Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Растим патриотов"
рабочая программа

Третьякова Евгения Валерьевна

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastim_patriotov.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №18» среднего (общего) образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

ПРИНЯТО                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

Решением Педагогического совета                              Директор Школы-интернат №18

Протокол № 1 от 01.09.2016                                                                       С.Л. Шумицкая

                                                                 «01»   сентября               2016г.  

Кружок

«Растим патриотов»

Программа внеурочной деятельности

для детей младшего школьного возраста

(срок реализации – 1 год)

СОСТАВИТЕЛЬ:

Третьякова Е.В.

Воспитатель

1 квалификационной категории

Барабинск 2016

Пояснительная записка.

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Другим важным моментом в духовно - нравственном воспитании является культура поведения ребенка. В четвёртом классе дети в большей степени, чем раньше ощущают потребность не просто в общении со своими сверстниками, но и потребность в личных дружеских контактах. Поэтому необходимо уделить на занятиях особое внимание этим вопросам, что позволит детям задуматься о том, что такое товарищество, дружба, какие качества ценятся в дружеских отношениях и помогают сохранить дружбу. Дети, обсуждая вместе с педагогом эти вопросы, научатся разбираться в поведении и поступках людей, размышлять и задумываться о мотивах их действий, чувствовать красоту добра, непримиримость к злу.

Доброжелательность, честность, правдивость, умение держать свое слово высоко ценятся детьми, именно в этом они видят проявление дружеских чувств, отношений.

Беседы по названным выше вопросам интересны детям, у них есть потребность в познании этой стороны жизни, потребность в приобретении соответствующих знаний.

Коллективное обсуждение важных для детей вопросов как бы объединяет их в общем мнении, совместном принятии и одобрении тех или иных норм, которым необходимо следовать. Беседы способствуют уточнению нравственных представлений, обобщению и оценке имеющегося у детей опыта, приобретению знаний «впрок» для новых впечатлений, что готовит их к действию, выбору поведения в новых условиях с учетом более сложных ситуаций. Искусство, художественная литература оказывают сильное воздействие на разум и чувства ребенка, а опосредованно — и на его поведение.

Актуальность программы. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

           Отсюда вытекает цель данного направления: формирование личностных качеств, направленных на создание единого коллектива и способствующих воспитанию достойного гражданина своей Родины.

Задачи:

1.Познакомить с традициями русского народа и традициями народов, проживающих на территории нашей Родины; с героями, совершившими подвиги во имя своей страны.

2.Развивать у детей интерес к родному краю и родной стране;

3. Воспитывать любовь к Родине, патриотизм.        

4.Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

5.Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, в общественных местах.

6.Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:

•        Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

•        Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

•        Целостность.

Использование этого принципа позволяет формировать у  воспитанников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.

•        Научность.

Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и страны можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.

•        Системность.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений  подростков о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

•        Стимулирование активности.

Программа "Растим патриотов" предусматривает, что в процессе освоения воспитанником ее содержания осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе.

Для достижения поставленных задач использованы следующие формы организации деятельности:

 -  игровая;

 - познавательная;

 - конкурсы;

- сюжетно – ролевые игры;

- диалог;

-круглые столы;

- просмотр видео фильмов;

-устные журналы.

Содержание изучаемого курса

Программа состоит из 3 блоков:

«Связь поколений»

«Растим патриота и гражданина России».

«Я и общество» 

 «Связь поколений» 

Цель: осознание воспитанниками ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Проведения февральских военно-патриотических месячников; Игровая программа: «Праздник юного солдата», Утренник: «Салют победы», посвященный 9 мая, Устный журнал: «Путешествие по звездному небу», посвященный дню космонавтики.

«Растим патриотов и граждан России».

Цель  заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.

Основными формами работы этого направления являются: тематические  часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике.

         «Я и общество»

Права и обязанности школьника, взаимоотношения в классе,общение с окружающими, как быть аккуратным, правила вежливости и другие.

Таким образом, реализация основных блоков программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем, не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.

         

         Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для воспитанников 4 класса, проводится один раз в неделю полный курс 34 часа.

№ п/п

      Содержание занятий

Кол- во часов

Теоретических

Практических

1

Литературно-музыкальная композиция: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»

 3

2

1

2

Конкурс рисунков: «До чего ж ты Россия прекрасна »

 2

1

1

3.

Праздник урожая

2

1

1

4.

Диспут: «Как быть трудолюбивым»

1

1

5.

Ролевая игра: «Общение с окружающими»

1

1

6.

Викторина: «4 ноября – День народного единства»

1

1

8.

Праздник: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

3

2

1

9.

Просмотр видео фильма: «Вредные привычки»

2

1

1

10.

Выставка: «Мастерская Деда Мороза»

3

1

2

11.

Круглый стол: «Как быть аккуратным»

2

1

1

12.

Конкурс мини сочинений: «Любить Родину – это…»

2

1

1

13.

Игровая программа: «Праздник юного солдата»

3

2

1

14.

Литературно-музыкальная композиция: «Это великое имя – Мама»

3

2

1

15.

Ролевая игра: «Правила вежливости»

1

1

16.

Устный журнал: «Путешествие по звездному небу»

2

1

1

17.

Утренник: «Салют победы»

3

1

2

Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

- готовность и способность воспитанников к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников:

 Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.

- Знать права и обязанности школьника;

- Понимать необходимость соблюдения правил;

- Уметь контролировать свои поступки и организации игру по правилам;

- Знать историю государственного флага и герба России, основные государственные праздники;

- Уметь рассказать некоторые праздники России; праздники области, района;

 Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания .

- Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;

- Понимать различие хороших и плохих поступков;

- Уметь признавать собственные плохие поступки;

- Осуществлять что–то полезное для себя и своих родных .

- Знать как вести себя в обществе с другими детьми;

- Понимать значимость правильного поведения в обществе;

- Уметь сказать «нет»;

- Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.

       - Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;

- Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;

- Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях.

Материально – техническое обеспечение программы

  1. Помещения (актовый зал, спортивный зал, учебные кабинеты, библиотека)
  2. Оборудование (декорации, костюмы)
  3. Фото-видео-мультимедийная аппаратура
  4. Программное обеспечение

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы предлагаются следующие  методы: наглядный, словесный, практический. 
Наглядный метод  
• просмотр фильмов, презентаций;
• экскурсии в краеведческий музей ; наблюдения; 
• целевые прогулки; 
Словесный метод 
• чтение стихотворений; 
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• ответы на вопросы педагога, детей; 
• сообщение дополнительного материала; 
• загадывание загадок;
 
• рассматривание наглядного материала; 
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
• разбор житейских ситуаций; 
• проведение викторин, конкурсов; 
Практический метод 
• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
• проведение конкурсов, викторин; 
• проведение экскурсии различной направленности; 
• организация встреч с родителями, для родителей.

Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
  4.  1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
  5.  2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru
  6. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
  7.  3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
  8.  4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»

Рабочая программа   внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...

Программа внеурочной деятельности "Мы-патриоты"

Программа внеурочной деятельности, отражающая работу учащихся в школьном музее и результаты этой работы....

Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Планета здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Планета здоровья"  - основы здорового образа жизни для младших школьников 7-9 лет....

программа внеурочной деятельности "Юный патриот"

Прорамма расчитана на обучающихся 3-4 классов общеобразовательной школы...

Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я-патриот России!»

Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я – патриот России!» для учащихся 5 классов составлена на основе Федеральных государственных образова...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные патриоты"

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, р...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Патриот»

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Вн...