Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я-патриот России!»
методическая разработка по обж (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я – патриот России!» для учащихся 5 классов составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы для 5-11 классов. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, Дрофа, 2016 и примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования В.А. Горского, А.А. Тимофеева, Д.В. Смирнова. С учетом государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ya_-patriot_rossii_fgos_5_klass.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Направленность программы
Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я – патриот России!» для учащихся 5 классов составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы для 5-11 классов. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, Дрофа, 2016 и примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования В.А. Горского, А.А. Тимофеева, Д.В. Смирнова. С учетом государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».
Особенности развития России в последние десятилетия привели к реальной необходимости качественного улучшения патриотического воспитания молодого поколения российских граждан. Выдающийся русский философ И. А. Ильин характеризовал патриотизм, как «высшее выражение духовности человека», т.е. понятие, в котором заложены и мировоззрение, и духовно - нравственные качества человека. Поэтому под воспитанием патриота понимается, прежде всего, воспитание высоконравственной личности в системе традиционных отечественных мировоззренческих, духовных, нравственных и культурных ценностей.
Уроки истории не всегда могут однозначно ответить на извечные вопросы, волнующие умы многих поколений молодых людей - что такое любовь к Родине? Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы быть гражданином, достойным своей страны? Что такое подвиг, что лежит в его основе? Что каждый из нас значит? Какова роль личности?
Актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся продиктовано временем, запросами нынешних реалий, когда наблюдается глубокое противоречие между растущим в обществе интересом к сохранению, распространению и развитию национальной культуры и низким уровнем знаний культуры своего народа. Чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны необходимо направить совместные усилия школы и семьи на формирование у учащихся патриотизма, гражданственности. Дети должны гордиться своей страной, её народом, достижениями, должны стремиться сделать свою страну ещё краше и богаче.
.
Цели данной программы:
- гражданско-патриотическое и военно-спортивное воспитание учащихся;
- привлечь учащихся к активным формам повышения физической подготовки;
Задачи программы:
- Воспитание учащихся в духе любви и преданности своему Отечеству;
- Формирование гражданственности, патриотизма;
- Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- Достижение способности учащихся к выполнению первичных приемов стрельбы и развитие результативности в выполнении упражнений по стрельбе в электронном тире;
- формирование у учащихся первичных знаний по истории создания и развития различных видов стрелкового оружия, его современных типах, устройстве и технических характеристиках;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Я – патриот России!»
Личностные УУД:
- социализация личности;
- формирование понятия о национальной истории и представления о вкладе своего народа в мировую историю и культуру; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувств ответственности и долга перед Родиной;
- развитие творческого потенциала ученика;
- воспитание интереса к творческой деятельности;
- формирование гражданского отношения к Отечеству;
- бережное отношение к духовным ценностям;
- активизировать навыки исследовательской работы по сбору нужной информации
Метапредметные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности;
- формирование умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
- привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях
- развитие способности осознанно строить речевое высказывание;
- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию;
- воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение, отношение;
- овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи вебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решении учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
Предметные УУД:
- сформированность интереса к изучению военной истории;
- развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
- формирование у учащихся первичных знаний по истории создания и развития различных видов стрелкового оружия, его современных типах, устройстве и технических характеристиках
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Информация о количестве учебных часов внеурочной программы
Данная программа внеурочной деятельности «Я- патриот России» рассчитана на учащихся 5 классов, 68 часов в год, 2 часа в неделю. Программой предусмотрено проведение теоритических и практических занятий.
Используемые технологии, методы и формы работы
При организации занятий с учащимися по программе внеурочной деятельности военно-патриотической направленности используются различные методы и средства обучения: словесные методы обучения (объяснение, беседа, диалог), наглядные методы (презентации, видеофильмы), практические методы (стрельба из электронного тира, физические упражнения, практические работы), метод проектов, ролевые задачи.
Основные этапы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок контроля знаний.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование тем | Всего часов по теме | Формы контроля (сроки – месяц) | ||
Тесты | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
Раздел 1 История России «Защитники Отечества» | 24 | ||||
Ратные подвиги русских князей | 2 | ||||
Герои Куликовской битвы | 2 | ||||
Великие полководцы и флотоводцы | 2 | ||||
Памяти поколений-дни воинской славы | 2 | 1 | |||
Патриоты современной России | 2 | 1 | |||
Знакомства с символами России (герб, гимн, флаг) | 4 | 2 | |||
Государственные награды Российской Федерации | 4 | 2 | |||
Раздел 2 История края «Моя малая Родина» | 22 | ||||
Мой любимый город- | 6 | ||||
Город герой Ленинград - город боевой славы | 4 | 4 | |||
Легенды и мифы Санкт-Петербурга | 4 | 4 | |||
Раздел 3 «Добро и добродетель» | 2 | ||||
Забота о старшем поколении Дом без одиночества | 1 | 1 | |||
Раздел 4 «Сильные, ловкие, смелые» | 20 | ||||
ОФП (физическая подготовка) | 10 | ||||
История создания и развития стрелкового оружия | 1 | ||||
Подготовительные упражнения по стрельбе из электронного тира | 1 | ||||
Вспомогательные упражнения по стрельбе из электронного тира | 1 | ||||
Основные упражнения по стрельбе из электронного тира | 7 | ||||
ИТОГО | 68 | 36 | 32 |
Содержание программы внеурочной деятельности
Раздел 1 История России «Защитники Отечества» (24ч.)
- Ратные подвиги русских князей
Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир 1, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Изяслав, Александр Невский.
- Герои Куликовской битвы
Куликовская Битва: Дмитрий Донской, Сергей Радонежский. Подвиг иноков Пересвета и Осляби.
