Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Растим патриотов"
рабочая программа
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastim_patriotov.docx | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №18» среднего (общего) образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Решением Педагогического совета Директор Школы-интернат №18
Протокол № 1 от 01.09.2016 С.Л. Шумицкая
«01» сентября 2016г.
Кружок
«Растим патриотов»
Программа внеурочной деятельности
для детей младшего школьного возраста
(срок реализации – 1 год)
СОСТАВИТЕЛЬ:
Третьякова Е.В.
Воспитатель
1 квалификационной категории
Барабинск 2016
Пояснительная записка.
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
Другим важным моментом в духовно - нравственном воспитании является культура поведения ребенка. В четвёртом классе дети в большей степени, чем раньше ощущают потребность не просто в общении со своими сверстниками, но и потребность в личных дружеских контактах. Поэтому необходимо уделить на занятиях особое внимание этим вопросам, что позволит детям задуматься о том, что такое товарищество, дружба, какие качества ценятся в дружеских отношениях и помогают сохранить дружбу. Дети, обсуждая вместе с педагогом эти вопросы, научатся разбираться в поведении и поступках людей, размышлять и задумываться о мотивах их действий, чувствовать красоту добра, непримиримость к злу.
Доброжелательность, честность, правдивость, умение держать свое слово высоко ценятся детьми, именно в этом они видят проявление дружеских чувств, отношений.
Беседы по названным выше вопросам интересны детям, у них есть потребность в познании этой стороны жизни, потребность в приобретении соответствующих знаний.
Коллективное обсуждение важных для детей вопросов как бы объединяет их в общем мнении, совместном принятии и одобрении тех или иных норм, которым необходимо следовать. Беседы способствуют уточнению нравственных представлений, обобщению и оценке имеющегося у детей опыта, приобретению знаний «впрок» для новых впечатлений, что готовит их к действию, выбору поведения в новых условиях с учетом более сложных ситуаций. Искусство, художественная литература оказывают сильное воздействие на разум и чувства ребенка, а опосредованно — и на его поведение.
Актуальность программы. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Отсюда вытекает цель данного направления: формирование личностных качеств, направленных на создание единого коллектива и способствующих воспитанию достойного гражданина своей Родины.
Задачи:
1.Познакомить с традициями русского народа и традициями народов, проживающих на территории нашей Родины; с героями, совершившими подвиги во имя своей страны.
2.Развивать у детей интерес к родному краю и родной стране;
3. Воспитывать любовь к Родине, патриотизм.
4.Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
5.Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, в общественных местах.
6.Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:
• Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
• Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
• Целостность.
Использование этого принципа позволяет формировать у воспитанников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
• Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и страны можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
• Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений подростков о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
• Стимулирование активности.
Программа "Растим патриотов" предусматривает, что в процессе освоения воспитанником ее содержания осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе.
Для достижения поставленных задач использованы следующие формы организации деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- конкурсы;
- сюжетно – ролевые игры;
- диалог;
-круглые столы;
- просмотр видео фильмов;
-устные журналы.
Содержание изучаемого курса
Программа состоит из 3 блоков:
«Связь поколений»
«Растим патриота и гражданина России».
«Я и общество»
«Связь поколений»
Цель: осознание воспитанниками ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Проведения февральских военно-патриотических месячников; Игровая программа: «Праздник юного солдата», Утренник: «Салют победы», посвященный 9 мая, Устный журнал: «Путешествие по звездному небу», посвященный дню космонавтики.
«Растим патриотов и граждан России».
Цель заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.
Основными формами работы этого направления являются: тематические часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике.
«Я и общество»
Права и обязанности школьника, взаимоотношения в классе,общение с окружающими, как быть аккуратным, правила вежливости и другие.
Таким образом, реализация основных блоков программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем, не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.
Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для воспитанников 4 класса, проводится один раз в неделю полный курс 34 часа.
№ п/п | Содержание занятий | Кол- во часов | Теоретических | Практических |
1 | Литературно-музыкальная композиция: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина» | 3 | 2 | 1 |
2 | Конкурс рисунков: «До чего ж ты Россия прекрасна » | 2 | 1 | 1 |
3. | Праздник урожая | 2 | 1 | 1 |
4. | Диспут: «Как быть трудолюбивым» | 1 | 1 | |
5. | Ролевая игра: «Общение с окружающими» | 1 | 1 | |
6. | Викторина: «4 ноября – День народного единства» | 1 | 1 | |
8. | Праздник: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» | 3 | 2 | 1 |
9. | Просмотр видео фильма: «Вредные привычки» | 2 | 1 | 1 |
10. | Выставка: «Мастерская Деда Мороза» | 3 | 1 | 2 |
11. | Круглый стол: «Как быть аккуратным» | 2 | 1 | 1 |
12. | Конкурс мини сочинений: «Любить Родину – это…» | 2 | 1 | 1 |
13. | Игровая программа: «Праздник юного солдата» | 3 | 2 | 1 |
14. | Литературно-музыкальная композиция: «Это великое имя – Мама» | 3 | 2 | 1 |
15. | Ролевая игра: «Правила вежливости» | 1 | 1 | |
16. | Устный журнал: «Путешествие по звездному небу» | 2 | 1 | 1 |
17. | Утренник: «Салют победы» | 3 | 1 | 2 |
Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- готовность и способность воспитанников к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников:
Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
- Знать права и обязанности школьника;
- Понимать необходимость соблюдения правил;
- Уметь контролировать свои поступки и организации игру по правилам;
- Знать историю государственного флага и герба России, основные государственные праздники;
- Уметь рассказать некоторые праздники России; праздники области, района;
Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания .
- Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;
- Понимать различие хороших и плохих поступков;
- Уметь признавать собственные плохие поступки;
- Осуществлять что–то полезное для себя и своих родных .
- Знать как вести себя в обществе с другими детьми;
- Понимать значимость правильного поведения в обществе;
- Уметь сказать «нет»;
- Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.
- Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;
- Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
- Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях.
Материально – техническое обеспечение программы
- Помещения (актовый зал, спортивный зал, учебные кабинеты, библиотека)
- Оборудование (декорации, костюмы)
- Фото-видео-мультимедийная аппаратура
- Программное обеспечение
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, презентаций;
• экскурсии в краеведческий музей ; наблюдения;
• целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов;
Практический метод
• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• проведение конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация встреч с родителями, для родителей.
Список литературы:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- 1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
- 2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru
- Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
- 3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
- 4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»
Рабочая программа внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...
Программа внеурочной деятельности "Мы-патриоты"
Программа внеурочной деятельности, отражающая работу учащихся в школьном музее и результаты этой работы....
Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Планета здоровья"
Программа внеурочной деятельности "Планета здоровья" - основы здорового образа жизни для младших школьников 7-9 лет....
программа внеурочной деятельности "Юный патриот"
Прорамма расчитана на обучающихся 3-4 классов общеобразовательной школы...
Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я-патриот России!»
Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я – патриот России!» для учащихся 5 классов составлена на основе Федеральных государственных образова...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные патриоты"
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, р...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Патриот»
Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Вн...