Программы внеурочной деятельности
рабочая программа

Копылова Александра Андреевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эстрадный танец123 КБ
Microsoft Office document icon Ритмика135 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» пст.Нижняя Омра

Троицко-Печорского района  Республики Коми

                                                                                                                         

                                                                                                                    «Утверждаю»

                               

Программа внеурочной деятельности

«Эстрадный танец»

для 2-9 классов

срок реализации 2018- 2018 учебный год

Направленность:

Художественная

Для обучающихся 7-15 лет

1 года обучения

Составитель: Копылова Александра Андреевна

2018 г.

Пояснительная записка

           Танцы – один из любимых и популярных видов искусства - дают широкие возможности в деле физического, эстетического и этического воспитания обучающихся. Танцы развивают естественную грацию, музыкальную ритмичность. Занятия в танцевальном коллективе приучают обучающихся к самодисциплине, ответственности, раскрывают индивидуальные возможности. Приобщение к искусству хореографии включают ознакомление обучающихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с их красочными костюмами, музыкально – ритмическим складом мелодий.  

            Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал учащихся. Занятие эстрадным танцем позволяют развить не только чувство ритма, но и раскрыть индивидуальность каждого танцора, его уникальность.

Актуальность программы связана с необходимостью развития танцевального потенциала обучающихся и расширение знаний в области современного эстрадного танца.

Новизна программы:

     Новизна программы  коллектива     заключается в том, что  программа обучения,  основываясь  на использовании  существующих  методов развития двигательного рефлекса, нацелена на воспитание интереса к ведению здорового образа жизни.

         Педагогическая целесообразность:

    В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми эстрадными танцами лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют

эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач, что, в свою очередь, способствует социальной адаптации обучающихся.

           Применяются такие формы занятий как:  учебно-практическое занятие, показательное занятие, лекция, беседа, игра.

   При реализации программы используются различные методы: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа), наглядные методы (показ педагога), практические методы (выполнение движений).

           Цель программы: формирование активной жизненной позиции посредством приобщения к танцевальному искусству.

           Задачи программы:

Первого года обучения:

Обучающие:

  • обучить навыкам музыкального движения;
  • обучить основам эстрадного танца;
  • обучить основным принципам построения танцевальных комбинаций;
  • познакомить с основными стилями  хореографии.

Развивающие:

  • развить музыкально-ритмическую координацию;
  • развить мышечное чувство, осанку, стопу;
  • развить музыкально-двигательную память.

Воспитывающие:

  • воспитать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку;
  • воспитать чувство  коллективизма, товарищества;
  • воспитать чувство уверенного выступления на сцене.

Характеристика программы

Тип - дополнительная общеразвивающая программа

Направленность - художественная

Вид - модифицированная

По возрастному принципу - разновозрастная

По масштабу действия - учрежденческая

По срокам реализации – 1 года обучения

Организационно- педагогические основы обучения

  • Наполняемость группы -5 до 10 человек
  • Периодичность занятий – 1 раза в неделю (35 часа)
  • Возраст обучающихся- 7-15 лет
  • Продолжительность занятий - 40 минут

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

              В результате занятий эстрадными танцами  у детей развиваются эстетический вкус и танцевальная культура, музыкально – двигательные и художественно – творческие способности, гармоничность тела, гибкость, пластичность, координация, выразительность движений. Обучающиеся активно участвуют в концертных программах, проведенных в школе и  в СДК.

    К концу реализации программы обучающиеся 1-го года должны:

 Обучающиеся должны знать:

  • музыкальные размеры;
  • средства музыкальной выразительности;
  • правила постановки корпуса;
  • положение стопы и подъёма;
  • все позиции ног и рук;
  • название танцевальных движений;
  • краткую историю хореографии.

Обучающиеся должны уметь:

  •   точно реагировать на изменения темпа;
  • воспроизводить ритмические рисунки;
  • выражать свои собственные ощущения, используя язык танца.

Оценивание умений и навыков:

  • Анализ  деятельности участников в виде исполнения танца в ходе  концертов, конкурсов.
  • Аттестация обучающихся проводится в форме зачетов с фиксацией результатов в диагностической карте.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

№ п\п

Раздел ( тема)

Общее количество часов

В том числе:

теоретических

практических

1.

Организационное занятие. Знакомство. ТБ.

1

1

1

2.

Музыкальное движение.

4

1

3

3.

Музыкальное движение и игровое творчество.

3

1

2

4.

Основы хореографии.

10

2

8

5.

