Программа лагеря "Юный исследователь"
проект
Ежегодно, во время летних каникул, в нашей школе комплектуется профильный лагерь "Юный исследователь" по договору с БИП СО РАН, на базе Международного эколого-образовательного центра "Истомино" в кабанском районе, на уникальной территории Кабанского заказника. Во время смены ученые проводят лекции по разным направлениям, знакомят детей с требованиями к исследовательским работам, проводят тренинги, практические занятия и лабораторные работы. При этом мы не только учимся, но и активно отдыхаем, проводим различные мероприятия и экскурсии. Лагерь пользуется большой популярностью среди детей. Все с нетерпением ждут начала лагерной смены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya_2016.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
.ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ МАОУ «СОШ №26»
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Информационная карта программы лагеря
Полное название программы | Программа летнего палаточного профильного лагеря |
Основания для разработки программы |
|
Авторы – составители программы | Учитель математики Манжуткина М.А. Учитель биологии Гомбоева ЛМ. |
Образовательное учреждение, представившее программу | Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» |
Адрес организации | 670024. г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905 года, дом 100 |
Телефон | 8(3012) 49-87-44 |
Срок реализации программы | Июль 2016 г. |
Место реализации |
|
Направленность программы | Исследовательская деятельность, добровольчество, трудовая деятельность. |
Цель программы | Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие через научно-исследовательскую деятельность и добровольчество. |
Задачи программы | - Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие. - Сформировать знания о проблемах региона, ресурсах и развитии нашей республики, антропогенном воздействии на окружающую среду. - Развитие интереса к занятиям по математике, решение олимпиадных задач - Развитие мотивационной сферы личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений - Развитие коммуникативных навыков и опыта сотрудничества в группе, в коллективе. - Формирование навыков общения и толерантности, культурного поведения, санитарно-гигиенической и экологической культуры. - Формирование системы ценностных ориентиров, развитие чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине». |
Основное содержание программы |
|
Условия реализации |
- руководитель программы – начальник лагеря; - руководители исследовательских мастерских - воспитатели; - обслуживающий персонал.
- начальник и сотрудники лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере; - сотрудники палаточного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования; - руководители мастерских проводят инструктаж по технике безопасности с детьми перед выполнением различных форм деятельности. |
Перечень основных мероприятий | Занятия
Исследовательские мастерские палаточного лагеря:
- гидрологического мониторинга - климатологического мониторинга - изучения почв - описания фитоценозов
Экскурсионная программа - «Посещение Байкальского государственного природного биосферного заповедника п. Танхой» - «Посещение Посольского монастыря и рыборазводного завода в с.Большая Речка» Диагностические материалы:
Параллельные программы:
Другие учебные мастерские:
|
Ожидаемые результаты |
|
Сведения о социальных партнерах | Байкальский институт природопользования СО РАН Международный эколого-образовательный центр «Истомино» |
Пояснительная записка
Актуальность программы. Происходящие на современном этапе изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, где акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в нашей школе методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Работа летнего профильного лагеря по математике и экологии служит не только оздоровлению детей, но и способствует развитию личности, её мыслительной деятельности, формированию высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда учащийся способен осознать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.
Участие в исследовательской деятельности дает учащемуся возможность осознать свою значимость. Свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Основными направлениями исследовательской деятельности в нашей школе является привлечение к ней учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами, обучение их работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования, привлечение научных сил к руководству исследовательскими работами учащихся, подготовка, организация и проведение научно - практических конференций, олимпиад, семинаров.
Перед учителем всегда стоит задача о повышении интереса к предмету, развития одаренных в области математики детей. Математика в школе играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому в настоящее время необходимо большое внимание уделять не только обучению на уроках по обязательной программе, но и проводить работу, направленную на пробуждение у ребят интереса к математике, экологии, проблемам охраны природы, желания узнать больше, умения проводить исследовательскую работу, видеть необходимость изучения данного предмета.
Наш профильный выездной лагерь «Юный исследователь» в этом году будет работать второй год, являясь продолжателем профильной экологической смены лагеря который работал на базе МЭОЦ «Истомино». Разработана программа занятий. Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных способностей таким образом, чтобы дети получили возможность заняться любимым делом и расширить теоретические знания по предметам. Программа предусматривает сделать летний отдых детей разнообразным, полноценным, увлекательным, дает возможность ребятам самоутвердиться, сделать своё небольшое открытие.
В ходе решения нестандартных задач развивается творческая и прикладная сторона мышления, углубляются знания, полученные на уроках, приобретаются умения решать более трудные и разнообразные задачи. Учащиеся учатся сравнивать, анализировать, делать выводы.
