Индивидуальный воспитательный маршрут.
методическая разработка

Овчинникова Ольга Валентиновна

Материал для классных руководителей и воспитателей ГПД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    

Доклад

на тему:

«Индивидуальный воспитательный маршрут»

Учитель-дефектолог:

Овчинникова О.В.

Зеленоград 2016 год

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,  ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

   Выделим два важных момента в этом определении:

1. создание условий для развития обучающихся;

2. оказание им помощи в жизненном самоопределении.      

   Эти два момента особенно актуальны при  воспитательной работе в нашем учреждении, т.к. для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Правильно построить воспитательный процесс в СКО школе – интернате VIII вида непросто. Воспитательный процесс должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:

  • разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников;
  • коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития.

   В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвития» личности, самопознания и т.п., когда речь идет о воспитании ребенка с нарушением интеллекта  этот тезис несколько модифицируется, т.к. невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки, методике многократных повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка педагога. Классный руководитель и воспитатель, работающий с данными детьми должен знать:

  • Мотивы  и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы.
  • Учитывать особенности характера и недостатки ребенка.
  • Знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности.
  • Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

          Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.

Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, динамики хода и эффективности коррекции, поведения диагностических процедур.

Поэтому воспитатели выполняют диагностическую функцию, по которой определяется исходный уровень, и постоянно отмечаются изменения воспитанности учеников. Эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребенка, на выявление причин неэффективности результатов и дает возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом.

Основные методы исследования, использованные в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование.

Проводя анкетирование дается возможность ребенку самому оценить себя и сравнить свою оценку с оценкой взрослого.

 Проведение мониторинга дает нам: постоянное диагностирование по параметрам развития личности, создаёт возможность для своевременной коррекции деятельности воспитателя по воспитанию учащихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.

Основная идея – поставить личность обучающегося воспитанника школы – интерната в центр всей воспитательной системы.

Приоритетная цель – создание благоприятных условий:

- для личностного развития ребёнка, при которых он станет тем, кем способен стать;

- для воспитания каждого ребёнка, как оптимально развитой личности;

- для развития ценностных отношений ребёнка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

Цель: определить уровень воспитанности учащихся путём самооценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися (законными представителями), а также выявление представлений воспитателя о воспитанности детей.

Участники исследования: учащиеся 1-10-ых классов.

Сроки проведения исследования: ноябрь (входной мониторинг), май (выходной).

Критерии определения уровня воспитанности:

Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

Изучение воспитанности школьников осуществляется с учётом их возрастных особенностей (ученики начальной школы, старшего звена).

Уровень воспитанности отслеживается по следующим критериям:

Начальная школа:

- отношение к учебе (любознательность, желание учиться и добывать знания, работоспособность, дисциплинированность);

- отношение к труду (аккуратность и кропотливость трудовых усилий, привычка доводить начатое дело до конца, бережное отношение к труду других людей);

- отношение к природе (бережное отношение к природе, соблюдение правил чистоты на улицах города);

- отношение к другим (сочувствие, дружелюбие, вежливость);

- стремление к здоровому образу жизни (соблюдение правил личной гигиены: опрятный внешний вид, уход за кожей тела, волосами, полостью рта).

Старшее звено:

- отношение к учебе (стойкий интерес к познавательной деятельности, стремление проявить свои учебные умения во внеучебной деятельности: соответствие учебных результатов учебным  возможностям);

- отношение к труду (добросовестность и старательность в труде, воля к выполнению трудовых заданий, обязательность в труде, бережное отношение к труду других людей, самообслуживание и оказание, если это необходимо, помощи в обслуживании тех, кто в этом нуждается);

- отношение к природе (бережное отношение к природе, ответственность за сохранение окружающей среды, участие в мероприятиях природоохранного характера, в т.ч. в уборке территории);

- навыки здорового образа жизни (неприятие алкоголя, курения, отрицательное отношение к вредным привычкам сверстников, занятие спортом);

- отношение к другим (вежливость в отношении старших, младших, сверстников; толерантность, дружелюбие, отзывчивость, милосердие, самоконтроль в поведении);

- отношение к себе (адекватная самооценка, умение видеть в себе недостатки, признавать свои ошибки, стремление самосовершенствование);

- отношение к государству (уважительное отношение к своему государству, чувство долга перед обществом и государством, уважение прав и мнений других людей, следование закону);

-  степень социализации (осознанность выбора профессии, готовность к самостоятельной жизни; способность принимать ответственность за себя, семью, общество и т.д.).

Процедура получения информации:

  Учащимся и воспитателям предлагается оценить, насколько выражены предложенные качества по 5-ти балльной системе, где 5 – очень высокий уровень, 4 – высокий, 3 – средний, 2 – низкий, 1 – очень низкий, заполнив бланки №1, №2, после соответствующих инструкций (см. Приложение).

