Дополнительная образовательная программа "Туристско-краеведческая деятельность старших дошкольников"
рабочая программа по теме
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования туристской направленности, воспитателей и физинструкторов детских садов.
Для детей подготовительных к школе групп детского сада в возрасте от 6 лет.
Расчитана на 1 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 51.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования г. Нягань
«ЦЕНТР «ПАТРИОТ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
туристского направления
«ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Возраст учащихся 6-7 лет
Срок реализации 1 год
Автор:
Щедрова Надежда Валериановна
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
Рецензент:
Завьялова Татьяна Павловна
Ведущий доцент ТюмГУ,
канд. пед наук,
доцент кафедры ТОФВ
института физической культуры
г. Нягань
Оглавление.
1. Пояснительная записка. стр.1-3
2. Учебный план. стр.4-5
3. Содержание программы. стр.6-12
4. Показатели подготовленности юных туристов. стр.13-19
5. Методическое обеспечение программы. стр.20
6. Список литературы. стр.21-22
I. Пояснительная записка программы.
В системе мероприятий направленных на укрепление здоровья детей важное место принадлежит туристско-краеведческой деятельности.
Туристско-краеведческая деятельность дает возможность комплексно решать воспитательные, оздоровительные задачи, развивая ребенка в целом: интеллектуально, морально, физически, духовно.
Занятия проводятся на свежем воздухе, дают определенную физическую нагрузку, оказывают содействие физическому развитию ребенка, закаляют организм, учат ориентироваться, приучают к самообслуживанию, развивают наблюдательность, формируют моральные качества: как личностные, так и коллективные - содействуют трудовому, экологическому, эстетическому воспитанию, вооружают детей новыми знаниями.
Основными формами туристско-краеведческой деятельности дошкольников являются тематическая прогулка, экскурсия, слет. Важно четко дозировать физические нагрузки дошкольников, т.к. в силу возраста им недоступны даже однодневные загородные прогулки.
«Программой воспитания и обучения детей в детском саду» определено проведение пешеходных прогулки на расстояние 2 км, продолжительностью 25-30 минут в один конец, начиная со старшей группы. В подготовительной группе рекомендуется проводить прогулки продолжительностью 30-35 минут в один конец.
Основная форма познания окружающего мира – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование.
Такая организация позволяет дошкольникам активно включаться в процесс туристско-краеведческой деятельности.
Основной целью данной программы является: содействие физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности ребенка.
Основные задачи программы:
Нравственно – патриотическое воспитание через знакомство с ближайшим природным и социальным окружением.
Оздоровление организма ребенка.
Знакомство с элементарными туристскими знаниями и умениями.
Данная программа отличается от остальных тем, что в содержательной основе программы значительно преобладает двигательная деятельность, основу которой составляет система взаимосвязанных между собой экскурсий, прогулок, а так же физкультурных и познавательных занятий с максимальным использованием социального и природного окружения.
Данная программа предназначена для детей подготовительных групп детского сада, в возрасте от 6 лет и рассчитана на один учебный год.
Освоению познавательного и двигательного материала программы отводится не более 2,5 часов в неделю: по 30 физкультурных, и 30 познавательных занятий, и 30 прогулок в ближайшем природном и социальном окружении в год.
Ожидаемые результаты:
- повышение физической подготовленности детей
- увеличение уровня знаний об окружающем мире
- расширение объема знаний в области туризма.
Два раза в год проводится психолого-педагогическая диагностика физической подготовленности, нравственно-волевых качеств, знаний в области туризма и правил поведения в природе.
Итоговое мероприятие организуется один раз в год в форме слета для оценки результатов овладения дошкольниками пройденного материала.
Учебный материал программы успешно апробирован в МДОУ № 5 «Буровичок» и № 9 «Белоснежка» г. Нягань в течение 10 лет.
На конец года, после проведения 2 этапа диагностики были определены следующие результаты:
а) диагностика физической подготовленности показала, что у детей улучшились скоростно-силовые, скоростные качества и общая координация на 15-24%.
б) диагностика дружеских взаимоотношений показала, что у 70% детей высокий уровень личностных качеств и дружеских взаимоотношений, у 24% детей средний уровень,
в) диагностика экологических знаний детей показала что, 50% детей имеют высокий уровень знаний, 47% - средний, и только 3%(1 человек) показали слабые знания по экологии.