Основы хореографии. Танцевальные комбинации.

5

1

4

6.

Танцевальные комбинации. Постановка детского эстрадного танца.

6

1

5

7.

Партерная гимнастика. Интерактивный детский танец. Повторение материала первого полугодия.

1

1

1

8.

Знакомство со стилями хореографии.

1

1

1

9.

Игровая импровизация.

2

1

2

10.

Итоговое занятие.

1

1

1

11.

Концертная деятельность.

1

1

1

Итого:

35

12

29

Содержание программы 1-го обучения:

  1. Организационное занятие. Знакомство. 1 час.

Теория: Цели и задачи обучения, инструктаж по охране труда. Ознакомление обучающихся с режимом занятий. Внешний вид. Беседа с родителями.

Практика: Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение. Игра «На знакомство».

  1. Музыкальное движение. 4 часа.

Теория: Мелодия и движение. Темп. Музыкальные размеры. Контраст в музыке. Такт и затакт.

Практика: Упражнения на выявление такта и затакта. Тренировка вступления. Музыкально-пространственные упражнения. Танцевальные шаги.

  1. Музыкальное движение и игровое творчество. 3 часа.

Теория: Игры под музыку и стихи – особенности ритма, чувство такта. Отличительные особенности от обычной детской игры.

Практика: Игровая программа «По дороге с облаками», «Морское царство», игра «Ручеек», «Море волнуется», «Кто такой я».

  1. Основы хореографии. 10 часов.

Теория: Основные позиции ног, рук, постановка корпуса. Эстетика выполнения движений.

Практика: Приседания, прыжковые движения, виды ходьбы, бега, наклоны, повороты.

  1. Основы хореографии. Танцевальные комбинации. 5 часов.

Теория: Понятие танцевальных комбинаций. Удобное сочетание отдельных элементов для цельного исполнения.

Практика: Сочетание отдельных уже изученных движений (элементов) в простые комбинации, отработка их под музыку.

  1. Танцевальные комбинации. Постановка детского эстрадного танца. 6 часов.

Теория: История развития детских эстрадных танцев и их роль в жизни начинающего танцора.

Практика: Разучивание танцевальных этюдов на основе образов, знакомых и понятных детям: «Птичий двор», «Веселые матрешки», «Танец кукол», «Котята и утята», «Муравьишки-работяшки», «Веселые строители», «Цветочная поляна».

  1. Партерная гимнастика. Интерактивный детский танец. Повторение материала первого полугодия. 1 час.

Теория: Польза упражнений, выполняемых на полу.

Практика: Упражнения на развитие гибкости суставов и тела в целом, для улучшения эластичности мышц и связок. Танцевальные элементы под веселую музыку.

  1. Знакомство со стилями хореографии. 1 час.

Теория: Танцевальные стили хореографии. Их истоки и основатели. С какими стилями нам предстоит ознакомиться на практике.

Практика: Знакомство со стилями: «Джаз», «Рок-н-ролл», «Диско», «Хип-хоп». Постановка номера в выбранном стиле. Репетиционная работа.

  1.  Игровая импровизация. 2 часа.

Теория: Знакомство с понятием «импровизация». Основы импровизации.

Практика: Упражнения на воображение группой и индивидуально. Использовать наглядные и известные образы.  Изобразить кого-то или что-то в танце «Зоопарк», «Сказочный паровозик», «Танец для эмоции».

Репетиционная работа.

  1.  Итоговое занятие. 1 часа.

Теория: Подведение итогов учебного года.

Практика: Проверка умений и навыков, приобретенных за год на открытом занятии. Праздничное закрытие учебного года.

  1.  Концертная деятельность. 1 час

Теория: Моральная подготовка; правила поведения; порядок выступления.

Практика: Выступление на школьном концерте.

Методическое обеспечение 

общеразвивающей программы

Программа предусматривает следующие формы работы:

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся.

Формы и методы подачи материала:

Словесные методы обучения:

  • Объяснения (как педагога, так и детей)
  • Проблемные вопросы

Методы практической работы

  • Упражнения
  • Репетиции
  • Наглядный метод обучения

Методы, применяемые при изучении танцев:

  • Метод разучивания по частям сводится к делению движений на простые    части    и    разучиванию    каждой    части    отдельно    с последующей группировкой частей в нужной последовательности.
  • Целостный    метод    разучивания    заключается    в   разучивании движений целиком в замедленном темпе. Этим методом удобно разучивать простые движения, а также сложные движения, которые нельзя разложить на отдельные самостоятельные части.

В процессе занятий отрабатываются концертные номера. Проводятся сводные репетиции. Обучающиеся знакомятся с правилами поведения перед, во время и после концерта.

В ходе обучения предполагаются коллективные походы: на концерты.

В программе предлагается следующая структура занятий:

  1. этап: Подготовительный
  • Приветствие
  • Разминка
  1.  Этап: Овладение специальными умениями и навыками, изучение танца.
  2. Этап: Релаксация

       4 Этап: Рефлексия

Этапы педагогического контроля.

1 год обучения

Вид контроля

Цели, задачи

Содержание

Формы

Критерии

Входящий

Выявление актуальных способностей обучающихся

Определение слуха и чувство ритма

Хлопки, притопы,

Текущий

Определить уровень отдельных практическ их и теоретических навыков

Исполнение танцевальных комбинаций

Танцевальные комбинации

Тематический

Определить уровень отдельных практических и теоретических навыков по теме

Стили хореографии

Импровизация

Опрос

Игра, показ

Рубежный

Определить уровень освоения учебного материала за год обучения

Исполнение танцевальных номеров

Зачет

Основные критерии оценивания умений и навыков:  

О достижении результатов можно судить:

  • по оценке творческой продукции ребенка - исполнению им танца,
  • по повышению уровня общей и физической культуры,
  • по уровню  отношений в детском коллективе.

 Результаты педагогического контроля фиксируются в диагностической карте. Уровни развития умений и навыков:

Низкий уровень: умение проявляется периодически

Средний уровень: умение проявляется часто

Высокий уровень: умение проявляется регулярно.

Список литературы:

1.Г.В. Бурмецева « Принципы композиции современного танцевального жанра» Москва 2006г.

2.М.Боттомер « Учимся танцевать» Эксмо-пресс 2005 г.

3.Е.В. Дмищин, Д.А. Ермаков « Азбука танцев» 2006 г.

4.Интернет ресурсы.

5.И.Э.Кох « Основы сценического движения» СПБ: Планета музыки 2013 г.

6.М.В.Климова « Построение и методика физической подготовки детей занимающихся эстрадно-сценическим танцем» 2009г.

7.Т.В. Пуртова, А.Н. Белекова, О.В.Кветная « Учите детей танцевать» 2004г.

8.Н.И. Шарова « Детский танец» СПБ: Лань 2011 г.

Календарно-тематический план 1-го обучения:

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Организационное занятие. Знакомство.

Цели и задачи обучения, инструктаж по охране труда. Ознакомление обучающихся с режимом занятий. Внешний вид. Беседа с родителями.

Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение. Игра «На знакомство».

1

2-5

Музыкальное движение.

Мелодия и движение. Темп. Музыкальные размеры. Контраст в музыке. Такт и затакт.

Упражнения на выявление такта и затакта. Тренировка вступления. Музыкально-пространственные упражнения. Танцевальные шаги.

4

6-8

Музыкальное движение и игровое творчество.

Игры под музыку и стихи – особенности ритма, чувство такта. Отличительные особенности от обычной детской игры.

 Игровая программа «По дороге с облаками», «Морское царство», игра «Ручеек», «Море волнуется», «Кто такой я».

3

9-18

Основы хореографии. 

Основные позиции ног, рук, постановка корпуса. Эстетика выполнения движений.

Приседания, прыжковые движения, виды ходьбы, бега, наклоны, повороты.

10

19-23

Основы хореографии. Танцевальные комбинации.

Понятие танцевальных комбинаций. Удобное сочетание отдельных элементов для цельного исполнения.

Сочетание отдельных уже изученных движений (элементов) в простые комбинации, отработка их под музыку.

5

24-29

Танцевальные комбинации. Постановка детского эстрадного танца.

История развития детских эстрадных танцев и их роль в жизни начинающего танцора.

Разучивание танцевальных этюдов на основе образов, знакомых и понятных детям: «Птичий двор», «Веселые матрешки», «Танец кукол», «Котята и утята», «Муравьишки-работяшки», «Веселые строители», «Цветочная поляна».

6

30

Партерная гимнастика. Интерактивный детский танец. Повторение материала первого полугодия.

Польза упражнений, выполняемых на полу.

Практика: Упражнения на развитие гибкости суставов и тела в целом, для улучшения эластичности мышц и связок. Танцевальные элементы под веселую музыку.

1

31

Знакомство со стилями хореографии.

Танцевальные стили хореографии. Их истоки и основатели. С какими стилями нам предстоит ознакомиться на практике.

Знакомство со стилями: «Джаз», «Рок-н-ролл», «Диско», «Хип-хоп». Постановка номера в выбранном стиле. Репетиционная работа.

1

32-33

Игровая импровизация. Постановка современного эстрадного номера. Репетиции.

Знакомство с понятием «импровизация». Основы импровизации.

Упражнения на воображение группой и индивидуально. Использовать наглядные и известные образы.  Изобразить кого-то или что-то в танце «Зоопарк», «Сказочный паровозик», «Танец для эмоции».

Репетиционная работа.

2

34

Итоговое занятие.

Подведение итогов учебного года.

Проверка умений и навыков, приобретенных за год на открытом занятии. Праздничное закрытие учебного года

1

35

Концертная деятельность.

Моральная подготовка; правила поведения; порядок выступления.

Выступление на школьном концерте.

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» пст.Нижняя Омра

Троицко-Печорского района  Республики Коми

                                                                                                                         

                                                                                                                    «Утверждаю»

                               

Программа внеурочной деятельности

«Ритмика»

для 2-4  классов

срок реализации 2018- 2018 учебный год

Направленность:

Художественная

Для обучающихся 7-15 лет

1 года обучения

Составитель: Копылова Александра Андреевна

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Ритмика» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013. Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) общеобразовательном  учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с ОВЗ средствами музыкально-ритмической деятельности.

           В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 5.п.5.1) в целях реализации права каждого человека на образование в РФ создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из психолого-педагогических ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей с ОВЗ в сообществе сверстников, развития детско-родительских отношений является дополнительное образование.

Ритмика является начальной ступенью танца.  Ритмика – это разнообразные движения под музыкальное сопровождение. Занятия ритмикой развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.)

Ритмика развивает в ребенке, в первую очередь, хорошее владение собственным телом, что является одной из приоритетных задач для детей с ОВЗ.

           Также на занятиях ритмикой важным является элемент игры.  Задания даются с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, с учетом естественного интереса и желания обучающихся, их психологических и физиологических особенностей и способностей, а также творческих возможностей детей. Очень часто именно по этой причине, сценариями танцев являются сюжеты сказок про лес и деревья, времена года, жизнь зверей или же используются специальные фонограммы для детей.

Целью занятий по ритмике является  формирование разносторонне физически и творчески развитой личности, готовой к активной реализации своих способностей. Развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Рабочая программа по ритмике направлена на реализацию следующих задач:

Образовательные:

  • овладеть практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-ритмической деятельности: (ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, музыкально-ритмические рисунки, импровизации, выполнять с музыкальным сопровождением ходьбу, бег, гимнастические и танцевальные  упражнения);
  • формировать и совершенствовать двигательные навыки, обеспечивающие развитие мышечного чувства, ориентировку в пространстве, координации, четкости и точности движений;
  • приобщать к музыке, усвоить несложные музыкальные формы;
  •  различать и понимать специфические средства музыкального «языка»: высота звука, динамика, темп;
  •  развивать чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления,  музыкальную память и слух, способность реагировать на музыку;
  • развивать мышление, творческое воображение, восприятие,  память, речевую активность,  ;
  • эстетическое, эмоциональное, физическое развитие учащихся с ОВЗ.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
  • способствовать исправлению имеющихся недостатков в физическом развитии: нормализация мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц, формирование правильной осанки, формирование и развитие мышечной памяти;
  • развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве, мелкой моторики, подвижности суставов и силы мышц всего тела, внимания;
  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • корригировать имеющиеся отклонения в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах;
  • создать условия для пополнения словарного запаса;

Воспитательные:

  • воспитать организованность, внимание, естественность движений во время занятий музыкально-ритмической деятельностью;
  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать творческие способности, основы сценической культуры;    
  • воспитать положительные качества личности (дружелюбие, дисциплинированность, коллективизм).

       Здоровьесберегающие:

  • создавать комфортный психологический климат, благоприятной ситуации успеха;
  • соблюдать охранительный режим;
  • использовать индивидуально-дифференцированный подход к учащимся с ОВЗ с учетом психофизических возможностей.

            Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников с ОВЗ, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоцианально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность учащихся с ОВЗ. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения учебного материала на темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня психо - физического развития обучающихся с ОВЗ каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.

Характеристика программы

Тип - дополнительная общеразвивающая программа

Направленность - художественная

Вид - модифицированная

По возрастному принципу - разновозрастная

По масштабу действия - учрежденческая

По срокам реализации – 1 года обучения

Место учебного предмета.
На занятия  ритмикой первый год обучения отводится  1час в неделю.

