Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)
рабочая программа (6 класс) по теме
Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-issledovatel.doc | 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
«Я- исследователь»
на 2015 – 2016 учебный год
Руководитель: Аверьянова Надежда Петровна,
учитель географии
п. Игра
2015 г.
Пояснительная записка
Современный мир требует от человека умения развивать собственную функциональную компетенцию: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, к повышению квалификации. Поэтому в настоящее время актуально воспитание научного мышления, т.к. оно позволяет развивать человеческую личность, придает устойчивость человеческой психике в быстро меняющемся мире, формирует у человека строгое отношение к новой формации, новым идеям. Развитию подобных качеств у подрастающего поколения может способствовать исследовательская деятельность, так как самые ценные и прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Программа детского объединения “Я- исследователь” рассчитана на учащихся 5- 6 классов, т.к. в этих классах учащиеся имеют достаточно знаний, необходимых для начала занятий исследовательской деятельностью. Причиной выбора данного возрастного промежутка послужил учет особенностей формирования отношений и взаимодействий ребёнка с окружающей его природой в данный возрастной
период. Школьникам этого возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой и к познанию и исследованию мира в котором они живут.
Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у обучающихся. Сложность организации работы объединения заключается в том, что учащихся в своем большинстве не имеют представления об ученическом исследовании и не имеют опыта публичного выступления на научно-практических конференциях. Но есть и те, кто включается в работу объединения вполне осознанно. Это вызывает необходимость дифференцированного подхода при планировании занятий. Большое внимание уделяется индивидуальной работе при организации исследовательской работы
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, владеющих навыками научного мышления, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. И чем раньше будет организована эта деятельность, тем успешнее будут ее результаты. Развитие личности ребёнка, формирование у него информационных и коммуникационных, исследовательских умений и компетенций- именно на решение этой проблемы направлена предлагаемая программа.
Цель программы
Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
- Образовательные:
- обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;
- формирование и совершенствование знаний и умений у школьников в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, семантическая обработка информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке информации из СМИ);
- формирование умений находить, готовить, передавать, систематизировать и принимать информацию с использованием компьютера, мультимедиа.
- обучение умению правильно выбирать источники информации в соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;
- обучение умению трансформировать информацию, видоизменят её у детей объём, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
- Воспитательные:
- воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
- формирование ноосферного мышления;
- привить навыки рефлексии;
- Развивающие:
- развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников;
- развивать умение аргументировать собственную точку зрения;
- совершенствовать навыки познавательной самостоятельности учащихся;
- развитие толерантности и коммуникативных навыков (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией);
Внеурочная деятельность в рамках дополнительного образования направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику дополнительного образования, в ходе которого обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться самостоятельно действовать,исследовать, чувствовать, принимать осознанные решения и др.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется на основе требований к образовательным результатам по следующим направлениям:
предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения программы умения, специфические для данной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках данной программы, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного (критического, системного, прогностического, проектного) типа мышления, владение специальной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, творческие (предметные) достижения обучающегося;
метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, ИКТ-компетентность, построение индивидуальной образовательной траектории;
личностное развитие обучающегося (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме).
Ожидаемые результаты:
Предметные:
− Приобретение учащимися практических навыков исследовательской деятельности
- знание методик проведения исследований;
− Выполнение простейших исследований ;
- умение проводить простейшие эксперименты и опыты ; -оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями; (логически выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты экспериментальной деятельности., строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений; создавать презентации).
Метапредметные:
- работать с источниками информации, в том числе с Интернет;
- правильно формулировать и задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- получить навык публичного выступления;
- самостоятельно планировать и реализовывать планы в своей деятельности;
- получение навыка сотрудничества со сверстниками и педагогами;
- способность ставить цели и планировать свою деятельность;
- овладеть умением анализировать результаты своей деятельности;
- овладеть умениями и навыками применять полученные знания в других видах деятельности;
Личностное развитие:
- проявлять интерес к познанию;
-иметь готовность к саморазвитию;
- участвовать в самостоятельной и коллективной учебной деятельности;
- проявлять интерес к родной стране, ее истории и природе, культуре и народным традициям.
