Программа кружка по экономике в школе, 1 год обучения
рабочая программа (11 класс) на тему

Бресская Анна Александровна

Данна программа предназначена для  общеобразовательной школы, представляет собой полноценный курс по изученмю экономики , внеклассной деятельности 9-10-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_ekonomike.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение

                     Средняя образовательная школа с. Большой Хомутец

                                                                                                     Утверждено

                                                                                                    Директор МБОУ СОШ с. Бо.Хомутец    

                                                                                                      --------------Храброва В.Н.

                                                                                                      Приказ №          от

                         Рабочая программа

               Кружка социальной направленности

                    «Экономический старт»

                                                                                   Уровень общего образования -9-11 класс

                                                                                  Количество часов- 64

                                                                                 Педагог БресскаяА.А.

                                                           2018 год

Содержание

1.Паспорт программы

2.Пояснительная записка

3.Содержание программы

4.Учебно-тематическое планирование

5.Система отслеживания и оценивания результатов

6.Методическое обеспечение программы

7.Список литературы и ИКТ

Паспорт дополнительной общеразвивающей программы, социальной направленности

Кружка «Экономический старт»

Наименование учреждения

МБОУ СОШ с.Большой Хомутец

Название программы

Дополнительная общеразвивающая программа

«Экономический старт»

Направление программы

социальная

Автор программы

Педагог дополнительного образования

БресскаяА.А.

Программа утверждена

Директор МБОУ СОШ с.БольшойХомутец

Храброва В.Н.

Возраст обучающихся

15-17 лет

Срок реализации программы

1 год

Программа реализуется

МБОУ СОШ с.Большой Хомутец

Программа разработана

В 2018 г

2.Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Экономический старт» составлена в соответствии с Федеральным  государственным компонентом государственного образовательного стандарта. Согласно календарно-учебному графику МБОУ СОШ с. Большой Хомутец данная рабочая программа будет реализована в объёме 40 часов на 2018-2019 учебный год.

Занятия будут проходить в факультативное время 1 раз в неделю.

    Программа основана на теоретическом материале школьного курса экономики, преподаваемом в 9-м или 11-м классе, и поэтому не ведет к перегрузке учащихся. Значительное количество времени, отведенное на выполнение практических заданий, равномерно распределяет нагрузку.

Программа учитывает основные принципы системного, развивающего, проблемного обучения и содержит в себе: направленность на комплексное решение задач образования, воспитания, развития, научность обучения, системность и последовательность, доступность, стимулирование положительного отношения школьников к учению, формированию у них познавательных интересов, потребностей в знаниях, сознательность, активность, и самостоятельность учащихся в обучении при руководящей роли педагога, оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых, а также других методов, технологий и приемов обучения, оптимальное сочетание практического и теоретического материала, а также общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения, что способствует индивидуализации обучения.

Работа по данной программе позволит учащимся получить комплекс умений по подготовке проектных, исследовательских работ, получить опыт участия в конференциях разного уровня.

Реализация программы позволит, учитывая возрастные особенности детей, достичь планируемых результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, мотивировать школьников к изучению экономики в урочное время и к обучению по специальности обществоведческих дисциплин в ВУЗе, поможет детям более полно реализовать свои природные способности, удовлетворить интерес к познанию обществоведческих дисциплин (право, обществознание). Введение факультативного курса позволит учащимся более качественно проработать отдельные вопросы по дисциплине «Обществознание», в том числе подготовиться для сдачи экзаменов за курс средней школы.

     Программа отражает содержательные компоненты обучения (здесь представлен основной изучаемый материал).

Направленность программы

Программа направлена на помощь учащимся воспринимать школьный курс экономики через расширенное познание хозяйственной деятельности общества.

Это достигается путем широкого использования наглядности, выполнения практических работ, решение задач, проведения деловых игр. Умелое использование организации самостоятельной работы учащихся позволяет решать учебно–воспитательные задачи, сочетая разные подходы к обучению.

Программа направлена на помощь учащимся

Применение технических средств и ИКТ, связанных с ними игровых методик, на занятиях способствует формированию критического и аналитического мышления, развитию предпринимательских способностей, формированию чувства ответственности за свои действия.

Актуальность программы

Экономика окружает каждого человека в детства.

Поэтому:

•        предлагаемая программа связана с содержательным блоком урока экономики, часто является подготовкой или продолжением его;

•        внеурочная работа по данной программе предлагает задания для проведения тематических игр и мероприятий в школе;

•        программа позволяет ориентироваться на интересах учащихся к изучаемому предмету, хозяйственной жизни общества, семьи и потому помогает решать важные учебно–воспитательные задачи, углубляя и расширяя экономические знания учащихся;

Практическая значимость

•        программа составлена с учетом возрастных особенностей детей: дети активно проявляют интерес к изучению хозяйственной деятельности общества, стремятся к самостоятельной, творческой работе; в программе учитывается то, что многие подростки, сталкиваясь с трудностями при выполнении работы, не проявляют должной настойчивости, теряют интерес к выполнению заданий. – для предотвращения этого учитываются психологические особенности подростков, учитель оказывает им своевременную помощь, стимулирует интерес, оказывая психологическую поддержку, обеспечивает успешное завершение работ учащимися;

•        близкое общение учителя с учащимися при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ученика, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельное познавательной деятельности.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей с опорой на психологические особенности возраста детей и применением различных психологических техник

Цели программы

Программа способствует формированию у учащихся

•        экономического и хозяйственного мировоззрения;

•        сознательного отношения к труду;

•        развитие интереса детей к экономическим процессам, способствовать развитию интеллекта;

•        развитие познавательных способностей учащихся;

•        приобретение навыков проектной деятельности (от постановки задачи до ее успешной реализации);

Задачи программы

•        обеспечить выработку у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые в последствии могут стать основой для более серьезных исследований;

•        усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков. Это может оказаться полезным в повседневной жизни, а возможно, и в будущей профессии;

•        поддержание и развитие интереса, любознательности; потребности в приобретении новых знаний и способностей их получения путем самообразования;

•        эстетическое воспитание учащихся;

•        формирование аналитического мышления учащихся через систему решения задач, содействие развитию критического мышления;

•        получение необходимых знаний и приемов работы для реализации перечисленных выше задач Отличительные особенности программы: Заключаются в том, что она построена на основах развивающего обучения в результате социального взаимодействия и поэтапного формирования мыслительной деятельности. Социальное взаимодействие учащихся между собой и с учителем осуществляется в практической деятельности.

Возраст детей: Программа рассчитана на применение в 9–11-х общеобразовательных классах при одногодичном цикле обучения.

Сроки реализации программы: при одногодичном цикле обучения программа реализуется за один учебный год.

Формы и режим занятий

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 40 учебных занятий на учебный год (по 1 учебному часу в неделю)

Основная форма организации внеклассной работы по экономике в школе – кружок.

В программе предлагаются следующие формы работы:

•        теоретическое изучение основ экономики и предпринимательства;

•        групповые практические занятия;

•индивидуальные занятия (подготовка докладов, выполнение индивидуальных проектов; исследовательская деятельность);

•        общешкольные мероприятия;

•        экскурсии, игры,

•        практическое применение полученных навыков (организация ярмарок, экономических игр).

Прогнозируемые  результаты

•        формирование стойкого интереса к экономической науке;

•        воспитание ответственности за принимаемые экономические решения на основе осознания роли человека в современном мире;

•        приобретение учащимися прочных знаний в различных обществоведческих дисциплинах, подкрепленных практическими навыками и умениями;

•        закрепление навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности;

•        развитие интеллекта учащихся, навыков общения.        

.

                                Нормативно правовые акты

      1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в действующей редакции

      2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего      общего образования.

     3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений ( утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 №986 Сан ПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утверждены  Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря2010, рег номер 19993

5.Санитарнэпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» СанПиН 2.4.4.1251-03, регистрационный номер 4594

6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников  от 28 декабря 2010 г.

№2106,регистрационный номер 19676

7.Учебный план МБОУ СОШ с. Большой Хомутец на 2018-2019 учебный год

3.Содержание программы

Краткое содержание программы

Программа направлена на развитие интереса к экономическим наукам, расширение знаний по экономике, расширение знаний по производственной и непроизводственной сферам экономической жизни человека. Ученик в ходе изучения представленного материала узнает методологические и философские подходы к экономической науке, усваивает теорию производства, узнает о различных экономических системах общества.

Возраст детей: Программа рассчитана на применение в 9–11-х общеобразовательных классах при одногодичном цикле обучения.

Сроки реализации программы: при одногодичном цикле обучения программа реализуется за один учебный год.

Формы и режим занятий

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 40 учебных занятий на учебный год (по 1 учебному часу в неделю)

Основная форма организации внеклассной работы по экономике в школе – кружок.

В программе предлагаются следующие формы работы:

•        теоретическое изучение основ экономики и предпринимательства;

•        групповые практические занятия;

•индивидуальные занятия (подготовка докладов, выполнение индивидуальных проектов; исследовательская деятельность);

•        общешкольные мероприятия;

•        экскурсии, игры,

•        практическое применение полученных навыков (организация ярмарок, экономических игр). «Основы экономики» ( автор Л.Л. Любимиов, И,В. Липсиц).

С целью привития интереса к изучаемому предмету, планируется использовать следующие разнообразные методы работы:

Проектно-исследовательскую деятельность;

Занятия – практикумы;

Ролевые и деловые игры;

Семинары;

Защита творческих работ;

Решение экономических задач и тестов.

В ходе практических занятий происходит проигрывание различных экономических ситуаций, а также проведение дискуссий по актуальным проблемам микроэкономики.

Авторский опыт преподавания экономики показывает, что подобный подход к обучению даёт наиболее осязаемый и предметный эффект.

В течение посещения кружковых занятий все учащиеся по своему выбору выполняют творческую работу (например: сообщение о выдающихся экономистах, составление бизнес – плана, разработку своего бизнес-проекта(индивидуально или коллективно), участие в компьютерной деловой игре «Бизнес- курс ПРЕДПРИЯТИЕ» и др.)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 

• В процессе работы в кружке «Экономика и мы» ученик должен научиться излагать свои мысли, пересказывать материал, слушать, задавать вопросы, составлять план, работать с литературой, то есть овладеть практическими навыками и умениями. Однако эти навыки и умения отнести к практическим можно лишь условно, поскольку в основе даже самого простого из них лежит мыслительная деятельность.

 • ученик должен овладевать определенными способами умственной деятельности, обучаться мыслительным операциям, учиться наблюдать, воспроизводить и творчески создавать новые. Умение осуществлять все это является в то же время результатом овладения определенной суммы фактических знаний. В результате работы в кружке «Экономика и мы» ученик должен: Знать/Понимать смысл основных теоретических положений экономической науки; основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

 •Уметь приводить примеры: взаимодействия рынков; международной торговли; экономических объектов определенного типа, экономических отношений; ситуаций, регулируемых различными видами экономических механизмов; деятельности людей в различных сферах;

 • описывать: факторы производства, основные экономические объекты, выделяя их существенные признаки; человека как участника экономической деятельности; •объяснять: экономические явления, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда; •сравнивать (различать): организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

•вычислять на условных примерах: смету (бюджет) доходов и расходов; •использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  исполнения типичных экономических ролей;

  решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

  совершенствования собственной познавательной деятельности;

  оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

  осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

 •оценивать поведение людей с точки зрения экономических норм, экономической рациональности;

 • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека

•осуществлять поиск экономической информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие источники)

4.Учебно-тематическое планирование

Планирование по разделам

Название раздела

Количество часов

Экономическая теория

5

Рыночный механизм

6

Финансовая система. Банковская система.

6

Предпринимательство

6

Рынок труда

5

Экономические циклы

5

Роль государства в экономике

7

Учебно-тематический план- 1 год обучения (40 часов)

                       Тема занятия

Количество часов

Раздел Экономическая теория

1

Понятие экономика и экономическая наука.

1

2

Понятие макроэкономика. ВВПиВНП- приёмы вычисления.

1

3

Понятия микроэкономика. Микроэкономические показатели.

1

4

Факторы производства.

1

5

Экономические системы

1

Раздел Рыночный механизм.

6

Рынок, понятие , классификация и функция

1

7

Теория спроса

1

8

Теория предложения.

1

9

Рыночный механизм

1

10

Постоянные и переменные затраты

1

11

Практикум. Кривые спроса и предложения. Работа с графиками.

1

Финансовая система

12

Функции финансов. Финансовая система. Финансовые институты.

1

13

Банк, функции и классификация.

1

14

Кредит. Классификация кредита.

1

15

Предпринимательство

1

16

Инвестиции

1

17

Ценные бумаги

1

Предпринимательство

18

Основные источники финансирования бизнеса

1

19

Понятие предпринимательство. Классификация предпринимательства

1

20

Функции предпринимательства

1

21

Защита предпринимательства

1

22

Роль предпринимательства в экономике.

1

23

Защита проекта по теме предпринимательство.

1

Рынок труда

24

Понятие рынок труда и классификация рынка труда.

1

25

Конкурентный рынок труда

1

26

Заработная плата

1

27

Безработица.

1

28

Решение проблем безработицы.

1

Экономические циклы

29

Понятие экономические циклы

1

30

Дефляция-причины и последствия.

1

31

Инфляция, понятие и классификация

1

32

Последствия инфляции

1

33

Экономический рост

1

Роль государства в экономике.

34

Экономические цели государства

1

35

Основные направления экономической политики государства

1

36

Понятие внешние эффекты.

1

37

Государственный бюджет

1

38

Налогооблажение

1

39

Я- субъект экономики. Защита индивидуального проекта.

1

40

Диспут по проблеме «Рациональное экономическое поведение собственника»

1

5.Система отслеживания и оценивания результатов

Формы подведения итогов  реализации программы и оценка деятельности результатов обучения.

Эффективность программы основывается на результатах обучения в ходе контроля качества знания, умения и навыков обучающихся. Основными формами подведения итогов реализации программы являются портфолио с эссэ и развёрнутыми планами, тестирование, устная  защита проектов и самоанализ в конце изучения разделов программы.

Оцениваются знания, умения и навыки по 100 бальной системе.

Отслеживание результатов деятельности учеников в течении года.

Методы, средства и способы оценки

1.Мониторинг проводится в начале курса, в середине и конце.

2.Презентация индивидуальных проектов

3.Тестирование в конце изучения каждого раздела.

4.Самоанализ

5.Педагогические наблюдения.

6.Информация педагогов и родителей.

6.Методическое обеспечение программы

Педагогические приёмы:

-создание атмосферы доброжелательности

-создание ситуации успеха

-чёткие инструкции

-чередование форм обучения

-педагогический такт

-индивидуальный подход

-доверие к личности

-анализ конфликтных ситуаций

-позиция стимулирования

Коррекционные методы

-метод  релаксации

-Коммуникативные игры

-тренинги

Методы в основе которого лежит форма организации деятельности ученика

-фронтальный

-индивидуально-фронтальный

-групповой

-индивидуальный

Развивающие методы и приёмы

  1. Частично-поисковый
  2. Проблемный
  3. Проектный

Направленность обучения на зону ближайшего развития.

Программа «Экономический старт» предусматривает различные формы и методы работы:

1) групповые занятия: теоретическое обсуждение вопросов – дискуссия, мозговой штурм; практическое6 выполнение опытов, ролевые игры, экскурсии, массовые мероприятия в школе;

2) индивидуальные занятия:

•        консультации,

•        работа с учебной литературой,

•        подготовка сообщений, индивидуальных проектов,

•        работы с использованием компьютерных программ;

3) техническое оснащение школы позволяет широко использовать в работе технические средства, разнообразный традиционный дидактический материал, а также информационные технологии, которые позволяют достигать максимально возможного результата в обучении.

Для создания программы использованы:

1.        Экономический словарь .автор Баранов П.А.

2.        Программа «Основы экономических знаний», В.В.Любимов,

3.        Программа «Основы экономических знаний», И.В.Липсиц,

4.        Программа «Основы предпринимательства», И.В.Липсиц,

Список литературы

1.Любимов Л.Л., Липсиц И.В. «Основы экономики» Москва «Просвещение». 1994г.

2.Липсиц И.В. Экономика в 2 кн. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений

3.Линьков А..Я. Экономика Учебник для школ гуманитарного профиля Москва « Вита-центр» 2005г

4.Т.Н. Стариченко Экономика, практикум. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004г

5.Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Ярославль «Академия развития».2003г.

(Пособие для учителей экономики и обществознания).

6.Экономика. Я познаю мир. Энциклопедия.О.Г.Исаев.- М «Астрель» 2004г.

7.Экономика вокруг нас: учебное пособие. –М.: изд-во «Ось», 2000.

8. В.З. Черняк Введение в предпринимательство учебное пособие- М.: Вита-Пресс, 1999.

9. Н А Зайченко. Опорный конспект школьника по экономике: М: - Вита –

Пресс, 2005 –96 стр

10. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя.

– М.: Вита-Пресс, 2006

11.. Журнал «Экономика в школе»

12.. Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.

13. Липсиц И.В., Любимов Л.Л.Раскрывая тайны экономики. М.: изд-во «Вита- Пресс», 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Музейный уголок истории школы"

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Музейный уголок истории школы"...

Программа кружка "Росток" (подготовка к школе)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы кружка "Подготовка детей к школе" (Автор: Алла Повалишникова, педагог дополнительного образования, МОУ ДОД ДЮЦ "Клуб" г. Владимира )Цель прог...

Рабочая программа кружка по бадминтону . 4- ый год обучения

Программа раскрывает методические особенности обучения игре в бадминтон в общеобразовательном учреждении.Программа рассчитана на 9 месяцев, предназначена для подростков 13-16 лет. Объединение могут по...

Программа кружка по ИЗО "Художественная школа-студия"

Разработка программы кружка по изобразительному искусству (нетрадиционные техники рисования)...

Рабочая программа кружка "Азбука экономики"

Кружок "Азбука экономики" рассчитан на 34 часа в год, для обучающихся 7-9 классов....

Рабочая программа кружка «Основы экономики и правовых знаний»

Рабочая программа курса ориентирована на учащихся 9 класса. В настоящее время для нашей страны подобный широкий взгляд на систему экономического образования необходим. Данный подход является наиболее ...