Программа кружка по ИЗО "Художественная школа-студия"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Попова Ирина Алексеевна

Разработка программы кружка по изобразительному искусству (нетрадиционные техники рисования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_kruzhka_hudozhestvennaya_shkola-studiya.zip33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ручевская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено                                          Согласовано:                          Утверждаю:

на методическом объединении          зам.дир.по УВР                         Директор МОУ

классных руководителей                     _________/Т.Н.Попова/          Ручевской СОШ

протокол №1 от 30.09.2016г.              30.08.2016г.                            ________/Н.В.Холопова/        

Дополнительная образовательная программа

по художественно-эстетическому направлению

кружка «Художественная школа-студия»

Тип программы: модифицированный

Срок реализации: 2016-2017 учебный год

Возраст учащихся: 9-15 лет

Руководитель: Попова Ирина Алексеевна,

педагог дополнительного образования

     с.Руч

2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

       Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью.  Рисование помогает учащимся познавать окружающий мир, приучает  анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.

       Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.

Занятия построены так, что знакомство с необычными способами создания рисунков выводят учащихся за привычные рамки рисования. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.

При этом у учащихся есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.

             Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- занятия проводятся  в свободное время;

- обучение организовано на добровольных началах.

          Тип программы: 

Образовательная программа по художественному творчеству.

          Формы занятий.    

 Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.        

  Программа кружка «Художественная школа-студия» представляет собой внеурочную деятельность учащихся, составлена для учащихся параллели  4-9 классов школы на 1 год обучения (70 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 2 часа.

           Актуальность.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей.

         Данная программа  позволяет удовлетворить  потребность детей 9-15 лет в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у учащихся:

  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • наблюдательности,  эмоциональной отзывчивости;
  • в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей. Данное пособие предлагается как помощь в работе учителю во внеурочной деятельности. Краткое описание используемых техник рисования позволит любому преподавателю проводить кружковые занятия.

Цели программы:

  • формирование художественной культуры школьников, развитие природных задатков, творческого потенциала,
  • расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • создать условия для развития  творческих способностей учащихся;
  • способствовать воспитанию  у учащихся интереса к изобразительной деятельности; усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы; культуры  деятельности;
  • создать условия для  формирования  навыков  сотрудничества;  оценки и самооценки

Планируемые результаты:

Личностные.

  1. Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- способность к оценке своей работы;

- чувство прекрасного и эстетические чувства

Метапредметные:

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно оценивать свою работу;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка

2. Познавательные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Предметные

Ученики  научатся:

- создавать простые композиции на заданную тему;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- изображать предметы различной формы;

Ученики получат возможность научиться:

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.

                                      УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН   (70 ч)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

Рисование гуашью с помощью ватной палочки методом тычка и тампования.

7

Граттаж.

6

Рисование мелом по тонированной бумаге.

4

Рисование по  мокрой бумаге.

4

Мраморные краски.

4

Рисование по бархатной бумаге пастелью.

6

Витраж

10

Рисование свечой

4

Рисование гуашью с помощью ватной палочки методом тычка и тампования.

6

Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.

6

Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью.

6

Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов

4

Обобщающее занятие

2

Итого:

70


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Вводное занятие “Как стать художником?” (1ч.) ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы кружка. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.
  2. Рисование гуашью ватными палочками методом тычка и тампования. (7ч.) Знакомство с новым приёмом рисования. Создание композиции на тему «Осенний пейзаж».
  3. Граттаж. (6ч.) Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «граттаж». Рисование на тему «Звездная ночь».
  4. Рисование мелом на тонированной бумаге.(4ч.) Знакомство с новым приёмом рисования. Закрепление понятия «композиция». Рисование на тему  «Стрекозы» (на синем фоне).
  5. Рисование по мокрой бумаге. (4ч.) Знакомство с новым приёмом рисования. Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисование на тему: «Закат на море».
  6. Мраморные краски. (4ч.) Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на темы по выбору: «Красивые узоры», «Волшебный цветок».
  7. Рисование на бархатной бумаге пастелью. (6ч.) Знакомство с новым приёмом рисования. Закрепление понятия «композиция». Рисование на тему «Аквариум».
  8. Витраж. (10ч.) Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование мультипликационных героев в технике витража.
  9. Рисование свечой. (4ч.) Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «симметрия». Рисование на темы: «Узоры на окнах», «Снежинки».
  10. Рисование гуашью ватными палочками методом тычка и тампования. (6ч.) Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисование на тему: «Сирень».
  11. Городецкая роспись. (6ч.) Роспись тарелочки, разделочной доски. ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев. ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.
  12. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью (6ч.) ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы. ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.
  13. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов. (4ч.) ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации. ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.
  14. Обобщающее занятие. (2ч.) Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка. ПРАКТИКА: Организация выставки работ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1

Вводное занятие “Как стать художником?”

1ч.

Знать технику безопасности при работе с различными материалами. Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.

2

Рисование гуашью ватными палочками методом тычка и тампования.

7ч.

Рассмотреть репродукции картин художников-пейзажистов. Предложить детям почувствовать себя художниками и нарисовать осеннюю картину. Объяснить последовательность работы.

3

Граттаж. 

6ч.

Знать этапы выполнения техники граттаж.

Уметь выполнять индивидуальный рисунок, соблюдая правила при работе в данной технике. Плотную бумагу покрыть  толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку или раскрасить лист восковыми мелками в разные цвета.  Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты нанести  слой туши. Когда тушь высохнет,  процарапать рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. На листе, обработанном цветными мелками, будут проявляться разноцветные полосы, что вызывает неподдельный восторг у детей. Особенно хорошо смотрятся в этом плане картины космоса или ночного города.

4

Рисование мелом на тонированной бумаге.

4ч.

Учить детей рисовать мелом на тонированной бумаге. Учить составлять композицию, дополняя основные компоненты рисунка своими деталями. Раздать листы бумаги. Показать последовательность прорисовывания основных компонентов рисунка (стрекозы, кувшинки, волны озера, облака). Предложить дополнить рисунок своими элементами.

5

Рисование по мокрой бумаге.

4ч.

Показать детям репродукции картин художников-маринистов. Объяснить последовательность выполнения работы. Нижняя часть листа покрывается краской цвета морской волны (смешивается синяя и зелёная акварель). Верхняя часть закрашивается  светло-фиолетовым цветом. По влажной бумаге в верхней части красной краской прорисовывается половинка солнца. За счёт «расплывания» краски создаётся эффект «марева» и отражения солнца в воде. Знать понятие техники “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски. Уметь выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования неба и воды.

6

Мраморные краски.

4ч.

Показать детям, что при смешивании крема с красками рисунок получается «мраморным». Развивать фантазию, интерес к рисованию.  Смешать крем (для бритья, для рук) с разноцветными красками. Рисовать композицию из цветов (натюрморт).

7

Рисование на бархатной бумаге пастелью.

6ч.

Уметь выполнять пейзаж по бархатному листу пастелью. Пополнить знания детей о жизни аквариумных рыбок. Развивать наглядно-образное мышление, воображение. Рассмотреть рисунок рыбок, других обитателей подводного мира. Обратить внимание детей на цвет воды, на подводные растения. Обговорить детали композиции.

8

Витраж.

10ч.

Показать, что рисовать можно витражом. Объяснить последовательность выполнения работы. Рассмотреть картинки с мультипликационными героями. Обговорить детали композиции.

9

Рисование свечой.

4ч.

Показать, что рисовать можно не только красками. Закрепить умение составлять простые узоры. Развивать чувство композиции. Обогатить знания детей о зимних изменениях в природе. Закрепить умение рисования свечой, развивать воображение. Показать слайды с морозными узорами. Рассказать детям, как они образуются. Обратить внимание на красоту и необычность узоров. Рисунок прорисовать свечой, сверху покрыть голубой акварелью.

Рассмотреть форму снежинок, обратить внимание детей на симметричность, красоту снежинок. Учить детей видеть прекрасное  в обычных предметах.

10

Рисование гуашью ватными палочками методом тычка и тампования.

6ч.

Знать понятие техники “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски. Уметь выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования. Рассмотреть рисунок сирени, направление цветков.  Объяснить порядок выполнения работы. При работе с мокрой бумагой очень важно «поймать» нужный момент. Если бумага будет слишком сырой, рисунок расплывётся. В то же время, если бумага пересохнет, не получится эффекта «пушистости».

11

Городецкая роспись.

6ч.

Знать историю возникновения промысла, элементы городецкой росписи. Уметь расписывать предметы в стиле “городца”. Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.

12

Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью

6ч.

Знакомить с Хохломской росписью. Знать основы росписи, её элементы.

Уметь выполнять рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т.д.), рисование сосуда и его роспись.

13

Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.

4.

Знать понятие стилизация, графика, выразительные средства графики. Уметь выполнять приемы стилизации в образах и предметах.

14

Обобщающее занятие.

2ч.

Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке. Уметь анализировать, сравнивать, видеть преимущества и недостатки в своих и чужих работах. Научить передавать свое ощущение       изобразительными средствами. Развивать творческие способности, чувство коллективизма, ответственности.

Ожидаемый результат:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

Учащиеся будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Учащиеся будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются выставки рисунков, поделок, изделий декоративно-прикладного творчества, участие в творческих конкурсах и фестивалях.

           Литература

  1. Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007
  2. Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
  3. А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010
  4. Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.
  5. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007
  6. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
  7. С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.
  8. Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007
  9. А.А.Павлова, Е.И .Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
  10. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009
  11. Ресурсы сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"

Программа кружка расчитана на 34 часа,  позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...

2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.

Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...

Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»

Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизио­логический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зри­тельный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие...

Конспект интегрированного занятия в художественной школе-студии "Маски"

Маски появились очень давно. Люди, не зная истинного Бога, придумывали богов. Они делали маски и думали, что духи поселяются и живут в них. Поэтому этим маскам поклонялись и молились....