РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов
рабочая программа по экономике (10 класс)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов
С цель обучения школьников основам финансовой грамотности в соответствии с ФГОС разработана программа «Основы финансовой грамотности в старшей школе». Рабочая программа элективного курса составлена на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ и Банка России «По включению основ финансовой грамотностив образовательные программы среднегопрофессионального образования», 2017.
Цели курса:
1. Помочь учащимся сформировать ответственное отношение к личным и семейным финансам.
2. Увеличить возможности использования финансовых инструментов в повседневной жизни.
3. Повысить эффективность финансовой защиты как потребителей финансовых услуг.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными финансовыми инструментами, которые применимы для физических лиц;
- научить формировать личный финансовый план, который может быть использован как в текущих, там в перспективных целях;
- формировать активное экономическое поведения как потребителя финансовых услуг;
- способствовать повышению как личной финансовой защищенности, так и защищенности финансов семьи.
Курс «Основы финансовой грамотности в старшей школе» имеет интегрированный характер. Межпредметные связи возможны с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием), историей (история появления денег и т.д), обществознанием (основы кредитования и формирования депозитов и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_osnovy_finansovoy_gramotnosti_v_starshey_shkole.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Основы финансовой грамотности в старшей школе»
для 10-11 классов
Автор-составитель:
Шишкина Ирина Владимировна,
учитель истории и обществознания
Рабочая программа соответствует требованиям предъявленным к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Курс рассчитан на 1 час в неделю.
Целевая аудитория учащиеся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля с углубленным изучением предмета «Экономика».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Финансовая грамотность сфера деятельности, которая предполагает знание и понимание основных финансовых понятий и использование финансовой информации в практических целях в повседневной жизни. Финансовая грамотность должна способствовать формированию эффективных умений, которые помогут достичь современному человеку определенного уровня финансового благополучия. Выбирая различные финансовые услуги гражданин РФ получает возможность выстроить личную финансовую программу, а также бюджет его семьи.
Финансовая грамотность напрямую связана с защитой прав потребителей финансовых услуг. Грамотное оформление кредита в банке с умеренной процентной ставкой, правильное размещение депозита, знание основных методов, используемых финансовыми мошенниками позволит сохранить личные финансы.
Потребители рынка финансовых услуг чаще обычных потребителей не могут определить как и каким образом можно получить услуги связанные с финансами: получение кредита, размещение депозита, формирование пенсионных накоплений и т.д.
Частые сообщения СМИ показывают, что потребители финансовых услуг в России в общем, и в Кемеровской области в частности, не могут определить финансовые организации, которые по факту являются «финансовой пирамидой».
Индикатор НАФИ, который отражает продолжительность сохранения семьей привычного уровня жизни в случае потери основного источника дохода показывает по данным НАФИ в Кемеровской области, что только 38 % смогут сохранить привычный уровень жизни. Исходя из этого можно сделать вывод, что финансовая устойчивость семьи как в Кемеровской области так и по России (42%) достаточно низок.
Недостаточный уровень финансовой грамотности имеет отрицательные последствия как для граждан, так и для государства в целом, что в итоге может снизить общий уровень экономического роста России.
Обучение финансовой грамотности обучающихся и студентов может повысить принятие финансово грамотных решений, снизить число финансовых рисков при кредитовании, формировании личного и семейного бюджета, распоряжении вкладами.
Формирование основ финансовой грамотности позволит повысит уровень социализации молодежи в обществе, подготовить молодых людей к жизни в условиях современной рыночной экономики. Так например, грамотное вложение инвестиций позволит не только сохранить, но и преумножить капитал семьи.
Содержание программы расширяет знания обучающихся по темам семейный бюджет, личные финансы, пенсионное обеспечение и другим темам, которые изучаются в курсе «Экономика» в 10-11 классах. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит предметные, метапредметные и личностные результаты.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
С цель обучения школьников основам финансовой грамотности в соответствии с ФГОС разработана программа «Основы финансовой грамотности в старшей школе». Рабочая программа элективного курса составлена на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ и Банка России «По включению основ финансовой грамотностив образовательные программы среднегопрофессионального образования», 2017.
