диагностика результатов проводится в ходе изучения тем программы, а итоговая диагностика – в конце изучения разделов программы. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ обучающихся, участие в конкурсах, состязаниях, концертах, фестивалях, олимпиадах. Для большинства обучающихся основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе освоения данной программы.

Следует иметь в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности, то есть возможность для самореализации ребенка в условиях свободного выбора различных видов деятельности. При этом успехи, достижение ребенка сравниваются не со стандартом (как в основном образовании), а с исходными возможностями.

 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.

Оценка результатов обучения – это качество.

  1. Изготовление изделий и их показ.
  2. Участие в выставках.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях:
  • Образцы, изготовленные педагогом дополнительного образования
  • Коллекции детских творческих работ
  • Схемы изготовления изделий
  1. Перечень оборудования, инструментов, необходимых для реализации программы:
  • Леска
  • Нитки швейные
  • Бисер разной формы и размеров, стеклярус, рубка
  • Иглы для бисера
  • Ножницы
  • Отдельные коробочки для бисера.

МАССОВЫЕ ДЕЛА КРУЖКА.

  1. Итоговый показ изделий за учебный год.
  2. Выставка работ (2 раза в год).
  3. Участие в массовых мероприятиях Дома детского творчества.

СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся и их родителей

       1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. -        М.: Мир, 1982.

       2. Бисерное рукоделие. Ред.-сост. О.Г.Жукова.- М.: Знание, 1998.

       3. Мещерякова Н.  …А в середине – бусинка. – «Крестьянка», Мода в доме, 1997, №2, с.10.

      СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для педагогов

 1. Мещерякова Н. Мелким бисером украсив… - «Крестьянка», Мода в доме, 1996, №10, с.13 –14.

  2.Мещерякова Н. Сувенир к светлому празднику. – «Крестьянка», Мода в доме, 1996, №4, с. 11.

  3.Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1999.

   4.. Альбом по бисероплетению «Цветы и букеты» - Культура и                  традиции, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"

   Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"

В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...

Образовательная программа детского объединения " Я в мире людей"

Программа ориентирована на воспитание людей порядочных, уважающих мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ «С ПЕСНЕЙ - В СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ«С ПЕСНЕЙ - В СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ»Соответствует 1-2 ступеням образовательной программыМОУ ДОД "Дворец детского (юношеского) творчеств...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Детского объединения «Бисероплетение» «Сказочный бисер»

Муниципальное  образовательное учреждениеДополнительного образования детей«Центр детского творчества»   Принята на педагогическом совете МОУДОД«Центр детского творчества»Прот...

Образовательная программа детского объединения

Образовательная программа детского объединения «Тряпичный гном» ...

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...