Программа кружка "Исследователи природы"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано_____________ Утверждаю________________
Методист ИДК Директор МБОУ Сергеевская СОШ управления образования
М.В.Адушева В.В.Паранюшкин
Дата ______________ Дата __________________
Дополнительная образовательная
программа
«Исследователи природы»
на 2 года обучения
возраст: 11-15 лет
часовая нагрузка: 1 час в неделю
Автор программы:
руководитель кружка
«Исследователи природы»
В.П. Кривенкова
Квалификационная
категория - первая
с.Сергеевка
2013 г.
Пояснительная записка
Введение. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми и при самостоятельном общении с природой, и далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.
На занятиях в кружке «Исследователи природы» обучающиеся имеют возможность погрузиться в мир природы, сформировать реалистическое представление об ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, воспитать любовь, бережное и заботливое отношение к ней.
Для детей запланированы познавательные викторины, практические занятия с животными, работа с природным материалом.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
В основу данной программы заложено нравственно – экологическое и художественно – эстетическое воспитание детей среднего школьного возраста через знакомство с живой природой Родного края, её законами. Это позволяет привить детям чувство любви к Родине, родному дому, семье.
Образовательная программа актуальна, поскольку выполняет социальный заказ на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. В возрасте 11-15 лет у детей хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно – образное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Программа « Исследователи природы» являясь прикладной, носит практико –ориентированный характер, позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, способствует развитию креативности мышления.
Программа предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные способности. Так же имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента, как основных методов биологической науки. Проводя эксперименты, наблюдения за теми или иными явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
Программа разработана на основе типовой программы для государственных школьных учреждений, с учетом стандартов общеобразовательных школ России образовательной области « Биология».
Новизна данной программы заключается в использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, организацией экологических акций. Постановка опытов и выполнение практических работ, общественно полезная работа по охране природы развивает у школьников исследовательские склонности, позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, помогает им выбрать будущую профессию.
Конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы все это способствует развитию мышления учащихся, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания.
Таким образом, внеклассная, работа по биологии и экологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, таки в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом.
Главные педагогические принципы:
- использование на занятиях наглядности, технических средств;
- связь с жизнью;
- прочность знаний умений и навыков;
- доступность;
- использование межпредметных связей ( физика, химия, математика, рисование, история, география).
Цель:
- Развитие экологической культуры поведения обучающихся в окружающей среде.
Задачи:
образовательные:
- развивать представления о природе как о единой целостной системе.
- познакомить с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
- формировать начальные навыки исследовательской работы.
воспитательные:
- воспитывать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю;
- воспитывать инициативу, ответственность;
- прививать любовь к родному краю.
развивающие:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
- стимулировать стремления знать как можно больше о родном крае.
- формировать умения формулировать проблему; разрабатывать и проводить эксперимент; делать выводы и предложения; претворять предложения в жизнь.
Сроки реализации образовательной программы:
По программе « Исследователи природы» могут заниматься дети 11-15 лет. Курс обучения планируется на 2 года (68 часов). Занятие проводится один час в неделю по одному часу. Кружок посещает 10 человек.
Содержание образовательной программы:
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.
1.Введение.(1ч.)
2.Исследовательская деятельность, её назначение и задачи.(3ч.)
Виды исследовательской деятельности, их задачи, применение в научной работе. Наблюдение, как доступный метод познания природы.
3. Экологическая культура (5ч.)
Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. Значения овладения основами экологии, пропагандистская деятельность. Экология жилища, дворов, улиц.
Практические занятия: Участие в природоохранных мероприятиях. Организация экологических праздников (участие в субботниках, в акциях по благоустройству природных территорий села, пришкольного участка).
4. Экологический календарь. (2ч.)
Знакомство с датами экологического календаря.
Практические занятия: Выпуск экологических бюллетеней к экологическим датам. (работа ведётся в течение года)
5.Фенологические наблюдения. (3ч.)
Природа - целостная взаимосвязанная динамическая система. Основные царства живой природы, их краткая характеристика. Дать представление о науке фенологии, ее методах. Практические занятия: Научить выявлять закономерности изменчивости срока наступления сезонных явлений.
6. Охрана природы. (5ч.)
Основные документы по охране природы. Природоохранная деятельность. Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ): памятников природы, заповедников, заказников, национальных парков.
