Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные патриоты"
рабочая программа (5 класс) на тему

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа внеурочной деятельности “Юные патриоты” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_patrioty.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Юные патриоты» разработана на основе: Примерных программ основного общего образования. Обществознание. 5-9 кл.-М.: Просвещение, 2010 и Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г.Программа реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Программа внеурочной деятельности “Юные патриоты” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Цель программы:

  • создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
  • формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
  • воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
  • повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

·       системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

·       научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

·   доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

·    наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

·    деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

· активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

·   прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

· принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Реализация программы “Юные патриоты” в 5 классе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика курса состоит в том, что он строится на предметно-практической деятельности, которая является в среднем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Данные занятия помогут выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, эта работа ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей

Особенности реализации программы. Программа «Юные патриоты» разработана на один год занятий с детьми11 -12 лет и рассчитана на  поэтапное освоение материала во внеурочной  деятельности. Набор детей – свободный, общее количество 10-15 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, общее количество часов-35, в том числе практических -20.

Форма организации работы по программе – преимущественно коллективная, также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности

Занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.

Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.

Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.

Методы работы и их обоснование:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
  •  наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Средства контроля. С целью контроля эффективности рабочей программы «Юные патриоты» организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится  1 раз в полгода.

Формы и средства контроля:

- диагностика личностного роста  по методике П.В.Степановой;

-диагностика уровня воспитанности  по методике М.И.Шиловой;

-педагогическое наблюдение;

-портфолио достижений;

-участие в социально-значимых акциях, конкурсах;

-анкетирование учащихся;

-выполнение проектов;

            -оформление альбомов.

Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

- мотивации к учению и познанию,

- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,

- основы российской, гражданской идентичности,

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- узнавать государственную символику своего региона,

- описывать достопримечательности  родного края,

- находить на карте, свой регион и его главный город,

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:

  • патриотизм;
  • уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине.

Содержание рабочей программы

Первый раздел «Моя семья – моя Россия» (10 ч.).

 Что такое семья, род. Семья как ячейка общества.Родной дом и семья. Члены семьи, распределение обязанностей в семье. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, заметок различного характера, изучение значения твоего рода в истории страны. Семейные реликвии.Работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), правила составления родословного древа. Традиции и обычаи семьи.Советское детство-какое оно? Детство наших бабушек и дедушек. Как выбирают профессию. Профессиональные династии.Как лечились наши предки. Народный лечебник. Операция «Красный крест». Бабушкины советы.Изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской и чеченской войн.

Второй раздел раздел«Моя малая Родина» (10 ч.)

Символы ЯНАО,культурное наследие родного края, народы, их обычаи и традиции.Регион на карте Российской Федерации. Место региона в жизни Российской Федерации.  Новый Уренгой – газовая столица России, его достопримечательности, история. История застройки города, первые школы и магазины. Городские легенды.О чем говорят названия улиц.След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои войны – наши земляки. Мой любимый город: прошлое, настоящее, будущее.

Третий раздел «Люблю тебя, моя Россия». (14 ч.)

Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка.Москва – главный город России. Великие достопримечательности столицы.Путешествие по стране: народы, населяющие РФ, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Народные праздники России.Русские народные песни и игры.Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.Слава и честь защитникам Отечества! Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа.  Подвиги женщин в военное время.Дети – герои Великой Отечественной войны.Путешествие по городам - героям военной славы.

Итоговое повторение. «Что мы узнали, чему научились» (1ч.)

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема учебного занятия

Всего часов

Дата

План

Факт

Раздел 1.«Моя семья – моя Россия» (10 ч.)

1.

Что такое семья, род?

1

2-3

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. История моей фамилии

2

4-5

Составляем родословную

2

6

Семейные традиции. Семейные реликвии.

1

7

Профессии моих родителей.

1

8

Детство наших бабушек и дедушек

1

9

Народный лечебник. Операция «Красный крест». Бабушкины советы.

1

10

Защитники Отечества в моей семье

1

Раздел 2.«Моя малая Родина» (10 ч.)

11

Символы ЯНАО, культурное наследие родного края, народы, их обычаи и традиции

1

12-14  

Новый Уренгой – газовая столица России

3

15-16

О чем говорят названия уренгойских улиц. Городские легенды.

2

17-18

След Великой Отечественной войны в жизни родного края

2

19-20

Мой любимый город: прошлое, настоящее, будущее.

2

Раздел 3. «Люблю тебя, моя Россия» (14 ч.)

21-22              

Наша Родина – Россия. Государственные символы России

2

23-24

Москва – главный город России. Великие достопримечательности столицы

2

25-26

Путешествие по стране

2

27-28

Наша Родина в живописи, песнях и стихах.

2

29-30

Красота русской природы

2

31-32

Мы-многонациональный народ

2

33-34

Слава и честь защитникам Отечества!  

2

Раздел 4. «Что мы узнали, чему научились» (1 ч.)

35      

Итоговое занятие «Что значит быть патриотом России?»

1

Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса

Материально – техническое обеспечение:

музыкальный центр;

компакт диски;

видеофильмы;

иллюстрации;        

компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

набор ЦОР.

 экспонаты школьного музея.  

Информационно – методическое обеспечение:

- пособия;

- методическая литература;

- интернет ресурсы.  

Литература для учащихся:

  1. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
  2. Я познаю мир: Дет. энцикл.:  История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
  3. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.

Литература для учителя:

 1.Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2013-2014гг.- N 6.- С. 13-17.(1)

2. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2013г.- N 12.- С. 7.

3. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2014. – 224 с.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2011г. – 61 с.

5. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2010г. – 605 с.

6. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 2012г. – 144 с.

7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2011. – 25 с.

8. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.                                                  http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).                                      

http://www.lenta.ru   —   актуальные   новости   общественной жизни.

http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).    

http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.                                                                            http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».                                                                                                                  

http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.                              

http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.                        

http://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.

http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.                              

http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.                                                              

http://www.hpo.opg — Права человека в России.                                                                

http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.

http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.                        

http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.                                                                        

http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.    

nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»

Рабочая программа   внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...

Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я-патриот России!»

Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я – патриот России!» для учащихся 5 классов составлена на основе Федеральных государственных образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Патриоты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «Патриоты»направление  гражданско-патриотическое Уровень обучения         основное общее обр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Патриот"

В рабочей программе  описаны планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Патриот», содержание с указанием видов и форм деятельности, а также планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Патриот»

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Растим патриотов» для 5-7 классов.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников ...