Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет
рабочая программа по физкультуре
Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к исследовательской, краеведческой работе.
Пребывание в летней оздоровительной площадки окажет влияние на развитие кругозора ребят, экологического мышления, позволит связать теоретические знания, полученные в течение учебного года с жизнью, проверяя себя во время занятий и походов.
В летний период подростки смогут хорошо отдохнуть и увидеть много интересного. Смогут получить и развить навыки спортивного туризма. Общение с природой будет способствовать развитию эмоциональной культуры, а это ведущее условие формирования экологической ответственности на основе связи теоретического и практического отношения к природной среде.
Задачи:
- Дать основы туристической техники и практической подготовки к полевым выездам.
- Развить навыки по спортивному ориентированию и спасательным работам различных типов.
- Приобщить подростков к духовным, культурным и природным ценностям; сформировать у них чувство ответственности по отношению к природе;
- Воспитания чувства коллективности, взаимопомощи и коммуникабельности.
Методы и формы обучения: беседы, исследовательские работы, походы, туристические тренировки, лекции.
Место проведения: здание школы, пришкольная территория, лес «Белая поляна».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_turist.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРИОЗЁРНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Дополнительная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Юный турист»
Возраст участников программы 8-14 лет
Срок реализации: 2 недели
Составитель: Байзигитов Ильшат Рамилович, учитель физической культуры высшей квалификационной категории |
ПРОГРАММА
Спортивно-оздоровительной направленности
«Юный турист»
Информационная карта программы
1. | Полное название программы | Программа работы с детьми и подростками в летнем площадке спортивно-оздоровительной направленности. |
2. | Цель программы | Организация досуга, отдыха, оздоровления и занятости детей во время летних каникул на базе МОУ «Приозерная СОШ»; создание благоприятной обстановки для развития социально-активной, творческой личности. |
3. | Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) | - Дети и подростки от 8 до 14 лет, в том числе: из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи). - Население п.Приозерный. - Несовершеннолетние дети «группы особого внимания». |
4. | Сроки реализации программы | Реализация программы будет проведена в три этапа:
|
5. | Направление деятельности | Основное: 1.Спортивно-оздоровительное Сопутствующие: 2. Игровое. 3. Трудовое. |
6. | Краткое содержание программы | Программа предназначена для: - формирования спортивно-оздоровительных навыков; - воспитания отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; - формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитания активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятия асоциальных явлений (наркомании, пьянства и другого), подрывающих физическое и духовное здоровье. |
7. | Название организации. Авторы программы. | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» Автор программы: Байзигитов Ильшат Рамилович |
8. | Почтовый адрес организации. | 629746 Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымского района, п. Приозёрный ул.ФК 1 |
9. | Ф.И.О. руководителя организации | Директор Лежнина Валентина Леонидовна |
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, духовно-нравственного развития.
«Лето – это маленькая жизнь!», - а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям, и тем, кто будет организовывать отдых, было интересно. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и духовно-нравственного воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить.
Настоящая программа является оздоровительно-образовательной и направлена на раскрытие индивидуальных способностей, учащихся в процессе организации совместной деятельности, решает проблему занятости детей в летний период.
Программа рассчитана на 10 день. Возраст участников 8-14 лет.
Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к исследовательской, краеведческой работе.
Пребывание в летней оздоровительной площадки окажет влияние на развитие кругозора ребят, экологического мышления, позволит связать теоретические знания, полученные в течение учебного года с жизнью, проверяя себя во время занятий и походов.
В летний период подростки смогут хорошо отдохнуть и увидеть много интересного. Смогут получить и развить навыки спортивного туризма. Общение с природой будет способствовать развитию эмоциональной культуры, а это ведущее условие формирования экологической ответственности на основе связи теоретического и практического отношения к природной среде.
Задачи:
- Дать основы туристической техники и практической подготовки к полевым выездам.
- Развить навыки по спортивному ориентированию и спасательным работам различных типов.
- Приобщить подростков к духовным, культурным и природным ценностям; сформировать у них чувство ответственности по отношению к природе;
- Воспитания чувства коллективности, взаимопомощи и коммуникабельности.
Методы и формы обучения: беседы, исследовательские работы, походы, туристические тренировки, лекции.
Место проведения: здание школы, пришкольная территория, лес «Белая поляна».
Оборудование полигона для занятий по ориентированию:
На ограниченной местности ставится много контрольных пунктов, оборудованных колышками с прибитыми к ним консервными банками и имеющими нарисованные отличительные знаки для контроля. На полигоне отрабатываются основы ориентирования: определение точки стояния, азимутальные ходы, приемы нахождения контрольных пунктов в заданный промежуток времени, построение простейших дистанций, прорисовка пройденного маршрута, определение расстояния на глаз, ориентирование в заданном направлении и по выбору.
Содержание занятий
Раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |
Основы безопасности | 1 | 1 | 2 |
Ориентирование на местности | 4 | 4 | |
Пеший туризм | 1 | 5 | 6 |
Спасательные работы | 2 | 2 | |
Соревнования по туристскому многоборью | 4 | 4 | |
Медико – санитарная подготовка. | 2 | 2 | |
Всего часов | 2 | 18 | 20 |
Структура учебного процесса предполагает проведение комбинированных занятий на местности, основанных на сочетании теории и практики.
1. Основы безопасности
Правила поведения туриста на природе. Правило сбора даров природы. Правило пользования источниками воды. Порядок развертывания лагеря. Правила установки палаток. Техника безопасности при заготовке дров. Правила переноса бревен. Правила пользования ножом, двуручной пилой, топором, лопатой. Правила обращения с огнем. Правила поведения у костра. Правила ликвидации мусора и отходов. Правила мытья посуды. Защита от гнуса и клещей. Этика туриста. Правила свертывания полевого лагеря.
2. Ориентирование на местности.
Карта и приемы работы с ней. Компас и работа с ним. Условные знаки. Ориентирование карты согласно местности. Значение для туристов навыков ориентирования. Спортивное ориентирование.
3. Медико – санитарная подготовка.
Теория. Типичные травмы в походе и их характеристика. Медицинская аптечка и ее комплектование. Лекарственные препараты. Пищевые отравления и оказание первой доврачебной помощи. Травмы опорнодвигательного аппарата. Первая доврачебная помощь при ушибах и растяжениях. Кровотечения. Виды кровотечений. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута. Первая доврачебная помощь при венозном кровотечении. Первая доврачебная помощь при капиллярном кровотечении.
Практика. Отработка навыков оказания первой доврачебной помощи при вывихах и переломах. Правила наложения жгута. Отработка практических навыков по оказанию первой доврачебной помощи. Наложение повязок.
4. Пешеходный туризм.
Правила передвижения в природном окружении: зависимость техники движения
от конкретной природной обстановки. Снаряжение туриста-пешеходника: веревки, карабины, страховочная система, самостраховки, рукавицы, опорные петли. Правила вязки применяемых узлов. Обучение технических приемов на пересеченной местности: организация перил для навесной переправы, движение участников по навесной переправе, снятие перил, организация параллельных перил, движение участников по параллельным перилам, переправа маятником через овраг, движение по перилам вброд, по бревну, траверс склона по перилам.
5. Спасательные работы.
Переправа неглубокой реки (ручья) вброд. Наведение навесной переправы. Применяемые узлы. Вязка носилок. Проведение переправы. Снятие переправы.
6. Соревнования по туристскому многоборью.
Соревнования проводятся в два этапа:
1-й день - пешеходный туризм (первый этап).
Набор заданий: переправа вброд по перилам, переправа маятником через
овраг, переправа по бревну, навесная переправа, параллельные перила,
траверс склона по перилам, вязка узлов, применяемых при организации
перил.
2-й день - спасательные работы (по ТПТ):
Преодоление естественных препятствий при помощи навесной переправы и
транспортировка пострадавшего. Снятие переправы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Содержание занятий |
1 день | Правила безопасного поведения в лесу | Правила поведения туриста на природе, сбора даров природы, пользования источниками воды. Защита от гнуса и клещей. Этика туриста. Правила свертывания полевого лагеря. |
2 день | Правила безопасного поведения в лесу | Порядок развертывания лагеря. Правила переноса бревен. Правила пользования ножом, двуручной пилой, топором, лопатой. Правила обращения с огнем. Правила поведения у костра. Правила ликвидации мусора и отходов. Правила мытья посуды. |
3 день | Снаряжение туриста | Правила пользования веревками, карабинами, страховочной системой, рукавицами, опорными петлями, правила самостраховки. |
4 день | Правила вязки применяемых узлов. | Прямой узел, проводник, швейцарский проводник, восьмерка. |
5 день | Техника движения и преодоления препятствий. | Переправа вброд по перилам. Переправа маятником через овраг. Переправа по бревну, навесная переправа. |
6 день | Первая доврачебная помощь | Медицинская аптечка и ее комплектование. Лекарственные препараты. Пищевые отравления и оказание первой доврачебной помощи. Травмы опорнодвигательного аппарата. Первая доврачебная помощь при ушибах и растяжениях. Кровотечения. Виды кровотечений. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута. Первая доврачебная помощь при венозном кровотечении. Первая доврачебная помощь при капиллярном кровотечении. |
7 день | Организация страховки и самостраховки | Наведение навесной переправы. Применяемые узлы. Вязка носилок. Проведение переправы. Снятие переправы. |
8 день | Топография и ориентирование. | Компас и работа с ним. Условные знаки. Ориентирование карты согласно местности. |
9 день | Туристское многоборье | Преодоление естественных препятствий при помощи навесной переправы и транспортировка пострадавшего. Снятие переправы. |
10 день | Туристское многоборье | Переправа вброд по перилам, переправа маятником через овраг, переправа по бревну, навесная переправа, параллельные перила, траверс склона по перилам, вязка узлов, применяемых при организации перил. |
8.Материально-техническое обеспечение
- Для проведения спортивных и воспитательно- оздоровительной мероприятий необходимы:
∙ Площадка (спортзал);
∙ Спортивный инвентарь;
Снаряжение туристическое:
- Палатка - 2 шт.
- Рюкзак - 12 шт.
- Коврик пенополиуретановый - 12 шт.
- Групповой тент - 2 шт.
- Двуручная пила - 1 шт.
- Топор -2 шт.
- Лопата - 2 шт.
- Котлы на 7,5 литров - 2 шт.
- Веревка хозяйственная - 100 м
- Фотоаппарат - 1 шт.
- Компас - 10 шт.
- Карта местности М 1:15000 - 10 шт.
- Веревка основная (d - 10 мм, 1 - 80 м)
- Веревка вспомогательная (d - 8 мм, 1 - 60 м)
- Страховочная система - 5 шт.
- Карабин - 10 шт.
- Рукавицы - 10 пар
- Аптечка
- Ремнабор.
9.Ожидаемые результаты.
Знать:
- основные термины и правила туристской деятельности;
- приемы преодоления различных препятствий;
- способы ориентирования на местности;
- правила соревнований по туристскому многоборью;
- технику безопасности при проведении туристских мероприятий.
Уметь:
- разбить туристский бивак;
- организовать и провести туристский поход;
- преодолевать различные препятствия;
- оказывать первую доврачебную помощь;
- ориентироваться на местности;
Литература
- Крайнева И.Н. Узлы: Простые, забавные, сложные. 152 модели на все случаи жизни.- СПб.: ИЧП «Кристалл», АОЗТ «Невский клуб», 1997.
- Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1999.
- Усачев А.А., Березин А.И. Школа безопасности: 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».- М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления "Юный краевед"
Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в ос...
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Юный корреспондент" студии "Юнкор"
Рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 10-18 лет...
Общеобразовательная общеразвивающая программма технической направленности "Юный техник и механик"
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью целенаправленного процесса обучения и развития творческих способностей через техническое творчество, которое в свою очередь формирует мот...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи» рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юные туристы-экологи"
Программа "Юные туристы- экологи" рассчитана на два года обучения для детей среднего школьного звена (5-8 классов) по 216 часов в первый и второй год обучения. Цель программы: формирование э...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный турист» для 8-11 классов
Цели программы:совершенствование нравственного и физического воспитания детей средствами туристской деятельности, удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего ...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист»
Образовательная программа «Юный турист», является адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой туристско-краеведческой направленности и предназначена д...