Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Планета здоровья"
рабочая программа на тему

Зайцева Светлана Ивановна

Программа внеурочной деятельности "Планета здоровья"  - основы здорового образа жизни для младших школьников 7-9 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planeta_zdorovya.docx62.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей  «Торопецкий Дом детского творчества»

172840 г.Торопец, улица Советская, дом 24. Тел./факс: 2-15-85; элект.адрес: ddt.toropec@mail.ru.

 

РЕКОМЕНДОВАНА                                                                                     УТВЕРЖДЕНА:

утверждению                                                                                        педагогическим советом

на педагогическом совете                                                               «____»______________200_г.

«____»_______________200_г.                                                      Протокол №___

Заместитель директора по УВ и МР                                              Директор ДДТ

_______________Иванова И.И.                                                      _____________Леонтьева Е.В  

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Планета здоровья»

(в рамках реализации ФГОС)

   Продолжительность освоения программы – 1 год.

   Возраст обучающихся – 7-9 лет.

   Уровень усвоения – общекультурный.

   Направление деятельности – социально-педагогическое.

   Автор-составитель: Зайцева Светлана Ивановна, педагог дополнительного    

    образования 1-й квалификационной категории.

г. Торопец

Тверская область

2011  г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.

    1.1. Актуальность программы………………………………………………...4-5

    1.2. Цели и задачи образовательной программы…………………………...5-6

    1.3. Формы, методы и принципы реализации программы…………………6-9

    1.4. Организация учебно-воспитательного процесса………………………..9-10

    1.5. Формы организации воспитательного процесса……………………….10

    1.6. Прогнозирование результатов работы……………………………………10-12

    1.7. Работа с родителями……………………………………………………..12

2. Тематический план и содержание занятий……………………………………13-19

3. Перспективы развития программы………………………………………….19

4. Материально-техническое обеспечение программы ………………………20

5. Методическое обеспечение программы……………………………………..20

6. Список использованных нормативно-правовых и литературных источников...

………………………………………………………………………………………20-21

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В соответствии с Законом "Об образовании" одним из приоритетных направлений  является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по их оздоровлению. В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения  чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Этому существует  много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни,  нервно-психические нагрузки,  низкий уровень  развития культуры здоровья у населения,  сохраняющееся в обществе потребительское  отношение  к здоровью, низкие гигиенические навыки и т.д..  Существенным фактором «детского нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.  Воспитание здорового образа жизни - важная задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. Анализ состояния проблемы охраны здоровья  в Российской Федерации доказывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения.       Таким образом, в обществе созрела необходимость ориентации на здоровье как социальное свойство личности. Ключевой проблемой для всех направлений охраны здоровья является формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья, самосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия.

      Наиболее приоритетным направлением является повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности, качества жизни населения и достижения индивидуумом генетически детерминированной продолжительности жизни, обеспечивающего в конечном итоге:

  • потребность к более здоровому образу жизни;
  • культурный, социальный и экономический мотив к сохранению и укреплению здоровья.

        Психическое здоровье человека является основой для формирования активной личностной позиции в отношении качества собственной жизни. Важным проявлением психического благополучия является состояние эмоциональной сферы человека. Эмоциональные переживания  оказывают существенное влияние на внутренние физические функции. Эмоциональное состояние  (радость, чувство тревоги, грусть)  оказывает мощное влияние на психическое и физическое  здоровье человека любого возраста. Крайне важно научить ребенка создавать оптимистическое, бодрое, работоспособное настроение, предупреждать аффекты и контролировать развитие стресса.   Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая объединяет основные характеристики психики: восприятие, внимание, память. Высокая умственная работоспособность – один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом. Личность с развитым сознанием и самосознанием, самостоятельная и ответственная может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и препятствиями, достигать поставленных целей и оставаться здоровой физически, психически и социально. В развитии личности обучающегося большое место занимает его работа над собой. Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление учащегося к самовоспитанию и самосовершенствованию.