Новизна программы. Летний оздоровительный лагерь, как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и учение, исследовательскую деятельность и воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с учеными. Именно в таком лагере, детям, наряду с отдыхом, дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию современного мышления и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионно-практических занятий по географии, биологии, и экологии с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями. В программу лагеря включаются занятия по географии, экологии и экологическому краеведению, экономике, социологии, проведение элементарных экологических полевых исследований, социологических опросов, составление бизнес-планов, решение олимпиадных задач, конференции по итогам самостоятельных исследований, конкурсы, массовые мероприятия экологической направленности, спортивные и развлекательные мероприятия.
В ходе реализации программы формируются основные универсальные учебные действия: познавательные – целостная естественнонаучная картина мира, природы родного края; регулятивные – умения организовать исследовательскую деятельность; личностные – действия по самооцениванию и самоопределению; коммуникативные – действия межличностного общения и совместной деятельности.
Цель программы: Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие через научно-исследовательскую деятельность.
Задачи: - Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
- Сформировать знания о проблемах региона, ресурсах и развитии нашей республики, антропогенном воздействии на окружающую среду.
- Овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды.
- Развитие мотивационной сферы личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений
- Развитие коммуникативных навыков и опыта сотрудничества в группе, в коллективе.
- Воспитание гражданской ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей.
- Формирование системы ценностных ориентиров, развитие чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине».
Принципы. Программа летнего профильного лагеря опирается на следующие принципы:
- Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
- Принцип творческого отношения к делу.
- Принцип добровольности участия в делах.
- Принцип учета возрастных особенностей детей.
- Принцип доступности выбранных форм работы.
Участники программы
Лагерь комплектуется на лето 2016 года из числа учащихся 5-10 классов. Продолжительность смены – 10 дней, количество детей – 25. При комплектовании особое внимание уделяется детям, занимающимся исследовательской деятельностью и социально незащищенным детям.
Форма и режим занятий
Форма занятий групповая и индивидуальная. Программа используется на территории МАОУ СОШ №26, на базе Международного эколого – образовательного центра «Истомино» на берегу озера Байкал.
Механизм реализации
За время лагерной смены на базе центров проводились занятия, экскурсии, тренинги, спортивные и интеллектуальные соревнования, игры. Ведущие ученые Бурятского научного центра, ВУЗов республики проводят теоретические занятия по основам современных наук и практические занятия в лаборатории и на местности для изучения экосистемы оз. Байкал и его побережья, занятия по финансовой грамотности, математическим исследованиям, решению логических задач, олимпиадных задач. Наряду с учебой воспитанники лагеря участвуют в различных культурных, спортивно-оздоровительных мероприятиях, психологических тренингах, проявляя свои лидерские качества.
Формы и методы которые используются для работы по программе:
- лекции, мастер классы, практические занятия;
- тематические экскурсии;
- познавательные игры, викторины и конкурсы;
- спортивные игры и соревнования;
- добровольческие акции: За чистоту Байкала, Сбережем леса Байкала, по благоустройству и подготовке лагеря к летнему сезону;
- психологические игры;
- игровые тестирования, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов;
- занятия на природе, пешие походы по маршрутам исследований;
- выпуск лагерной газеты, летопись смены.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на период с апреля 2016 по декабрь 2016 года и раскрывает следующие этапы и сроки реализации:
I этап. Подготовительный: апрель-май
II этап. Организационный: июнь (подготовка к открытию смены)
III этап. Основной: июль (лагерная смена)
IV этап. Заключительный: июль – ноябрь (отчеты: аналитический, финансовый)
I этап. Подготовительный
Этот этап характеризуется тем, что за два месяца до открытия летнего профильного лагеря начинается подготовка к сезону. Деятельностью этого этапа:
- Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- Издание приказа по школе об открытии летнего профильного лагеря;
- Разработка программы деятельности лагеря;
- Подготовка методического материала для исследовательской деятельности;
- Комплектование лагеря.
II этап. Организационный
Основной деятельностью этого этапа является
- Комплектация лагеря, составление списков, приобретение необходимого оборудования и инвентаря;
- Организационное собрание, проведение бесед по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
- Выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
- Формирование законов и условий совместной работы;
- Подготовка к дальнейшей деятельности по программе
III этап. Основной
Данный этап включает реализацию основных положений программы. Участники летнего профильного лагеря:
- обучаются, познают,
- отдыхают, трудятся,
- делают открытия в себе, в окружающем мире,
- помогают в проведении мероприятий,
- учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
- развивают способности доверять себе и другим;
- укрепляют свое здоровье;
- проводят мониторинговые исследования по своим темам;
- оформляют отчеты по темам исследований.
Во время реализации программы воспитанники оформляют лагерную газету, составляют фотоотчет и видеофильм о жизни в лагере.
IV этап. Заключительный
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего профильного лагеря в будущем;
- оформление исследовательских работ, работа с научными руководителями;
- участие в научно-практических конференциях, олимпиадах.
Ожидаемые результаты
- Укрепление здоровья воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни.
- Развитие навыков исследовательской деятельности, оформление исследовательской работы.
- Приобретение новых знаний и навыков в области туризма, краеведения, экологии и экономики.
- Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- Воспитание патриотизма.
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Участие в научно-практических конференциях.
- Сплочение коллектива воспитанников.
- Расширение общественного участия в социализации детей и подростков через добровольчество.
План – график реализации программы.
Мероприятия | Ответственные | |
1 день | Отъезд в лагерь. Торжественная линейка. Открытие лагеря. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ. Анкетирование, тренинг Командообразование. | Воспитатели |
2 день | 10.00 – занятие: Введение в исследовательскую деятельность 11.00 - Мастер-класс «Методы научных исследований в математике, экологии» 15.00 – Практическое занятие «Знакомство с местностью – встреча с Байкалом» (1 ч.). 16.00 – Просмотр видеофильмов на экологическую тематику. 20.00 - «Байкальский вечер» - конкурс знатоков Байкала. | Смирнова И.И. Научные руководители Воспитатели |
3 день | 10.00 – Лекция «Рельеф и рельефообразующие процессы района практики», «Теория вероятностей» 11.00 – Вдольбереговой пеший маршрут (2,5 ч.): - описание и визуальное картирование с применением прибора GPS береговой полосы на точках наблюдения; - определение силы ветра на Байкале по форме волн по шкале Бофорта; - определение относительных высот форм рельефа с помощью геологического компаса. 15.00 – Решение задач раздела «Реальная математика» 20.00 – Спортивные соревнования. | Научные руководители. Воспитатели |
4 день | 10.00 - Лекция «Почва и её значение в экосистеме. Методика полевых почвенных исследований». «Аналитическая геометрия» 11.00 – Пеший маршрут на почвенный разрез в урочище Жилище (дельта р.Селенги) (2,5 ч.): 15.00 – Практическое занятие «Обследование почвенного профиля и отбор образцов почвы». Устные личные олимпиады по математике. 16.00 – Лабораторное занятие «Анализ почвенных образцов». Математический бой 20.00 – Дискотека. | Научные руководители. Воспитатели |
5 день | 10.00 – Лекция «Растительность и её роль в экосистеме. Методика геоботанических исследований». «Комбинаторика» 11.00 – Практическое занятие «Геоботаническое обследование луговых, лесных, степных и других фитоценозов». «Комбинаторика» 12.00 – Практическое занятие «Идентификация отдельных видов растений в камеральных условиях с помощью определителя». Решение заданий по комбинаторике 15.00 – Автобусная экскурсия «Посещение Байкальского государственного природного биосферного заповедника п. Танхой». (3 ч.) 20.00 – Тренинг личностного роста. Шахматный, шашечный турнир. | Научные руководители Воспитатели. |
6 день | 10.00 – Лекция «Гидрохимические показатели качества воды и методы их определения». «Теория вероятностей» 11.00 – Практическое занятие «Методика отбора проб и анализа проб воды». - отбор проб природной воды в заливе Сор Черкалов и питьевой воды в с. Истомино - определение общих и суммарных показателей качества природной воды и питьевой воды (органолептическиенаблюдения, минерализация, температура, электропроводность, водородный показатель (рН), растворенный кислород). Практические занятия по теории вероятностей. 15.00 – Практическое занятие «Определение классов качества вод по исследованным показателям». Письменная личная олимпиада. 20.00 –Спортивные соревнования, весёлая эстафета. | Научные руководители |
7 день | 10.00 – Лекция «Особо охраняемые природные территории и памятники природы». «Экспериментальная математика» 11.00 – Автобусная экскурсия «Посещение Посольского монастыря и рыборазводного завода в с.Большая Речка» (3 ч.). 15.00 – Просмотр видеофильма об особо охраняемых территориях Байкальского региона. 20.00 – Дискотека. Конкурсы. | Научные руководители Воспитатели |
8 день | 10.00 – Лекция «Техника безопасности. Работа с туристическим снаряжением». 11.00 – Лекция «Основы топографии и картографирования. Работа с GPS-навигатором. Ориентирование на местности». 14.00 – Практическое занятие «Малая экспедиция». Задания, конкурсы, викторины на проверку полученных знаний об озере Байкал и её природе. Решение задач раздела «Реальная математика» 16.00 – Катание на катере. 20.00 – Конкурс «Мисс Байкала». | Научные руководители. Воспитатели |
9 день | 10.00 – Лекция «Экономическая азбука» . 11.00 – Викторина «Основные понятия бизнеса». 12.00 – Практическое занятие «Разработка бизнес-планов командами». 14.00 – Деловая игра «Введение в социологию» 15.00 – Лекция «Что такое социология?» 16.00 – Весёлые старты. 20.00 – Дискотека. | Научные руководители. Воспитатели |
10 день | 10.00 – Презентация проектов бизнес-планов команд. 11.00 – Защита научного отчета 14.00 – Литературная композиция «День России» Лучший фотоснимок – итоги конкурса. 20.00 – Прощальный костер на берегу Байкала | Научные руководители. Воспитатели. Воспитатели. |
11 день | 10.00 – Линейка – подведение итогов лагерной смены. Награждение. 11.00 - Отъезд из лагеря | Воспитатели. |
Режим дня в лагере.