- Великие полководцы и флотоводцы
- Памяти поколений-дни воинской славы
- Патриоты современной России
- Знакомства с символами России (герб, гимн, флаг)
- Государственные награды Российской Федерации
История российских знамен, герба, гимна (видеофильм, презентация). История памятников воинской славы. «Наша история в лицах». Использование набора плакатов с описанием: «Герои и военачальники гражданской войны», «Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза», «Герои России».
Раздел 2 История края «Моя малая Родина» (22ч.)
Создать условия, чтобы учащиеся могли увидеть свою связь с местом сегодняшнего проживания; испытать чувство гордости за свой родной край, его прошлое и настоящее; ощутить меру своей ответственности за будущее малой Родины, понять важность формирования активной гражданской позиции
- Мой любимый город-Санкт-Петербург
- Город герой Ленинград - город боевой славы
- Легенды и мифы Санкт-Петербурга
Раздел 3 «Добро и добродетель» (2ч.)
Забота о старшем поколении. Помощь пожилым людям, забота о старшем поколении, изучение истории ОУ и создание исторического уголка.
Проектно-исследовательская работа: «Дом, в котором мы живем», «Дом без одиночества», «Поздравительная акция»;
Раздел 4 «Сильные, ловкие, смелые» (20ч.)
Спортивные мероприятия для укрепления здоровья и физического развития. Воспитание в детях сознательного отношения к здоровому образу жизни. Развитие общей выносливости, силы, силовой выносливости, ловкости, гибкости, координации движений тела. Развитие устойчивости позы тела при стрельбе из различных положений, статистической выносливости, высокой точности, быстроты и координации движений частей тела при стрельбе, способности выключения и фиксации отдельных мышц и суставов, автономности и плавности различных видов нажатия на спусковой крючок. Дыхательные упражнения для повышения мышечно-суставной чувствительности.
- ОФП (физическая подготовка)
- История создания и развития стрелкового оружия
- Подготовительные упражнения по стрельбе из электронного тира
- Вспомогательные упражнения по стрельбе из электронного тира
- Основные упражнения по стрельбе из электронного тира
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с ФГОС
В результате изучения программы ученик должен
Знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- основы здорового образа жизни;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Учебно-методический комплект, используемый для реализации программы внеурочной деятельности
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Учебники | ||||
В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов | Примерные программы внеурочной деятельности | 2015 | Просвещение | |
Дополнительные (методические, дидактические и пр.) материалы | ||||
В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский | Программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы для 5-11 классов | 2015 | Дрофа | |
В.Н. Латчук, В.В. Марков | Методическое пособие Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс | 2014 | Дрофа | |
Сурмина И. О. | Самые знаменитые герои России | 2002 | Вече | |
Цифровые образовательные ресурсы | ||||
Электронное изд. по курсу | ОБЖ 5 класс | 2008 | Равновесие | |
Видеофильмы, презентации |
Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет ОБЖ
Тренажерный зал
Спортивный зал школы
Ноутбук
Проектор
Плакаты «
Электронный стрелковый тир
Макет АК-74 цельнометаллический
Медиатека по разделу «Стрелковое оружие»
Набор плакатов с описанием: «Герои и военачальники гражданской войны», «Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза», «Герои России».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п № | Дата урока | Количество часов | Тема урока | Виды контроля | |
план | факт | ||||
Раздел 1 История России «Защитники Отечества» ( 24 часа) | |||||
1 | 05.09. | 2 | Ратные подвиги русских князей | ||
2 | 12.09 | 2 | Герои Куликовской битвы | ||
3 | 19.09 | 2 | Великие полководцы и флотоводцы | ||
4 | 26.09 03.10 | 3 | Памяти поколений-дни воинской славы | Практическая работа | |
5 | 03.10 10.10 | 3 | Патриоты современной России | Практическая работа | |
6 | 17.10 24.10 14.11 | 6 | Знакомства с символами России (герб, гимн, флаг) | ||
7 | 21.11 28.11 05.12 | 6 | Государственные награды Российской Федерации | Практическая работа | |
Раздел 2 История края «Моя малая Родина» (22 часа) | |||||
8 | 12.12 19.12 26.12 | 6 | Мой любимый город-Санкт-Петербург | Практическая работа | |
9 | 09.01 16.01 23.01 30.01 | 8 | Город герой Ленинград - город боевой славы | Практическая работа | |
10 | 06.02 13.02 20.02 27.02 | 8 | Легенды и мифы Санкт-Петербурга | тесты | |
Раздел 3 «Добро и добродетель» (2 часа) | |||||
11 | 06.03 | 2 | Забота о старшем поколении. Дом без одиночества | ||
Раздел 4 «Сильные, ловкие, смелые» (20 часов) | |||||
12 | 13.03 20.03 03.04 10.04 17.04 | 10 | ОФП (физическая подготовка) | Практическая работа | |
13 | 24.04 | 1 | История создания и развития стрелкового оружия | ||
14 | 24.04 | 1 | Подготовительные упражнения по стрельбе из электронного тира | ||
15 | 08.05 | 1 | Вспомогательные упражнения по стрельбе из электронного тира | ||
16 | 08.05 15.05 22.05 25.05 | 7 | Основные упражнения по стрельбе из электронного тира | Практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"
данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Я - гражданин России" для обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов
Программа воспитательной работы по социальному направлению "Я - гражданин России" для обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Патриот»
Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Вн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....
Рабочая программа внеурочной деятельности по нравственному воспитанию «Я-патриот» для обучающихся с умственной отсталостью
Цель программы: Развитие системы патриотического воспитания учащихся с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви...