Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я-патриот России!»
методическая разработка по обж (5 класс)

Обухов Александр Михайлович

Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я – патриот России!» для учащихся 5 классов составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы для 5-11 классов. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, Дрофа, 2016 и примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования В.А. Горского, А.А. Тимофеева, Д.В. Смирнова. С учетом государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ya_-patriot_rossii_fgos_5_klass.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Направленность программы

Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я – патриот России!» для учащихся 5 классов составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы для 5-11 классов. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, Дрофа, 2016 и примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования В.А. Горского, А.А. Тимофеева, Д.В. Смирнова. С учетом государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».

Особенности развития России в последние десятилетия привели к реальной необходимости качественного улучшения патриотического воспитания молодого поколения российских граждан. Выдающийся русский философ И. А. Ильин характеризовал патриотизм, как «высшее выражение духовности человека», т.е. понятие, в котором заложены и мировоззрение, и духовно - нравственные качества человека. Поэтому под воспитанием патриота понимается, прежде всего, воспитание высоконравственной личности в системе традиционных отечественных мировоззренческих, духовных, нравственных и культурных ценностей.

Уроки истории не всегда могут однозначно ответить на извечные вопросы, волнующие умы многих поколений молодых людей - что такое любовь к Родине? Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы быть гражданином, достойным своей страны? Что такое подвиг, что лежит в его основе? Что каждый из нас значит? Какова роль личности?

Актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся продиктовано временем, запросами нынешних реалий, когда наблюдается глубокое противоречие между растущим в обществе интересом к сохранению, распространению и развитию национальной культуры и низким уровнем знаний культуры своего народа. Чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны необходимо направить совместные усилия школы и семьи на формирование у учащихся патриотизма, гражданственности. Дети должны гордиться своей страной, её народом, достижениями, должны стремиться сделать свою страну ещё краше и богаче.

.

Цели данной программы: 

  • гражданско-патриотическое и военно-спортивное воспитание учащихся;
  • привлечь учащихся к активным формам повышения физической подготовки;

Задачи программы:

  • Воспитание учащихся в духе любви и преданности своему Отечеству;
  • Формирование гражданственности, патриотизма;
  • Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
  • Достижение способности учащихся к выполнению первичных приемов стрельбы и развитие результативности в выполнении упражнений по стрельбе в электронном тире;
  • формирование у учащихся первичных знаний по истории создания и развития различных видов стрелкового оружия, его современных типах, устройстве и технических характеристиках;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Я – патриот России!»

Личностные УУД:

  • социализация личности;
  • формирование понятия о национальной истории и представления о вкладе своего народа в мировую историю и культуру; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувств ответственности и долга перед Родиной;
  • развитие творческого потенциала ученика;
  • воспитание интереса к творческой деятельности;
  • формирование гражданского отношения к Отечеству;
  • бережное отношение к духовным ценностям;
  • активизировать навыки исследовательской  работы по сбору нужной информации

Метапредметные УУД:

  • освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности;
  • формирование умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
  • привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях
  • развитие способности осознанно строить речевое высказывание;
  • формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию;
  • воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение, отношение;
  • овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль.
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи вебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решении учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

Предметные УУД:

  • сформированность интереса к изучению  военной истории;
  • развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
  • формирование у учащихся первичных знаний по истории создания и развития различных видов стрелкового оружия, его современных типах, устройстве и технических характеристиках

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Информация о количестве учебных часов внеурочной программы

Данная программа внеурочной деятельности «Я- патриот России» рассчитана на учащихся 5 классов, 68 часов в год, 2 часа в неделю. Программой предусмотрено проведение теоритических и практических занятий.

Используемые технологии, методы и формы работы

При организации занятий с учащимися по программе внеурочной деятельности военно-патриотической направленности используются различные методы и средства обучения: словесные методы обучения (объяснение, беседа, диалог), наглядные методы (презентации, видеофильмы), практические методы (стрельба из электронного тира, физические упражнения, практические работы), метод проектов, ролевые задачи.

Основные этапы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок контроля знаний.

Учебно-тематическое планирование

Наименование тем

Всего часов

по теме

Формы контроля (сроки – месяц)

Тесты

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1 История России «Защитники Отечества»

24

Ратные подвиги русских князей

2

Герои Куликовской битвы

2

Великие полководцы и флотоводцы

2

Памяти поколений-дни воинской славы

2

1

Патриоты современной России

2

1

Знакомства с символами России (герб, гимн, флаг)

4

2

Государственные награды Российской Федерации

4

2

Раздел 2 История края

«Моя малая Родина»

22

Мой любимый город-
Санкт-Петербург

6

Город герой Ленинград -  город боевой славы

4

4

Легенды и мифы Санкт-Петербурга

4

4

Раздел 3 «Добро и добродетель»

2

Забота о старшем поколении

Дом без одиночества

1

1

Раздел 4 «Сильные, ловкие, смелые»

20

ОФП (физическая подготовка)

10

История создания и развития стрелкового оружия

1

Подготовительные упражнения по стрельбе из электронного тира

1

Вспомогательные упражнения по стрельбе из электронного тира

1

Основные упражнения по стрельбе из электронного тира

7

ИТОГО

68

36

32

Содержание программы внеурочной деятельности

Раздел 1 История России «Защитники Отечества» (24ч.)

  1. Ратные подвиги русских князей

Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир 1, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Изяслав, Александр Невский.

