Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следующих задач:
- диагностика особенностей познавательной активности ребёнка,
- формирование позитивного отношения к окружающему миру,
- развитие инструментальных навыков работы с лабораторным оборудованием, расходными материалами, ИКТ – оборудованием,
- развитие способности к получению информации, к её критическому анализу, самостоятельной формулировке выводов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kluba_issledovatel_dlya_5_klassa.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Фаленки Фаленского района Кировской области
Рассмотрено на заседании кафедры _____________________
Руководитель кафедры __________________________ (подпись, расшифровка) Протокол № ___ от «____»____________201__ г. | Согласовано Заместитель директора (учебная работа) ___________________________ (подпись, расшифровка)
«____»____________201____ г. | «Утверждаю» Директор МКОУ СОШ п. Фаленки ____________________ Шулятникова О.В. Приказ № ___ от «___»__________ 201___ г. |
Рабочая программа
Клуба «Исследователь»
класс 5
учитель Корепанова Эльвира Вячеславовна
2015-2016 учебный год
п.Фаленки
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программы проектной и исследовательской деятельности школьников Громовой Л. А. (Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология: 5-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2014).
Актуальными направлениями модернизации современного образования являются индивидуализация и гуманизация образовательного процесса, преодоление десинхронизации развития детей одного возраста. Большое значение в реализации этих направлений придаётся развитию исследовательских умений и навыков. В воспитательном процессе огромное значение имеет развитие способности ребёнка к целеполаганию и целенаправленности своих действий, осмысленному восприятию действительности, анализу своих поступков и рефлексии. Эти способности в полной мере развиваются при формировании исследовательской деятельности ребёнка. Исследовательская активность, присущая ребёнку с рождения, должна в образовательном процессе преобразовываться в исследовательскую деятельность. Основными признаками последней являются: опора ребёнка в своих действиях на полученные знания об окружающем мире, целенаправленность, самостоятельность мышления и поступков, способность к адекватной оценке своей работы. Предлагаемый курс преследует цель развития исследовательских способностей школьников, социальной, коммуникативной и познавательной компетентности ученика основной школы.
Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следующих задач:
- диагностика особенностей познавательной активности ребёнка,
- формирование позитивного отношения к окружающему миру,
- развитие инструментальных навыков работы с лабораторным оборудованием, расходными материалами, ИКТ – оборудованием,
- развитие способности к получению информации, к её критическому анализу, самостоятельной формулировке выводов.
Специфика курса заключается в коммуникативно-интерактивной организации его содержания: детям не сообщается готовая информация, а организуется их познавательная деятельность в соответствии с естественнонаучной картиной окружающего мира. Занятие состоит из четырёх частей, которые могут комбинироваться в разной последовательности:
- интеллектуальная разминка – игры, загадки, тренинги внимания,
- актуализация знаний по теме, формирование познавательного мотива,
- планирование познавательной деятельности, определение её средств и методов,
- реализация познавательной деятельности, контроль и оценка её результатов, обобщение.
Занятия в зависимости от погоды могут проходить в помещении или на природе. Участие каждого ребёнка является добровольным, помимо активного участия любой ребёнок в течение неограниченного времени может быть наблюдателем.
Программа рассчитана на проведение одного занятия в неделю в течение всего учебного года (34 занятия).
В ходе развития исследовательской деятельности возможно выполнение и представление школьниками исследований и проектов, которые могут участвовать в различных конкурсах.
Планируемые результаты освоения программы
- знание основных правил экологически целесообразного отношения к живой природе,
- развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.),
- формирование эстетического отношения к живым существам.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
· знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
· сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
· овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
· умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
· выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
· необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
· классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
· объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
· различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
· сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
· выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
· овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· знание основных правил поведения в природе;
· анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
· знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
· соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
· освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
· овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии.
Календарно – тематическое планирование курса
№ | Темы | Общее количество часов | Теоретические занятия, часов | Практические занятия, часов |
1 | Введение: способы познания мира. | 1 | 1 | |
2 | Наблюдение и эксперимент. Практикум. | 2 | 1 | 1 |
3 | Планирование практической части индивидуальных работ | 3 | 3 | |
4 | Проведение исследований | 20 | 5 | 15 |
5 | Подготовка тезисов, презентаций, текста работы, рецензирование | 7 | 1 | 6 |
6 | Защита индивидуальных работ | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Для обучения учащихся основной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения на демонстрационный эксперимент, практические занятия и лабораторные опыты. Кабинеты школы оснащёны комплектами демонстрационного и лабораторного оборудования по химии, биологии, физики для основной школы. В кабинетах осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в большей части соответствует Перечню оборудования кабинетов и включает различные типы средств обучения. Большую часть оборудования составляют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, видео, медиа оснащение.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер учителя, мультимедиапроектор, интерактивная доска, выход в Интернет.
Использование электронных средств обучения позволяют:
- активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения;
- при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса .
- формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности;
- формировать УУД;
Список рекомендуемой литературы.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии.-Ярославль: Академия развития, 1998.
- Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология.- Ростов на Дону: Феникс, 1996.
- Данилова. А.Г. Как организовать и. провести урок-исследование//Химия в школе. 1999. №7. С. 21.
- Животные России. Справочник// Справочники и энциклопедии на Академике (Электронный ресурс).-Режим доступа:http://animals.academic.ru/.
- Иодко А.Г., Емельянова Е.О., Волков А.В. Учим учиться рассуждать//Химия II школе 2000. №6.
- Компьютерный атлас –определитель травянистых растений средней полосы Европейской части России по цветкам (электронный ресурс).- Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/04 materials/guides/07flowers.htm/
- Красная книга России (электронный ресурс).- Режим доступа: http://biodat.ru/db/rb/index.htm.
- ГОСТ 2.105-79 «Общие требования к текстовым документам».
- ГОСТ 7.32-81 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления».
- Русецкий В.Ф. О работе над текстом выступления рассуждения // Химия в школе 2000. №6.
- Соловейчик М.С Методические указания к курсу «Методика самостоятельной работы» М.: МГ ЗПИ. 1988.
- Хуторский А. В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛЛ-ДОС. 2000.
Планируемые результаты
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. | • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; • использовать догадку, озарение, интуицию; • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. |
Примерные темы исследовательских работ:
- Влияние фитонцидов на рост плесени.
- Чипсы - вред или польза?
- Влияние различных способов предпосевной обработки на прорастание семян.
- Пигменты растений.
- Изучение зообентоса водоёмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...