Программа профильного лагеря "Патриот"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Лысково
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ средней
общеобразовательной школы
№4 г. Лысково
______________ Е.В. Зяблова
Программа
профильного лагеря дневного пребывания
Автор программы:
Горохова М.А.
2014 г.
Содержание
Информационная карта программы …………………………………………… 3-5
Актуальность программы ………………………………………………. 6-7
Цель и задачи программы …………………………………………………… 8
Концептуальные основы программы……………………………………… 9-10
Механизм реализации программы …………………………………………… 11-14
Организация режима ………………………………………………………….. 15-16
Структура самоуправления …………………………………………………… 17
Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями………………………………………………………………….. 18
Ресурсное обеспечение………………………………………………………….19-22
Система контроля и оценки результативности. …………… ……………….. 23-24
Ожидаемые результаты ………………………………………………………… 25
Список литературы…………………………………………………………… 26-27
Приложение …………………………………………………………………………. 28
Информационная карта проекта
Полное название проекта | Программа военно-патриотического лагеря «Патриот» | |
Основание для написания проекта | Организация летнего отдыха школьников в июне 2014 года | |
Автор проекта | Горохова Марина Александровна | |
Руководитель проекта | Шаталина Ольга Леонидовна | |
Территория, представившая проект | Нижегородская область, г. Лысково | |
Адрес организации | Нижегородская область, г. Лысково, ул. Революции, 5 | |
Название проводящей организации | МБОУ средняя школа № 4 г. Лысково Нижегородской области | |
Телефон | 5-09-85 | |
Форма проведения | детский оздоровительный лагерь дневного пребывания | |
Цель программы | Создание условий для осознания ребенком себя гражданином своей Родины. | |
Основные направления программы | 1. Духовно-нравственное 2. Экологическое 3. Гражданско-правовое 4. Эстетическое 5. Спортивно-оздоровительное 6. Трудовое | |
Сроки проведения | 02.06.14. – 21.06.14 | |
Количество смен | 1 смена | |
Место проведения | МБОУ средняя общеобразовательная школа № 4 г. Лысково | |
Исполнители основных мероприятий | Педагогический коллектив МБОУ средняя общеобразовательная школа № 4 г. Лысково | |
Участие в программе | По заявлениям родителей участников программы | |
Официальный язык проекта | Русский | |
Общее количество участников | 15 человек | |
Условия достижения целей и задач | 2 кабинета, актовый зал, столовая, игровая площадка. | |
Источник финансирования. | Управление образования и молодёжной политики Лысковского муниципального района Нижегородской области | |
Ожидаемые результаты | укрепление здоровья детей; развитие у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом; формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира. развитие творческих способностей; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. | |
Краткое содержание проекта | Программа предназначена для: - формирования нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; - воспитания уважения к семье, родителям, семейным традициям; - формирования социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; - воспитания отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; - формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений (наркомания, пьянство, и др.), подрывающих физическое и духовное здоровье. -формирование бережного отношения к природе. | |
Система контроля | Последовательное отслеживание эффективности педагогических воздействий на ежедневных планерках, педагогических советах, входная, пошаговая и итоговая диагностика, анализ результатов деятельности лагеря |
Актуальность программы
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Если считать приоритетным ценности и интересы детей, то атмосфера лагеря, его обстановка, структура и взаимоотношения в коллективе должны гармонизировать интересам и потребностям детей, в соответствии с их внутренним миром и образом жизни. На период летней лагерной смены должны быть созданы оптимальные условия для безопасного времяпровождения, комфортного общения и личностного роста учащихся.
Содержание деятельности лагеря направлено на формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Основная идея программы «Патриот» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.
Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для осознания ребенком себя гражданином своей Родины.
Задачи:
- создание условий для организованного отдыха детей.
Пропаганда здорового образа жизни.