Цели курса:
1. Помочь учащимся сформировать ответственное отношение к личным и семейным финансам.
2. Увеличить возможности использования финансовых инструментов в повседневной жизни.
3. Повысить эффективность финансовой защиты как потребителей финансовых услуг.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными финансовыми инструментами, которые применимы для физических лиц;
- научить формировать личный финансовый план, который может быть использован как в текущих, там в перспективных целях;
- формировать активное экономическое поведения как потребителя финансовых услуг;
- способствовать повышению как личной финансовой защищенности, так и защищенности финансов семьи.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Метод (от гр. methodos - «исследование») — это способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; вообще - прием, способ или образ действия.
Общедидактические методы, которые применялись при изучении курса:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный (воспроизведение),
- проблемное изложение,
- частично-поисковый (эвристический),
- исследовательский.
Форма обучения -это организованное взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучаемого (ученика). Главным здесь является характер взаимодействия субъекта и объекта обучения в ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков.
Формы обучения курса:
- Лекция, которая при изучение курса финансовой грамотности должна быть скорее лекцией-беседой. К данной форме работы возможно привлечение специалистов:банковских работников, специалистов страховых компаний, пенсионногофонда, налоговой службы, успешных бизнесменов и др.
- Семинар, который поможет решить практические задания курса: экономические задачи, финансовое планирование, выполнение собственной финансовой цели. Поэтому семинары помогут обучающимся разобраться с проблемами, которые возникают у учеников при изучении тем курса.
- Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, которое предполагает решение задач под руководством преподавателя, а также выполнение одной или нескольких практических работ.
- Индивидуально-групповая деятельность нацелена на проявление инициативы ученика или группы учащихся с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей именно в практических вопросах финансовой грамотности.
- Практикумпроводится для отработки практических умений и самостоятельное решение поставленной практической задачи (этого его главное отличие от практической работы). Назанятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников. Практикум может включать в себя элементы игры.
- Мини-исследования курса отличаются от традиционной трактовки данной формы работы. Так как мини-исследование происходит во время занятия выбор проблемы осуществляется совместно с преподавателем. Анализ и обобщение полученных знаний по проблеме происходит сразу же в ходе занятия. Обчающиеся проводят исследование без письменного оформления теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста. Представление работы к защите возможно в письменной и устной форме.
- Тренинги помогут ученикамформа развить компетенции межличностного и профессионального поведения в общении.
- Мини-проектпозволяет в течение одного или двух занятий решить небольшую проблему. Мини-проект формирует навыки сбора и обработки экономической информации, практических материалов для подбора той или иной финасовой стратегии, умение анализировать и составлять письменный отчет. Суть самого метода, его идея остается неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
- Самостоятельная работа учащихся, которая может проходи при использовании в наличии учебных пособий, интерактивные технологий, использование средств интернета.
- Контроль знанийможет в виде решения практических задач, устного опроса, решения кейсов, написания эссе, составления таблиц и схем, защиты проекта, творческого отчёта, письменной контрольной работы (включающая задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями).
Курс «Основы финансовой грамотности в старшей школе» имеет интегрированный характер. Межпредметные связи возможны с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием), историей (история появления денег и т.д), обществознанием (основы кредитования и формирования депозитов и т.д.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10-й класс
Раздел 1. «Семейное и личное финансовое планирование»
Структура доходов семьи, структура личного благосостояния семьи. Структуры доходов населения России.
Контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит. Обязательные и дополнительные ежемесячные затраты семьи.
Личные финансовые цели, оценка достижений личных финансовых целей.Повышения уровня личных доходов.
Домашняя бухгалтерия.Зависимость уровня благосостояния семьи от структуры источников доходов семьи.
Личный бюджет. Составление личного бюджета. Сравнение семейного и личного бюджета.
Практикум. Составление личного финансового плана. Этапы построения ЛФП.
Раздел 2. «Инвестиции»
Что такое инвестиции, способы инвестированиядля физическим лицам. Рынок. Функции рынка. Рынок капитала. Инвестирование. Фондовый рынок.