  1.1.Актуальность программы.  

        Многочисленные исследования последних лет показали, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.  За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза (близорукость, нервно-психические расстройства, нарушения осанки и т.д.). Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

       Актуальность разработанной программы продиктована  также отсутствием в теории и практике валеологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования  для младших школьников.    

       Перспективной формой задач охраны и укрепления здоровья школьников должна стать внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению, обозначенному в Федеральном государственном образовательном стандарте. Внеучебная деятельность по данному направлению не только увеличивает пространство для развития творческой, познавательной активности ребенка, но и позволяет обучать школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.

       Данная программа ориентирована на формирование у младших школьников  позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, и  построена с учетом теоретического, практического и личностного опыта обучающихся.   

       Программа «Планета здоровья», имеет спортивно-оздоровительную  направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

      Настоящая программа находится в стадии апробации, поэтому может быть дополнена, изменена и усовершенствована.

     Эффективная реализация программы возможна только при тесном доверительном сотрудничестве педагога, обучающихся,  и их родителей (лиц их заменяющих), классного руководителя.

1.2. Цели и задачи образовательной программы.

Цель: раскрытие   основ здорового образа жизни, позволяющих эффективно  формировать  здоровый образ жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению обучающихся).

       Данные цели могут быть достигнуты через осуществление следующих задач:

Задачи:  

  • укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, психофизическому развитию;
  • формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечение физического и психического саморазвития, потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
  • обучение детей профилактическим методикам,  простейшим  навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
  •  воспитание ответственного отношения к здоровью, жизни;
  • приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о сохранении и укреплении здоровья;
  • развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по  вопросам здорового образа жизни;
  • развитие потребности в необходимости  вести здоровый образ жизни, о возможности  решения проблем по укреплению здоровья, доступных младшему школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
  • побуждение детей к самостоятельной экспериментальной и поисковой активности, творческому выполнению заданий;
  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и окружающего социума.

1.3. Формы, методы и принципы реализации программы.

Спецификой программы  является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта валеологической  деятельности и поведения.        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий собственного поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к себе, как индивидууму и личности.

Формы организации занятий:

  • Фронтальная

Теоретические занятия с одновременным взаимодействием обучающихся с педагогом, и коллективом.

  • Групповая

Предполагает разделение коллектива на группы для повышения эффективности обучения на практических занятиях, при диагностике и мониторинге.

  • Индивидуальная

Позволяет педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению и развитию учащегося.

По способу получения образования: очная форма и самообразование.

    Методы:

    Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Для достижения эффективности образовательного процесса применяются следующие методы обучения:

1.        Вербальный (словесный)

(Рассказ, беседа, инструктаж, лекция, объяснение, индивидуальное консультирование, групповая дискуссия);

2.        Информационно-иллюстративный

(Формирование знаний передаваемых в готовом виде с использованием  фактов, законов, принципов, способов деятельности в типичных ситуациях, иллюстраций,  готовой продукции, демонстрация различных предметов, наблюдения);

3.        Репродуктивный

(По формуле  «делай как я», связан с воспроизведением, репродуктированием образцов деятельности, с использованием готовых предметов, образцов и моделей поведения, психогимнастичекие упражнения);

4.        Проблемное обучение

(Знания и способы деятельности не переносятся в готовом виде,  сочетание исполнительской деятельности и творческого подхода);

5.        Эвристический (частично-поисковый) метод

(Предполагает активное вовлечение в процесс решения проблемы, самообразование, самосовершенствование применения полученных знаний в повседневной жизни, самоотчет);

6.        Имитационный  метод (моделирование)

(Моделирование различного вида отношений и условий реальной жизни через анализ конкретной ситуации и моделирование решений ситуации);

7.        Исследовательский

(Полная самостоятельность обучающихся (проблемный рассказ, эвристическая беседа, разбор практических ситуаций, собеседование);

8.        Метод проектов

(Приобретение знаний в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся  заданий  практическо-жизненной направленности - проектов);

9.        Интерактивный игровой метод

(Подвижные, сюжетные, ролевые, деловые и имитационные игры, тренинги);

        Практическая, деятельностная направленность занятий осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации. Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д.    Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста являются игры.    Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокую ступень развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

Принципы осуществления программы:

1. Научность

В  основе  анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

2. Последовательность и системность

Накопление опыта от простейшего к простому, от простого к более сложному. Условие одной учебной задачи базируются на известном и освоенном. Взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов.

3. Активность позиции участников

Принцип предполагает максимальную включенность в групповое обсуждение, свободное высказывание своей точки зрения.

2. Принцип обратной связи

Каждый участник образовательно-воспитательного процесса может получить информацию о том, как его действия и высказывания восприняты группой и педагогом.

3. Адекватность подбора материала к занятиям (доступность)

Материал подбирается таким образом, чтобы он соответствовал целям программы и ожиданиям детей, их возрастным особенностям.

4. Принцип наследования (трансляции) культуры

Предметные результаты деятельности, способности, реализуемые в этой деятельности (знания, умения, навыки, уровень нравственного и духовного развития, мировоззрения, способы и формы сохранения и укрепления здоровья) обеспечиваются преемственностью национальных социокультурных традиций.

5. Принцип самоопределения (личностной ориентации)

Происходит самоопределение в выборе жизненного пути, отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, образа жизни, а также линии поведения в проблемных и конфликтных ситуациях. Развитие негативного отношения к вредным привычкам, воспитание силы воли, обеспечение мотивации к здоровому образу жизни.

1.4. Организация учебно-воспитательного процесса.

  Образовательный процесс основывается на связи обучения и практической деятельности, с учетом социальных потребностей и личностных интересов, запросов обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих), преемственности между базовой подготовкой и занятиями во внеурочное  время.

     Учебно-воспитательный процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей и социального опыта детей, их запросов и возможностей педагога.

    Программа разработана для обучающихся 1 (2-х)  классов начальной  школы, рассчитана на 1 год обучения – 36 часов. Занятия проводятся   1 раз в неделю по 35 минут. Наполняемость группы 15-20 человек.

       При организации занятий  учитываются возрастные особенности учащихся и обеспечивается баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения отличается от урочной системы обучения.

1.5. Формы организации воспитательного процесса.

    Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. Для сплочения коллектива, развития коммуникативных навыков, для более успешной реализации программы применяются коллективные и массовые формы организации воспитательного процесса.

      К таким формам работы относятся:

1. Культурно-досуговые мероприятия

2. Игровые занятия

(игры, конкурсы, викторины)

3. Мини-выставки рисунков, памяток.

1.6. Прогнозирование результатов работы.

     Результат реализации образовательной программы зависит от успешности решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

     При решении обучающих задач делается выделение теоретического (что должны знать) и практического (что должны уметь) аспектов.

      При решении воспитательных задач выделяются качества характера личности обучающихся, формируемых в процессе освоения вида деятельности и нравственных ценностей, навыков поведения.

      При решении развивающих задач прослеживается линия развития ребенка в процессе освоения вида деятельности и основных показателей личностного развития.

      Диагностика динамики произошедших изменений в сознании и поведении детей  при освоении ими содержания образовательной программы осуществляется педагогом  в процессе включенного педагогического наблюдения (ситуативно-тактический анализ деятельности обучающихся, текущая оценка результатов этой деятельности, многообразие диагностических бесед со школьниками,  их родителями (лицами их заменяющими), классным руководителем.

      Для определения результативности используется косвенно-опосредованные методы сбора необходимой информации: анкетирование, тестирование, внешняя независимая экспертная оценка.

    Важным показателем результата реализации программы является удовлетворенность участников образовательным  процессом, который отслеживается с помощью соответствующих методик (опросник САН (самочувствие, активность, настроение), личностная шкала проявлений тревоги, адаптированная Немчиным Т.А., опросник нервно-психического напряжения (НПН) Немчина Т.А., тестирование, анализ уровня обучаемости, информационная карта текущей посещаемости обучающихся). Также признание удовлетворенности участников образовательного процесса прослеживается в сознательном регулировании, контроле, видоизменениях  собственного  поведения детей,  осознание степени личностного влияния на эти процессы, развитие активной жизненной позиции.

       В качестве отчетности обучающимся предлагается ряд активизирующих, творческих заданий для выполнения в местном сообществе (в школе, дома и т.д.)

Планируемые результаты:

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • поддерживать оптимистический эмоциональный тон, регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
  • оказывать первую медицинскую помощь при легком травматизме;
  • правильно выполнять комплексы по оздоровлению организма;

Учащиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • общие и индивидуальные  основы личной гигиены;
  • причины нарушения осанки, способы ее профилактики;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • способы простейшего контроля эмоциональной сферы;

Результативность и целесообразность работы по программе  выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце учебного года  проводится тестирование и анкетирование обучающихся, их  родителей (лиц заменяющих); в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Форма подведения итогов и результатов реализации программы – праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

1.7. Работа с родителями.

Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной оздоровительной  деятельности: семейные  домашние задания, участие в творческих, опытных, исследовательских работах, участие в организации праздника «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

п/п

Название разделов, тем

Количество  часов

Всего

Теория

Практика

1

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

1.10.

1.11.

1.12.

1.13.

1.14.

1.15.

1.16.

1.17.

1.18.

1.19.

1.20.

Культура здоровья

Вводное занятие. Как здоровье?

Будь здоров!

Давайте разберемся!

Вкусно, но вредно!

Полезные продукты.

Веселый витаминчик.

Ай, живот болит!

Голубой экран.

Если валит усталость с ног.

Ура! Каникулы!

Хорошая осанка.

Я выбираю движение!

Что такое гигиена?

Сон – лучшее лекарство!

Сказка  о микробах.

Я прививок не боюсь!

Домашняя аптечка.

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Безопасное поведение.

Помоги себе и другим.

1

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

2

1,5

       0,5

       1

      0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

2

2

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

             

Основы психогигиены

Мы такие разные!

Оценка уровня собственных возможностей.

 Наши эмоции.

Мимические движения.

Настроение.                                          Жизнедеятельность человека

Погружение в собственное «Я».

 Воспитай себя!                        

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

         2

2

Содержание занятий:

Культура здоровья

Вводное занятие. Как здоровье?

Знакомство с программой, правилами поведения на занятиях и при  проведении практических работ. Творческое задание «Здоровье – это…». Определение понятия «здоровье». Тест «Твоё здоровье». Оздоровительная минутка. Виды здоровья: физическое, психическое. Игра - соревнование «Кто больше знает?». Составление характеристики здорового человека.

Будь здоров!

Игра «Давай поговорим». Определение понятия «здоровый образ жизни (ЗОЖ)». Здоровый образ жизни в русском фольклоре, пословицах, поговорках, сказках. Составляющие здорового образа жизни (соматическое, жизненное, психическое, нравственное здоровье).  Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.  Викторина «Будь здоров!»    Практическая работа «Измерение роста, веса, пульса, температуры».    

Давайте разберемся!

Игра - путешествие «В страну здоровья». Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Факторы, влияющие на здоровье. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Уроки здоровья в народных пословицах.

Вкусно, но вредно!

Жевательная резинка, лимонад и чипсы. Продукты, разрушающие здоровье. Оздоровительная минутка.  Влияние пищевых красителей, консервантов на состояние желудочно-кишечного тракта и организма в целом. Оздоровительная минутка.  Показ видеофрагментов. Игра «Полезно, неполезно!».

Полезные продукты.

Загадки о продуктах питания. Определение понятий «пища, питание». Упражнение «Гора».  Игры «Полезные продукты», «Юный кулинар». Оздоровительная минутка.  Анализ стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»  и отрывков из народных сказок «Маша и три медведя», «Бобовое зернышко», (по усмотрению детей). Оздоровительная минутка. Правила питания и приема пищи.  Составление памятки «О вкусной и здоровой пище».

Веселый витаминчик.

Понятия «витамины, нитраты». Содержание витаминов в продуктах. Местонахождение нитратов в овощах и фруктах. Оздоровительная минутка. Игры «Путешествие за витаминами», «Загадочный салат».

Ай, живот болит!

Понятие «пищевое отравление». Признаки пищевого отравления.  Игра –викторина «Можно, нужно и нельзя!». Оздоровительная минутка. Составление памятки «Помоги себе сам!».

Голубой экран.

         Компьютер, телевизор,  игровые приставки. Нормы и правила просмотра телевизора, работы за компьютером, проведения досуга за игровой приставкой. Влияние цветовой гаммы телепередач и работы с компьютером на органы зрения. Оздоровительная минутка.  Основные правила техники безопасности при работе на компьютере. Упражнения и самомассаж при работе на компьютере.

Если валит усталость с ног.

Понятие о работоспособности. Биологическое значение утомления. Динамика умственной работоспособности в течение дня, недели, года.  Профилактика утомления и переутомления. Оздоровительная минутка.  Чередование различных видов деятельности.  Активный отдых между занятиями как способ скорейшего восстановления трудоспособности. Поддержание работоспособности на высоком уровне.

Ура! Каникулы!

Особенности режима дня в выходные дни и каникулы.  Полноценный ночной отдых. Свободное время, досуг.  Активный и пассивный способ отдыха. Понятие о динамической паузе. Основные виды досуга. Оздоровительная минутка.  Составление плана выходного дня. Составление плана занятий в дни каникул.

Хорошая осанка.

Скелет-опора и защита организма. Назначение мышц. Определение понятия «осанка». Формирование правильной осанки. Правила для поддержания правильной осанки. Комплекс упражнений для поддержания правильной осанки. Влияние нагрузки на формирование осанки.

Я выбираю движение!

Движение как одна из форм поддержания здоровья. Взаимозависимость мышечной работы и нервной системы. Роль движения в поддержании положительного эмоционального тонуса. Влияние занятий гимнастикой и подвижными играми на осанку. Оздоровительная минутка. Значение танцевальных упражнений для здоровья. Допустимые  нагрузки. Народные игры.  Активный отдых на свежем воздухе.

Что такое гигиена?

Анализ отрывков из сказки «Мойдодыр» К. Чуковского. Понятие о гигиене и гигиеническом поведении. Значение кожи.  Практическая работа «Кожа – наружный покров». Чистота тела как основной компонент гигиенической культуры человека. Чтение стихотворения  Г. Остера «Вредные советы», народных пословиц и поговорок. Гигиенические правила по поддержанию чистоты кожи. Составление памятки «Мойдодыр». Тестирование «Мой ответ». Слух. Исследование прохождения звуковой волны. Ушная сера, ее функции. Составление памятки «Правила ухода за ушами».  Анализ стихотворения С. Михалкова «Как у нашей Любы…».  Строение зуба. Создание эскиза «Зубная боль».  Аналитическая работа «Спрятанный сахар». Зубная щетка, зубная нить, зубочистка. Практическая работа «Уход за полостью рта». Кариес и его профилактика. Исследование реакции глаз на световые раздражители.  Игра «»Можно – нельзя!». Правила ухода за глазами. Профилактика конъюнктивита. Очки – вторые глаза. Индивидуальное белье, банные принадлежности, средства индивидуальной гигиены.

Сон – лучшее лекарство!

Понятия «сон, сновидения». Обсуждение стихотворения С. Михалкова «Не спать». Потребность во сне. Полезный сон. Оздоровительная минутка. Гигиена сна. Игра «Плохо – хорошо».

