Рабочая программа по курсу "На пороге взрослой жизни" для 9-10 классов (Внеурочная деятельность)
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса "На пороге взрослой жизни" состоит из нескольких модулей. Знакомит с основами семейного бюджета, тайм-менеджмента, работы с информацией, даёт представление о слагаемых при выборе профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_na_poroge_vzrosloy_zhizni.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная казённая общеобразовательная организация Новиковская средняя школа муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области
«Рассмотрено на заседании ШМО» «Гуманитарий» Протокол № __от «27» августа 2018 г. Руководитель ШМО ________/А.В.Баландина_/ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОО Новиковская СШ ______ / М.С. Яшина/ «27» августа 2018г. | «Утверждаю» Директор МКОО Новиковская СШ _________/Т.Г. Абдюшева/ Приказ № 260 от «28» августа 2018г. |
Рабочая программа
Наименование курса внеурочной деятельности «На пороге взрослой жизни»
Класс: 9-10 класс
Уровень образования основное общее, базовый
Учитель: Штеле Вера Алексеевна, первая категория
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1 час.
Рабочую программу составила ________________ В.А. Штеле
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы,
протокол № 1 от «28» августа 2018 года
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «На пороге взрослой жизни» рассчитана на подростков 9-10 классов. Является программой социального направления развития учащихся. Программа составлена в соответствии с документами:
- ФГОС основного общего образования (базовый уровень) (2010 год) с изменениями и дополнениями
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352/09);
- Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, Протокол 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Образовательная программа основного общего образования МКОО Новиковская СШ
- Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов МКОО Новиковская
СШ
Программа рассчитана на 35 часов, 1 занятие в неделю.
Результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий,
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временно2й перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Содержание программы
Модуль1. Управление денежными средствами.
Деньги: что это такое?
Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи.
Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.
Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.
Модуль 2. Тайм-менеджмент.
Управление временем. Целеполагание. Планирование.
Как сформировать полезную привычку. Полезные техники.
Модуль 3. Работа с информацией.
Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Модуль 4.Коммуникативные навыки.
Подросток и сверстники. Подросток и взрослые. Способы самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности. Коммуникативные навыки. Общение как один из ресурсов успешной жизнедеятельности в современных социо-культурных условиях
Приемы и методы конструктивного общения. Восприятие и понимание.
Социальные роли. Межличностное общение с людьми разных возрастов (младше себя, равными себе, старше себя), разного пола (мужского и женского) и разного социального положения. Общение в семье и в образовательных учреждениях
Речевое поведение как фактор девиантного поведения и средство его профилактики. Умение сказать «нет». Современные риски и здоровый образ жизни
Методы предупреждения. конфликтных ситуаций, способы выхода из них.
Модуль 5. Выбор профессии.
Притязания человека и его профессиональная карьера.
Понятие о профессии и специальности. Классификация профессий. Типы.
Профессии по типу «Человек – человек». Профессии по типу «Человек – техника»
Профессии по типу «Человек – знаковая система». Профессии по типу «Человек – художественный образ». Профессии по типу «Человек – природа».
Секреты выбора профессии «хочу», «могу», «надо».
Память, как её улучшить.
Внимание, свойства
Внимание. Практическая работа по тестированию. Мышление. Развитие мышления
Определение типа мышления. Воображение. Координация движений.