Практические занятия: Выявление экологически неблагоприятных мест нашей местности, составление карты. Работа с Интернет ресурсами.
7. Экологический мониторинг. (8ч.)
Экологический мониторинг, его цели и задачи. Мониторинг в зависимости от территории: глобальный, региональный, локальный. Мониторинг в зависимости от объекта наблюдения. Их цели. Мониторинг по методам ведения: дистанционный и наземный. Биоиндикационные методы. Мониторинг лесного фитоценоза. Снег – индикатор чистоты воздуха. Проведение мониторинга шума. Предварительное обследование территории. Определение конкретного времени обследования территории. Запись шумового загрязнения. Анализ и оценка записанных на пленку шумов.
Практическая занятия:. Составление формулы древостоя. Инвентаризация зеленых насаждений на школьной территории. Определение запыленности воздуха.
8. Охрана вод. (8 ч.)
Вода как фактор жизни. География водных ресурсов. Опасность загрязнения водоемов.
Практические занятия: Составление карт местных водных источников. Обследование водоемов и участие в работе по улучшению их состояния.
9. Растительный мир нашего края. (11ч.)
Зеленые растения – основной источник пищи и кислорода на земле. Роль растений в жизни человека. Редкие растения Нижегородской области.
Практические занятия: Учет площади зеленных насаждений и определение видового состава и состояния деревьев в районе школы. Определение растений.
10. Охрана леса. (3ч.)
Значение леса. Эстетическое значение леса (лес в поэзии, музыке, живописи, литературе). Общие сведения о лесных пожарах. Правила пожарной безопасности в лесах.
11. Животный мир нашего края. (12ч.)
Обзор животного мира края. Декларация прав живых существ Редкие и исчезающие животные нашей области. «Красная книга животных Нижегородской области».
Практические занятия: Определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности. Конкурс творческих работ, посвященный охране животных. Обновление стенда «По страницам «Красной книги». Подготовка и проведение беседы с учащимися об охраняемых животных родного края.
12. Экологическая тропа. (3ч.)
Лес, как пример растительного сообщества. Лес – экологическая система. Знакомство с видовым составом леса. Значение леса (водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, полезащитное, климатическое, санитарно - гигиеническое, эстетическое, рекреационное). Саморегуляция в биоценозе. Виды родников, значение.
Практические занятия: Экскурсии по экологической тропе и участие в организации ее работы. Осуществление локального мониторинга на маршрутах. Паспортизация объектов экологической тропы, родников. Очистка и благоустройство родников.
13. Туризм и охрана природы. (5ч.)
Правила поведения туристов в природе.
Практические занятия: турпоход в природу (зачетного характера).
Основные этапы занятий по программе:
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- освоение новой информации;
- домашнее задание.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как проблемное изложение теоретического материала, «забегание вперед», «возвращение к пройденному» в ходе выполнения практикумов, придают объемность «спиральному», последовательному освоению материала в данной программе.
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, работа с дополнительным материалом из СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Техническое оснащение:
Для того чтобы подвести детей 11 - 15 лет, к освоению основ экологии и методов научного исследования, предлагается использование личностно - развивающей концепции, основанной на проблемных методах обучения и проектной деятельности с использованием современных ИКТ - технологий (интерактивная доска, интернет - ресурсы).
Учебно – дидактический материал:
1.Географический атлас Нижегородской области серии « Земля, где я живу» создан по инициативе Министерства образования и науки Нижегородской области и Департамента образования и социально – правовой защиты детства Администрации г. Нижнего Новгорода. 2.Издание 3-е, переработанное и дополненное.
«Биологическое краеведение»: Нижегородская область 6 класс: учебное пособие/НИРО; (отв. ред. Е.В. Алексеева) – Н. Новгород 2007.-116с. ил., карт.
Предполагаемые результаты обучения:
В результате освоения образовательной программы « Исследователи природы», обучающиеся
Достигнут:
1.Усвоение экологической культуры:
- правила поведения в природе;
- бережное отношение к окружающей среде.
2.Овладение новыми знаниями и навыками:
- природоохранными знаниями;
- знаниями и умениями работы с научно-популярной литературой, печатными изданиями СМИ;
- создание листовок, буклетов и др.
3. Личностный рост подростка (развитие лидерских качеств, творческой активности).
К концу обучения в кружке дети должны знать:
- название своего края;
- названия рек;
- растения и животных края;
- проводить простейшие исследования, работать над совместными проектами, обрабатывать собранные материалы.
В конце обучения обучающиеся должны:
Знать | Уметь |
Правила техники безопасности на занятиях. | Соблюдать правила техники безопасности и поведения на занятиях при работе с объектами. |
Основные понятия исследовательской работы. | Применять методы исследования природы в исследовательской работе. |
Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. | Участвовать в организации экологических праздников. |
Даты экологического календаря | Выпускать экологические бюллетени. |
Что такое фенология. | Наблюдать сезонные изменения ( биоритмы) в жизни животных и растений. |
Основные документы по охране природы. | Находить информацию из интернет – ресурсов. |
Виды мониторинга охраны природы. | Определять запыленность воздуха по биоиндикаторам. |
Причины загрязнения водоемов. | Охранять водные ресурсы. |
Роль растений в жизни человека. | Определять растения своей местности. |
Роль животных в жизни человека | Определять животных своей местности. |
Видовой состав леса. | Составлять маршрут экологической тропы. |
Правила поведения туристов в природе. | Собирать снаряжение для турпохода. |
Учебно –тематический план кружка:
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | В том числе | |
Теор. | Практ. | |||
Первого года обучения | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Исследовательская деятельность, её назначение и задачи | 3 | 3 | |
3 | Экологическая культура | 3 | 2 | 1 |
4 | Экологический календарь | 2 | 1 | 1 |
5 | Фенологические наблюдения | 3 | 1 | 2 |
6 | Охрана природы | 5 | 4 | 1 |
7 | Экологический мониторинг | 8 | 6 | 2 |
8 | Охрана вод | 8 | 6 | 2 |
Второго года обучения | ||||
9 | Растительный мир нашего края | 11 | 6 | 5 |
10 | Охрана леса | 3 | 3 | |
11 | Животный мир нашего края | 13 | 7 | 6 |
12 | Экологическая тропа | 3 | 2 | 1 |
13 | Туризм и охрана природы | 3 | 1 | 2 |
Всего: | 68 | 45 | 23 |
Учебно – тематический план первого года обучения:
№ п/п | Тема | Всего | Теория | Практические занятия |
1.Введение. (1ч.) | ||||
1 | Инструктаж по правилам Т.Б. | 1 | 1 | |
2.Исследовательская деятельность, её назначение и задачи. (3ч.) | ||||
2 | Значение исследовательской деятельности. Основные понятия, необходимые при выполнении научно-исследовательских работ. | 1 | ||
3 | Литературный обзор. Научная статья | 1 | ||
4 | Основные понятия научно-исследовательской работы. Виды исследований. | 1 | ||
3.Экологическая культура. (3ч.) | ||||
5 | Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. | 1 | ||
6 | Значения овладения основами экологии. Участие в природоохранных мероприятиях. | 1 | ||
7 | Экология жилища, дворов, улиц. Благоустройство природных территорий села, пришкольного участка. | 1 | ||
4.Экологический календарь. (2ч.) | ||||
8-9 | Знакомство с датами экологического календаря. | 1 | 1 | |
5.Фенологические наблюдения. (3ч.) | ||||
10 | Растения и животные осенью. | 1 | ||
11 | Листья желтые летят | 1 | ||
12 | Знатоки природы | 1 | ||
6.Охрана природы. (5ч.) | ||||
13 | Основные документы по охране природы. Природоохранная деятельность. | 1 | ||
14 | Задачи особо охраняемых природных территорий | 1 | ||
15-16 | Охраняемые территории Нижегородской области. | 2 | ||
17 | Выявление экологически неблагоприятных мест нашей местности. | 1 | ||
7.Экологический мониторинг. (8ч.) | ||||
18 | Экологический мониторинг, его цели и задачи. | 1 | ||
19 | Мониторинг по методам ведения: дистанционный и наземный. | 1 | ||
20 | Биоиндикационные методы. | 1 | ||
21 | Снег – индикатор чистоты воздуха. | 1 | ||
22 | Проведение мониторинга шума. | 1 | ||
23 | Источники искусственного загрязнения. | 1 | ||
24 | Составление формулы древостоя. | 1 | ||
25 | Инвентаризация зеленых насаждений на школьной территории. | 1 | ||
8.Охрана вод. (8ч.) | ||||
26 | Вода как фактор жизни. | 1 | ||
27 | Путешествия капельки. | 1 | ||
28 | География водных ресурсов. | 1 | ||
29 | Опасность загрязнения водоемов. | 1 | ||
30-31 | Составление карт местных водных источников. | 1 | 1 | |
32-33 | Обследование водоемов и участие в работе по улучшению их состояния. | 1 | 1 | |
34 | Подведение итогов 1 года обучения | 1 | 1 | |
Всего | 34 | 25 | 9 |
Учебно – тематический план второго года обучения:
№ п/п | Тема | Всего | Теория | Практические занятия |
9.Растительный мир нашего края. (11ч.) | ||||
