программа внеурочной деятельности "Юный патриот"
методическая разработка по теме
Прорамма расчитана на обучающихся 3-4 классов общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
Медведева ирина Юрьевна
Педагог-организатор
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
Программа по организации внеурочной деятельности учащихся на ступени начального образования
«Юный патриот»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны.
История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.
Программа внеурочной деятельности “Юный патриот” направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своей страны, своей малой родины и своей семьи. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения; подготовка младших школьников к волонтёрской деятельности.
Задачи:
Образовательные – знакомить детей с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества, с историей посёлка, школы, семьи, формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребенка.
Воспитательные – воспитывать любовь к родной стране, интерес к изучению истории своей страны, желание больше узнать об истории и традициях своей семьи, воспитывать чувство гордости за её успехи и достижения.
Развивающие – развивать мыслительные процессы, развивать творческую, познавательную активность;создавать условия для расширения кругозора младшего школьника.
Содержание программы «Юный патриот» соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования. Программа составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»
Связь содержания программы с учебными предметами.
Занятия по данной программе тесно связаны с содержанием программ по литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству для 3-4 классов. Опираясь на знания, получаемые на этих уроках, обучающиеся расширяют и углубляют знания, умения, навыки.
Литературное чтение:
• анализ и оценка поступков героев,
• развитие чувства прекрасного,
• развитие эмоциональной сферы ребёнка,
• чтение произведений о России, её природе, людях, истории,
• приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ,
• просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.
Русский язык:
• раскрытие воспитательного потенциала русского языка,
• развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.
Окружающий мир:
• правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» ;
• общечеловеческие правила поведения,
• наследие предков в культуре и символах государства,
• славные и трудные страницы прошлого.
Особенности реализации программы.
Программа «Юный патриот» разработана для учащихся 3- 4 классов и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, всего 34 часа.
Изучаемый материал представлен тремя основными направлениями:
• Календарь истории моей страны
• Моя малая и большая Родина
• Моя семья.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности
Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
По окончании курса дети должны знать:
— о значимых страницах истории страны,
— о главных символах государства,
— о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,
— о традициях и культурном достоянии своего края,
— о моральных нормах и правилах поведения,
— об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,— традиции и историю своей семьи,
— традиции и историю своей школы.
По окончании курса дети должны уметь:
— различать символы государства — флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации,
— определять на карте границы и крупные города России,
- рассказывать о своей стране, о своём посёлке;
- ориентироваться в историческом времени;
— бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,
— уважительно относиться к защитникам Родины,
— читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,
— уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Юный патриот» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
У учащихся будут сформированы:
— готовность и способность к саморазвитию;
— мотивации к учению и познанию,
— основы российской, гражданской идентичности,
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду.
Учащиеся научатся:
— узнавать государственную символику своего региона,
— описывать достопримечательности родного края,
— находить на карте, свой регион и его главный город,
— сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.
Развитие личностных качеств:
Патриотизм, уважение к истории, традициям, обрядам и культуре родной страны; ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение, трудолюбие; любовь к малой родине.
Тематическое планирование 34 часа (1 час в неделю)
|
|
| Деятельность обучающихся |
| Время проведения |
1. | Россия- родина моя. Символы России | урок | 1 | сентябрь | |
2. | Путешествие в столицу нашей Родины | Урок- путешествие | Рисунки «Москва глазами детей» | 1 | сентябрь |
3. | Югра- частица России. Символы родного края | Беседа. Кинопутешествие. | 1 | сентябрь | |
4. | Посёлок, в котором мы живём. | Экскурсия по пгт Излучинск совместно с социальными партнёрами школы: МАУ «Спектр» и ЦРБ»Нижневартовского района | Составление проекта, слайдовой презентации | 1 | сентябрь |
5. | Месячник пожилого человека «Согреем сердца пожилых вниманием и заботой» | Изготовление открыток для пожилых людей. | Волонтёрская поздравительная акция | 1 | октябрь |
6. | «Моя школа- мой второй дом» | Беседа, экскурсия в школьный музей | 1 | октябрь | |
7. | Сказания и легенды народов Югры | Беседа- путешествие Литературное чтение | 1 | октябрь | |
| Дары земли Нижневартовской | Кинопутешествие | Изготовление поделок |
|
|
| День народного Единства (об истории возникновения праздника) |
Кинопутешествие | Разучивание песни« С чего начинается Родина» |
|
|
10 11 | Дом, в котором я живу. Моя семья. Законы и традиции моей семьи | Беседа Составление проекта | Защита проектов с использованием электронной системы голосования | 2 | ноябрь |
12. | День матери в России | Урок- концерт | Чтение стихов, исполнение песен | 1 | ноябрь |
| День неизвестного солдата | Урок мужества |
|
| |
14. | Главный закон моей страны | Беседа, посвящённая Дню Конституции | 1 | декабрь | |
15. | День героев Отечества | Урок мужества | 1 | декабрь | |
16. | Новогодняя открытка для ветерана | Практическое занятие | Волонтёрская деятельность | 1 | декабрь |
17. | День детского кино. Просмотр детского киножурнала «Ералаш» | Просмотр киножурнала. Беседа- обсуждение | 1 | январь | |
18. | Закон и вредные привычки | Беседа с участием психолога | 1 | январь | |
19. 20 | Герой. Героизм, Честь. Отвага Пионеры- герои | Беседа Урок мужества | 2 | январь | |
21 | Поздравительная открытка ко дню Защитника Отечества | Практическое занятие | 1 | февраль | |
22. | Мы скоро подрастем и Родину защищать пойдем. | Конкурсная программа | Участие в военно-спортивной эстафете | 1 | февраль |
23. | Наши герои-земляки | Экскурсия в библиотеку | 1 | февраль | |
24. | Поздравительная открытка к Международному женскому дню | Практическое занятие | Изготовление открытки | 1 | март |
25. | Планета- наш общий дом | Беседа экологической направленности | Рисунки «Земля- наш общий дом» | 1 | март |
26. | Красная книга Югры | Беседа | 1 | март | |
27. | Животный и растительный мир родного края | составление проектов | Защита проектов | 1 | март |
28. | Первые космонавты | Кинобеседа | 1 | апрель | |
29. | Акция «Чистый город» | Экологический субботник | Уборка школьной территории, сбор пластиковых бутылок на прилегающей территории | 1 | апрель |
| Мой посёлок в будущем | Составление проектов | защита проектов с использованием электронной системы голосования, конкурс рисунков | 1 |
|
31. | Герои Великой Отечественной | Урок мужества | 1 | апрель | |
32. | Акция «Ветеран живет рядом» | Практическое занятие по изготовлению Открытки-поздравления ветерану. | Волонтёрская акция |
|
|
33. | День Победы | внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы | Чтение стихов, исполнение песен |
|
|
| День защиты детей | Конкурсно -игровая программа | 1 | май | |
Итого | 34 |
Список литературы, используемой для составления программы
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
2.Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
4.Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2010г.
5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
6.Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009 г.
7.Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»
Рабочая программа внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...
Программа внеурочной деятельности "Мы-патриоты"
Программа внеурочной деятельности, отражающая работу учащихся в школьном музее и результаты этой работы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Патриоты»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «Патриоты»направление гражданско-патриотическое Уровень обучения основное общее обр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Патриот"
В рабочей программе описаны планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Патриот», содержание с указанием видов и форм деятельности, а также планирование....
Программа внеурочной деятельности "Патриотом - быть!"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного направления. Реализуется среди сборной группы 9,10,11 классов.Сегодня жизненно важно возродить в школе, обществе чувство ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Патриоты Сыни»
Патриотическое направление...
Рецензия начальника штаба "Юнармия" Яньковой Т.А. на программу внеурочного воспитания "Патриот"
рецензия на программу "Патриот"...