Характер. Темперамент в профессиональном становлении личности
Модуль 6. Проект. Виды проектов: социальные, бизнес, инженерные, информационные. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта
Тематическое планирование по курсу «На пороге взрослой жизни», 9 класс
№ п/п | Название тем курса | Кол-во часов | Формы организации УПД уч-ся | Деятельность на занятии |
Основы финансовой грамотности | 6 | |||
1. | Деньги: что это такое | 1 | Коллектв-я. Индивид-я | Чтение. Участие в диалоге. |
2. | Что может происходить с деньгами? | 1 | Коллективная. Групповая | Чтение. Участие в диалоге. Практическая работа |
3. | Источники доходов. | 1 | Индивидуальн | Чтение. Участие в диалоге. |
4. | Семейный бюджет. | 1 | Коллективная Индивидуаль | Чтение. Участие в диалоге. Тренинг |
5. | Практическое занятие | 1 | Коллективная. Групповая | Участие в диалоге, чтение, составление схем и таблиц |
6. | Итоговое занятие. Проверим свои знания | 1 | Индивидуальная | Самостоятельная работа. |
Тайм-менеджмент | 5 | |||
7. | Управление временем. Целеполагание. | 1 | Индивидуальн Коллективная | Чтение. Участие в диалоге. |
8. | Как сформировать полезную привычку. | 1 | Коллективная. Групповая | Чтение. Участие в диалоге. |
9. | Полезные техники | 1 | Коллективная Групповая. | Чтение. Участие в диалоге. |
10. | Планирование. | 1 | Коллектив-я Индивид-я | Участие в диалоге. Практическая работа. |
11. | Обратная связь. Составление рамочного плана дня | 1 | Коллективная. Групповая | Участие в диалоге, Практическая работа |
Работа с информацией | 7 | |||
12. | Виды чтения. | 1 | Коллективная индивидуальн | Самостоятельная работа. |
13. | Способы получения и переработки информации. | 1 | В парах, индивидуальн | Практическая работа |
14. | Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация. | 1 | Индивидуальная Коллективная | Участие в диалоге. Практическая работа |
15. | Составление плана информационного текста. | 1 | В парах, индивидуальн | Чтение. Участие в диалоге. Практическая работа |
16. | Тезисы | 1 | В парах, индивидуальн | Чтение. Участие в диалоге. Практическая работа |
17. | Конспект, правила конспектирования. | 1 | В парах, индивидуальн | Чтение. Участие в диалоге. Практическая работа |
18. | Цитирование | 1 | В парах, индивидуальн | Участие в диалоге, чтение, практическая работа |
| Коммуникативные навыки. | 4 | ||
20. | Приемы и методы конструктивного общения. | 1 | Индивидуальн | Круглый стол |
21. | Социальные роли. Межличностное общение. | 1 | Коллективная индивидуальн | Дискуссия |
Речевое поведение как фактор девиантного поведения и средство его профилактики. | 1 | Коллективная. Групповая | Ролевая игра | |
23. | Методы предупреждения. конфликтных ситуаций, способы выхода из них. | 1 | Индивидуальная Коллективная | Просмотр ролика |
Выбор профессии. | 6 | Индивидуальн Коллективная | Тест Рокича Дискуссия | |
24. | Soft skills или навыки 21-го века — надпрофес-сиональные навыки | 1 | Коллективная. Групповая | Познавательная Тренинг |
25. | Классификация профессий | 1 | Коллективная Групповая. | Познавательная Игровая |
26. | Классификация профессий. | 1 | Коллективная Групповая. | Игровая Познавательная |
27. | Секреты выбора профессии « хочу», « могу», « надо». | 1 | В парах, индивидуальн | Познавательная Тест |
28. | Рынок труда и современ-ные требования к профессионалу | 1 | Коллективная. Групповая | Познавательная Тренинги |
29. | Слагаемые выбора | 1 | Коллективная | Познавательная Тест |
Проектная деятельность | 4 | |||
30. | Проектная деятельность | 1 | В парах, индивидуальн | Познавательная Проектная |
31. | Виды проектов | 1 | В парах, индивидуальн | Участие в диалоге. Практическая работа |
32. | Этапы проекта | 1 | В парах, индивидуальн | Участие в диалоге, чтение, практическая работа |
33. | Создание мини-проекта | 1 | ||
34. | Резерв | 1 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для проведения занятий по внеурочной деятельности для 6 класса. Социальное направление
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социальные пробы" Разработана для 6 класса...
Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность. 33 часа.
Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность. 33 часа....
Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность.
Данная программа описывает подход по части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также путей формирования знаний и умений учащихся....
Рабочая программа «Английский без ошибок» (учебный курс для обучающихся 5-6 классов, внеурочная деятельность).
Составлена на основе авторского учебника В.И.Скультэ....
Программа курса "На пороге взрослой жизни"
Подростковый и юношеский возраст - возраст самоопределения и личностного роста. Эти процессы взаимосвязаны. Ответить на вопрос "Кем быть?- значит найти пути и способы самореализации собственного "Я". ...
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Сотниковская СОШ» по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности в ОО по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО...