Классный час «Если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»
классный час (10 класс)

Жамьянова Ольга Иннокентьевна

9-10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._esli_zvyozdy_zazhigayut.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»

 9-10 класс

Цели: на основе нравственного потенциала темы воспитание у старшеклассников  готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание потребности быть толерантным;  воспитание  осознанного терпимого отношения к тем, кто в нём нуждается.

Задачи: стимулировать воображение подростков в поисках собственного понимания толерантности, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности, задуматься о смысле жизни, об индивидуально-ответственном поведении.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что воспитание толерантной культуры - одно из важнейших в системе общего воспитания подрастающей личности, а также обусловлена  многообразием мира, который нужно молодому поколению принимать с позитивной точки зрения. В современном российском обществе идет процесс переосмысления и систематизации основополагающих ценностей, на государственном уровне осуществляется программа воспитания молодежи на основе толерантности, поэтому проведение такого классного часа имеет целенаправленное значение в воспитательном процессе.  Данная тема входит в систему нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации подрастающего поколения, привития базовых национальных ценностей в соответствии с ФГОС.

Оборудование: плакат «Звёздное небо класса», яркие звёзды для каждого ученика, Презентация со слайдами по теме, текст Ролевой игры.

Предварительная подготовка:

накануне учащиеся

 1) составляют «Звёздное небо класса», состоящее из звёзд, на которых они написали слово, характеризующее лучшее качество одного из своих одноклассников;

2) ищут в прессе, в Интернете, других источниках истории о непростых судьбах молодых людей  - своих современников для рубрики «Прямая речь. Истории из жизни».

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

Накануне мы с вами создали «Звёздное небо класса» и пришли к выводу о том, что каждый из нас неповторим, индивидуален, каждый из нас Звезда.

     А если мы Звёзды, то мы должны  дарить тепло, обогревать кого-то, помогать, поддерживать.

-Происходит ли это в реальной жизни? Что вы можете сказать о себе?

 Слайд 1 презентации:  «Если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»

Эти слова В. Маяковского станут темой нашего классного часа. Сегодня мы будем говорить о толерантности.

Слайд2:«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю» (Антуан де Сент-Экзюпери).

-Как вы понимаете эти слова?

 Все мы индивидуумы. Все мы звёзды. Этим и интересны.

II. Поговорим о  толерантности.

1.Экскурс в историю.

Слайд3:«16 декабря отмечается Международный день толерантности (терпимости). Он объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации.

       Люди на свет рождаются разными:

       Непохожими, своеобразными.

       Чтобы других

       Ты смог понимать,

       Нужно терпенье

       В себе воспитать,

       Нужно с добром

       К людям в дом приходить,

       Дружбу, любовь

       В своём сердце хранить.

Слайд 4: На нём – портрет Шарля Талейрана.

 «Шарль Талейран. Французский политический и государственный деятель, дипломат, министр иностранных дел Франции в 1797 – 1799г.г.

Один из самых выдающихся дипломатов. Мастер тонкой дипломатической интриги».

2.Этимология слова «толерантность».

- Что же такое толерантность? Какова этимология этого слова? Выберите определение (на слайде 5 дано несколько определений), наиболее точно отражающее ваше представление о толерантности или дайте своё определение.

Слайд 5: «Определения толерантности:

 - Сотрудничество, дух партнёрства

 - Готовность мириться с чужим мнением

 - Уважение человеческого достоинства

 - Уважение прав других людей

 - Принятие другого таким, какой он есть

 - Способность поставить себя на место другого

 - Уважение права быть другим

 - Признание многообразия

 - Признание равенства других

  - Терпимость к чужому мнению, верованиям и поведению

  - Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия»

Класс делится на группы, каждая из которых, посоветовавшись, составляет и записывает  определение предложенного термина на вырезанных звёздах и зачитывает  их.

И составленные, и выбранные вами из предложенных формулировок – все услышанные сейчас определения слова толерантность - позволяют понять великую значимость и весомость этого слова в нашей жизни.

3.Толерантность по отношению к тем, кто в ней нуждается.

1) Отношение к инвалидам.

Слайд 6: На нём – фотография человека в инвалидном кресле.

«Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпение, отношение к инвалидам»

- У кого есть знакомые-инвалиды? Соседи, друзья, родственники?

Что вы можете для них сделать?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Прямая речь. Истории из жизни

  Вы заранее приготовили истории о непростых судьбах своих современников, которые узнали из журналов, Интернета, других источников.  Вот одна из таких историй.

Чтение ученицей статьи журнала «Космополитен» (обратить внимание учащихся на то, что издание с репутацией «лёгкого», «модного» журнала пишет и о серьёзных вещах, заставляющих задуматься о жизни) из рубрики «Непростая история» о судьбе когда-то успешной журналистки, а теперь прикованной к постели девушки, которая,  несмотря  на то,  что сама инвалид, занимается благотворительностью).