В результате работы ребята изменились, стали заметно организованнее, быстрее одеваются, меньше отвлекаются по пустякам, умеют ходить по пересеченной местности, быстро перестраиваются, знают топографические знаки, могут составить схему маршрута, ориентироваться по ней.
После завершения учебного курса данной программы предполагается обучение детей по модифицированной программе «Начальная туристская подготовка младших школьников». Составитель пдо Щедрова Н.В.
II. Учебный план программы.
№ п/п | Название | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
1. Раздел «Моя семья» | ||||||
1.1 | Состав семьи | 1 | 1 | - | ||
1.2 | Досуг в семье | 1 | 1 | - | ||
1.3 | Имя, Отчество, Фамилия | 1 | - | 1 | ||
1.4 | Адрес проживания семьи | 1 | - | 1 | ||
4 | 2 | 2 | ||||
2.Раздел «Детский сад» | ||||||
2.1 | Местонахождение детского сада | 2 | 1 | 1 | ||
2.2 | Внутренние помещения сада | 2 | 1 | 1 | ||
2.3 | Участок детского сада | 3 | 1 | 2 | ||
7 | 3 | 4 | ||||
3. Раздел «Наш микрорайон» | ||||||
3.1 | Улица, где находится детский сад | 2 | 1 | 1 | ||
3.2 | Микрорайон | 2 | 1 | 1 | ||
4 | 2 | 2 | ||||
4. Раздел «Природа и мы» | ||||||
4.1 | Природа в городе | 2 | - | 2 | ||
4.2 | Лес многоэтажный | 2 | - | 2 | ||
4.3 | Времена года в лесу | 3 | 1 | 2 | ||
4.4 | Водоем | 2 | 1 | 1 | ||
4.5 | Птицы нашей полосы | 3 | 1 | 2 | ||
4.6 | Животный мир нашей полосы. | 3 | 2 | 1 | ||
15 | 5 | 10 | ||||
5. Раздел «Азбука туризма» | ||||||
5.1 | Туризм, туристы | 5 | 3 | 2 | ||
5.2 | Начала туристской техники | 7 | 1 | 6 | ||
5.3 | Организация туристского быта | 3 | 1 | 2 | ||
5.4 | Туристские должности в походе | 6 | 2 | 4 | ||
5.5 | Правила передвижения и походной жизни. | 5 | 2 | 3 | ||
5.6 | Снаряжение туриста | 4 | 2 | 2 | ||
5.7 | Ориентирование | 7 | 3 | 4 | ||
37 | 14 | 23 |
6. Раздел «Основы безопасности» | ||||
6.1 | Безопасное поведение во время занятий | 2 | 1 | 1 |
6.2 | Безопасность на улице и в транспорте | 2 | - | 2 |
6.3 | Безопасность в природной среде | 4 | - | 4 |
8 | 1 | 7 | ||
7. Раздел «Я и мое здоровье» | ||||
7.1 | Оздоровительная роль туризма. | 2 | 1 | 1 |
7.2 | Личная гигиена юного туриста. | 3 | 1 | 2 |
7.3 | Оказание первой доврачебной помощи. | 3 | 1 | 2 |
7.4 | Обработка ранок, ссадин. | 2 | - | 2 |
7.5 | Индивидуальная и групповая медицинская аптечки. | 2 | 1 | 1 |
12 | 4 | 8 | ||
8. Раздел «Организация туристско-краеведческой деятельности» | ||||
8.1 | Подготовка к походу. | 7 | 2 | 5 |
8.2 | Подведение итогов похода. | 8 | 3 | 5 |
15 | 5 | 10 | ||
9. Раздел «Туристские соревнования, слеты, конкурсы» | ||||
9.1 | Соревнования | 6 | 1 | 5 |
9.2 | Туристский слет | Вне сетки часов | ||
6 | 1 | 5 | ||
ИТОГО: | 108 | 37 | 71 |
III. Содержание программы.
1. Раздел «Моя семья»
1.1. Состав семьи.
Место работы родителей и других членов семьи. Рисунки, желательно экскурсии на место работы родителей.
1.2. Досуг в семье.
Выходные в семье, семейные праздники. Беседы «Любимый отдых членов семьи». Рисунки. Дидактические игры «День рождения», «Дарю (получаю) подарки», «Встреча гостей».
1.3. Имя, Отчество, Фамилия.
