Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха»
рабочая программа (7 класс)
Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» ставит перед собой цель: создание психолого-педагогических условий для формирования социально-активной личности обучающихся путем включения в социально-значимую деятельность. Так же в программе обозначены следующие задачи: выявление интересов, склонностей и способностей обучающихся к различным видам социальной, профориентационной деятельности; формирование стремления к личностному росту через расширение кругозора обучающихся; развитие социальных и коммуникативных, познавательных умений, необходимых для установления межличностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochka_shkola_sots_uspeha_2018.docx | 42.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 ГОРОДА ТОМСКА
(МАОУ СОШ № 30 г. Томска)
РАССМОТРЕНА на заседании кафедры ____________________ Руководитель кафедры ___________ Протокол № __________ от « » 201_ г. | СОГЛАСОВАНА Зам. директора по НМР __________________ И. В. Коряковцева « » 201__г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МАОУ СОШ №30 г. Томска _________ И.Г. Бедина Приказ №_______________ от « » ____ 201_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Школа социального успеха»
(социальное)
Предметная область Возраст Количество часов (всего за год) Количество часов (в неделю) Программа составлена на основе Год написания программы Преподаватель | коррекционно-развивающее направление 12-15 лет 17 1 36 занятий для будущих отличников / Л. В. Мищенкова. – М.: РОСТ, 2012. (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовых школ) 2018 Башлыкова Евгения Андреевна |
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» основного общего образования для обучающихся 7 класса МАОУ СОШ №30 г. Томска разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон РФ от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании В Российской Федерации» (далее -ФЗ № 273);
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы от 29.12.2014 № 2765-р;
- Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2015) (утвр. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ);
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577) (далее – ФГОС ООО);
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 № 189);
- Изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( от 24.11.2015 № 81);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
12.Основная общеобразовательная программа ООО МАОУ СОШ № 30 г. Томска (утв. приказом директора от 31.08.2015 № 198/о;
13. Положение МАОУ СОШ № 30 г. Томска о внеурочной деятельности приказ №69 от 19.04.2017 г.;
14. Положение МАОУ СОШ № 30 г. Томска «О порядке разработки, утверждения и экспертизы рабочих учебных программ и курсов внеурочной деятельности» приказ №69 от 19.04.2017 г.;
15. 36 занятий для будущих отличников : методическое пособие для 7 класса / Л. В. Мищенкова. – М.: РОСТ, 2012. – 222 с. илл. (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовых школ);
16. 36 занятий для будущих отличников : Рабочая тетрадь для 7 класса. Часть 1 / Л. В. Мищенкова. – М.: РОСТ, 2012. – 72 с. илл. (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовых школ);
17. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 7 класса. Часть 2 / Л. В. Мищенкова. – М.: РОСТ, 2012. – 72 с. илл. (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовых школ).
Программа «Школа социального успеха» предназначена для обучающихся 7 «г» класса МАОУ СОШ№30. Психолого-педагогическая характеристикаи 7 «г» класса стала определяющей в разработке данной программы на 2018-2019 учебный год. Всего в классе по численности – 24 человека в возрасте от 12 до 15 лет. 7 Г класс имеет ряд отличительных особенностей на параллели седьмых классов: в классе обучается 8 обучающихся с неродным русским языком, 5 обучающихся имеют статус ребёнка с ОВЗ (нарушение речи, нарушение интеллектуально-мнестической деятельности), 1 обучающийся снят в прошлом учебном году с ВШУ, 1 состоит на данный момент на ВШУ. Стоит отметить, что в классе присутствует абсолютная успеваемость, качественная успеваемость теоретически может быть выше, чем есть по результатам мониторинга. По итогам 6 класса средняя успеваемость по классу – 3,3 балла (по пятибалльной шкале). Анализ занятости обучающихся во внеурочное время показывает, что дополнительными занятиями вне школы заняты 12,5% обучающихся класса (3 человека), во внеурочной деятельности и дополнительном образовании школы – 20,8% обучающихся (5).
По результатам психологического мониторинга: 50% (12 человек) обучающихся имеют положительную самооценку. 37,5% (9) обучающихся чувствует переутомление, что говорит о неоптимальном уровне нагрузок для данных обучающихся. 12,5% обучающихся (3) обучающихся испытывает оптимальный уровень нагрузок. Спектр эмоционального фона обучающихся – достаточно разнообразный. К школе положительно относятся 50% (12) обучающихся, у 16% (4) обучающихся неблагоприятная обстановка в семье, лишь у 33% (8) обучающихся хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Уровень тревожности у обучающихся в целом по классу - несколько повышенный.
Полученные комплексные данные свидетельствуют о наличии в жизни обучающихся ситуаций, которые выводят из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилизационной готовности. Возможно, какие-то предметы ему даются не так легко, как другим детям, и он проявляет большую озабоченность по этому поводу, возможно данные проблемы связаны с межличностными отношениями, трудностями семейной ситуации, социализации.
Анализ развития классного коллектива и отдельно взятого обучающегося в частности позволяет сделать вывод о том, что в класс в целом нуждается в коррекционно-развивающей помощи. Учитывая спектр психолого-педагогических условий воспитания обучающихся класса, стоит учитывать возрастные особенности и особый акцент сделан на работу в направлении правового воспитания и формирования гражданской ответственности, вопросам конфликтологии, поэтому было принято решение о создании для данного класса программы внеурочной деятельности «Школа социального успеха», направление программы – социальное.
Цель программы – создание психолого-педагогических условий для формирования социально-активной личности обучающихся путем включения в социально-значимую деятельность.
Задачи:
1. выявление интересов, склонностей и способностей обучающихся к различным видам социальной, профориентационной деятельности;
2. формирование стремления к личностному росту через расширение кругозора обучающихся;
3. развитие социальных и коммуникативных, познавательных умений, необходимых для установления межличностных отношений.
Данная программа составлена на основе:
1. УМК Л. В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» (Юным умникам и умницам. Курс развития познавательных способностей для массовых школ).
Согласно ФГОС ООО программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» основана на использовании системно-деятельностного подхода, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Так же согласно Стандарту ФГОС ООО программа «Школа социального успеха» ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») в частности таких как: уважение культурных традиций, осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, активно познающего мир, уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни.
Место курса в учебном плане: программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» для 7 «Г» класса рассчитана на 17 учебных часов, 1 час в неделю.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей обучающихся, так и их психических свойств: память, внимание, воображение, речи, наблюдательность, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как понятийное и абстрактное мышление, категоризация. Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, истории, обществознания помогают расширить кругозор обучающихся.
Предлагаемые разнообразные формы деятельности на занятиях: тренинговые упражнения, дискуссия, викторина, коммуникационные игры, кинокоучинг, социальное проектирование способствуют развитию навыков эмоционального и волевого саморегулирования, а также формированию социально-приемлемых навыки общения, поведения. Предполагается посещение библиотеки с обучающимися.
Каждое занятие несет в себе определенную тематику, связанную с определенными памятными датами, культурными событиями России и мира. Это так же позволяет актуализировать имеющиеся знания обучающихся об окружающем мире, социальной действительности.
Соединить в одном занятии вышеперечисленные особенности работы помогают такие приемы работы как работа с фразеологизмами, пословицами, поговорками, шифровками, словесные игры подобные игре «Крокодил» и другие модификации, «графический диктант», «дополни предложение», элементы социального проектирования, работа с портфолио, участие в конкурсах, использование кинезиологических упражнений, упражнения-энергизаторы, рефлексия и др.
Также необходимо отметить, что освоение курса предполагает участие в проектах (конкурсах) для обучающихся, в том числе для детей с ОВЗ через участие ГОУ ВПО ТГПУ, «Школьная академия «Успех», что является стимулирующим фактором работы обучающихся в данном направлении, а также средством оценивания планируемых результатов обучения.
Программа «Школа социального успеха» направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Результаты освоения курса внеурочной деятельности, а также результаты освоение курса внеурочной деятельности представлены в таблице ниже:
Личностные результаты:
Будут сформированы: | Могут быть сформированы: |
- учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; | - понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация, устойчивый познавательный интерес; |
- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения; | - способность выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами; |
- готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке; | - личностная и социальная активность в различной природоохранной, созидательной, творческой деятельности, направленной на поддержание чистоты и красоты окружающей среды. |
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Будут сформированы: | Могут быть сформированы: |
- различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.); | - преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структурировать информацию, отображая её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.); |
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; | - осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи; устанавливать аналогии с целью более простого и быстрого её решения. |
- кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира; | |
-декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках. |
Коммуникативные УУД:
Будут сформированы: | Могут быть сформированы: |
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; | - оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; |
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; | - стараться уважать позицию партнёра в процессе совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение; |
- проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; | - проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, оказывать помощь взрослым и сверстникам для достижения общего успеха. |
Регулятивные УУД:
Будут сформированы: | Могут быть сформированы: |
- принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения; | - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; |
- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей; | - адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне), осознавать трудности, понимать их причины. |
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления. |
Воспитательные результаты
Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трём уровням:
1. приобретение учащимися социального знания (первый уровень результатов):
2. формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов);
3. приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
Структура занятий выглядит следующим образом:
1. Приветствие.
2. Тематическая азминка (использование различных энергизаторов/ледоколов/ кинезиологических упражнений и т.п.);
3. Мотивация на работу по определенной теме (задание/ иллюстрация/ демонстрация видеофрагмента и т.п.);
4. Работа с заданиями по теме занятия;
5. Рефлексия (устная или письменная форма отражения усвоенного по данной теме и т.п.);
6. Завершение занятия.
Содержание курса
Раздел 1. Я в обществе (4 ч практическая работа) работа по исследованию собственного характера, о месте себя в окружающем мире, формировании правил поведения, социальных норм.
Формы работы: дискуссия, проективные методики, видеолекторий, тренинг.
Форма представления результата: оформленное представление результатов дискуссии, представление работы по проективной методике, составление краткого описания (плана) видеолектория.
Раздел 2. Мои успехи (0,25 теоретической работы, 3,75 ч практической работы) участие в конкурсах ТГПУ, в том числе для детей ОВЗ (по мере проведения). Что такое портфолио. Цели и задачи портфолио. Презентация результатов работы.
Формы работы: подготовка материалов для конкурсов ТГПУ, презентация своих достижений (творческое представление портфолио).
Форма представления результата: участие в конкурсах разной направленности (конкурсная работа, сертификат, диплом, грамота), формирование папки-портфолио, защита и презентация портфолио.
Раздел 3. Я и другие (0,25 ч теоретического материала, 5,75 ч практической работы) упражнения по профилактике конфликтного поведения, упражнения на развитие толерантного отношения к окружающим, упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.
Формы работы: тренинговые упражнения, кинокоучинг, социальная акция в школе.
Форма представления результата: оформление стенда результатов социологического исследования «Что такое конфликт и способы выходы из него» среди обучающихся школы, составление памятки «Если случился конфликт», эссе по тематике фильма «Головоломка».
Раздел 4. Мои права и обязанности (0,25 ч теоретического материала, 2,75 ч практической работы). Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Формы работы: лекция, решение практических задач, социальная акция, проведение социологического исследования.
Форма представления результата: представление решения правовых задач, проведение акции «Права и обязанности несовершеннолетних».
Раздел 3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | количество часов | Планируемая дата проведения | Вид деятельности на занятии | Форма представления результата | |
теоретических | практических | |||||
Раздел 1. Я в обществе | 0 | 4 | ||||
1 | Здравствуй, школа! | 0 | 1 | 6.09 | дискуссия, видеолекторий | оформленное представление результатов дискуссии; составление краткого описания (плана) видеолектория. |
2 | Мой характер, мой темперамент | 0 | 2 | 13.09 20.09 | работа по проективным методикам | представление работы по проективной методике |
3 | О себе любимом | 0 | 1 | 27.09 | тренинг | |
Раздел 2. Мои успехи | 0,25 | 3,75 | ||||
4 | «Букет» творческих заданий | 0 | 1 | 4.10 | подготовка материалов для конкурсов ТГПУ | участие в конкурсах разной направленности (конкурсная работа, сертификат, диплом, грамота) |
5 | Что такое портфолио | 0,25 | 0,75 | 11.10 | работа с составлением личного портфолио | формирование папки-портфолио |
6 | Цели и задачи портфолио | 0 | 1 | 18.10 | ||
7 | Представление своих результатов | 0 | 1 | 25.10 | презентация своих достижений (творческое представление портфолио) | защита и презентация портфолио. |
Раздел 3. Я и другие | 0,25 | 5,75 | ||||
8 | Всё о конфликте | 0,25 | 0,75 | 1.11 | социальная акция в школе | составление памятки «Если случился конфликт» |
9 | Учимся понимать друг друга | 0 | 1 | 8.11 | тренинг | |
10 | Социологическое исследование | 0 | 1 | 15.11 | проведение социологического исследования | оформление стенда результатов социологического исследования «Что такое конфликт и способы выходы из него» среди обучающихся школы |
11 | Кинокоучинг по мультфильму «Головоломка» | 0 | 3 | 22.11 29.11 6.12 | кинокоучинг | эссе по тематике фильма «Головоломка». |
Раздел 4. Мои права и обязанности | 0,25 | 2,75 | ||||
12 | Права свои знай, обязанности не забывай | 0,25 | 0,75 | 13.12 | лекция, проведение социологического исследования | представление результатов социологического исследования |
13 | Уверенное поведение | 0 | 1 | 20.12 | решение практических задач | представление решения правовых задач |
14 | Не пуская пыль в глаза, подведем итоги! | 0 | 1 | 27.12 | социальная акция | проведение акции «Права и обязанности несовершеннолетних» |
Итого 17 ч | 0,75 ч | 16,25 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения»
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 5-х классах. Главное назначение да...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позд...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Материал содержит тематическое планирование...
Рабочая программа Внеурочной деятельности "Дорога к успеху"
Рабочая программа Внеурочной деятельности "Дорога к успеху"5-9 класс...
Программа внеурочной деятельности "Школа лидера" (социальное направление)
Программа «Школа Лидеров» позволяет добиться следующих результатов. Личностных: · Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;&m...
Программа внеурочной деятельности "Шаги к успеху"
Программа внеурочной деятельности "Шаги к успеху" . Подготовка учащихся к олимпиаде по литературе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов С цель обучения школьн...