- создание условий для эффективного патриотического воспитания школьников; формирование работы, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлечение детей к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Концептуальные основы программы
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная поддержка – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности выехать из поселка.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства дает возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
- Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
- Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
- Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
- Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)
- Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма отдыхающих. В ней уделено внимание профилактике правонарушений среди детей «группы риска», бродяжничества, профилактике сколиоза, плоскостопия, развитию координации движений, правильной осанки отдыхающих.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания « Патриот» направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.
Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Механизм реализации
Каждый человек, особенно ребенок, вне зависимости от условий времени ощущает потребность в играх и должен иметь возможности для них. Игры обусловливают физическое, эмоциональное, духовное развитие детей, способствуют интеллектуальному прогрессу личности, демонстрируют образцы цивилизованного социального поведения. Данная программа построена в русле изучения окружающей действительности, родного города и района.
«Патриот» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май);
2. Организационный(1 день);
3. Основной (12 дней):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций
- Организационный модуль.
Формы работы:
- планирование;
- подготовка к лагерной смене;
- оформление уголка;
- подготовка материальной базы;
- определение обязанностей;
- подготовка к сдаче приемной комиссии.
- организация питания в школьном оздоровительном лагере.
- Оздоровительный модуль.
Формы работы:
- утренняя зарядка;
- влажная уборка, проветривание;
- организация питания воспитанников;
- спортивные праздники;
- экскурсии, походы;
- подвижные и спортивные игры;
- акции.
3. Творческий модуль
Формы работы:
- коллективно-творческая деятельность;
- участие в мероприятиях;
- экскурсии с библиотеку;
- конкурсы;
- викторины.
4.Патриотический модуль
Формы работы:
- посещение музея;
- мероприятия гражданско-патриотической направленности;
- просмотр видеофильмов;
- походы;
- беседы.
- конкурсно-познавательные программы
5.Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
- экскурсии в природу;
- беседы о нравственности;
- викторины, конкурсы;
- мероприятия.
6. Социально-психологический модуль
Формы работы:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- групповая работа;
Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации;
- Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Формы работы:
– практические занятия
– экскурсии;
– поиск информации и знакомство с образовательными ресурсами в сети Интернет;
– самостоятельная работа;
– коллективно-творческие дела и спортивные мероприятия.
С учётом требований здоровьесберегающих технологий при организации занятий в лагере соблюдаются следующие условия:
ежедневно проводятся 2 мероприятия по 45 минут
между занятиями – 15-минутные физкультурные разминки
ежедневно утренняя зарядка (Приложение 2)
Организация режима
Важнейшим аспектом реализации проекта является распорядок дня, который строится по принципу полного исключения бездеятельности и безнадзорности.
Распорядок дня
8 ч. 00 мин. – 8 ч. 10 мин.– Приём детей в лагерь.
«Вы пришли? Мы очень рады!»
8ч. 10 мин. – 8ч. 20 мин – Линейка.
«На линейку быстро стройся, с темой дня здесь познакомься!»
8ч. 20 мин – 8ч. 30 мин. – Зарядка.
«Рано солнышко встаёт, на зарядку всех зовёт!»
8ч. 30 мин – 9ч. 00 мин – Завтрак.
«Чтоб в пути не заблудиться, надо утром подкрепиться!»
9ч. 00 мин. – 13ч. 30 мин. – Работа по плану, общественно-полезный труд, оздоровительные процедуры. КТД.
«Сам спеши и позови приятеля, ведь у нас МЕРОПРИЯТИЕ!»
13 ч. 30 мин. – 13 ч. 45 мин. – Обед.
«Время обеда настало, и вот бодро отряд наш к столовой идёт»
13 ч. 45 мин. – 14 ч. 00 мин. – Линейка.
«Славный был у нас денёк – давайте подведём итог!»
14 ч. 00 мин. – Уход детей домой.
« До новых встреч завтра!»
