Рабочая программа туристско-краеведческой деятельности
рабочая программа

Бородкина Мария Сергеевна

Краеведение и туризм   имеют большое значение в патриотическом воспитании школьников,  расширении  кругозора,  развитии  их  интеллектуального  и  творческого потенциала. «Малая Родина» ребѐнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа,   это   и   памятные   места   города,   его   исторические   и   культурные   центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению                     родного    края    является    воспитание    у   них    устойчивого                     интереса   и познавательного               отношения               к               краеведческому               материалу.

Программа туристско – краеведческой направленности в системе дополнительного образования ориентирована на познание истории нашей Родины, семейных родословных, являются  источником  социально,  личностного  и  духовного  развития  обучающихся. Туристско  –  краеведческой  деятельность  учащихся  является  одним  из  эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом   построении   интегрируются   на   личность   все   основные   стороны воспитания:  идейно-политическое,  нравственное,  трудовое,  эстетическое,  физическое, значительно расширяется кругозор учащихся – идет интенсивное умственное развитие.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tkd.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Гимназия г. Малоярославец

Принята педагогическим советом №1

от 30.08.2018 года

Утверждена приказом директора

№119-од

от 30.08.2018 года

Рабочая программа туристско-краеведческой деятельности

 «Любят родину не за то, что она велика,

а за то, что своя»

Луций Анней Сенека (младший).

Пояснительная записка

Краеведение и туризм   имеют большое значение в патриотическом воспитании школьников,  расширении  кругозора,  развитии  их  интеллектуального  и  творческого потенциала. «Малая Родина» ребѐнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа,   это   и   памятные   места   города,   его   исторические   и   культурные   центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению        родного        края        является        воспитание        у   них        устойчивого        интереса        и

познавательного        отношения        к        краеведческому        материалу.

Tepмин   «краеведение»   закрепился   в   русском   языке   лишь   в   начале   XX в.,   но   о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или  «отчизноведения»),  краеведению  было  отведено  заметное  место  и  в концепции

«народного        воспитания»        К. Ушинского.

Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико - охранительной  деятельности  определенной  тематики:  прошлое и  настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой   причастны   не   только   ученые-специалисты,   но   и   широкий   круг   лиц, преимущественно        местных        жителей.

Программа  призвана  обогатить  знаниями  об  историческом  прошлом  нашего  города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества,  героизма  и  мудрости  местного  населения,  развивать  интеллектуальные  и творческие   способности   обучающихся,   воспитывать   чувства   гражданственности   и патриотизма.

Программа туристско  краеведческой направленности в системе дополнительного образования ориентирована на познание истории нашей Родины, семейных родословных, являются  источником  социально,  личностного  и  духовного  развития  обучающихся. Туристско    краеведческой  деятельность  учащихся  является  одним  из  эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом   построении   интегрируются   на   личность   все   основные   стороны воспитания:  идейно-политическое,  нравственное,  трудовое,  эстетическое,  физическое, значительно расширяется кругозор учащихся  идет интенсивное умственное развитие.

Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках  и  экскурсиях  на  природу,  на  занятиях  и  уголках  природы.  Закреплять  и продолжать эту деятельность необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой  деятельности  в  подростковом  возрасте,  менее  эффективным  будет  воздействие природной и социальной среды на развитие личности обучающегося. А специфичность туристско                краеведческой        деятельности        (ТКД)        ,        как        раз        и        заключается        в

непосредственном   «столкновении»  обучающегося   с   окружающей   его   природной   и

социальной средой, с действительностью, с жизнью.

Туристская-краеведческая        деятельность   во   всех   ее   формах   способствует

всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, изучению Родного края и любви к малой   родине,   приобретению   навыков   самостоятельной   деятельности.   В   процессе туристско  краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные

качества,   как        упорство,   честность,   мужество,        взаимовыручка.   Сама   обстановка

педагогически правильно организованного туристского похода способствует выявлению и

развитию этих качеств.

Поэтому  данная  программа  логично  вытекает  из  самой  сути  туристско 

краеведческой деятельности.

Актуальность программы заключается в том, что большое значение  приобретает  использование  сведений  о  героических  событиях  отечественной истории   на   примерах   известных   земляков,   достижениях   края,   как   основы   для патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитывая в детях любовь к малой   родине,   можно   воспитывать   в   них   нравственность,   ответственность   перед обществом за сохранение и преумножение богатств своего края. Только знания сделают нашу  любовь  к  родному  краю  деятельной,  позволят  сохранить  и  развить  лучшие  ее традиции. Таким образом, воспитание любви к малой родине  одна из основных задач современного образования.

Новизна программы в том, что дети не только изучают родной край с различных позиций,  но  и  выполняя  проекты  по  составлению  туристического  маршрута,  учатся рассказывать о своем крае как маленьком уникальном объекте большой страны, о своих земляках и их вкладе в развитии России.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении  истории  России  в  школе  малая  родина  зачастую  выпадает  из  поля  зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь педагогу расширить знания детей о родном  крае,  увидеть  его  в  общем  ходе  истории,  ощутить  свою  связь  с  прошлым  и настоящим  страны.  В  процессе  работы  решается  не  только  образовательная  задача  - усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, но и идет процесс воспитания, формирования  просвещенной  личности,  таких  нравственных  качеств,  как  патриотизм, гражданственность,   ответственность   за   судьбу   города,   воспитание   общей   культуры. Реальная  гуманизация воспитания  сегодня  возможна,  прежде  всего,  на  национальном, региональном материале  конкретной семьи, малой родины. Изучив историю города, края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности.

Концепция  программы  состоит  в  воспитании  чувства  патриотизма  и  уважения  к историческому наследию родного края средствами  туристко-краеведческой деятельности.

В  программе  представлены  разнообразные  виды  деятельности  детей,  обеспечивающие полноценное  усвоение  краеведческих  знаний  и  верное  их  применение  в  игровой, трудовой, познавательной, учебной, туристической и  творческой деятельности.

В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной  литературы,  наблюдения,  целенаправленные  прогулки,  краеведческие викторины,  знакомства  с  творчеством  художников,  поэтов,  прослушивание музыкальных произведений,        просмотр        видеозаписей,

туристические   походы)   и   индивидуальные   занятия   (анкетирование,   тестирование, дидактические  игры,  краеведческие  задания,  заучивание  стихотворений,  поговорок, пословиц; изготовление кормушек, диагностика).

Работа   строится   таким   образом,   чтобы   в   процессе   туристко   - краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у обучающихся через познавательный,  досуговый,  исследовательский  блоки,  а  также  через  практические занятия. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики:  технология  развивающего  воспитания  и  обучения,  здоровье  -  сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие

принципы:

- принцип развивающего и воспитывающего обучения; - принцип от опыта к обобщениям;

- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения; - принцип смены видов деятельности;

- принцип социокультурного соответствия;

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;

- принцип добровольности;

- принцип психологической комфортности в коллективе.

Программа по туризму и краеведению - это нормативный документ, в котором определено содержание практических и теоретических занятий, соревновательной и вне соревновательной деятельности детей и подростков.

При разработке программы были учтены требования и рекомендации:

        Федерального закона от 29.12.2012 г. No273;

        ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

        Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No1008 «Об

утверждении        Порядка        организации        и        осуществления        образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

        Концепции        развития        дополнительного        образования        в        РФ        (утверждена

Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. No1726;

        Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015

г. N 996:

        Постановления Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 04 июля 2014 года No41«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172»:

        «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного

образования детей»:

        Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. No061844 «О примерных

        требованиях к программам дополнительного образования детей»:

Основной принцип программы   комплексность. Он основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности, ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся.

Наиболее эффективные формы реализации программы:

        составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных

явлениях, об истории населенных пунктов (исчезнувших и развивающихся) или отдельных памятников;

        подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, путеводителей, Книг памяти,

генеалогического древа, видеофильмов;

        организация походов, путешествий, экспедиций, направленных на

реализацию образовательных модулей;

        формирование музейных коллекций и организация деятельности

школьного музея.

Практическая значимость программы

       активизация интереса к национально-региональному компоненту

образования, развитие интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе

обучения;

        активизация интереса детей к образовательным областям, входящим в Базисный

учебный план;

        жизненное и профессиональное самоопределение детей.


Методические приемы:

        Исследовательская деятельность.

        Поисковая деятельность.

        Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий,

тематических лекций, праздников, конкурсов).

        Индивидуальная работа с учащимися.

        Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-

познавательных программ, творческих отчетов).

Формы проведения занятий:

        Экскурсия, походы;

        Конференции.

        Занятия

        Работа с документами.

        Исследовательская деятельность

        Создание презентаций, выставок.

Механизм реализации программы:

        организация экскурсий в музеи , которые расположены на территории района, области;

        экскурсии по области;

        сбор материалов;

        оказание помощи в создании и оформлении новых экспозиций школьного музея;

        участие в краеведческих конкурсах;

        приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут

применить на уроках истории, литературы, географии;

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа туристско-краеведческой направленности

В основе содержания и структуры данной рабочей программы лежит образовательная программа «Юные туристы», составитель Кондратьев А.В.., педагог дополнительного образования.Цель программы – формирование...

Дополнительная образовательная программа "Туристско-краеведческая деятельность старших дошкольников"

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования туристской направленности, воспитателей и физинструкторов детских садов.Для детей подготовительных к школе групп детского сада в возра...

Рабочая программа туристско-краеведческого летнего профильного лагеря "Туризм"

Рабочая программа туристско- краеведческого летнего профильного лагеря "Туризм "  позволит учителя    подготовить детей к соревнованиям по спортивно-туристск...

Рабочая тетрадь по общеобразовательной (общеразвивающей) программе туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

Рабочая тетрадь к дополнительной общеразвивающей программе «Юные туристы-экологи» предназначена для обучающихся  по данной программе (возраст 8-11 лет).Целью рабочей тетради  явл...

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет

Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...

Рабочая программа туристско-краеведческого объединения "Музейный мир"

Программа туристско-краеведческого объединения на базе школьного краеведческого музея на период 2016-2021 годы представляет педагогическое прогнозирование, моделирование, умение соединить реальность с...

«Туристское снаряжение». Методические материалы к дополнительным общеобразовательным программам туристско-краеведческой направленности.

Данные материалы адресованы руководителям походных групп и инструкторам детско-юношеского туризма, а также педагогам дополнительного образования детей, работающим по дополнительным общеобразовательным...