8.00 – Подъем, зарядка, утренний туалет.
9.00 – Завтрак.
10.00 – 13.00 – Занятия по программе.
13.00 – Обед.
14.00 – 16.00 – Занятия, экскурсии по программе.
16.00 – Полдник.
16.30 – 19.00 – Свободное время, занятия по программе.
19.00 – Ужин.
20.00 - 22.00 – Спортивные соревнования, игры, конкурсы.
21.00 – Второй ужин.
22.00 – Подготовка ко сну, вечерний туалет.
23.00 – Отбой.
ОЖИДАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Организация разумного отдыха детей и расширение кругозора через развитие интеллектуальных и творческих способностей:
- Сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности через рациональную организацию учебно-воспитательного процесса в полевых условиях.
- Представление результатов исследований и мониторинга природы родного края на сайте школы;
- Совместное “внешнее” проектирование с разными субъектами социально-образовательного пространства: СМИ района, БИП СО РАН, Географическое общество;
2. Реализация детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области экологии, краеведения, экономики:
- Повышение деятельностной экологической активности подростков., сопровождающейся чувством коллективного авторства (не “нам сделали, устроили, провели”, а “мы провели, решили, сделали”).
- Формирование компетентности и приобретение навыков в сфере научно-исследовательской деятельности.
- Создание условий, способствующих выявлению и развитию интеллектуально-творческой одарённости и направленности каждого подростка, предоставление им возможности максимально проявить своё дарование;
- Проведение мониторинговых исследований особо охраняемой природной территории - озера Байкал;
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ
ПО ПРОГРАММЕ
В процессе реализации Программы осуществляются следующие виды контроля над деятельностью воспитанников:
Предварительный контроль:
- имеет диагностические задачи. Цель предварительного контроля — зафиксировать начальный уровень подготовки, имеющиеся начальные знания, умения и навыки, связанные с предстоящей проектной деятельностью. Предварительная диагностика уровня учеников и проектных групп важна для того, чтобы определить их приращение за определенный период времени
Текущий и периодический контроль:
- систематическая проверка и оценка результатов работы на конкретных этапах реализации проектов, а также в процессе реализации конкретных мероприятий. Текущий контроль также происходит каждый день в процессе экспедиционных исследований, при архивации данных. Задача периодического контроля — обучающая, поскольку все участники обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупных блоков изучаемой информации и связанной с нею деятельности.
Итоговый контроль
- проводится в конце проекта. Защиты учебно-исследовательских работ школьной научно-практической конференции. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку проектных результатов по всем ключевым целям и направлениям этапов.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеев С.К., Сионова М.Н. Научные работы учащихся // Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сб. статей). Вып. II. / Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. – Калуга, 2005. – С.32-63.
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М., 2000. – 420 с.
- Боголюбов А.С. Методы лихеноиндикации загрязнения окружающей среды / Метод, пособие по полевой экологии для педагогов доп. образования и учителей, - М.: Экосистема, 2008.
- Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных.-М.: Просвещение, 2011.-207 с.: ил
- Кузнецов М.А., Ибрагимов А.К., Неручев В.А., Юлова Г.А. Полевой практикум по экологии. - М., 2009.
- Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с. – (игровые методы обучения)
- Симонова М.Н. Организация школьных экологических исследований // Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сб. статей). Вып. I. / Под ред. В.В. Королева и Э.А. Поляковой. – Калуга, 2004. – С.152-162.
- Тарарина Л.Ф. Экологический практикум для студентов и школьников (Биоиндикация загрязненной среды). - М.: Аргус, 2007. - 80 с.
• Ушаков В.А., Ушакова М.М. Экологический лагерь школьников. Методическое пособие. Н. Новгород.: 2006. -44 с.
• Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. Подростки XXI века . Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М: ВАКО, 2007. – 256 с. – (педагогика. Психология. Управление)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа « Школьник – исследователь»
Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по...
Программа кружка "Исследователи природы"
Кружок рассчитан для детей 11-15 лет...
Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"
Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....
Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса
Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...
Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)
Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы....
Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь
Дополнительная общеразвивающая программа...