Структура самоуправления
Детское самоуправление в лагере – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у детей самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Когда сами дети определяют проблему, ищут пути её решения, принимают решение, организуются для его реализации, – мы можем говорить о детском самоуправлении. В лагере действуют постоянные и временные, высшие и исполнительные органы самоуправления.
Сбор – это высший орган самоуправления в коллективе. Главное его назначение – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора – конкретные решения, направленные на положительные преобразования в отряде, лагере.
Каждый отряд выбирает командира, ведёт «Боевой листок», назначает дежурных.
Взаимодействие с ведомствами и общественными
организациями
Создание воспитательного пространства, организованного для активного отдыха и оздоровления детей и подростков, включение их в научно – исследовательскую, творчески – развивающую деятельность невозможно без взаимодействия с общественными организациями города и района.
Ресурсное обеспечение
Кадровое обеспечение
- Начальник лагеря.
- 2 воспитателя.
- Медицинский работник.
- Учителя-предметники (по согласованию).
Педагогический коллектив, который работает в лагере, состоит из опытных педагогов – преподавателей школы, имеющие первую квалификационную категорию. К работе в лагере привлекаются библиотекарь, учителя физкультуры, медицинские работники школы. Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками МБОУ СОШ №4, имеющими соответствующее профессиональное образование.
В мае для педагогов проводятся семинары по теме «Организация летнего отдыха детей в условиях лагеря дневного пребывания».
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы.
Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит своей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.
Педагог дополнительного образования организует проведение спортивных мероприятий в лагере.
Медицинский работник осуществляет регулярный осмотр и контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение мониторинга здоровья.
Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Чтобы жизнь детей в смене была интересной, содержательной, насыщенной, необходимы согласованные действия педагогического коллектива, его осведомленность о целях и задачах воспитательного процесса, информированность о содержательной стороне смены. Поэтому ещё до начала работы проводится первое заседание педсовета лагеря, на котором излагается идея программы. На педсовете же обсуждаются основные направления, ориентиры работы, и каждый педагог, определяет для себя, чему он может научить детей за предстоящую смену, какие полезные знания и умения может передать.
Приложение 1
План заседаний педагогических советов
№
| Содержание | Время проведения | |
1. Ознакомление с программой лагеря «Патриот» | 22.05.14 | ||
| 02.06.14 | ||
4. Оценка работы педагогического коллектива | 10.06.14 21.06.14
|
Календарный план
(смена со 2 июня по 21 июня 2014 г.)
Дата | Мероприятия | Место проведения |
02.06.2014. 1-ый день |
| МБОУ СОШ № 4 г. Лысково |
03.06.2014. 2-ой день |
| МБОУ СОШ № 4 г. Лысково Лысковский краеведческий музей |
04.06.2014. 3-ий день |
| МБОУ СОШ № 4 г. Лысково |
05.06.2014. 4-ый день |
| МБОУ СОШ № 4 г. Лысково ФОК (ледовая арена – 11.00 -12.00 ч.) |
06.06.2014. 5-ый день |
| МБОУ СОШ № 4 г. Лысково |
09.06.2014. 6-ой день |
| МБОУ СОШ № 4 г. Лысково Пожарная часть |
10.06.2014. 7-ой день |
| МБОУ СОШ № 4 г. Лысково ФОК (стрелковый тир, ледовая арена – 10.00 – 12.00 ч) |
11.06.2014. 8-ой день |
| МБОУ СОШ № 4 г. Лысково Выход на природу |
16.06.2014. 9-ый день |
| МБОУ СОШ № 4 г. Лысково ФОК (спорт. поле – 9.30.00 – 10.30 ч) |
17.06.2014. 10-ый день |
| МБОУ СОШ № 4 г. Лысково |
18.06.2014. 11-ый день |
| МБОУ СОШ № 4 г. Лысково ФОК (ледовая арена – 10.00 – 11.00 ч) |
19.06.2014. 12-ый день |
| МБОУ СОШ № 4 г. Лысково Центральная библиотека (10.00 ч) |
20.06.2014. 13-ый день |
| МБОУ СОШ № 4 г. Лысково Выход на природу |
21.06.2014. 14-ый день |
|
Приложение 2.
Мониторинг Экрана настроения
Приложение 3
Коммуникативный тренинг «Мы все такие разные».
Занятие 1.
Цель: Показать, что, не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
Оборудование: 2 плаката, 2 разрезных картинки, бумага, плакат с деревом.
Вводная часть.
1. История. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Основная часть занятия.
На классную доску вывешивается плакат с изображением мозаики, где на каждом звене нарисована фигура школьника и одно звено отсутствует. Также имеется надпись: «ПРИСОЕДИНЯЙСЯ!», которая закрыта листом бумаги.
2. Беседа:
- Что здесь изображено? (Мозаика).
- А что на мозаике изображено /рисунок, какой/? (Класс, коллектив, группа…..)
3. Упражнение «Мозаика».
Разделиться на две команды и им выдается детская игра “Мозаика”, при чем у одной мозаики отсутствует одно звено. Учащимся предлагается очень быстро собрать данные изображения. В итоге одна команда проигрывает, т. к. у них не хватает одного звена.
- Что произошло?
- Почему при выполнении простого задания оказались проигравшие? (Дети комментируют)
- Какая связь между мозаикой и вашими взаимоотношениями? Вспомните работу в группах.
Чтобы составить мозаику необходимо учитывать у каждого звена цвет, рисунок, форму и т.д. И как было трудно второй команде, когда звенья были маленькими, рисунок трудно узнаваем, одно звено отсутствовало, и не все принимали участие.
- А мы с вами разные? (рост, глаза, прическа, цвет волос, фигура, характер и т.д.)
- Какие мы?
4. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».
Ученики рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.
Ведущий: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».
Ведущий предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер). Ученики записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут). Ведущий предупреждает, что записи зачитает вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.
Ведущий собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга. Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.
5. Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.)
- Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
- Хорошо или плохо, что мы все разные?
- Как жить в мире, где столько разных людей?
Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
6. Беседа.
Рассматриваем второй плакат, на котором изображены дети в виде геометрических фигур, линий, цвета … Кроме рисунка на плакате имеется надпись: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ! (Слова – “А цените”, закрыты листом бумаги)
- Еще раз обращаю ваше внимание на то, что все мы очень разные. Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое /картинку/, так из вас разных можно собрать единый сплоченный коллектив, объединенный общими целями, интересами.
- А что у нас общее? /Учеба; цель – получить образование; класс, т.е. коллектив; возрастные интересы /.
- И чтобы добиться этой цели (сплоченный коллектив, объединенный общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
- Возвращаемся к 1 плакату с мозаикой. Как вы думаете, по какой причине отсутствует заключительное звено в мозаике? /Можно уточнить/ Кого здесь нет? /Дети выдвигают разные версии/
- Что нужно сделать, чтобы мозаика (т.е. коллектив) была собрана, целая? /Создать такую обстановку, чтобы этому человеку было здесь комфортно./
- С каким призывом вы могли бы обратиться к тому из вас, кого до сих пор вы не принимали в свою компанию? Считаете не достойным его вашего общества?
- Так что написано на этом плакате? /Внимание детей обращаю на первый плакат. Дети выдвигают разные версии/.
Затем снимается лист бумаги с плаката, и ученики сразу могут оценить правильность своего ответа.
- Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите классного руководителя о том, чтобы вас пересадили от этой ……..; от этого ……..; потому что он такой-то …… А вы задумывались над тем - ему это приятно слышать? А ты сам-то достоин, сидеть с ним?…………
Внимание детей обращаю на второй плакат. Пытаемся определить, какое слово закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а…
1)……………………
2)……………………
Все варианты записываю на доске. После этого открывается закрытое слово.
7. Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».
Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации.
8. Творческая работа. «А какими вы видите себя? Не только внешность, но и характер и т.д.
Вам необходимо нарисовать себя в виде какой-либо геометрической фигуры, линий, цвета или какого-либо художественного образа. (Ведущий также выполняет свой рисунок).
После завершения творческого задания начинаем монтировать вернисаж картин.
Рефлексия: Какие качества присущи толерантной личности?
Каково преимущество толерантного общения?
Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?
Занятие 2. Мы все такие похожие.
Цель: показать учащимся их схожесть, несмотря на то, что в классе все такие разные.
Оборудование: бумага.
Вводная часть.
1. Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создать непринужденную, доброжелательную атмосферу в группе; повысить внутригрупповое доверие и сплоченность членов группы.
Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы жители Земли, или одного роста и т.д). Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Основная часть занятия.
2. Упражнение «Домино».
Цели: создать в группе атмосферу открытости; позволить участникам найти у себя схожие четры с одноклассниками.
Напомнить участникам правила игры в домино и предложить им поиграть в «особенное домино».
Первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.
Обсуждение
- Что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь «прицепится»;
- Старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем-то выделиться;
- Что нового они узнали друг о друге;
- Что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;
- Что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;
- Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?
3. Упражнение «Две группы».
Цели: научить учащихся объединять своих одноклассников по схожим признакам.
Один из игроков - доброволец - выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом - нет. Или в одной группе те, у кого на руке есть часы, в другой – участники без часов. После того как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать "картинку" и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников по группам.
На продвинутом этапе можно проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов.
4. Упражнение «Все мы чем-то похожи»
Цели: научить учащихся объединять своих одноклассников по схожим признакам.
Участники делятся на 3-4 группы. Каждая подгруппа должна составить список того, что объединяет ее членов между собой. Можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра», «Мы все любим конфеты» и т.д.
5. Упражнение «Самые добрые руки»
Выбирается желающий, он закрывает глаза, выставляет полусогнутые руки с открытыми ладонями. Остальные по очереди подходят к нему и прикасаются к его рукам. Водящий определяет самые добрые руки и их обладателя. Если угадал, то водящий встает в круг, а его место занимает владелец самых добрых рук. Затем можно искать обладателя острых локтей, холодных рук, умелых пальцев и т.д.
6. Упражнение «Подари улыбку»
Давайте на прощание мы подарим друг другу хорошее настроение, а сделаем мы это следующим образом. Участники по часовой стрелке по кругу подарят соседу слева свою улыбку. Причем, одаривая улыбкой, нужно посмотреть в глаза партнеру.
Занятие 3. Ты и тот, кто рядом с тобой
Цель: показать детям как важно уметь понимать друг друга, развить навыки принятия других людей.
Оборудование: бумага.
Вводная часть.
1. Упражнение «Поздороваемся»
Цель: создать доброжелательную рабочую обстановку.
Участники ходят по комнате и здороваются друг с другом по команде ведущего правыми локтями, левыми коленками, правой пяткой, левой щекой.
2. Упражнение «Ласковые руки – приятная улыбка».
Предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.
3. Упражнение «Дотронься до…»
Цель: привить навыки слышать и понимать команды, уметь быстро принимать решения.
Участники должны по команде ведущего дотронуться до: железного, деревянного, холодного, синего, красного, прозрачного и т.д.
Основная часть занятия.
4. Упражнение «Взглянем вместе»
Цель: развить способности чувствовать партнера и согласовывать с ним свои действия.
Участники делятся на пары и встают спинами друг к другу. По команде ведущего они сосредотачиваются друг на друге и поворачиваются друг к другу лицом. Суть задания заключается в том, чтобы оба партнера должны оказаться лицом друг к другу одновременно и посмотреть в глаза.
Обсуждения:
- Трудно ли было угадать желание партнера?
- Что помогало его почувствовать?
5. Упражнение «Пустое место».
Цель: развить умение понимать друг друга без слов.