35 | Зеленые растения – основной источник пищи и кислорода на Земле. | 1 | ||
36-37 | Роль растений в жизни человека. | 2 | ||
38-39 | Редкие растения Нижегородской области | 2 | ||
40 | Основные проблемы нерационального использования и защиты растительных ресурсов нашей области | 1 | ||
41 | Учет площади зеленных насаждений в районе школы. | 1 | ||
42 | Определение видового состава и состояния деревьев в районе школы. | 1 | ||
43 | Определение растений семейства Розоцветные. | 1 | ||
44 | Определение растений семейства Бобовые. | 1 | ||
45 | Определение растений семейства Злаки. | 1 | ||
10.Охрана леса (3ч.) | ||||
46 | Значение леса | 1 | ||
47 | Эстетическое значение леса | 1 | ||
48 | Общие сведения о лесных пожарах. | 1 | ||
11.Животный мир нашего края. (13ч.) | ||||
49 | Роль животных в круговороте веществ. | 1 | ||
50 | Влияние деятельности человека на животный мир. | 1 | ||
51 | Сокращение видового состава. | 1 | ||
52-53 | Охрана животных в Нижегородской области. | 2 | ||
54-55 | Красная книга животных Нижегородской области. | 2 | ||
56-57 | Определение животных нашего края. | 2 | ||
58 | Конкурс творческих работ, посвященный охране животных. | 1 | ||
59 | Изучение видового состава местных птиц. | 1 | ||
60 -61 | Определение голосов птиц. | 2 | ||
12.Экологическая тропа. (3ч.) | ||||
62-63 | Лес – как пример растительного сообщества. Экологическая система. | 2 | ||
64 | Экскурсия по экологической тропе. | 1 | ||
13.Туризм и охрана природы. (3ч.) | ||||
65 | Правила поведения туристов в природе. | 1 | ||
66-67 | Турпоход в природу . | 2 | ||
68 | Подведение итогов второго года обучения | 1 | 1 | |
Всего | 34 | 20 | 14 |
Методическое обеспечение реализации программы:
Программа предлагает инновационные формы организации занятий, эффективные методы образовательно – воспитательной деятельности работы с детьми: беседа – обсуждение, беседа – показ, лекции, ситуационно- ролевые игры, игры –конкурсы, викторины, самостоятельная работа, заочные экскурсии, подготовка и проведение фотовыставок.
На занятиях дети делают записи в тетради основных понятий биологии и экологии.
Каждое занятие заканчивается подведением итогов работы ( рефлексии).
Формой подведения итогов дополнительной образовательной программы « Исследователи природы» является фотовыставка, где представлены фотографии основных КТД.
Тема | Форма занятия | Примеры и методы | Дидактичес-кий материал | Техни-ческое оснащение | Форма прове-дения |
Введение | Групповая | Словесно наглядные | Видеоматериалы словарь терминов. | лекция | |
Исследовательская деятельность, её назначение и задачи | Групповая | Практические, наглядные, словесные | Видеоматериалы, словарь терминов. | Лекции | |
Экологическая культура | Индивидуальная | Словесно наглядные | Видеоматериалы, словарь терминов. | Беседа | |
Экологический календарь | Индивидуальная | Словесно наглядные | Видеоматериалы, словарь терминов. | Экскур-сия (заочная) | |
Фенологические наблюдения | Групповая | Словесно наглядные | Видеоматериалы, словарь терминов. | Коллекция видио материала | Экскур-сия (заочная) |
Охрана природы | Групповая | Практические, наглядные, словесные | Видеоматериалы, словарь терминов. | Лексия | |
Экологический мониторинг | Групповая | Видеоматериалы, словарь терминов. | диктафон | лекция | |
Охрана вод | Групповая | Словесно наглядные | Видеоматериалы, словарь терминов. | Беседа-обсуждение | |
Растительный мир нашего края | Групповая | Практические, наглядные, словесные | Видеоматериалы, словарь терминов. | Гербарный материал для учащихся школ. презентации | КТД Показ видиома-териала |
Охрана леса | Групповая | Словесно наглядные | Видеоматериалы, словарь терминов. | Коллекции насекомых вредителей леса | Экскур-сия Самостоятельная работа |
Животный мир нашего края | Групповая | Практические, наглядные, словесные | Видеоматериалы, словарь терминов. | Презентация | Конкуры Викто-рины |
Экологическая тропа | Индивидуальная | Практические, наглядные, словесные | Видеоматериалы, словарь терминов. | Беседа | |
Туризм и охрана природы | Индивидуальная | Словесно наглядные | Видеоматериалы, словарь терминов. | Конкурс |
Нормативно – правовая база
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями)
2.Консти.уция РФ.
3.Конвенция ООН о правах ребёнка.
4.Концептуальные основы воспитания подрастающего поколения Нижегородской области.
5. Программа развития воспитания в системе образования в России на 1999-2001 годы
6.Федеральная программа образования на 5 лет.
Литература для педагога
- Беляева В.С., Василевская С.Д. «Изучаем природу родного края». М.; Просвещение, 1974
- Дмитриев А.И. «Биоиндикация».- Н-Новгород, Издательство Волго – Вятской академии государственной службы,1996.-34с.
- Дружинин С.В. « Исследование воды и водоёмов в условиях школы». М.: Чистые пруды,2008.-32с. ( Библиотека « Первого сентября», серия «Биология»вып.20).
- Кузнецов В.Н. « Правовые основы природопользования». М.: Чистые пруды,2008.-32с. ( Библиотечка « Первого сентября», серия «Биология»вып.21).
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е.. «Нравственно – экологическое воспитание школьников» .М.: 5 за знания,2005.-208с.
- Миркин М.. «Экология России 9-11 класс», М. ,АО МДС, Юнисам 1995 года.
- Михеев А.В. «Биология птиц. Определитель птичьих гнёзд». М, «Цитадель»,1996 г.
- Рыков Н.А. « Зоология с основами экологии животных ». М.; Просвещение,1981
- Смелова В.Г. « Игры на обобщающих уроках ботаники». М.: Первое сентября,2005.-32с.( Библиотечка « Первого сентября», серия «Биология»вып.21).
- Чередниченко И.П. «Экология».6-11 классы». Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2010.-134с.
- Чернова Н.М. «Основы экологии учебник 9 класса». М, «Просвещение» 1997 г .
Электронные ресурсы
1.http//www.ecosystema.ru
2. http//www.priroda.ru
3. http//www.science.ru
4. http//www.uchportal.ru
5. http//bio. 1september.ru
Литература для обучающихся
1.Плавильщиков Н.Н. «Определитель насекомых». М., «Топикал», 1994 г.
2.Атлас Нижегородской области.
3.«Биологическое краеведение»: Нижегородская область 6 класс: учебное пособие/НИРО; (отв. ред. Е.В. Алексеева) – Н. Новгород 2007.-116с. ил., карт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Охрана природы"
Программа рассчитана на школьников 5-7 классов.Дети занимаются 1 часа в неделю, 34 часа в год.Срок реализации данной программы 1год.Данная программа направлена на воспитание у школьников бережного отн...
Программа кружка "Фантазии природы"
Программа кружка "Фантазии природы"...
Программа кружка "Живая природа"
Количество часов: 68Образовательная область: биологияВозрастная группа: 9 классВажнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся.Экзамен по биологии - ...
Программа кружка «Хранители природы» 5-6 класс
Направленность программы: естественнонаучная. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, ох...
Рабочая программа кружка "Памятники природы"
Программа кружка "Памятники природы" рассчитана на учащихся 5 - 7-х классов, которые испытывают интерес к географии, экологии, краеведению. Курс насыщен элементами занимательности, с другой ...
Рабочая программа кружка "Чудеса природы"
Программа кружка "Чудеса природы" рассчитана на учащихся 7-х классов, которые испытывают интерес к географии, краеведению, туризму, стремятся в дальнейшем добиваться определённых результатов...
Рабочая программа кружка "Памятники природы Саратовской области"
Программа кружка направлена на изучение памятников природы Саратовской области. Она имеет большое значение в формировании личности учащихся, воспитании гражданственности, патриотизма, любви к окружающ...