1. Воспитатель сообщает детям задание, предлагает сделать необходимые отметки в бланке №1 «Карточка самооценки воспитанности учащегося». До начала индивидуальной работы воспитатель с учащимися внимательно изучает бланк, графы таблицы, объясняет значение каждого качества, отвечает на все вопросы детей. Для индивидуального заполнения бланка отводится 20 минут.

2. Воспитатель сам оценивает уровень воспитанности каждого учащегося с помощью бланка №2 «Карточка оценки воспитанности младшего школьника», «Карточка оценки воспитанности подростка»,  «Карточка оценки воспитанности старшеклассника».

Обработка и анализ полученных результатов:

Используя сведения, полученные в бланках №1, №2, воспитатель обрабатывает полученную информацию, заносит данные в бланки №3 - №5 (см. Приложение); определяет уровень воспитанности каждого ученика и группы в целом, а также проблемное поле уровня воспитанности.

Уровень воспитанности

До 40 % - критический уровень воспитанности

41% - 60% - низкий уровень воспитанности

61% - 75% - допустимый уровень воспитанности

76% - 100% - оптимальный уровень воспитанности

Бланк №5 воспитатель сдаёт заместителю директора по  воспитательной работе, который в свою очередь оформляет Отчет по изучению уровня воспитанности учащихся (см. Приложение).

При выявлении учащихся с низким и критическим уровнями воспитанности коллегиально составляются коррекционные программы, которые прописываются индивидуально для каждого ребёнка или под каждое отклонение (может быть общешкольная программа по отдельно взятой проблеме, на определённую возрастную группу).

Оформление и хранение документов:

По окончании диагностики воспитанности должны быть оформлены следующие документы:

  1. Карта воспитанности на каждого ученика (хранятся у воспитателя в папках педагогического сопровождения):

а) материалы обследования (Бланк №1, Бланк №2,);

б) Бланк №3 «Таблица выраженности качеств и уровня воспитанности одного
    учащегося»:

  • таблица;
  • уровень воспитанности;
  • «проблемное поле»;
  • выводы;
  • рекомендации.
  1. Бланк №4 «Таблица суммарных показателей уровня воспитанности каждого учащегося и группы в целом» (хранятся в папках педагогического сопровождения).
  2. Бланк №5 «Таблица состояния уровня воспитанности учащихся  группы» (хранятся у воспитателя, заместителя директора по воспитательной работе).
  3. Коррекционные программы (программы развития) на ученика (учащихся) (хранятся в папках педагогического сопровождения).
  4. Отчёт по изучению уровня воспитанности учащихся школы на текущий учебный год (хранится у заместителя директора по воспитательной работе) 

Воспитательный маршрут

Проблема:  Девочка не опрятная, не умеет ухаживать за своим внешним видом, девочка не использует в своей речи вежливые слова, груба со сверстниками.

Цель: коррекция проблемного поля

Задачи:

  • привитие навыков самообслуживания
  • привитие культуры общения и поведения

Направления работы:

  • формирование навыков самообслуживания (беседы, практическая отработка навыков самообслуживания, контроль и самоконтроль за внешним видом);
  • формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми (беседы, индивидуальные занятия с психологом, вовлечение в коллективные дела и мероприятия, регулярный контроль и самоконтроль за своей речью и общением с другими людьми, работа с родителями в данном направлении)

Прогнозируемый результат:

  • Сформированность навыков самообслуживания.
  • Сформированность правильного поведения в коллективе.

 Бланк №1

Карточка оценки воспитанности законным представителем

 ученицы 5-б класса  

     Просим Вас оценить уровень развития личностных качеств у  вашего ребенка по перечисленным качествам, используя пятибалльную шкалу:

5 – очень высокий уровень;  4- высокий;  3 – средний;  2 – низкий;   1 – очень низкий уровень

Дата заполнения:  

№ п/п

Качества личности

оценка

5

4

3

2

1

1

Отношение к учебе

2

Отношение к труду

3

Отношение к природе

4

Отношение к другим

5

Стремление к здоровому образу жизни

Суммарный показатель

20 баллов

Бланк №2

Карточка оценки воспитанности младшего школьника

Дата заполнения:

     Просим Вас оценить уровень развития личностных качеств у  вашего воспитанника, используя пятибалльную шкалу:

5 – очень высокий уровень;  4- высокий;  3 – средний;  2 – низкий;   1 – очень низкий уровень.

№ п/п

Качества личности

оценка

5

4

3

2

1

1

Отношение к учебе

2

Отношение к труду

3

Отношение к природе

4

Отношение к другим

5

Стремление к здоровому образу жизни

Суммарный показатель

12 баллов

Подпись  _____________



Предварительный просмотр:

Для открытия видеоурока необходимо скопировать следующую ссылку и открыть ее в интернет-браузере: https://yadi.sk/i/g2Abn1GJFwSW4A


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме "Стандартизация методов диагностики и построения индивидуального воспитательного маршрута обучающихся".

Индивидуальный воспитательный маршрут позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

Доклад "Индивидуальный воспитательный маршрут"

Материал для классных руководителей и воспитателей ГПД....

Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Презентация на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики

В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Пр...