Половина участников сидит на стульях, другие стоят за ними, но перед одним остается пусто место. Задача участника без пары – переманить кого-нибудь на пустое место без слов и жестов, только взглядом. Принявший приглашение занять пустое место перебегает на него. Оставшийся без пары становится ведущим и переманивает на освободившееся место любого другого участника.
Обсуждение:
- Трудно ли было передать приглашение взглядом.
- Трудно ли было понять, что тебя приглашают.
6. Упражнение «Говорю, что вижу».
Цель: развить навыки безоценочного принятия других людей.
Сидя в круге, участники наблюдают за поведением других и по очереди говорят, что они видят, рассматривая любого из участников. Важно только говорить о том, что предстает взору, а не то, какие реакции возникают в ответ на это.
Обсуждение:
- Часто ли хотелось дать собственную оценку действий участников?
- Было ли сложно удержаться от применения оценочных категорий?
- Что чувствовали, когда говорили о вас и когда говорили вы?
7. Упражнение «Самый особенный»
Цели: научиться осознавать собственную уникальность и осознать уникальность других; создать атмосферу открытости и доверия.
Попросите участников подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Участник говорит, например «у меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы. Хорошо, если ведущий группы также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на вопросы культурных, религиозных и других различий.
Обсуждение:
- хорошо ли быть уникальным?
- каждый ли человек уникален. Почему?
- что делает нас уникальными?
- что мешает нам оставаться уникальными?
8. Упражнение «Я хочу – я могу»
Цель: способствовать осознанию подростками своих реальных желаний и возможностей, дать понять, что необходимо учитывать цели товарищей.
Участникам предлагается составить список своих желаний и возможностей. В группе проводится обсуждение на тему: «Все ли мои желания исполнимы и что необходимо, чтобы они исполнились». Ведущий спрашивает ребят: «Могут ли предпринимаемые вами действия для достижения цели испортить жизнь другим людям, повлечь за собой нанесение какого-либо ущерба?».
Обсуждение: заостряется внимание на том, что только позитивные действия приводят к положительным результатам. Лишь соблюдая права других людей, человек может испытать полное удовлетворение от своих действий, а нарушив их, он, напротив, буде иметь неприятности с законом.
9. Упражнение «Какой Я?»
Цель: развить умение видеть в людях отличительные особенности и адекватно принимать мнение о себе.
Каждому участнику раздается лист бумаги. Он делится пополам. В первой колонке ставится плюс, здесь другие участники будут писать о достоинствах. Во второй колонке ставится минус, здесь будут писать недостатки. Если участник хочет узнать только о своих плюсах, то оставляет только одну колонку и наоборот. По окончании листки раздаются их владельцам.
Обсуждение:
- Трудно ли было писать о достоинствах и недостатках товарища?
- Нужно ли принимать оценку со стороны, даже негативную?
10 Упражнение «Банка секретов».
Цель: оказать помощь в признании своих недостатков.
Каждый участник помечает свой листок каким-либо значком. Затем он записывает на листе, что негативного он открыл в себе с помощью товарищей в предыдущем упражнении и что хотел бы изменить в себе. Листки складываются в конверт, заклеиваются и отдаются на хранение учителю. Этот конверт будет открыт через год, с целью посмотреть что же изменилось. Провели ли дети какую-нибудь работу над собой, что бы убрать свои недостатки.
Справка педагога – психолога
о результатах анкетирования в лагере «Патриот».
Июнь, 2014г.
Во время летних каникул в лагере было проведено анкетирование среди детей. Опрос проводился анонимно.
Первая анкета была направлена на определение чувств и эмоций, которые вызывал лагерь, а также на то, чему их научила эта смена.
