Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)
рабочая программа (6 класс) по теме

Аверьянова Надежда Петровна

Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-issledovatel.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

                        Образовательная   программа

                             «Я-  исследователь»

                                       

                                  на 2015 – 2016 учебный  год

                                                                   Руководитель:  Аверьянова Надежда Петровна,

                                                                                              учитель географии

                                               п.  Игра

                                                2015 г.

                                 Пояснительная записка

               Современный мир требует от человека умения развивать собственную функциональную компетенцию: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, к повышению квалификации. Поэтому в настоящее время актуально воспитание научного мышления, т.к. оно позволяет развивать человеческую личность, придает устойчивость человеческой психике в быстро меняющемся мире, формирует у человека строгое отношение к новой формации, новым идеям. Развитию подобных качеств у подрастающего поколения может способствовать исследовательская деятельность,  так как самые ценные и прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.                                                                            Программа детского объединения “Я- исследователь” рассчитана на учащихся  5- 6 классов, т.к. в этих классах учащиеся имеют достаточно знаний, необходимых для начала занятий исследовательской деятельностью. Причиной выбора данного возрастного промежутка послужил учет особенностей формирования отношений и взаимодействий ребёнка с окружающей его природой в данный возрастной
период. Школьникам этого возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой и  к познанию и исследованию мира в котором они живут.
Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у обучающихся.  Сложность организации работы объединения заключается в том, что учащихся в своем большинстве не  имеют представления об  ученическом  исследовании и не имеют опыта публичного выступления на научно-практических конференциях. Но есть и те, кто включается в работу объединения вполне осознанно. Это вызывает необходимость дифференцированного подхода при планировании занятий. Большое внимание уделяется индивидуальной работе при организации исследовательской работы

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, владеющих навыками научного мышления, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. И чем раньше будет организована эта деятельность, тем успешнее будут ее результаты.  Развитие личности ребёнка, формирование у него информационных  и коммуникационных, исследовательских  умений и компетенций-  именно на решение этой проблемы направлена предлагаемая программа.

Цель программы

 Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

                                          Задачи программы:

  • Образовательные:
  • обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;
  • формирование и совершенствование знаний и умений у школьников в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, семантическая обработка информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке информации из  СМИ);
  • формирование умений находить, готовить, передавать, систематизировать  и принимать информацию  с использованием компьютера, мультимедиа.
  • обучение умению правильно выбирать источники информации в соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;
  • обучение умению трансформировать информацию, видоизменят её у детей объём, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
  • Воспитательные:
  • воспитать  у школьников  понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
  • формирование ноосферного мышления;
  • привить навыки рефлексии;
  • Развивающие:
  • развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников;
  • развивать умение аргументировать собственную точку зрения;
  • совершенствовать навыки  познавательной самостоятельности учащихся;
  • развитие  толерантности  и коммуникативных навыков  (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией);

         Внеурочная деятельность в рамках дополнительного образования направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику дополнительного образования, в ходе которого обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться самостоятельно действовать,исследовать, чувствовать, принимать осознанные решения и др.

        Мониторинг образовательного процесса осуществляется на основе требований к образовательным результатам по следующим направлениям:

предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения программы  умения, специфические для данной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках данной программы, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного (критического, системного, прогностического, проектного) типа мышления, владение специальной  терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, творческие (предметные) достижения обучающегося;

метапредметные  результаты,  включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, ИКТ-компетентность, построение индивидуальной образовательной траектории;

личностное  развитие  обучающегося (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме).

Ожидаемые результаты:

Предметные:

 − Приобретение учащимися практических навыков исследовательской деятельности

-  знание методик проведения исследований;        

− Выполнение простейших  исследований ;

- умение проводить простейшие эксперименты и опыты ;                                                                                  -оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями; (логически     выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты экспериментальной деятельности., строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений; создавать презентации).

Метапредметные:

- работать с источниками информации, в том числе с Интернет;

 - правильно формулировать и задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- получить навык публичного выступления;

- самостоятельно планировать и реализовывать  планы в своей деятельности;

- получение навыка сотрудничества со сверстниками и педагогами;

- способность ставить цели и планировать свою деятельность;

- овладеть умением анализировать результаты своей деятельности;

- овладеть умениями и навыками применять полученные знания в других видах деятельности;

Личностное развитие:

- проявлять интерес к познанию;

-иметь  готовность к саморазвитию;

- участвовать в самостоятельной и коллективной учебной деятельности;

- проявлять интерес к родной стране, ее  истории и природе, культуре и народным традициям.

                                                                                                      .

О результатах реализации программы можно судить по уровню усвоения школьниками заявленных знаний, умений и навыков, по тому, насколько удалось педагогу сделать своих воспитанников компетентными в заявленной области. Как известно, всё познаётся в сравнении. Поэтому  о компетентности школьников можно судить по результатам их выступлений на специализированных конкурсах и конференциях. Это внешняя диагностика.
Параметром внутренней диагностики служит уровень компетентности воспитанников в
области информационной, коммуникативной и исследовательской деятельности.

Формы аттестации: результаты работы каждого воспитанника оцениваются по итогам выступлений на научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ учащихся, как очных, так и заочных, по результатам практических работ. Проводить срезы знаний по изучаемым вопросам не предполагается.

Формы работы :

В работе объединения предполагается, наряду с лекциями, беседами, занятиями с использованием ИКТ, использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, проведение морфометрических исследований. Данные формы работы выбраны  в связи с основной направленностью работы объединения- исследовательская деятельность учащихся. Поэтому теоретический материал  сведен к минимуму и предполагает изучение вопросов связанных  с основными темами исследований. Практическая часть программы предусматривает выполнение проектных и исследовательских работ , проведение экскурсий, полевых практик.

На занятиях  используются наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, научно – популярная литература, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Режим проведения занятий.                                                                                               Программа  рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю).Занятия проводятся два дня в                            неделю по 2 академических часа ( 45 минут каждый) с перерывом 10 минут после первого часа.                                                                                                                                   Руководитель  вправе вносить коррективы в календарно- тематическое планирование -менять порядок проведения занятий, в зависимости от обстоятельств от нас независящих ( как то погода, занятость кабинета информатики и т.д.).

             Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Наименование раздела

Всего часов

теоретических

практических

0

Введение

6

2

4

Презентация ДДТ. Презентация объединения. Инструктажи по ТБ

2

2

Поход выходного дня «День здоровья»

4

4

1

Диагностика личностных качеств

4

2

3

2

Что такое исследование?

4

3

1

3

Как правильно формулировать и задавать вопросы.

2

2

1

4

Учимся работать с источниками информации

10

3

6

5

Учимся выдвигать гипотезы

4

2

2

6

Основы исследовательской деятельности

20

10

10

7

Методика проведения самостоятельных исследований.

24

4

20

8

Оформление исследовательских работ

24

5

19

9

Отработка навыков публичного выступления.

10

2

8

10

Исследовательская работа в природе.

32

8

24

11

Анализ исследовательской деятельности за год.

4

1

3

ИТОГО

144

43

101

                               

  Рабочая программа.        

             Пояснительная записка к рабочей программе Я- исследователь»

Программа детского объединения “Я- исследователь” рассчитана на учащихся  5- 6 классов, т.к. в этих классах учащиеся имеют достаточно знаний, необходимых для начала занятий исследовательской деятельностью. Причиной выбора данного возрастного промежутка послужил учет особенностей формирования отношений и взаимодействий ребёнка с окружающей его природой в данный возрастной
период. Школьникам этого возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой и  к познанию и исследованию мира в котором они живут.
Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у обучающихся.  

Цель программы

 Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

 Задачи программы:

Образовательные:

-расширить знания детей в образовательных областях биология и экология;    

    -обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;                                                                                          

  -формирование и совершенствование знаний и умений у школьников в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, семантическая обработка информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке информации из  СМИ);                                                    

-формирование умений находить, готовить, передавать, систематизировать  и принимать информацию  с использованием компьютера, мультимедиа.                    

 -обучение умению правильно выбирать источники информации в соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;                                                

   -обучение умению трансформировать информацию, видоизменят её у детей объём, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;

Воспитательные:

-воспитать  у школьников  понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;                                

  -формирование ноосферного мышления;                                                                  

  -привить навыки рефлексии;

Развивающие:

-развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников;              

 -развивать умение аргументировать собственную точку зрения;                          

  -совершенствовать навыки  познавательной самостоятельности учащихся;          

 -развитие  толерантности  и коммуникативных навыков  (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией);

Результаты работы каждого воспитанника оцениваются по итогам выступлений на научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ учащихся, как очных, так и заочных, по результатам практических работ. Проводить срезы знаний по экологическим вопросам не предполагается.

Режим проведения занятий.                                                                                               Программа  рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю).Занятия проводятся два дня в                            неделю по 2 академических часа ( 45 минут каждый) с перерывом 10 минут после первого часа.                                                                                                                                   Руководитель  вправе вносить коррективы в календарно- тематическое планирование -менять порядок проведения занятий, в зависимости от обстоятельств от нас независящих ( как то погода, занятость кабинета информатики и т.д.).

                                     Тематическое планирование

Наименование темы

Всего часов

теоретические

практические

0

Введение.

6

2

3

0.1

Презентация  ДДТ. Презентация объединения.

1

0.2

Инструктажи по ТБ

1

0.3-0.5

Поход выходного дня «День здоровья»

4

3

1

 Диагностика личностных качеств

4

2

3

1.1

Личностные качества учащегося- исследователя

1

1

1.2

Выявление склонностей к исследовательской работе.Диагностика детей.

1

1

1.3

Выявление интересов, мотивы деятельности и творчества ребенка

1

1

1.4

Исследовательские способности и их развитие.

1

1

2

Что такое исследование?

4

3

1

2.1

Что такое исследование?

1

1

2.2

Общие направления исследований

1

1

2.3

Виды исследований.

1

1

2.4

Знания, умения, навыки необходимые в исследовательском поиске

1

1

3

Как правильно формулировать и задавать вопросы.

2

2

1

3.1-3.2

Как правильно задавать и формулировать вопросы

2

1

1

4

Учимся работать с источниками информации

10

3

6

4.1-4.2

Экскурсия в библиотеку.Работа  с каталогами.Как правильно подобрать литературу.

2

1

1

4.3-4.4

Знакомство с информационными справочниками.

2

1

4.5-4.8

Интернет как источник информации.

4

3

4.9-4.10

Другие источники информации

2

1

1

5

Учимся выдвигать гипотезы

4

2

2

5.1

Что такое гипотеза?Постановка вопроса.

1

1

5.2

Как строить гипотезы?

1

1

5.3

Выдвигаем гипотезу «Что бы произошло, если бы…»

1

1

5.4

Игра «Придумай как можно больше гипотез»

1

1

6

 Основы исследовательской деятельности

20

10

10

6.1-6.2

Основы научного исследования

2

2

6.3-6.4

Какими могут быть исследования. Как выбрать тему.

2

1

1

6.5-6,6

Выбор темы исследования или проекта. Обоснование и актуальность выбранной темы

2

1

1

6.7

Цели и задачи исследования.

1

1

6.8

Что такое исследовательский поиск

1

1

6.9-6.10

Методы исследования.

2

2

6.11-6.12

Что такое научный эксперимент? Планирование и проведение эксперимента

2

1

1

6.13

Организация исследовательской работы.

1

1

6.14

Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы.

1

1

6.15-6.16

Составление рабочего плана исследования.

2

2

6.17-6.18

Как проводить сбор информации , отбор и анализ литературы по выбранной теме.

2

1

1

6.19-6.20

Как проводить обработку результатов исследования.

1

1

1

7

Методика проведения исследовательской деятельности

24

4

20

7.1

Формы и методы организации исследовательской деятельности

1

1

7.2

Способы фиксации материала

1

1

7.3-7.4

Методика работы с таблицами, графиками, диаграммами

2

2

7.5

Методика работы с картосхемами и картами

1

1

7.6

Методы работы со справочниками, словарями, энциклопедиями,

1

1

7.7-7.8

Работа в  Интернет  :как вести  поиск в Интернете. ТБ при работе в Интернет

2

2

7.9-7.10

Особенности чтения и проработки научно- популярной и методической литературы..

2

1

1

7.11-7.12

Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

2

2

7.13-7.16

Сбор материалов для исследовательской работы. Работа  с источниками информации.

4

4

7.17-7.22

Работа над проектами и исследованиями с помощью  Интернет.

6

6

7.23-7.24

Чему мы научились?.Что мы уже сделали?Отчеты о проделанной работе.

2

1

1

8

Оформление исследовательских работ

24

5

19

8.1-8.2

Научный язык и стиль изложения .Оформление разделов «Введение» и «Содержание».

2

1

1

8.3-8.4

Написание раздела «Обзор литературы по теме»

2

2

8.5-8.6

Логическое построение текстового материала в работе

2

1

1

8.7-8.8

Построение и размещение графического материала ,рисунков, фотографий

2

2

8.9-8.10

 Оформлению наглядного материала.

2

2

8.11-8.12

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности

2

2

8.13-814

 Выводы и оформление “Заключение”.

2

2

8.15

Что такое «приложение»?Когда оно необходимо?

1

1

8.16

Как правильно оформить список литературы

1

1

8.17-8.18

  Сокращения, обозначения, сноски Нумерация страниц Эстетическое оформление.

2

2

8.19-8.20

Подготовка презентации по теме исследовательской работы или проекта

2

2

8.21-8.22

Как составить тезисы работы?

2

1

1

8.23-8.24

 Подготовка работ к защите. Смотр готовых работ.

2

1

1

9

Отработка навыков публичного выступления.

10

2

8

9.1-9.2

Что нужно знать выступающему перед аудиторией7

2

1

1

-9.3-9.4

Как отобрать материал для выступления?

2

1

1

-9.5-9.6

Выступление на конференции в своем объединении

2

2

-9.7-9.8

Выступление на школьной научно-практической конференции.

2

2

9.9-9.10

Выступления на районных конференциях.

2

2

10

Исследовательская работа в природе

32

8

24

10.1-10.2

Методы исследования водных объектов

2

1

1

-10.3-10.4

Экскурсия на пруд: морфометрические исследования.

2

2

-10.5-10.6

Экскурсия на реку Лозу

2

2

-10.7-10.8

Изучение климата. Метеонаблюдения.

2

1

1

-10.9-10.10

Экскурсия на Игринскую метеостанцию

2

2

-10.11-10.12

Что такое фенология? Как проводить фенологические наблюдения?

2

1

1

-10.13-10.14

Описание явлений природы.

2

1

1

-10.15-10.16

Изучение поверхности Земли. Горные породы и минералы нашей местности

2

2

-10.17-10.18

Методика изучения горных пород и их описания

2

2

-10.19-10.20

Экскурсия вдоль р. Лозы Сбор образцов горных пород.

2

2

-

10.21-10.22

Экскурсия в краеведческий музей.

2

2

-10.23-10.24-

Изучение растительности своей местности.

2

2

10.25-10.28

Растительные сообщества и их описание

4

1

2

-10.29-10.30

Что такое гербарий? Правила оформления гербария.

2

1

1

-10.31-10.32

Оформление гербарных листов

2

2

11

Анализ исследовательской деятельности

4

1

3

11.1

Подведение итогов работы за год.

1

1

11.2-11.5

Поход выходного дня.

3

3

Итого

144

43

101

                          Содержание программы 1 года обучения (144 часа)

   Введение (6 час.)

Введение в предмет. Знакомство с ДДТ.Презентация объединения. Поход выходного дня.

1.Диагностика личностных качеств (4 час)

Личностные качества учащегося- исследователя .Диагностика детей, выявление склонности к исследовательской деятельности. Выявление интересов, мотивы деятельности и творчества ребенка, индивидуальный  выбор темы для дальнейшего исследования или проекта.. Интернет; правила работы с ним.

Экскурсия в библиотеку.

Практическая работа: тестирование

2.Что такое исследования?(4 часа)

 Что такое исследования? Общие направления исследований.Виды исследований. Знания, умения, навыки, необходимые в исследовательском поиске

Практическая работа: сообщения об заинтересовавших учащихся исследованиях и исследователях.