Инструменты личного финансирования на финансовых рынках и их особенности. Сущность инвестирования. Отличия инвестирования от сбережения.
Сроки и доходность инвестиций.Способы формирования инвестиции. Инвестирование денежных средств из различных источников.
Виды финансовых продуктов. Выбор финансового продукта в зависимости от доходности, ликвидности и риска. Управление инвестиционными рисками.
Диверсификация активов как способ снижения рисков. Сберегательные и инвестиционные продукты: сходство и отличия. Инвестиционные риски: оценка и учёт.
Паевые инвестиционные фонды (ПИФы).Виды и типы ПИФов, особенности их работы. Правила безопасности при обращении с ПИФами.Инвестирование денежных средств.
Фондовый рынок. Ценные бумаги.Акции. Облигации. Участие физических лиц в игре на рынке ценных бумаг.Практикум «Куда вложить деньги»
Особенности рынка Forex.Отличие фондового рынка и рынка Forex.
Раздел 3. «Основы собственного бизнеса».
Создание собственного бизнеса.Преимущества и недостатки индивидуального предприятия. SWOT-анализ малого бизнеса. Стартап. Признаки стартапа. Венчурные инвестиции. Бизнес-ангелы. Краудфандинг.
Практикум «Составление бизнес-плана». Структура бизнес-плана. Издержки, доход, прибыль.
Налогообложение малого и среднего бизнеса.Налоговая декларация: условия и порядок подачи. Информация о налоговой инспекции. Отдел учета и работы с налогоплательщиками.
Основные инструменты финансирования малого бизнеса в России.Краткосрочные источники финансирования: овердрафт, срочный кредит, факторинг, микрофинансирование. Долгосрочное финансирование: залоговые банковские кредиты, лизинг. Программы поддержки бизнеса.
Раздел 4. «Страхование».
Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Сущность страхования. Виды страхования.
Договор страхования: общее и особенное.Страховой продукт. Виды страховых продуктов. Страховой случай.
Виды страхования. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование ответственности.
Страховые компании и их услуги для физических лиц.Особенности выбора страховой компании.
Использование страхования в повседневной жизни.Критические риски страхования. Алгоритм действий при наступлении страховых случаев. Типичные ошибки при страховании.
Практикум «Страхование жизни».
Раздел 5. «Пенсионное обеспечение»
Что такое пенсия. Деятельность государственной пенсионной системы в РФ.
Пенсионные фонды. Способы финансового обеспечения старости, помимо пенсии. Программы пенсионного обеспечения. Способы увеличения пенсии.
Формирование индивидуального пенсионного капитала. Способы финансового обеспечения старости, помимо пенсии. Программы пенсионного обеспечения. Критерии выбора управляющей компании и негосударственного пенсионного фонда. Отчетность в ПФР. Оформление и выплата пенсий.
Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане. Расчет размера пенсии. Пенсионные баллы.
Итоговое занятие по модулю «Финансовая грамотность»
11-й класс
Раздел 1. «Налоги»
Налоги. Налоговая система в РФ. Понятие и виды налогов. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Зачем платят налоги. Налог на доходы физических лиц: размер и порядок уплаты.
Виды налогов для физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика: для чего он нужен и в каких случаях используется. Имущественный налог.
Использование налоговых льгот и налоговых вычетов физическими лицами.Налоговый вычет: условия предоставления.
Раздел 2. «Депозит»
Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов. Банк как финансовый институт экономики. Функции и роль банков в обществе.
Сбор и анализ информации о банке и банковских продуктах. Виды банковских услуг.
Заключение договора с банком. Принципы хранения денег на банковском счёте. Управление рисками по депозиту.Принципы хранения денег на банковском счёте.
Целевые накопительные планы.
Мини-исследование. «Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».
Раздел 3. «Кредит»
Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Понятие кредита. Банковский кредит и его основные виды. Основные характеристики кредита (срочность, платность и возвратность).
Плата за кредит. Сбор и анализ информации о кредитных продуктах.
Стоимость кредита. Анализ кредитного договора. Типичные ошибки при использовании кредита.
Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности.
Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита.
Практикум «Покупка машины». Автокредит. Условия кредитования. Стоимость кредита. Процентная ставка по кредиту.
Практикум «Ипотечный кредит». Ипотечный кредит, его специфика.
Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».
Раздел 4. «Защита от мошеннических действий на финансовом рынке»
Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Фальшивомонетничество. Кардинг: скимминг и фишинг. Электронное мошенничество.
Мошенничества с банковскими картами.Правила безопасного использования банковских карт.
Виды платежных средств. Правила безопасности при пользовании банкоматом. Выбор банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная).
Формы дистанционного банковского обслуживания. Правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом.
Махинации с кредитами. Защита прав заемщиков.
Мошенничества с инвестиционными инструментами. Мошенничество при продаже автомобилей.Дефицит полисов автострахования ОСАГО. Дополнительные услуги к ОСАГО.
Защита прав потребителей финансовых услуг: кредитование, вклады, страхование.Права потребителя финансовых услуг. Защита потребителей финансовых услуг.
Практикум. «Заманчивое предложение». Алгоритм составления обращение по нарушению прав потребителя.
Итоговое занятие.
Календарно-тематический план
10-й класс (34 ч.)
№ п/п | Наименование разделов, тема занятия | Кол-во часов | Формы контроля | Коррек тировкаПлан/ факт | ||
все го | тео рия | прак тика | ||||
Раздел 1. «Семейное и личное финансовое планирование» | 7 | 4 | 3 | |||
1-2 | Структура доходов семьи.Контроль расходов семьи. | 2 | 1 | 1 | Составление анализа. | |
3-4 | Домашняя бухгалтерия. | 2 | 1 | 1 | Мини-проект «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив» | |
5-6 | Личный бюджет. Составление личного бюджета. | 2 | 1 | 1 | Практикум. «Составлениетекущегоиперспективноголичного(семейного)бюджета». | |
7 | Составление личного финансового плана | 1 | - | 1 | Практикум. | |
Раздел 2. «Инвестиции» | 8 | 4 | 4 | |||
8 | Что такое инвестиции, способы инвестирования. | 1 | 1 | - | Составление словарика темы. | |
9 | Сроки и доходность инвестиций. | 1 | - | 1 | Практикум «Формирование навыков анализа информации об инвестировании денежных средств» | |
10 | Виды финансовых продуктов. | 1 | 1 | - | Тренинг «Способы и инструменты инвестирования для различных финансовых целей» | |
11 | Диверсификация активов как способ снижения рисков. | 1 | - | 1 | Составление таблицы «Методы диверсификации активов» | |
12 | Паевые инвестиционные фонды (ПИФы). | 1 | 1 | - | Составление словарика темы. | |
13-14 | Фондовый рынок. Ценные бумаги. | 2 | 1 | 1 | Практикум «Куда вложить деньги» | |
15 | Особенности рынка Forex. | 1 | - | 1 | ||
Раздел 3. «Основы собственного бизнеса». | 7 | 4 | 3 | |||
16-17 | Созданиесобственногобизнеса. | 1 | 1 | - | Составление SWOT-анализа | |
17-19 | «Составление бизнес-плана». | 3 | 1 | 2 | Практикум | |
20-21 | Налогообложениемалогоисреднегобизнеса | 2 | 1 | 1 | Составление налоговой декларации. | |
22 | Основные инструменты финансирования малого бизнеса в России. | 1 | 1 | - | Тестирование. | |
Раздел 4. «Страхование». | 6 | 2 | 4 | |||
23 | Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. | 1 | 1 | - | Составление словарика темы. | |
24 | Договор страхования: общее и особенное | 1 | - | 1 | Составление схемы по теме занятия. | |
25 | Виды страхования. | 1 | 1 | - | ||
26 | Страховые компании и их услуги для физических лиц. | 1 | - | 1 | Мини-проект «Действия страховщика при наступлении страхового случая». | |
27 | Использование страхования в повседневной жизни | 1 | - | 1 | Практикум в игровой форме «Заключаем договор страхования» | |
28 | «Страхование жизни» | 1 | - | 1 | ||
Раздел 5. «Пенсионное обеспечение» | 5 | 3 | 2 | |||
29-30 | Что такое пенсия. Деятельность госу- дарственной пенсионной системы в РФ. | 2 | 2 | - | Составление словарика темы. | |
31 | Пенсионные фонды. | 1 | 1 | - | ||
32 | Формирование индивидуального пенсионного капитала. | 1 | - | 1 | Тренинг «Развитие навыков планирования и прогнозирования» | |
33 | Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане. | 1 | - | 1 | Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений» | |
34 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - | Тестирование, составление индивидуальных (групповых) проектов |
Календарно-тематический план
11-й класс (33ч.)