Вопросы | Варианты ответов | Всего – 12 чел. |
Кол-во в % | ||
Какие чувства у вас вызывает лагерь? | Радость | 75 |
Грусть | - | |
Раздражение | - | |
Усталость | 17 | |
Веселье | 75 | |
Удивление | 25 | |
Страх | - | |
Печаль | - | |
Презрение | 8 | |
Чему хотите научиться в лагере? | Работать | 8 |
Рано вставать | 50 | |
Взаимодействовать с людьми | - | |
Общаться с людьми | 33 | |
Правильно распределять свое время | 33 | |
Активно проводить свой день | 83 |
Из таблицы видно, что превалирующие эмоции, которые дети получили от лагеря, это радость (75%). Ученики идут в лагерь с радостью, в ожидании веселья (75%).
Лагерь научил детей активно проводить свой день (83%), чтобы он не был потрачен зря, и рано вставать (50%).
Вторая анкета помогает понять, что понравилось детям в лагере, а что им хотелось бы изменить.
Большинству детей (67%) очень понравилось в лагере, они с радостью быстрее бегут в школу, их только огорчает, что приходится рано вставать. Остальным детям (33%) не в тягость вставать так рано. 83% детей чувствовали себя комфортно в лагере, принимали активное участие во всех мероприятиях и чувствовали себя нужными.
57% детей изъявили желание прийти на следующий год опять в лагерь. 33% учащихся, сказали, что подумают над этим и лишь 8% отказались прийти на следующий год.
Педагог – психолог /Кленышева Е.В./
Приложение №4
Входная диагностика
Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь потому, что……………………………………………………
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..
Я боюсь, что…………………………………………………………………………
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
Игровой тренинг на сплочение коллектива
С кем я?
Ведущий дает команды участникам, без помощи слов, используя исключительно мимику и жесты:
Встать в шеренгу, начиная с самых коротких и кончая самыми высокими;
Встать в шеренгу по дням рождения участников, начиная с первого января;
Встать в шеренгу по возрасту, начиная с самых молодых и заканчивая самыми взрослыми;
Встать в шеренгу соответственно размеру обуви;
Встать в шеренгу соответственно первой букве фамилии по алфавиту;
Встать в шеренгу соответственно первой букве названия улицы, на которой живут участники, по алфавиту.
Поздоровайся
Ведущий объявляет, что сейчас все будут здороваться друг с другом, но не совсем привычными способами. По хлопку в ладоши и его команде участники должны поздороваться со всеми, кто стоит рядом. Ведущий хлопает в ладоши и кричит: «Руки!» Все пожимают друг другу руки. Затем ведущий хлопает в ладоши и выкрикивает: «Колени!» Все касаются коленом колена и называют свое имя. Ведущий может выкрикивать все, что удобно в данной аудитории (локти, уши, щеки, лодыжки и т.д.)
Атом
Все участники свободно двигаются по комнате. Ведущий подает команды «Скачем» или «Идем на цыпочках». Как только он командует «Атом - 3», все участники должны образовать группы по три человека и замереть, крепко обнявшись. По команде «Атом- 1» каждый замирает, обхватив себя руками за плечи. Не попавшие в группы должны сформировать свою отдельную маленькую, но не пристраиваться к другим.
Построение бытовой машины.
Ведущий дает группе задание в течение пяти минут изобразить пылесос, стиральную машину, кухонный комбайн или настольную лампу. Машина должна действовать: двигаться, производить звуки, включаться и выключаться. Причем, все участники обязательно должны принимать участие в ее создании и демонстрировании.
Создание чудовищ.
Это упражнение сначала можно сделать в группах по четыре человека, потом по восемь и шестнадцать. Создание чудовища похоже на создание машины. Ведущий только обращает внимание на то, что в отличие от машины, чудовище - живое существо, оно может двигаться, издавать звуки, есть и пить. Все это группа должна быть готова продемонстрировать.
Пусть пересядут те, кто...
Ведущий предлагает сидящим в круге участникам поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком и называет этот признак. «Пусть поменяются местами те, у кого голубые глаза». Все, у кого голубые глаза встают со своих стульев и стараются пересесть на любое освободившееся место. Ведущий, у которого нет места, также старается занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится ведущим. Это упражнение - хорошая возможность для участников лучше узнать друг друга. Среди признаков могут быть «все, кто любит кошек; все, кто любит читать детективные романы; все, кто не любит смотреть телесериалы» и т.п.
Знакомство
Сидящие в кругу участники по очереди называют свое имя и какое-либо слово, начинающееся на ту же букву, что и имя, которое, по их мнению, наиболее удачно их характеризует. Например, Татьяна - томная, Сергей - серьезный. Каждый последующий участник повторяет то, что было сказано предыдущими участниками и добавляет свое. Если кто-то из участников забыл или перепутал звучавшие ранее имя или слово, игра начинается сначала и продолжается до тех пор, пока все не смогут справиться с заданием.
2 правды и 1 неправда
Участники, находящиеся в кругу, должен придумать 3 высказывания. 2 высказывания должны соответствовать действительности, 1 должно отражать не соответствующие действительности факты. Слушатели должны определить, что является правдой, что, является неправдой.
«А я еду…»
Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с ...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.
Упражнение «Снежный ком»
Упражнение подходит для микрогрупп 6-8 человек. Группе предлагают рассказать историю, но так, чтобы каждый человек по очереди высказывал всего одно слово. Тема истории может быть любой, ее может предложить ведущий, например: «Пища», «Путешествие», «Хобби» или «Спорт». Как правило, рассказ принимает чрезвычайно забавные и причудливые повороты.
Правила тренинга:
Умейте слушать друг друга
Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.
Говорите по существу
Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"
Проявляйте уважение
Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо выражение чувств в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.
Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)
Все участники должны собираться до установленного времени.
Конфиденциальность
То, что происходит на занятии, остается между участниками.
Правило "стоп"
Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".
Каждый говорит за себя, от своего имени
Стоит говорить не "Все считают, что...", а "Я считаю, что..." и т.п.
Итоговая рефлексия
В конце занятия детям предлагается ответить на следующие вопросы:
что мне удалось сегодня и почему?
как можно использовать достигнутое?
что мне не удалось и почему?
что я сделаю завтра для более рациональной работы?
Диагностика «Пять пальцев». Этот способ подведения итогов занимает 5 минут.
М (мизинец) - «мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел?
Б (большой) - «близка ли цель»? Что я сегодня сделал для достижения своей цели?
С (средний) - «состояние духа»: каким было мое настроение? Отчего оно зависит?
У (услуга) - «услуга» чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
Б (безымянный) - «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
Рефлексия мероприятий
Мишень настроений
- С каким настроением вы уходите с мероприятия? Посетите «Тир настроений» - прикрепите кружочки на мишень в зависимости от того, как вы поработали. Радостное настроение – оранжевый круг (в центре мишени), спокойное – зеленый круг (внутренний), печальное – синий круг ( внешний).
Итоговая диагностика
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел (а) пожелать себе?
Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
Твое имя, фамилия и автограф на память _________________________________
Фамилия, имя.
Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …
Несколько слов о нашем отряде …
Мои впечатления о лагере.
Если бы я был вожатым, то бы я …
Хочу пожелать нашему лагерю …
Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря
Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....
Программа профильного экологического лагеря «Экос»
В основу программы легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная дея...
Рабочая программа (профильный уровень) 10 кл.
Программа содержит: статут документа, изменения в программе для 10 класса (профильный уровень), региональный компонент, межпредметные связи, содержание учебного материала, разв...
Программа профильного отряда музыкально-эстетического направления
Сделать летний отдых более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья поможет профильный музыкальный отряд «MAXIMUS», где созданы усл...
Методическая разработка программы профильного обучения по алгебре в 11 классе (умк. Мордковича)
Программа по алгебре создана для работы в профильных классах по учебно-методическому комплекту А.Г.Мордковича....
программа профильной смены «МЫ ГРАЖДАНЕ ТВОИ, РОССИЯ»
Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости...
Программа профильного экологического лагеря
Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа может быт...