Рабочая программа туристско-краеведческой деятельности
рабочая программа
Краеведение и туризм имеют большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребѐнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Программа туристско – краеведческой направленности в системе дополнительного образования ориентирована на познание истории нашей Родины, семейных родословных, являются источником социально, личностного и духовного развития обучающихся. Туристско – краеведческой деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся – идет интенсивное умственное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tkd.docx | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Гимназия г. Малоярославец
Принята педагогическим советом №1 от 30.08.2018 года | Утверждена приказом директора №119-од от 30.08.2018 года |
Рабочая программа туристско-краеведческой деятельности
«Любят родину не за то, что она велика,
а за то, что своя»
Луций Анней Сенека (младший).
Пояснительная записка
Краеведение и туризм имеют большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребѐнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и
познавательного отношения к краеведческому материалу.
Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции
«народного воспитания» К. Ушинского.
Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико - охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости местного населения, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Программа туристско – краеведческой направленности в системе дополнительного образования ориентирована на познание истории нашей Родины, семейных родословных, являются источником социально, личностного и духовного развития обучающихся. Туристско – краеведческой деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся – идет интенсивное умственное развитие.
Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закреплять и продолжать эту деятельность необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности обучающегося. А специфичность туристско – краеведческой деятельности (ТКД) , как раз и заключается в
непосредственном «столкновении» обучающегося с окружающей его природной и
социальной средой, с действительностью, с жизнью.
Туристская-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует
всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, изучению Родного края и любви к малой родине, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В процессе туристско – краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные
качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Сама обстановка
педагогически правильно организованного туристского похода способствует выявлению и
развитию этих качеств.
Поэтому данная программа логично вытекает из самой сути туристско –
краеведческой деятельности.
Актуальность программы заключается в том, что большое значение приобретает использование сведений о героических событиях отечественной истории на примерах известных земляков, достижениях края, как основы для патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитывать в них нравственность, ответственность перед обществом за сохранение и преумножение богатств своего края. Только знания сделают нашу любовь к родному краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие ее традиции. Таким образом, воспитание любви к малой родине – одна из основных задач современного образования.
Новизна программы в том, что дети не только изучают родной край с различных позиций, но и выполняя проекты по составлению туристического маршрута, учатся рассказывать о своем крае как маленьком уникальном объекте большой страны, о своих земляках и их вкладе в развитии России.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь педагогу расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. В процессе работы решается не только образовательная задача - усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, но и идет процесс воспитания, формирования просвещенной личности, таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу города, воспитание общей культуры. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой родины. Изучив историю города, края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности.
Концепция программы состоит в воспитании чувства патриотизма и уважения к историческому наследию родного края средствами туристко-краеведческой деятельности.
В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, туристической и творческой деятельности.
В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей,
туристические походы) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление кормушек, диагностика).
Работа строится таким образом, чтобы в процессе туристко - краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у обучающихся через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие
принципы:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения; - принцип от опыта к обобщениям;
- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения; - принцип смены видов деятельности;
- принцип социокультурного соответствия;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;
- принцип добровольности;
- принцип психологической комфортности в коллективе.
Программа по туризму и краеведению - это нормативный документ, в котором определено содержание практических и теоретических занятий, соревновательной и вне соревновательной деятельности детей и подростков.
При разработке программы были учтены требования и рекомендации:
∙ Федерального закона от 29.12.2012 г. No273;
∙ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
∙ Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
∙ Концепции развития дополнительного образования в РФ (утверждена
Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. No1726;
∙ Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. N 996:
∙ Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04 июля 2014 года No41«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172»:
∙ «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»:
∙ Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. No061844 «О примерных
∙ требованиях к программам дополнительного образования детей»:
Основной принцип программы – комплексность. Он основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности, ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся.
Наиболее эффективные формы реализации программы:
∙ составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных
явлениях, об истории населенных пунктов (исчезнувших и развивающихся) или отдельных памятников;
∙ подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, путеводителей, Книг памяти,
генеалогического древа, видеофильмов;
∙ организация походов, путешествий, экспедиций, направленных на
реализацию образовательных модулей;
∙ формирование музейных коллекций и организация деятельности
школьного музея.
Практическая значимость программы
∙ активизация интереса к национально-региональному компоненту
образования, развитие интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе
обучения;
∙ активизация интереса детей к образовательным областям, входящим в Базисный
учебный план;
∙ жизненное и профессиональное самоопределение детей.
Методические приемы:
∙ Исследовательская деятельность.
∙ Поисковая деятельность.
∙ Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий,
тематических лекций, праздников, конкурсов).
∙ Индивидуальная работа с учащимися.
∙ Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-
познавательных программ, творческих отчетов).
Формы проведения занятий:
∙ Экскурсия, походы;
∙ Конференции.
∙ Занятия
∙ Работа с документами.
∙ Исследовательская деятельность
∙ Создание презентаций, выставок.
Механизм реализации программы:
∙ организация экскурсий в музеи , которые расположены на территории района, области;
∙ экскурсии по области;
∙ сбор материалов;
∙ оказание помощи в создании и оформлении новых экспозиций школьного музея;
∙ участие в краеведческих конкурсах;
∙ приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут
применить на уроках истории, литературы, географии;
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа туристско-краеведческой направленности
В основе содержания и структуры данной рабочей программы лежит образовательная программа «Юные туристы», составитель Кондратьев А.В.., педагог дополнительного образования.Цель программы – формирование...
Дополнительная образовательная программа "Туристско-краеведческая деятельность старших дошкольников"
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования туристской направленности, воспитателей и физинструкторов детских садов.Для детей подготовительных к школе групп детского сада в возра...
Рабочая программа туристско-краеведческого летнего профильного лагеря "Туризм"
Рабочая программа туристско- краеведческого летнего профильного лагеря "Туризм " позволит учителя подготовить детей к соревнованиям по спортивно-туристск...
Рабочая тетрадь по общеобразовательной (общеразвивающей) программе туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»
Рабочая тетрадь к дополнительной общеразвивающей программе «Юные туристы-экологи» предназначена для обучающихся по данной программе (возраст 8-11 лет).Целью рабочей тетради явл...
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет
Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...
Рабочая программа туристско-краеведческого объединения "Музейный мир"
Программа туристско-краеведческого объединения на базе школьного краеведческого музея на период 2016-2021 годы представляет педагогическое прогнозирование, моделирование, умение соединить реальность с...
«Туристское снаряжение». Методические материалы к дополнительным общеобразовательным программам туристско-краеведческой направленности.
Данные материалы адресованы руководителям походных групп и инструкторам детско-юношеского туризма, а также педагогам дополнительного образования детей, работающим по дополнительным общеобразовательным...