Сказка  о микробах.

Понятие «микробы». Чтение и обсуждение «Сказки о микробах». Полезные и вредные микробы. Определение понятий «инфекция», «вирус», «иммунитет». Инфекционные заболевания опасные для жизни человека. Игра-соревнование «Кто больше знает?».  Оздоровительная минутка. Анализ стихотворения С. Михалкова «Поднялась температура…». Составление памятки «Я микробов не боюсь!».

Я прививок не боюсь!

Медицинский осмотр как забота о здоровье человека. Виды медицинских осмотров. Анализ стихотворения С. Михалкова «Прививка». Значение профилактических прививок для человека. Оздоровительная минутка.  Виды прививок. Игра «У меня есть!».    

Домашняя аптечка.

Игра «Кто больше знает?». Происхождение лекарств. Лекарства как помощники человека. Анализ ситуаций.  Влияние лекарств на организм человека. Признаки лекарственного отравления.  Аллергическая реакция на лекарства. Оздоровительная минутка. Составление памятки «Помоги себе сам!». Лекарства необходимые для оказания первой помощи. Хранение и обновление лекарств в домашней аптечке. Содержимое домашней аптечки.

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Признаки здорового и закаленного человека. Национальные обычаи и традиции, связанные с закаливанием. Использование природных факторов для поддержания здоровья. Принципы закаливания. Специфические средства закаливания. Оздоровительная минутка.  Общие показания и противопоказания для закаливания. Последствия неправильного применения закаливающих процедур.

Безопасное поведение.

Безопасность на воде. Составление памятки « Правила поведения на воде». Анализ мультфильма  «Львенок и черепаха». Правила поведения на улице в жаркий солнечный день. Правильный загар. Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Правила безопасного поведения в доме. Поведение на улице. Правила обращения с огнем. Правила поведения при пожаре в доме. Опасность электрического тока.  

Помоги себе и другим.

Признаки солнечного ожога и теплового удара, оказание первой помощи. Травмы. Первая помощь при порезах, ушибах, ссадинах. Практическая работа « Обработка раны. Наложение ватно-марлевой повязки». Первая помощь при укусах насекомых и животных. Оздоровительная минутка.  Первая помощь при отравлении ядовитыми веществами. Первая помощь при ожогах и обморожении. Укусы змей. Поражение электрическим током.

Основы психогигиены

Мы такие разные!

Определение понятий «человек», «индивид», «личность». Потребность и способность  быть личностью. Осознание себя как личности. Слабые и сильные стороны человека. Оздоровительная минутка. Качества человека. Достоинства и недостатки. Самолюбование. Составление описательной характеристики «Это я!».

Оценка уровня собственных возможностей.

Самопонимание. Осмысление личностных качеств. Формирование представлений о себе. Сравнение своих особенностей и окружающих. Самоотношение. Самооценка и ее уровни. Оздоровительная минутка.  Практическое занятие «Создание «автопортрета», анализ ситуаций. Анкета «Если бы ты была животным, то каким?»

Наши эмоции.

Определение понятия «эмоции». Эмоциональные состояния: удовольствие, чувства, аффекты, страсть. Эмоции человека и здоровье. Создание эмоционального поля, его влияние на эмоции окружающих. Оздоровительная минутка. Управление своими эмоциями и поведением. Способы преодоления негативных эмоций (аэробные упражнения, массаж, смехотерапия).  Игра «Твое имя».

Мимические движения.

Определение понятия «мимика». Системы лицевых реакций: удивление, страх, негодование (злость), отвращение, радость, печаль (горе). Оздоровительная минутка.  Оценка эмоциональных переживаний.  Подвижность мимических проявлений. Игра «Что? Зачем? Как?» Психологический тренинг «Сокровища сердца».

Настроение.