Занятия рассчитаны на 34 учебные недели – 34 часа.

Планируемые  предметные результаты  освоения программы.

1 год обучения

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

  • С помощью учителя готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, колонне;
  • Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
  • Ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
  • Знать форму одежды, правила поведения и передвижения в кабинете ритмики. Правила личной гигиены.
  • С помощью учителя готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, колонне;
  • Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
  • Ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
  • Знать форму одежды, правила поведения и передвижения в кабинете ритмики. Правила личной гигиены.

  • Ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
  • Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
  • Выполнять игровые и плясовые движения;
  • Выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
  • Начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
  • Ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
  • Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
  • Выполнять игровые и плясовые движения;
  • Выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
  • Начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

Программа состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения». На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Основная цель данных упражнений – научить школьников с ОВЗ согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, создать ритмичность и координацию движения рук.

 Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. После того как обучающиеся научатся самостоятельно изображать повадки животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен. В дальнейшем предлагается  инсценирование хорошо известных детям сказок («Теремок», «Колобок», «Муха-Цокотуха»…).

Обучению учащихся с ОВЗ танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков чёткого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения.

Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, приставной шаг, присядка, пружинка, движения с предметами и др.)

Содержание программы 1-го года обучения:

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путём отступления одной группы детей на шаг вперёд, другой – на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг. Ходьба с дирижированием. Ритмическая ходьба с хлопками. Ходьба с поворотом на 360.

Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперёд, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряжённым разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения  ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперёд в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.

Упражнения на расслабление мышц.  Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и  сесть на корточки (большие и маленькие). Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону. Упражнения с мячом и скакалкой.

УПРАЖНЕНИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развёрнутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные подскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и  с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев. Инсценирование музыкальных сказок, песен.

Методическое обеспечение 

общеразвивающей программы

Программа предусматривает следующие формы работы:

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся.

Формы и методы подачи материала:

Словесные методы обучения:

  • Объяснения (как педагога, так и детей)
  • Проблемные вопросы

Методы практической работы

  • Упражнения
  • Наглядный метод обучения

В программе предлагается следующая структура занятий:

  1. этап: Подготовительный
  • Приветствие
  • Разминка
  1.  Этап: Овладение специальными умениями и навыками.
  2. Этап: Релаксация

       4 Этап: Рефлексия

Список литературы:

  1. .Воронкова В.В. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» – М.: Просвещение, 2013.-стр.94
  2. Евтушенко И.В. Ритмика. Программа 1-4 классов специальных коррекционных образовательных учреждений VIII ВИДА. 5 изд.-М. Просвещение, 2008 г.-104-120с.
  3. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей—сирот М.,Академия, 2003-143 стр.
  4. Медведева Е.А., Комисарова Л.Н., Шашакина Г.Р.,Сергеева О.Л. Музыкальное воспитание-детей с проблемами в равзвитии и коррекционная ритмика. М.: Академия, 2002-400с.


Календарно- тематическое планирование

Количество часов

Тема урока

Виды музыкально-ритмической деятельности

1

4 часа

Упражнения на ориентировку в пространстве

Построение в шеренгу, колонну.

Правильное исходное положение.

Приветствие. Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путём отступления одной группы детей на шаг вперёд, другой – на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг. Ходьба с дирижированием. Ритмическая ходьба с хлопками. Ходьба с поворотом на 360.

Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.

2

3 часа

Ритмико-гимнастические упражнения.

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Общеразвивающие упражнения с предметами.

Общеразвивающие упражнения с платочком.

Общеразвивающие упражнения на координацию движений.

Упражнения на расслабление мышц.

3

4 часа

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.

Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни.

Музицирование.

4

4 часа

Игры под музыку.

Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определённым эмоциональным и динамическим характером музыки.

Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развёрнутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением.

Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

5

4 часа

Танцевальные упражнения.

Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные подскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и  с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.

6

3 часа

Работа над ритмом

Отстукивание, прохлопывание, протопывание, простых ритмических рисунков на  бубне, деревянных ложках под счёт учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.

7

4  часа

Общеразвивающие упражнения.

Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперёд, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряжённым разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения  ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперёд в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки.

8

4 часа

Упражнения на координацию движений.

Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.

9

4 часа

Упражнения на расслабление мышц.

Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и  сесть на корточки (большие и маленькие). Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону. Упражнения с мячом и скакалкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...