.
О результатах реализации программы можно судить по уровню усвоения школьниками заявленных знаний, умений и навыков, по тому, насколько удалось педагогу сделать своих воспитанников компетентными в заявленной области. Как известно, всё познаётся в сравнении. Поэтому о компетентности школьников можно судить по результатам их выступлений на специализированных конкурсах и конференциях. Это внешняя диагностика.
Параметром внутренней диагностики служит уровень компетентности воспитанников в
области информационной, коммуникативной и исследовательской деятельности.
Формы аттестации: результаты работы каждого воспитанника оцениваются по итогам выступлений на научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ учащихся, как очных, так и заочных, по результатам практических работ. Проводить срезы знаний по изучаемым вопросам не предполагается.
Формы работы :
В работе объединения предполагается, наряду с лекциями, беседами, занятиями с использованием ИКТ, использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, проведение морфометрических исследований. Данные формы работы выбраны в связи с основной направленностью работы объединения- исследовательская деятельность учащихся. Поэтому теоретический материал сведен к минимуму и предполагает изучение вопросов связанных с основными темами исследований. Практическая часть программы предусматривает выполнение проектных и исследовательских работ , проведение экскурсий, полевых практик.
На занятиях используются наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, научно – популярная литература, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.
Режим проведения занятий. Программа рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю).Занятия проводятся два дня в неделю по 2 академических часа ( 45 минут каждый) с перерывом 10 минут после первого часа. Руководитель вправе вносить коррективы в календарно- тематическое планирование -менять порядок проведения занятий, в зависимости от обстоятельств от нас независящих ( как то погода, занятость кабинета информатики и т.д.).
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
№ | Наименование раздела | Всего часов | теоретических | практических |
0 | Введение | 6 | 2 | 4 |
Презентация ДДТ. Презентация объединения. Инструктажи по ТБ | 2 | 2 | ||
Поход выходного дня «День здоровья» | 4 | 4 | ||
1 | Диагностика личностных качеств | 4 | 2 | 3 |
2 | Что такое исследование? | 4 | 3 | 1 |
3 | Как правильно формулировать и задавать вопросы. | 2 | 2 | 1 |
4 | Учимся работать с источниками информации | 10 | 3 | 6 |
5 | Учимся выдвигать гипотезы | 4 | 2 | 2 |
6 | Основы исследовательской деятельности | 20 | 10 | 10 |
7 | Методика проведения самостоятельных исследований. | 24 | 4 | 20 |
8 | Оформление исследовательских работ | 24 | 5 | 19 |
9 | Отработка навыков публичного выступления. | 10 | 2 | 8 |
10 | Исследовательская работа в природе. | 32 | 8 | 24 |
11 | Анализ исследовательской деятельности за год. | 4 | 1 | 3 |
ИТОГО | 144 | 43 | 101 |
Рабочая программа.
Методическое обеспечение занятий.