Практическая работа. Составление генеалогического дерева.
Имена, Отчества, Фамилии, их значение.
1.4. Адрес проживания семьи.
Практическая работа. План квартиры, игра «Моя комната» - обставить квартиру игрушечной мебелью. Домашний адрес. Наши дороги в детский сад, на работу, в магазин.
2. Раздел «Детский сад»
2.1. Местонахождение детского сада.
Номер сада, название, адрес.
Практическая работа. Прогулка по улицам во круг детского сада.
2.2. Внутренние помещения сада.
Сколько комнат у одной группы, их названия. Где находится кухня, прачечная, музыкальный зал. План группы. Сколько блоков с лестницами, сколько – без лестниц.
Практическая работа. Экскурсия по детскому саду с использованием его плана, ролевые игры «Кто работает в детском саду».
2.3. Участок детского сада.
Практическая работа. Составление плана участка детского сада, вход на участок - ворота, калитка, забор. Ориентирование на участке по плану, по знакам. Игра «Найди предмет».
3. Раздел «Наш микрорайон»
3.1. Улица, где находится детский сад.
Что такое улица? Какие дома (этажность, формы, номера). Имя улицы. Основные части (проезжая, тротуары, газон, дома) их назначение. Общественные здания на улице, их назначение. Как организованно движение по улице.
Практическая работа. Экскурсия по улице. Ролевая игра «Мы – пассажиры».
3.2. Микрорайон.
Название. Почта, поликлиника, аптека, школа, библиотека, их назначение. Что такое бульвар, шоссе, магистраль, отделение милиции, училище. Их роль.
Практическая работа. Работа с планом города, экскурсия на производство, в школу.
4. Раздел «Природа и мы»
4.1. Природа в городе.
Практическая работа. Прогулки по улицам города. Значение зелени в городе, Зелень в нашем микрорайоне. Сказки, стихи, песни, рисунки о зеленом друге.
4.2. Лес многоэтажный.
Практическая работа. Экскурсия в смешанный лес. «Этажи» леса. Знакомство с видами деревьев, кустарников, трав. Топографические знаки, обозначающие природные объекты. Ядовитые растения, грибы, насекомые, змеи.
4.3. Времена года в лесу.
Сезонные изменения. Стихи, песни, рассказы, рисунки.
Практическая работа. Наблюдения в ходе всех экскурсий в лес.
4.4. Водоем.
Река, ручей. Направление течения реки, правый и левый берег. Обитатели водоемов (кто живет у воды и в воде).
Практическая работа. Поход «Откуда течет река». Целевые прогулки к реке. Рисунки.
4.5. Птицы нашей полосы.
Перелетные, певчие и водоплавающие птицы. Беседы с использованием иллюстраций, чтение книг.
Практическая работа. Наблюдения во время целевых прогулок. Дежурство в живом уголке детского сада.
4.6. Животный мир нашей полосы.
Домашние и дикие животные. Животные в городе. Беседы о домашних друзьях.
Практическая работа. Наблюдения во время целевых прогулок
5. Раздел «Азбука туризма»
5.1. Туризм, туристы.
Понятие о туризме, туристах. Виды туризма. Туристские слеты и соревнования.
Практическая работа. Участие в туристских слетах и соревнованиях.
5.2. Начала туристской техники.
Понятие об искусственных и естественных препятствиях. Виды технических этапов и их преодоление. Узлы, их предназначение
Практическая работа. Отработка приемов преодоления препятствий (подъем, спуск, параллельные перила, переправа по бревну).
5.3. Организация туристского быта.
Понятие о биваке, привале, их месторасположение. Требования безопасности.
Практическая работа. Организация туристского обеда, перекуса. Виды палаток и их установка.
5.4. Туристские должности в походе.
Штурман, физорг, санитар, разведчик, краевед, костровые, друзья леса и другие. Дежурные (по кухне, по быту) и их обязанности.
Практическая работа. Выполнение обязанностей по туристским должностям.
5.5. Правила передвижения в походной жизни.
Работа с «Правилами туристят». Правило «Идти по слабейшему». Туристский строй. Обязанности направляющего и замыкающего. Дисциплина в походе. Правила взаимопомощи и взаимовыручки. «Правила свистка».
Практическая работа. Преодоление естественных препятствий (ручей, овраг болото, склон). Как избежать падений, ушибов. Учимся страховать друг друга и себя.
5.6. Снаряжение туриста.
Одежда туриста в разные времена года, требования к ней. Личное снаряжение. Рюкзак его устройство. Спальный мешок, коврик для отдыха, сна. Кружка, ложка, миска, их особенности. Групповое снаряжение: палатка, компас, походная посуда, спички, аптечка, спортивный инвентарь. Рассматривание иллюстраций, предметов.
Практическая работа. Укладка рюкзака. Установка палатки.
5.7. Ориентирование.
План. Маршрут. Разные карты. Топографическая карта. Условные знаки. Компас, его устройство и предназначение. Стороны света. Работа с планом микрорайона Развитие наблюдательности и глазомера. Алгоритм действия в аварийной ситуации.
Практическая работа. Дидактические игры с планом комнаты. Составление плана детсада, улицы. Чертежи маршрута. Определение сторон света по компасу. Ориентирование по расположению природных и социальных объектов, солнцу, по природным приметам, движение по легенде. Игры на ориентировку в пространстве.
6. Раздел «Основы безопасности»
6.1. Безопасное поведение во время занятий физкультурой и игр.
Правила безопасного поведения во время занятий на снарядах, со снарядами и спортивным оборудованием. Система запрещенных действий. Страховка и самостраховка. Травмы и ушибы во время падений и столкновений в подвижных и спортивных играх и упражнениях. Как избежать ушибов.
Практическая работа. Первая помощь себе и пострадавшему.
6.2. Безопасность на улицах города и в транспорте.
Знаки дорожного движения, о чем они говорят? Правила пешехода и велосипедиста. Правила перехода улицы группой. Где и когда переходить улицу. Правила поведения в транспорте.
Практическая работа. Выполнение правил.
6.3. Безопасность в природной среде.
Правила поведения и соблюдения тишины на прогулках и экскурсиях. Выполнять любые дела только с разрешения взрослых. Правила поведения на остановках и привалах. Правила безопасности при встрече с представителями животного мира. Правила поведения при обнаружении задымления или очага возгорания. Необходимость выполнения требований руководителя группы.
Практическая работа. Выполнение правил.
7. Раздел «Я и мое здоровье»
7.1. Оздоровительная роль туризма.
Польза и значение туризма и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха для организма человека.
Практическая работа. Укрепление костно-мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.
7.2. Личная гигиена юного туриста.
Гигиена при занятиях физическими упражнениями и туризмом. Болезни грязных рук. Правила здорового питания. Полезные и вредные продукты. Витамины. Что такое закаливание.
Практическая работа.
Выполнение обязанностей санитара туристской группы. Утренняя зарядка. Соблюдение гигиенических требований к личному снаряжению Гигиена на привале, при организации перекуса.
7.3. Оказание первой доврачебной помощи.
Практическая работа
Оказание первой доврачебной помощи:
-при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях;
-при ожогах и обморожениях;
-солнечном, тепловом ударе;
7.4. Обработка ран, ссадин.
Правила и способы обработки ран, ссадин.
Практическая работа. Игра «Айболит».
7.5. Индивидуальная и групповая медицинская аптечки.
Состав аптечки для туристской прогулки. Ее упаковка транспортировка в походе и требования к хранению.
Практическая работа. Составление аптечки для туристской прогулки.
8. Раздел «Организация туристско-краеведческой деятельности»
8.1. Подготовка к походу.
Выбор района похода. Цель похода и экскурсий.
Практическая работа. Составление плана подготовки похода. Разработка маршрута. Составление плана графика движения. Распределение обязанностей в группе. Подготовка личного и общественного снаряжения.
8.2. Подведение итогов похода.
Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам.
Практическая работа. Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе. Подготовка творческих отчетов для родителей, сверстников из детского сада (поделки из природного материала, выставка рисунков, фоторепортаж и т.д.). Ремонт и сдача инвентаря.
9. Раздел «Туристские соревнования, слеты, конкурсы
Задачи туристских соревнований, слетов. Организация, судейская коллегия, участники. Положение, условия. Порядок проведения. Подведение итогов и награждение. Понятие о дистанциях, этапах. Меры безопасности при проведении соревнований, слетов.
Практическая работа. Участие в соревнованиях.
IV. Показатели подготовленности юных туристов
по разделам программы.
Раздел 1. «Моя семья»:
- Ключевые слова и термины:
Семья, родственники, традиции, предки.
2. Должен знать и понимать:
Домашний адрес и телефон, Ф. И. О. родителей, место их работы;
Традиции семьи, семейные связи.
3. Должен уметь:
Нарисовать или составить рассказ о своих родственниках, их месте работы.
При помощи взрослых составить генеалогическое дерево. Нарисовать план квартиры, дороги из дома в детский сад.
Раздел 2. «Детский сад»:
- Ключевые слова и термины:
Адрес. Местонахождение. План помещений, участка, подсобные помещения.
- Должен знать и понимать:
Внутренние помещения детского сада. Знать номер, название и адрес детского сада.
3. Должен уметь:
Составлять план комнаты. Ориентироваться по плану группы, детского сада, участка. Находить спрятанные предметы, обозначенные на плане. Самому обозначать на плане свое местоположение.
Раздел 3. «Наш микрорайон»:
1. Ключевые слова и термины
Улица, проезжая, тротуар, газон. Микрорайон, шоссе, бульвар, проспект. Учреждения, предприятия, общественные здания.
- Должен знать и понимать:
Как организовано движение по улице. Основные части улицы, их назначение.
Сигналы регулирования дорожного движения (светофор), не менее пяти дорожных знаков.
Название микрорайонов города.
Назначение общественных зданий.
3. Должен уметь:
Соблюдать правила дорожного движения.
Обратится за помощью к взрослым в случае потери.
Раздел 4. «Природа и мы»:
- Ключевые слова и термины:
Охрана природы, экология.
- Должен знать и понимать:
Я – часть природы, поэтому должен жить в согласии с ней, знать о необходимости повседневной заботы о чистоте окружающей среды.
Влияние лесов, водоемов, воздуха, почвы на жизнь человека, животных, птиц, насекомых.
3. Должен уметь:
Заботиться о чистоте окружающей среды, вырастить дома или на даче (приусадебном участке и т.п.) растение из семечка, черенка, луковицы, ухаживать за домашними животными, рыбками, птицами (зимой изготовить кормушки и самостоятельно подсыпать в них корм).
Следить за чистотой поляны, не допускать засорения леса, водоема.
Раздел 5. «Азбука туризма»:
1. Ключевые слова и термины
Слова-предметы: турист, палатка, котелок, спальный мешок, рюкзак, компас.
Слова-определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыжный, водный туризм, ловкий, смелый.
Слова-действия: поход, привал, сбор, преодолевать, тренировка.
2. Должен знать и понимать
Кого называют туристами, не менее трех видов туризма.
Предназначение и устройство некоторого туристского снаряжения (палатки, рюкзака, спального мешка, котелка).
Правила укладки рюкзака.
Правила поведения в лесу.
Основные звуковые сигналы руководителя о сборе, об опасности.
Простейшие способы ориентирования в лесу (по приметам, по солнцу, по расположению природных и социальных объектов).
Топографические знаки: дорога, тропинка, дерево, строение, лагерь, лес, луг.
К каждому походу нужно тщательно готовиться.
3. Должен уметь
В области техники туризма:
Двигаться в колонне по одному на установленной дистанции, передавая по цепочке указания руководителя.
Передвигаться с рюкзаком по пересеченной местности непрерывно в течении 20 – 25 минут в пешем походе и 10 – 15 в лыжном.
Технически грамотно преодолевать разнообразные несложные препятствия (ручей, бревно, кусты, склон и др.), применяя приемы страховки, соблюдая элементарные приемы безопасности.
В области хозяйственно-бытовой деятельности:
С помощью взрослого укладывать рюкзак.
Самостоятельно ухаживать за личным снаряжением (чистить, вытрясать, сушить).
Подбирать одежду в зависимости от погоды.
Владеть элементарными правилами личной гигиены в походе и после него.
Помогать педагогу в постановке палатки, сборе и укладке сушняка для костра, тушении костра (водой, снегом).
Организационно - познавательные:
Ориентироваться по расположению природных и социальных объектов, по солнцу, приметам.
С помощью руководителя вести группу по маршруту (плану).
Выполнять социально значимую работу в походе (покормить птиц, очистить поляну, возложить цветы к памятнику, накрыть «стол» и т.п.).
Раздел 6. «Основы безопасности»:
1. Ключевые слова и термины:
Лекарственные растения, ядовитые, отравление.
Опасность, тревога, безопасность, правила дорожного движения, служба спасения, страховка.
2. Должен знать и понимать:
Не менее пяти ядовитых грибов и растений, способы избежания опасности при контакте с ними; правила поведения на водоеме в разные времена года; способы поведения с чужой собакой и домашними животными (не дразнить, не делать резких движений, не кричать).
Сигналы регулирования дорожного движения (светофор), не менее пяти дорожных знаков.
Основы безопасного поведения во время подвижных игр, возможные последствия неосторожных действий (травмы, ушибы, ссадины), один – два способа оказания первой помощи себе или близкому.
Основные правила поведения «если я заблудился в лесу» (звуковой, цветовой сигнал, оставаться на месте, сделать простейшее укрытие для сохранения тепла).
3. Должен уметь:
Правильно обращаться с домашними и бродячими собаками.
Соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях, избегать возможных травм во время подвижных игр (столкновений, подножек), уметь правильно падать.
Раздел 7. «Я и мое здоровье»:
1. Ключевые слова и термины:
Здоровье, режим, физкультура, витамины, гигиена, настроение, эмоция, профилактика, закаливание.
Аптечка, лекарственные растения.
Первая помощь, ушибы.
2. Должен знать и понимать:
Не мене четырех факторов, влияющих на мое здоровье (режим, физкультура и закаливание, питание, настроение), я могу сам позаботиться о своем здоровье.
Не менее десяти названий и правил подвижных игр.
Гигиенические требования при занятиях туризмом. Гигиена тела, одежды и обуви.
Состав медицинской аптечки.
Правила оказания первой доврачебной помощи.
3. Должен уметь:
С помощью взрослых (родителей, педагогов) подбирать и ежедневно выполнять комплекс утренней гимнастики.
Самостоятельно организовать и провести подвижную игру со сверстниками.
Самостоятельно, без напоминаний выполнять основные гигиенические процедуры (чистка зубов, полоскание рта, умывание, мытье рук и ног), стирать свои носки, носовой платок.
Соблюдать с помощью взрослых правила здорового питания, избегать вредных привычек (есть конфеты, печенье между приемами пищи, жевать натощак резинку, запивать еду газированной водой и др.).
Регулировать свое настроение, сдерживать отрицательные эмоции, агрессию, дружно играть со сверстниками, быть готовым придти на помощь слабым, младшим.
Оказывать первую помощь себе и другим при ушибе (покой, холод), ожоге (холод), порезе (наложить повязку, платок на рану, сесть или лечь, поднять пораненную часть тела повыше), позвать взрослых.
Правильно ходить в колонне по одному с соблюдением дистанции, по ограниченной плоскости, по пересеченной местности.
Раздел 8. «Организация туристско-краеведческой деятельности»:
- Ключевые слова и термины:
Маршрут, район похода, краеведческие объекты, памятники истории, культуры и природы родного края.
- Должен знать и понимать:
К каждому походу нужна тщательная подготовка.
Эмблемы для походных должностей.
Основные сведения о климате, растительном и животном мире родного края.
Основные сведения по истории, культуре своего населенного пункта и своего края.
- Должен уметь:
Объяснить цель похода.
Подготовиться к походу.
Вести краеведческие наблюдения, делая зарисовки и составляя устный рассказ об увиденном.
Выполнять социально значимую работу в походе (очистить поляну, возложить цветы к памятнику и т.п.).
Подготовить творческие отчеты для родителей, сверстников из детского сада (поделки из природного материала, выставка рисунков, фоторепортаж и т.д.).
Раздел 9. «Туристские соревнования, слеты, конкурсы»
- Ключевые слова и термины:
Дистанция, этап, судьи, правила.
Туристская полоса препятствий:
кочки, параллельная переправа, мышеловка, бревно, укладка рюкзака, ориентирование.
Конкурсная программа.
2. Должен знать и понимать:
Порядок проведения соревнований, слетов.
Меры безопасности при участии в соревнованиях.
Порядок подведения итогов соревнований.
3. Должен уметь:
Технически грамотно преодолевать разнообразные этапы туристской полосы, применяя приемы страховки, соблюдая элементарные приемы безопасности;
V. Методическое обеспечение программы
При проведении занятий используются следующие формы: беседы, прогулки, походы, экскурсии, серия физкультурных занятий по туризму (приложение № 2).
Организация учебно-воспитательного процесса включает в себя следующие приемы и методы: объяснение, игры туристской направленности (приложение № 3) игровые приемы, наглядность, дидактические и лекционные материалы по краеведению и туризму (приложение № 4). Собрана картотека дополнительных материалов к занятиям по туристско-краеведческой деятельности: стихи, загадки (приложение № 5), физкультминутки (приложение № 6), считалки, так же и в электронном виде
Программой предусмотрены различные формы и методы подведения итогов по каждой теме и разделу, которые проводятся не реже 1 раза в месяц, как в помещении и на участке детского сада, так и на прилегающей к нему территории. Это игровые занятия «Ищи клад», «В гости к дядюшке АУ», «Таежные Робинзоны», а так же соревнования, конкурсы, походы и т.д.
Туристские праздники проводятся в соревновательной форме не менее 2-х раз в году, их продолжительность то 50 минут до 1,5 часа.
Итоговое мероприятие организуется один раз в год в форме слета для оценки результатов овладения дошкольниками пройденного материала.
VI. Список литературы.
- Алексеев А.А. Питание в туристском походе. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
- Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. – М.: Профиздат, 1985.
- Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.
- Воронов Ю.С., Константинов Ю.С. Спортивное ориентирование. М.: ЦДЮТур 1999.
- Востоков И.Е., Панов С.Н. Русский турист. – М. ТССР, 2001.
- Востоков И.Е., Силкин А.В. Русский турист. – М. ТССР, 1998.
- Голицина Н.С. Организация краеведо - туристской деятельности старших дошкольников. – М., 1992.
- Грицишина Т Маленькие туристы ж. Детский сад со всех сторон. №36 (216) 2004.
- Дрогов И.А. Юные туристы-спасатели. – М. ЦДЮТ и К МО РФ, 2000.
- Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. _ М.: ЦДЮТ и К МО РФ 2000 г.
- Константинов Ю.С. Юные судьи туристских соревнований. - М.: ЦДЮТур МО РФ 1999.
- Константинов Ю.С. Туристы-проводники. - М.: ЦДЮТ и К МО РФ 2000.
- Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ 1997.
- Лукоянов П.И Самодеятельное туристское снаряжение. – М., Ф и С 1986.
- Макарова О. С. Мир путешествий ж. Начальная школа № 5 – 1999. с.56 – 65.
- Остапец А.А. , Абросимова Г.Н., Трубачева М.Е. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности. – М., АРКТИ, 2003.
- Остапец – Свешников А.А. Примерная программа Туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной школы. - М.,1991.
- Оздоровительно познавательный туризм. – М.: Советский спорт, 2003.
- Организация краеведо - туристской деятельности старших дошкольников. Методические рекомендации – М.: Образование, 1992.
- «Программа для системы дополнительного образования детей. Туристы - проводники», – М.: Образование, 2000.
- Смирнов Д.В. Программы дополнительного образования детей. Выпуск 4.
- Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение 1990.
- Тамм Е.И. Энциклопедия туриста. – М.: Науч. изд. «Большая Российская энциклопедия» 1993.
- Штюрмер Ю.А. Туристу об охране природы. – М.: Профиздат, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа театрального образования для дошкольников "Мир на ладони"
Преодолевая время и пространство, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный...
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет
Содержание1. Пояснительная записка ……………………………………………….32. Учебно-тематический план ………………………………………….. 53. Содержание курса ……………...
Этапы обучения исследовательской деятельности старших дошкольников
В статье изложен вариант использоваия методики А.И. Савенкова в условиях детского сада...
Разработка дополнительной общеобразовательной развивающей программы для старших дошкольников и младших школьников, являющейся пропедевтическим блоком программы по основам информационных технологий
Рассматривается возможность успешного использования в образовательной деятельности основ информационных технологий для старших дошкольников и младших школьников. Разработка программы опирается на шест...
"Коррекционные технологии, направленные на развитие познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР
В данной статье описываются коррекционные технологии, направленные на развитие познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР...
План – конспект занятия по спортивным бальным танцам Введение в дополнительную образовательную программу «Бальные танцы для дошкольников»
Цель занятия: познакомить обучающихся со спортивными бальными танцами Задачи:Обучающие - познакомить с историей и видами бальных танцев; обучить основным движениям танца «Танец маленьк...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности / дополнительного образования
Программа предназначена для людей пожилого возраста....