Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики
статья
В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Представлен краткий алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута. Сформулированы проблемы, требующие дальнейшего решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iom_i_up_litsey_373_3.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики
Аннотация
В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Представлен краткий алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута. Сформулированы проблемы, требующие дальнейшего решения.
Афанасьева И.В., директор ГБОУ лицей №373
Московского района Санкт-Петербурга
Васильева Э. В., зам. директора по УВР
ГБОУ лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга,
методист ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга
Файншмидт И. В., зам. директора по УВР
ГБОУ лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга
В педагогической практике сегодня можно всё чаще услышать информацию о том, что учащиеся имеют возможность выбирать индивидуальный образовательный маршрут. С чем связано использование этого понятия? Как оно трактуется в нормативно-правовых документах и педагогической литературе? Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.
Изучение Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказов Минобрнауки, которыми утверждены федеральные государственные образовательные стандарты от уровня начального общего до среднего общего образования, привели нас к выводу, что действующее законодательство в сфере образования не регламентирует понятие «индивидуальный образовательный маршрут» и не устанавливает обязательность его разработки.
В то же время Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" относит к трудовым действиям педагога «определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработку и реализацию (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся» [6].
Системно-деятельностный подход, как методологическая основа ФГОС, предусматривает как активную учебно-познавательную деятельность учащихся, так и построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей. По нашему мнению, активное использование термина «индивидуальный образовательный маршрут» в рамках реализации ФГОС на разных уровнях образования обусловлено необходимостью построения образовательной деятельности для каждого учащегося.
Считается, что в активную практику данный термин был введён Е. И. Казаковой и А. П. Тряпициной в книге «Диалог на лестнице успеха» [5]. Сегодня исследователи в области педагогической науки приводят отличия индивидуального образовательного маршрута от индивидуальной образовательной траектории и индивидуальной образовательной программы [2]. Не повторяя многочисленных публикаций об этих отличиях, представим три определения индивидуального образовательного маршрута:
- Индивидуальный образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) [5].
- Индивидуальный образовательный маршрут – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей и права обучающихся на выбор образовательного пути на фиксированном этапе обучения (встречается во многих положениях образовательных учреждений об ИОМ).
- Индивидуальный образовательный маршрут – это последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного учащегося [7].
Первое определение, по нашему мнению, использует иной смысл образовательной программы чем тот, который сегодня прописывает пп. 9 ст. 2 ФЗ №273 «Об образовании в РФ». В нём определено, что «образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» [8].
Второе определение вступает в противоречие со ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», где описаны три формы обучения: очная, заочная, очно-заочная [8]. Поэтому третье определение нам представляется более кратким, удобным для усвоения и использования в работе.
Компонентами содержания образования при построении индивидуального маршрута выступают, с одной стороны, предметы учебного плана, курсы внеурочной деятельности, занятия по программам дополнительного образования, с другой стороны – темы и разделы рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности. В таком делении компонентов есть возможность выстраивания маршрута как внутри каждого предмета (курса), так и внешнего.
При построении внешнего индивидуального образовательного маршрута лицей обеспечивает право учащегося на «обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы» (ст.34 п.1.пп 3 Закона «Об образовании в РФ») [8]. В пп. 23 ст. 2 ФЗ №273 сказано, что «индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося». Можем сделать вывод, что обучение по индивидуальному учебному плану – это один из вариантов реализации образовательного маршрута, но не единственный.
На практике мы апробируем следующий алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута:
- Диагностика учащегося, выявление индивидуальных способностей и потребностей.
- Дифференциация учащихся со схожими потребностями и возможностями.
- Постановка целей обучения (важнейший момент, для чего это ребёнку?)
- Определение срока достижения цели
- Отбор содержания
- Отбор форм обучения
- Определение этапов (расписание)
- Образовательная деятельность (этап реализации)
- Диагностика промежуточных результатов
- Коррекция
- Подведение итогов (в соответствии с п.3)
Среди множества условий для построения индивидуального образовательного маршрута главными, по нашему мнению, являются:
- Позиция учащегося как субъекта выбора образовательной деятельности.
- Избыточность компонентов содержания (для обеспечения их выбора).
Реализуя с 2018/2019 учебного года в лицее ФГОС на уровне среднего общего образования отмечаем, что нормативная база действительно обеспечивает старшекласснику вариативность содержания и позволяет создавать индивидуальные образовательные маршруты. Однако, у нас остаются вопросы и проблемы, требующие дальнейшего изучения. Среди них:
- Как соотнести разные потребности учащихся с ограниченными ресурсами образовательного учреждения?
- Как измерить трудозатраты учителя при выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов в рамках компонентов содержания учебного предмета (курса)?
- Как свести к минимуму дополнительную бумажную работу, которая сопровождает деятельность по построению и реализации ИОМ.
Список использованных источников
- Индивидуальный образовательный маршрут. Ольшева Л.Г., Юдина О.И. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015009305
- Кушнир М. Образовательная траектория, программа или маршрут? Режим доступа: http://medwk.blogspot.com/2016/08/blog-post.html
- Лабунская Н.А.. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося и его формирование. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося: подходы к формированию. Информационно-методические материалы. /Под ред. Н.А. Лабунской. - СПб., 2017.
- Методические рекомендации по формированию ИОМ обучающегося на уровне СОО. Режим доступа: http://2spbg.ru/documents/id/rip/sppov/itog-2017-18/pr1/mr-iom.pdf
- Образовательное событие и индивидуальный образовательный маршрут: инструменты организации внеурочной деятельности и дополнительного образования (на примере школьного исследовательского клуба «Веритас») О.О. Жебровская, Е.В. Семыга, Н. П. Осипенко. Вестник Бал ИРО. 2017. №2 (4)
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
- Разработка примерных индивидуальных образовательных маршрутов. Режим доступа: http://school.mephi.ru/content/file/mm/2-3/individual.pdf
- Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ред. 03.08.2018) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧЕНИКА ПО ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ЕГО УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Нестабильность современной жизни, неясность перспектив, материальные трудности в семье, зачастую ведет к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут самостоятельно определитьс...
Информация о реализации образовательного процесса по индивидуальному учебному плану
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ОУ, Положением об организации обучения по индивидуальному учебному плану в муници...
Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ
Ообенности написания АОП для учащегося с ОВЗ...
Карта индивидуального образовательного маршрута учителя по учебному предмету «Физическая культура» на 2019-2020 учебный год
КАРТА индивидуального образовательного маршрута УЧИТЕЛЯ по учебному предмету «Физическая культура» на 2019-2020 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут 1. Пояснительная записка. Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан в соответствии с: • Законом Российской Федерации «Об образовании»; • Федеральным государственным образовательным станд
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан в соответствии с: • Законом Российской Федерации «Об образовании»; • Федеральным государственны...
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по физике, как условие успешного участия одаренного ребенка
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по физике, как условие успешного участия одаренного ребенка...
Индивидуальный образовательный маршрут 2023-2024 учебный год
Индивидуальный план саморазвития...