 Определение понятия «настроение». Тренинг «Азбука волшебных слов». Анализ ситуаций.  Хорошее и плохое настроение. Причины, влияющие на настроение. Изменение настроения в течение дня.  Влияние настроения на жизнедеятельность человека и окружающих. Коррекция настроения.  Беседа «Что такое каприз?». Оздоровительная минутка. Игра «Проверь себя». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра  «Комплимент».

Жизнедеятельность человека.

 

Определение понятия «жизнедеятельность». Личностные потребности. Личное пространство. Активность человека. Сферы жизнедеятельности ребенка (сфера познания, сфера предметно-практической деятельности, сфера игры, сфера общения). Оздоровительная минутка. Причина и последствия событий. Ситуативная игра «Что? Зачем? Как?».

Погружение в собственное «Я».

Гармонизация внутреннего мира. Управление собой. Стабильность и внутренний порядок. Достижение успеха. Психологические  игры-тренинги  для сохранения психического здоровья. Игры – релаксации («Внутренний луч», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы», «Ритм», «Резервуар»).

Воспитай себя!

Понятие «самовоспитание». Тест «Оцени  себя сам». Развитие силы воли. Целеустремленность. Ассоциация «Я похож на…». Оздоровительная минутка. Уверенность и самоуверенность.  Стойкость духа.  Сдержанность. Анализ проблемных ситуаций «Почему это произошло?». Психологический тренинг «Я отвечаю за свое решение».

Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

Открытие праздника. Сюжетно-ролевые игры «Мы идем в магазин», «Вершки-корешки». Инсценировка «Спор». Игры «Отгадай-ка», «Затейники», «Три движения». Выпуск стенной газеты «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ

Настоящая программа создает условия для дальнейшего  непрерывного дополнительного образования детей в начальной школе и создает предпосылки для непрерывного развития индивидуальности каждого ребенка  в системе внеурочной деятельности.  Работа по данной программе  обеспечит преемственность на разных возрастных этапах  школьников, что позволит выстроить единую систему воспитания, объединяющую вертикаль начальной и основной школ. Анализ деятельности по программе даст возможность  усилить именно то содержание  внеурочной деятельности обучающихся начального и основного звена, которое будет актуально для конкретной группы школьников, позволит выделить те формы работы, которые в наибольшей степени отвечают особенностям определенного возраста детей.

Кроме того, работа по программе создает предпосылки  разработки долгосрочной программы внеурочной  деятельности, наполняя ее тем содержанием, которое в большей степени отвечает возрастным и социально-психологическим особенностям развития личности школьников, их интересам и потребностям.

      4.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 Материально-техническое обеспечение программы осуществляется за счет следующих ресурсов, располагаемых учреждением:

  • помещение для занятий;
  • компьютеры и мультимедийное оборудование;
  •  аудио- видеоаппаратура;
  • библиотечный фонд;
  • материалы для оформления и творчества детей;
  •  канцелярские принадлежности.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • научно-методическая литература;
  • ресурсы интернета;
  • папка методических  разработок;
  • папка информационно-справочных материалов;
  • набор мультимедийных презентационных разработок;
  • методические рекомендации;
  • аудио-видеотека;
  • настольные игры.

Занятия по программе проводятся педагогом дополнительного образования, имеющим образование по специальности «Биология», обладающим достаточным опытом работы с детьми младшего школьного возраста.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации.
  2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года, № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».
  6. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
  7. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
  8. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
  9. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
  10. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  11. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
  12. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
  13. Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации изучения иностранного языка во внеурочной деятельности у младших школьников

Формирование положительной мотивации изучения иностранного языка во внеурочной деятельности у младших школьников...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"

Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы».

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы» рассчитана на 34 часа. Практические занятия проходят на экологической тропе "Храм природы"....

Программа внеурочной деятельности по географии «Интересные планеты» для 5 класса

Данная программа дает возможность более подробно изучить Солнечную систему и рассмотреть те вопросы которые не вошли в программу для 5 класса ....

Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Растим патриотов"

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажут...

Программа внеурочной деятельности "Культура для школьников"

Программа курса «Культура для школьников» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общени...