№ п/п | Наименование разделов, тема занятия | Кол-во часов | Формы контроля | Коррек тировкаПлан/ факт | ||
все го | тео рия | прак тика | ||||
Раздел 1. «Налоги» | 5 | 3 | 2 | |||
1-2 | Налоги. Налоговая система в РФ. | 2 | 2 | - | ||
3-4 | Виды налогов для физических лиц | 2 | 1 | 1 | Практикум «Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц». | |
5 | Использование налоговых льгот и налоговых вычетов физическими лицами. | 1 | - | 1 | Практикум. | |
Раздел2. «Депозит» | 7 | 4 | 3 | |||
6 | Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов | 1 | 1 | - | Порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов. | |
7-8 | Сбор и анализ инфор- мации о банке и банковских продуктах. | 2 | 1 | 1 | Составление сравнительного анализа финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов. | |
9-10 | Заключение договора с банком. Управление рисками по депозиту. | 2 | 1 | 1 | Составление схемы «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора» | |
11 | Целевые накопительные планы. | 1 | 1 | - | Составление таблицы «Виды накопительных планов». | |
12 | «Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач». | 1 | - | 1 | Составление мини-исследования. | |
Раздел3. «Кредит» | 10 | 4 | 6 | |||
13 | Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. | 1 | 1 | - | Составление сравнительного анализа финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев. | |
14-15 | Плата за кредит. Анализ кредитного договора. | 2 | 1 | 1 | Практикум в игровой форме «Заключаем кредитный договор». | |
16 | Стоимость кредита. | 1 | - | 1 | Тренинг «Как читать и анализировать кредитный договор». | |
17-18 | Кредитная история. | 2 | 1 | 1 | Составить таблицу «Коллекторские агентства, их права и обязанности». | |
19 | Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита. | 1 | 1 | - | ||
20 | «Покупка машины». | 1 | - | 1 | Практикум | |
21 | «Ипотечный кредит». | 1 | - | 1 | Практикум | |
22 | «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов». | 1 | - | 1 | Составление мини-исследования. | |
Раздел 4. «Защита потребителейфинансовых услуг» | 9 | 5 | 4 | |||
23 | Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. | 1 | 1 | - | ||
24-25 | Банковские операции для физических лиц. Мошенничества с бан- ковскими картами. Махинации с кредитами. | 2 | 1 | - | Составление схемы «Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты». | |
26 | Правила безопасности при пользовании банкоматом. | 1 | - | 1 | Составление мини-проекта. | |
27 | Безопасность интернет-банкинга | 1 | - | 1 | ||
28 | Мошенничества с инвестиционными инструментами. | 1 | 1 | - | ||
29-30 | Защита прав потребителей при кредитовании, вкладах, страховании. | 2 | 1 | 1 | Тренинг «Формирование навыков без- опасного поведения потребителя на финансовом рынке». | |
31 | Практикум. «Заманчивое предложение». | 1 | - | 1 | ||
32-33 | Итоговые занятия. | 2 | 1 | 1 | Тестирование, составление индивидуальных (групповых) проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Основы чертёжной грамотности» для 7-9 классов
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Основы чертежной грамотности" расчитана на учащихся 7-9 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель» для основной школы (5 класс)
Внеучебная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления с...
Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Основы финансовой грамотности" 5-9 классс
Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Основы финансовой грамотности" 5-9 классс...
Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс
Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"...
Рабочая программа курса по выбору по основам финансовой грамотности
Рабочая программа курса по выбору по основам финансовой грамотности разработана для учащихся 10-11 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Основы чертёжной грамотности» для обучающихся 8 классов
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции)...