  1. Герои Куликовской битвы

Куликовская Битва: Дмитрий Донской, Сергей Радонежский. Подвиг иноков Пересвета и Осляби.

  1. Великие полководцы и флотоводцы
  2. Памяти поколений-дни воинской славы
  3.  Патриоты современной России
  4. Знакомства с символами России (герб, гимн, флаг)
  5.  Государственные награды Российской Федерации

История российских знамен, герба, гимна (видеофильм, презентация). История памятников воинской славы. «Наша история в лицах». Использование набора плакатов с описанием: «Герои и военачальники гражданской войны», «Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза», «Герои России».

Раздел 2 История края «Моя малая Родина» (22ч.)

Создать условия, чтобы учащиеся могли увидеть свою связь с местом сегодняшнего проживания; испытать чувство гордости за свой родной край, его прошлое и настоящее; ощутить меру своей ответственности за будущее малой Родины, понять важность формирования активной гражданской позиции

  1. Мой любимый город-Санкт-Петербург
  2. Город герой Ленинград -  город боевой славы
  3. Легенды и мифы Санкт-Петербурга

Раздел 3 «Добро и добродетель» (2ч.)

Забота о старшем поколении. Помощь пожилым людям, забота о старшем поколении, изучение истории ОУ и создание исторического уголка.

Проектно-исследовательская работа: «Дом, в котором мы живем», «Дом без одиночества», «Поздравительная акция»;

Раздел 4 «Сильные, ловкие, смелые» (20ч.)

Спортивные мероприятия для укрепления здоровья и физического развития. Воспитание в детях сознательного отношения к здоровому образу жизни. Развитие общей выносливости, силы, силовой выносливости, ловкости, гибкости, координации движений тела. Развитие устойчивости позы тела при стрельбе из различных положений, статистической выносливости, высокой точности, быстроты и координации движений частей тела при стрельбе, способности выключения и фиксации отдельных мышц и суставов, автономности и плавности различных видов нажатия на спусковой крючок. Дыхательные упражнения для повышения мышечно-суставной чувствительности.

  1. ОФП (физическая подготовка)
  2. История создания и развития стрелкового оружия
  3. Подготовительные упражнения по стрельбе из электронного тира
  4. Вспомогательные упражнения по стрельбе из электронного тира
  5. Основные упражнения по стрельбе из электронного тира

Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с ФГОС

В результате изучения программы ученик должен

Знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • основы здорового образа жизни;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


Учебно-методический комплект, используемый для реализации программы внеурочной деятельности

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

Учебники

В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов

Примерные программы внеурочной деятельности

2015

Просвещение

Дополнительные (методические, дидактические и пр.) материалы

В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский

Программы по основам безопасности жизнедеятельности для средней школы для 5-11 классов  

2015

Дрофа

В.Н. Латчук, В.В. Марков

Методическое пособие Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс

2014

Дрофа

Сурмина И. О.

Самые знаменитые герои России

2002

Вече

Цифровые образовательные ресурсы

Электронное изд. по курсу

ОБЖ 5 класс

2008

Равновесие

Видеофильмы, презентации

Материально-техническое обеспечение программы

Кабинет ОБЖ

Тренажерный зал

Спортивный зал школы

Ноутбук

Проектор

Плакаты «

Электронный стрелковый тир

Макет АК-74 цельнометаллический

Медиатека по разделу «Стрелковое оружие»

Набор плакатов с описанием: «Герои и военачальники гражданской войны», «Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза», «Герои России».


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п №

Дата урока

Количество

 часов

Тема урока

Виды контроля

план

факт

Раздел 1 История России «Защитники Отечества»  ( 24 часа)

1

05.09.

2

Ратные подвиги русских князей

2

12.09

2

Герои Куликовской битвы

3

19.09

2

Великие полководцы и флотоводцы

4

26.09

03.10

3

Памяти поколений-дни воинской славы

Практическая работа

5

03.10

10.10

3

Патриоты современной России

Практическая работа

6

17.10

24.10

14.11

6

Знакомства с символами России (герб, гимн, флаг)

7

21.11

28.11

05.12

6

Государственные награды Российской Федерации

Практическая работа

Раздел 2 История края «Моя малая Родина» (22 часа)

8

12.12

19.12

26.12

6

Мой любимый город-Санкт-Петербург

Практическая работа

9

09.01

16.01

23.01

30.01

8

Город герой Ленинград -  город боевой славы

Практическая работа

10

06.02

13.02

20.02

27.02

8

Легенды и мифы Санкт-Петербурга

тесты

Раздел 3 «Добро и добродетель» (2 часа)

11

06.03

2

Забота о старшем поколении. Дом без одиночества

Раздел 4 «Сильные, ловкие, смелые» (20 часов)

12

13.03

20.03

03.04

10.04

17.04

10

ОФП (физическая подготовка)

Практическая работа

13

24.04

1

История создания и развития стрелкового оружия

14

24.04

1

Подготовительные упражнения по стрельбе из электронного тира

15

08.05

1

Вспомогательные упражнения по стрельбе из электронного тира

16

08.05

15.05

22.05

25.05

7

Основные упражнения по стрельбе из электронного тира

Практическая работа

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"

данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования

         Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Я - гражданин России" для обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов

Программа  воспитательной  работы по  социальному  направлению "Я - гражданин  России" для  обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Патриот»

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Вн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Рабочая программа внеурочной деятельности по нравственному воспитанию «Я-патриот» для обучающихся с умственной отсталостью

Цель программы: Развитие системы патриотического воспитания учащихся с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви...