Классный час "Путешествие к звёздам"
классный час (6 класс) на тему
Наша планета – часть Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел. Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали себе волнующие вопросы: Как же устроена Вселенная? Где ее начало и конец? Из чего состоит? Что было на ней в прошлом, и что произойдет в будущем?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_k_zvyozdam.docx | 45.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Путешествие к звёздам"
Цели:
- дать представление о созвездиях, развивать воображение, фантазию и познавательные способности учащихся;
- пробудить интерес к изучению литературы на тему «Космос»;
- расширять словарный запас детей.
1.Сообщении темы и целей мероприятия.
- Отгадайте загадку:
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики.(звезды)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем разговаривать?
- Сегодня мы поговорим с вами о звездах, узнаем, что такое созвездие и откроем тайну Вселенной.
Ребята! Мир, в котором мы живем, огромен и необозрим. Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. Вы, наверное, уже не раз слышали слово «Вселенная». Что это такое? Под этим словом обычно понимают космическое пространство и все, что его заполняет: космические или небесные тела, газ, пыль. Иными словами, это весь наш мир. Наша планета – часть Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел. Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали себе волнующие вопросы: Как же устроена Вселенная? Где ее начало и конец? Из чего состоит? Что было на ней в прошлом, и что произойдет в будущем?
Наука о Вселенной называется Астрономией. Она изучает все эти вопросы. Астрономия – наиболее удивительная из всех наук. Вероятно, она является и самой старой. В огромные телескопы ученые рассматривают ночное небо, где ярко светятся …
2.Беседа о звездах.
– Ребята, кто видел ночное звездное небо? (Слайд №1)
– О чем вы подумали, когда увидели небо впервые, какие чувства испытали?
- Как вы думаете, все звезды на небе одного размера?
- А какого они цвета?
- Почему зажигаются звезды?
- Сколько их сияет в ночи?
- Далеко ли они от нас?
- Есть ли границы у звездной Вселенной?
С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять, и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем.
- Ребята, а вы хотите как можно больше узнать о звездном небе?
3. Путешествие по Вселенной
- Ребята, давайте представим ракетный корабль с неисчерпаемыми запасами энергии и совершим путешествие по нашей Вселенной.
( звучит мелодия «Мелофон»)
(Слайд№2)
Звезды – горячие, самосветящиеся космические тела. Это огромные разноцветные шары раскаленного сжатого газа. Есть звезды гиганты, а есть звезды карлики. Звезды белого и голубого цвета – самые горячие. Звезды желтого и красного цвета – холоднее. Многие звезды горячее и больше Солнца. Но видим мы их маленькими светящимися точками, потому что они находятся очень далеко от Земли, гораздо дальше Солнца. Большим и ярким звездам люди дали имена. Например, самая яркая звезда для земного наблюдателя называется Сириус.(Слайд №3)
- Ребята, а вы знаете какая ближайшая к Земле звезда? (Солнце.) Давайте уточним, свои знания об этой звезде. (Слайд №4)
Солнце в сотни раз больше Земли. Его называют желтым карликом.
Во Вселенной существуют множество звезд, которые намного больше Солнца. Солнце от Земли находиться на 150 тыс. км расстоянии. На автомобиле доехать до Солнца можно было бы за 200 лет. На ракете до Солнца можно было бы долететь за несколько месяцев. Солнечный лучик долетает к нам за 8 минут 19 секунд. Это самая большая из возможных скоростей. А другие звезды находятся от нашей планеты – триллионы километров.
В древности, когда зарождалась наука астрономия, звездочеты мысленно соединили линиями яркие звезды, расположенные на небе рядом. Полученные фигуры, которые напоминали разных животных, людей, предметы, они назвали созвездиями. (Слайд№5)
Созвездие – группа звезд, расположенных на определенном участке неба.
- Какие созвездия вам известны?
-Откуда произошли названия созвездий? Ваши предположения.
- Со многими из них связаны какие-либо древние мифы и легенды. (Беседа с детьми)
- Самое известное созвездие «Большая медведица».(Слайд №6)
А вот почему она так называется, есть несколько легенд.
(О Большой и Малой Медведицах существует много легенд. Вот одна из них. Когда-то в незапамятные времена, у царя Ликаон, правившего страной Аркадией, была дочь по имени Каллисто. Красота её была столь необыкновенной, что она рискнула соперничать с Герой — богиней и супругой всемогущего верховного бога Зевса. Ревнивая Гера в конце концов отомстила Каллисто: пользуясь своим сверхъестественным могуществом, она превратила её в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто, юный Аркад, однажды возвратившись с охоты, увидел у дверей своего дома дикого зверя, он ничего не подозревая, чуть не убил свою мать-медведицу. Этому помешал Зевс — он удержал руку Аркада, а Каллисто навсегда взял к себе на небо, превратив в красивое созвездие - Большую Медведицу. В Малую Медведицу заодно была превращена и любимая собака Каллисто. Не остался на Земле и Аркад: Зевс и его превратил в созвездие Волопаса, обречённого навеки сторожить в небесах свою мать.)
- Какую пользу людям приносят людям наблюдение за звездами?(Слайд№7)
(Учащиеся дают предположительные ответы.)
Звезды служат ориентиром во времени и пространстве. Ночью определяют направления четырех сторон света, ориентируются во времени в ночное время суток по тому, в каком положении находится фигурка ковша «Большая медведица».
Есть на небе звезда, которая вполне заменяет компас. Называется она Полярной звездой. Полярная звезда- это северный полюс мира. А как же найти ее на звездном небе? (Слайд№8)
Семь звёзд образуют большой ковш в созвездии Большой медведицы. Теперь если взять 5 раз расстояние между крайними звёздами большого ковша, мы увидим Полярную звезду, которая находится в созвездии Малой медведицы, она указывает направления на север. Соедините. Молодцы. Так можно ориентироваться ночью.
А как найти направление на север, днём? Об этом способе догадались ещё древние астрономы. Днем это можно сделать по Солнцу. Представьте себе жаркий полдень. Мы знаем, что Солнце в полдень в своей высшей точке – на юге. Если встать спиной к солнцу, то сзади – юг, впереди окажется направление на Полярную звезду, то есть направление на север. Тогда слева - запад, справа – восток.
Встань в полдень к солнцу ты спиной
Знай, север холодный - впереди.
Сзади, где солнце – юг, слева – запад,
А вправо на восток ты иди.
- А кто знает под каким созвездием он родился?(Слайд№9)
Таких созвездий 12, как и месяцев в году:
Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы.
Эти созвездия называют Зодиакальные, т.к. они образуют «пояс зодиака»– это линия, которую описывает Солнце, проходя по небесной сфере в течение года. Слово «зоос» в переводе на русский язык означает «живой». Все созвездия, за исключением «весы», означают названия живых организмов. В каком созвездии находилось Солнце, когда ты родился, это и будет твой знак зодиака.
- А какие ещё созвездия вы знаете?(Ответы детей).
- Ребята, давайте отправимся дальше.
( звучит мелодия «Мелофон»)
На небе есть особые тела, которые светятся, но не мерцают и не блестят, светят они отраженным светом. Это планеты.(Слайд№10)
По современным данным их всего восемь и называют их большими – Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран, Земля, Венера, Марс, Меркурий. Раньше к ним относили и Плутон, но уже доказано, что эта планета с другими характеристиками и её относят сейчас к карликовым планетам.
Сейчас мы с вами в центре Солнечной системы. Солнечная система – это семья, в которой живет и наша планета Земля. В центре ее раскаленный газовый шар – это Солнце. Земля получает лишь малую часть солнечного тепла. Вокруг Солнца вращаются 8 планет, тысячи астероидов и комет.
(Заходят планеты)(Слайд№11)
ЛУНА:
Я – единственный спутник Земли. Я меньше Земли в 4 раза. Если бы было возможно, то турист шел бы до меня 40 лет. А вот на автомобиле вы бы добрались до меня за полгода.
За один месяц я совершаю оборот вокруг Земли. Большую часть моей поверхности занимают лунные горы.
МЕРКУРИЙ:
Я самая близкая к Солнцу планета. В несколько раз я меньше Земли. Из-за близости к Солнцу моя поверхность нагревается до +400 градусов. Воздуха на мне нет.
ВЕНЕРА:
На небе я сияю ярче всех звезд и хорошо видна вам с Земли. Так меня назвали в честь прекрасной богини любви Венеры. Со всех сторон я окружена углекислым газом, который удерживает тепло, поэтому температура поднимается до +500 градусов. К сожалению, жизни на мне нет.
ЗЕМЛЯ:
Друзья! Мы с вами давно знакомы. Я единственная из планет, на которой есть жизнь. Я радую вас красотой гор и рек, пением птиц и проплывающими мимо облаками. Любите меня, заботьтесь обо мне. Помните: добро порождает добро!
МАРС:
Я в два раза меньше Земли. Часто меня называют КРАСНОЙ ПЛАНЕТОЙ, потому что грунт богат железом. Воздуха на мне нет, а потому и нет жизни.
ЮПИТЕР:
Я самая большая из планет. Если положить все планеты на одну чашу весов, а меня положить на другую – я перетяну всех. Поэтому я и назван в честь главного бога Юпитером.
САТУРН:
Я самая необычная из планет. Меня окружают яркие кольца. Моя плотность меньше плотности воды. Поэтому, если бы меня можно было поместить в воду, я смог бы в ней плавать и не утонул.
УРАН:
Меня открыли с помощью телескопа. Я в 4 раза больше Земли, состою в основном из газа. В телескоп ученые рассмотрели, что я красивого голубого цвета.
НЕПТУН:
Я планета-гигант. Названа в честь бога воды и моря Нептуна. Также как и мой брат Уран, я состою из газа, поэтому тоже окрашена серебристо-голубым цветом.
(планеты уходят)
- Ну а теперь, давайте вернемся назад. Надеюсь, сегодняшнее путешествие вам понравилось. А теперь отгадайте несколько загадок о звездах и звездном небе.
4. Подведение итогов занятия.
- Наш классный час подошел к концу.
- О чем мы сегодня разговаривали?
- Что такое звезда? Какого она размера?
- Что такое созвездие?
- О каких созвездиях вы сегодня узнали?
- Мы сегодня так много говорили о звездах, а как вы думаете, думают ли о нас на звездах?
- Посмотрите мультфильм и вы все узнаете.
5.Просмотр мультфильма «Думают ли о Вас на звездах?»
- Думают ли о нас на звездах?
- До свидания.
Список использованной литературы и источников.
И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин
География .Начальный курс. 5 класс. М., «Дрофа», 2015
Источники:
Сайт «Мифология» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mifolog.ru
Приложение 1.
- Постелен ковер, рассыпан горох. —
Ни ковра не поднять,
Ни горох не собрать.
- Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.
- Бежать-бежать – не добежать, лететь-лететь – не долететь.
- Синенькая шубенка весь мир покрыла.
- Голубое поле серебром усыпано.
- Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены.
- В синем мешочке белых пуговок полно.
- Рассыпался горох по сто дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, не бела рыбица.
- По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
- Рассыпали к ночи зерно
Глянули утром – нет ничего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Через тернии к звёздам.
Цели:1. Познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми к...
Методическая разработка "Праздничное шоу "Парад звёзд"
Праздник посвящен чествованию одарённых детей -победителей школьных. районных, городских олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов...
Сценарий спортивного праздника «Звёзды победы» учитель физической культуры Марочкина Елена Николаевна, МОУ «СОШ № 30» г. Старый Оскол 4 – е классы
Данное мероприятие - комплексное, которое реализует задачи военно– патриотического воспитания и развития физических качеств младших школьников. В программу праздника входят как спортивные конкурсы, об...
Открытый классный час по теме "Дальше в небо - ближе к звёздам"
Разработка классного часа, посвящённого Дню космонавтики....
Классный час «Через тернии к звёздам».
Классный час «Через тернии к звёздам» в рамках городского конкурса для обучающихся и классных руководитлей - "Самый класный класс"...
Классный час "Через тернии - к звёздам"
СЦЕНАРИЙКЛАССНОГО ЧАСА, ПОСВЯЩЕННОГО 50-ЛЕТИЮ ВЫХОДА ЧЕЛОВЕКА В открытый КОСМОС...
Тестовое задание по астрономии к теме: "Звёзды. Классификация звёзд"
Тестовое задание по астрономии к теме: "Звёзды. Классификация звёзд" С ответами и пояснением....