Контроль: подготовленное сообщение.

3. Как правильно формулировать и задавать вопросы.(2 час.)

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы.

 Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Контроль: создание банка идей в виде вопросов.

4. Учимся работать с источниками информации (10 час)

Книга как один из главных источников информации.Умение работать с библиотечным каталогом, словарями, справочниками,энциклопедиями.Интернет, умение работать в интернете для поиска информации.Прочие источники информации:карты,схемы.фото, рисунки,диаграммы и т.д.

Практическая работа: Подготовка сообщений по теме занятия, работа с источниками информации - энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернет.

 Контроль: выступления с сообщениями. Умение пользоваться Интернет

5. Учимся выдвигать гипотезы (4 часа)

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы.

 Практические работа  на продуцирование гипотез.

Контроль: обсуждение гипотез, выдвинутых учащимися.

6. Основы исследовательской деятельности  (20 час.)

  Основы научного исследования Выбор темы для индивидуального или группового  исследования или проекта. . Обоснование выбранной темы.   Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования .Составление рабочего плана исследования. Планирование исследовательской деятельности. Проведение исследования: наблюдения, эксперименты, сбор информации - отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Обработка результатов исследования.

Практическая работа: Работа над планом исследования по выбранной теме, выбор методик исследования, формулирование целей и задач исследования

 Контроль: готовый план исследования по выбранной теме.

7.Методика проведения исследовательской деятельности (24час.)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Методика сбора материала для исследовательской работы. Методы работы со справочниками, словарями, энциклопедиями, диаграммами, картосхемами, таблицами. Работа в  Интернет;поиск в Интернете. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.  Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практическая работа: . Сбор материалов для исследовательской работы. Работа  с источниками информации. Индивидуальная работа над проектами и исследованиями.

Работа с Интернет.

 Контроль: устный отчет о работе по теме исследования на заседании объединения.

8.Оформление исследовательских работ (24 час.)

Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.Тезисы. Подготовка презентации по теме исследовательской работы или проекта.

Практическая работа: обработка результатов исследования, оформление исследовательской  работы .Подготовка тезисов. Подготовка компьютерной презентации с помощью программы «Мастер презентаций»

Формы контроля: готовая набранная на компьютере исследовательская работа. На промежуточном контроле: оформленный титульный лист, введение, заключение, Список литературы, тезисов и презентации результатов исследования.

9. Отработка навыков публичного выступления.(10 час.)

Что нужно знать выступающему перед аудиторией? Как отобрать материал для выступления? Выступления с докладами в начальной школе,  перед членами своего объединения,на школьных и районных научно-практических конференциях

Практическая работа: отработка навыка выступления перед аудиторией, отработка приемов использования презентаций, наглядного материала.

Формы контроля: выступление перед аудиторией

10.Исследовательская работа в природе (32 час)

Гидрология как наука, изучающая водные объекты. Методы гидрологических  исследований.Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.          Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.        Особенности рельефа своей местности.  Горные породы окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Методика изучения горных пород и их описания.

Экскурсии на местный пруд и реку; на метеостанцию своего района, в краеведческий музей

Практическая работа: проведение морфометрических исследований  на примере железнодорожного пруда, знакомство с приборами для изучения климата и определения погодных данных, определение мест   несанкционированных свалок в микрорайоне школы., работа на геологическом обнажении, выпуск листовок.

Формы контроля: картосхема свалок вдоль р.Лозы, листовки по охране рек, лесов, первоцветов.

11.Анализ исследовательской деятельности.(4 час)

Подведение итогов работы за год. Поход выходного дня.

                     

     Методическое обеспечение занятий.

№п/п

Раздел,тема

Форма занятий

Приемы,

методы

Дидактич. материалы

Оснащение

Формы контроля

0

Введение

Экскурсия,поход, беседа

информационные

Туристическое оборудование и инвентарь

1

Диагностика личностных качеств

беседа,индивидуальные,групповые,консультации

Информационные,ИКТ

Интернет,компьютер,

тестирование

2

Что такое исследование?

деловые игры, лекции, консультации, практические занятия, самостоятельная работа, Диспуты, беседы, практикумы, лекции,индивидуальная работа, групповая работа,  

Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ, проектная деятельность

Карты, таблицы, компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники и т.д.

  подготовленное сообщение

3

Как правильно формулировать и задавать вопросы

Практические занятия, самостоятельная работа, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа

Поисковые, проблемное обучение,

компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники и т.д.

создание банка идей в виде вопросов

4

Учимся работать с источниками информации

Практические занятия, самостоятельная работа, Диспуты, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа

Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ, проектная деятельность

Карты, таблицы, коллекции минералов, гербарий растений, таблицы компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники

 выступления с сообщениями.Умение пользоваться Интернет

5

Учимся выдвигать гипотезы

семинары, практикумы,творческ работа ,Беседы, сообщения учащихся, групповая работа

 Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ,

таблицы компьютер, мультьмедийный проектор, презентации, Интернет, словари, справочники

Обсуждение выдвинутых гипотез

6

Основы исследовательской деятельности 

Практические занятия, самостоятельная работа,  беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа

ИКТ, проектная деятельность, Информационные,

Интернет,компьютер, словари, справочники

готовый план исследования по выбранной теме. Написанное Введение к исследовательской работе

7

Методика проведения исследовательской деятельности

Практические занятия, самостоятельная работа,  беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа

ИКТ, проектная деятельность, Информационные,проблемно-поисковые

Интернет,компьютер, словари, справочники

устный отчет о работе по теме исследования на заседании объединения

8

Оформление исследовательских работ

Индивидуальная работа, консультации, конференции, тренинги

Консультации, исследования, ИКТ, проектная деятельность

компьютер, Интернет, справочники, словари, научно-популярная литература, программа PawerPoint

готовая набранная на компьютере исследовательская работа

9

Отработка навыков публичного выступления.

Индивидуальная работа, консультации. Выступления учащихся

Консультации,проговаривание

выступление перед аудиторией

10

Исследовательская работа в природе

Экскурсии, практич. занятия на местности,  

наблюдения, творческая деятельность, мини исследования, ИКТ, проектная деят-ть

Измерительные приборы,Интернет,программа PawerPoint

Мини-проекты.

11

Анализ исследовательской деятельности

поход

               

    План воспитательных мероприятий

Месяц

Мероприятие

сентябрь

Поход выходного дня «День здоровья»

ноябрь

Викторина «Знаешь ли ты свой край?»

декабрь

Конкурс Новогодних поздравлений

Февраль

Конкурс для мальчиков «Самый,самый»

март

Конкурс для девочек «Фея Знайка»

май

Весенний поход

                                                       

                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

                      ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕДАГОГОМ:

1.География :Материалы для докладов и рефератов. М., «Дрофа», 2007г.

2.Данилова В.Л. ,Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2008 г.

3.Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с

4.Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, 1993 г.

5.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.Генезис.2010 г.

6.Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников.Генезис.2010г.

7.Савенков А.И.Путь в неизведанное:как развивать свои исследовательские способности.Генезис.2005 г.

8. .Савенков А.И.Путь в неизведанное.Рабочая тетрадь.Генезис.2005 г.

9.Следопыт. М.,»Физкультура и спорт», 1976 г.

.

                       СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

                                ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:

1.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

2. Савенков А.И.Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности.Генезис.2005 г.

3 .Савенков А.И.Путь в неизведанное.Рабочая тетрадь.Генезис.2005 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы городского методического сообщества по теме «Образовательная программа «Исследователь»

В 2011 г. разработанная мной образовательная программа «Исследователь» стала победителем муниципального конкурса инновационных проектов и программ, по результатам которого на базе бюджетного общеобраз...

Дополнительная образовательная программа «Исследователи природы»

Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями. Основные цели кружка – привитие учащимся...

Программа "Исследователь"

Программа ориентирована на учеников 7 - х классов. Реализация программы позволит повысить у обучающихся познавательный интерес к предмету химия, а в 8 классе, когда химия вводится в учебный план, боле...

Рабочая программа "Исследователь"

Рабочая программа кружка "Исследователь" Как научить ребенка работать над исследовательским материалом....