№п/п | Раздел,тема | Форма занятий | Приемы, методы | Дидактич. материалы | Оснащение | Формы контроля |
0 | Введение | Экскурсия,поход, беседа | информационные | Туристическое оборудование и инвентарь | ||
1 | Диагностика личностных качеств | беседа,индивидуальные,групповые,консультации | Информационные,ИКТ | Интернет,компьютер, | тестирование | |
2 | Что такое исследование? | деловые игры, лекции, консультации, практические занятия, самостоятельная работа, Диспуты, беседы, практикумы, лекции,индивидуальная работа, групповая работа, | Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ, проектная деятельность | Карты, таблицы, компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники и т.д. | подготовленное сообщение | |
3 | Как правильно формулировать и задавать вопросы | Практические занятия, самостоятельная работа, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа | Поисковые, проблемное обучение, | компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники и т.д. | создание банка идей в виде вопросов | |
4 | Учимся работать с источниками информации | Практические занятия, самостоятельная работа, Диспуты, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа | Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ, проектная деятельность | Карты, таблицы, коллекции минералов, гербарий растений, таблицы компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники | выступления с сообщениями.Умение пользоваться Интернет | |
5 | Учимся выдвигать гипотезы | семинары, практикумы,творческ работа ,Беседы, сообщения учащихся, групповая работа | Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ, | таблицы компьютер, мультьмедийный проектор, презентации, Интернет, словари, справочники | Обсуждение выдвинутых гипотез | |
6 | Основы исследовательской деятельности | Практические занятия, самостоятельная работа, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа | ИКТ, проектная деятельность, Информационные, | Интернет,компьютер, словари, справочники | готовый план исследования по выбранной теме. Написанное Введение к исследовательской работе | |
7 | Методика проведения исследовательской деятельности | Практические занятия, самостоятельная работа, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа | ИКТ, проектная деятельность, Информационные,проблемно-поисковые | Интернет,компьютер, словари, справочники | устный отчет о работе по теме исследования на заседании объединения | |
8 | Оформление исследовательских работ | Индивидуальная работа, консультации, конференции, тренинги | Консультации, исследования, ИКТ, проектная деятельность | компьютер, Интернет, справочники, словари, научно-популярная литература, программа PawerPoint | готовая набранная на компьютере исследовательская работа | |
9 | Отработка навыков публичного выступления. | Индивидуальная работа, консультации. Выступления учащихся | Консультации,проговаривание | выступление перед аудиторией | ||
10 | Исследовательская работа в природе | Экскурсии, практич. занятия на местности, | наблюдения, творческая деятельность, мини исследования, ИКТ, проектная деят-ть | Измерительные приборы,Интернет,программа PawerPoint | Мини-проекты. | |
11 | Анализ исследовательской деятельности | поход |
План воспитательных мероприятий
Месяц | Мероприятие |
сентябрь | Поход выходного дня «День здоровья» |
ноябрь | Викторина «Знаешь ли ты свой край?» |
декабрь | Конкурс Новогодних поздравлений |
Февраль | Конкурс для мальчиков «Самый,самый» |
март | Конкурс для девочек «Фея Знайка» |
май | Весенний поход |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕДАГОГОМ:
1.География :Материалы для докладов и рефератов. М., «Дрофа», 2007г.
2.Данилова В.Л. ,Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2008 г.
3.Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с
4.Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, 1993 г.
5.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.Генезис.2010 г.
6.Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников.Генезис.2010г.
7.Савенков А.И.Путь в неизведанное:как развивать свои исследовательские способности.Генезис.2005 г.
8. .Савенков А.И.Путь в неизведанное.Рабочая тетрадь.Генезис.2005 г.
9.Следопыт. М.,»Физкультура и спорт», 1976 г.
.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:
1.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
2. Савенков А.И.Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности.Генезис.2005 г.
3 .Савенков А.И.Путь в неизведанное.Рабочая тетрадь.Генезис.2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы городского методического сообщества по теме «Образовательная программа «Исследователь»
В 2011 г. разработанная мной образовательная программа «Исследователь» стала победителем муниципального конкурса инновационных проектов и программ, по результатам которого на базе бюджетного общеобраз...
Дополнительная образовательная программа «Исследователи природы»
Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями. Основные цели кружка – привитие учащимся...
Программа "Исследователь"
Программа ориентирована на учеников 7 - х классов. Реализация программы позволит повысить у обучающихся познавательный интерес к предмету химия, а в 8 классе, когда химия вводится в учебный план, боле...
Рабочая программа "Исследователь"
Рабочая программа кружка "Исследователь" Как научить ребенка работать над исследовательским материалом....