-Можем ли мы чему-то научиться у инвалида?

- Какие слова можно подобрать для характеристики этой девушки?

 ( мужество, достоинство, милосердие…).

Вывод: Важно не физическое состояние человека, а его нравственные, душевные качества.

2) Отношение к старикам.

Слайд 7:  На нём – фотографии стариков

      Каждый из нас станет старым. Станут стариками ваши родители. Станете стариками и вы. Таковы законы жизни.

Ролевая игра «В автобусе»

     Действующие лица: юноша, девушка, старушка. В автобус входит старушка. Сидящий молодой человек притворяется спящим. Стоящая девушка говорит:

     - Вам далеко ехать, бабушка? Давайте попросим кого-нибудь уступить вам место.

     - Нет, не надо. Спасибо. Я постою, не будем никого беспокоить.

     - Нет, давайте попросим. Молодой человек, уступите бабушке место.

     - Он всё равно не слышит. Он ведь спит.        

     Девушка настойчиво трясёт юношу за плечо.

     - Молодой человек, проснитесь. Уступите бабушке место!

     Юноша вынужден открыть глаза. На его лице появляется растерянность: он узнаёт в старушке свою бабушку:

     - Бабуля, куда ты поехала? Ты ведь должна сейчас быть дома…

 Вопрос к исполнителю роли юноши:

      - Как ты думаешь, что испытал твой герой, оказавшись неожиданно для себя в такой ситуации?

    - Что лично ты можешь или хотел бы сделать для стариков?

3) Отношение к людям других национальностей.

Слайд 8. На нём фотографии улыбающихся, счастливых детей разного цвета   кожи.

«Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие.

Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры»

Слайд 9.  На нём детский рисунок, изображающий детей разного цвета кожи, взявшихся за руки.

Слайд 10. «А какие мы?»

Беседа по вопросам, расположенным на следующем слайде:

Слайд 11.                 Кто из вас

     - имеет в числе предков людей другой национальности?

     - жил в другом городе или стране?

     - знает другие языки кроме русского?

     - любит кухню другой страны? Какую? Готовите ли вы эти блюда дома?

     - имеет друзей других национальностей? Отражается ли это на вашей дружбе?

    - чем-то отличается от других?

4)  Отношение к ВИЧ - инфицированным.

Слайд12:                    ВИЧ в цифрах:

       В Бурятии почти 4000 ВИЧ-инфицированных

      Умерло в стадии СПИДа почти 200 человек.

       В 2010 году выявлено:

       - в Бурятии 371 больной СПИДом

       - в России 470 тысяч больных СПИДом

       По данным ООН:

       - в мире 40 млн. человек с ВИЧ

      - Умерли более 20 млн. от  СПИДа

Вдумайтесь в эти цифры. За каждой из них стоит человек.

Слайд 13:  Девиз ООН: «Всеобщий доступ и права человека»

     Этот девиз отражает обеспокоенность дискриминационным отношением большей части населения к людям, живущим с ВИЧ-инфекцией.

Слайд 14:     Все мы разные

                     И что ж?

                    Только ты меня поймёшь

Прямая речь. Истории из жизни.

      Ученик рассказывает о судьбе девушки, больной СПИДом, заразившейся в Тату - салоне   (Журнал «Космополитен», рубрика «Непростая история»).

     - Что ты можешь сделать для этих людей?

Ученики отвечают на поставленный вопрос.

III. Итоги классного часа. Рефлексия.

     Толерантность – это бескрайнее звёздное небо. Точно так же, как невозможно сосчитать звёзды на нём, невозможно сосчитать количество добрых дел, совершаемых толерантным человеком.

     Запишите на цветных звёздах, лежащих перед вами, слова, которые ассоциируются у вас со словом «толерантность». Прикрепите их к бесконечному звёздному небу - «Звёздному небу класса».

Несколько учеников зачитывают записанные слова.

Слайд 15: «Нет ничего выше звёздного неба и нравственного закона внутри нас». Эммануил Кант.

Учитель: Эти слова Э.Канта – главный вывод нашего сегодняшнего классного часа. Подводя его итоги, я думаю, вы смело можете сказать о себе: «Я толерантный человек».

Слайд 16: «Я толерантный человек, потому что…»

Пусть каждый из вас закончит эту фразу и проговорит её вслух.  Давайте скажем эти слова друг другу.

Каждый ученик проговаривает вслух своё предложение: «Я толерантный человек, потому что…»

     Учитель: «Если звёзды зажигают – значит - это кому-нибудь это нужно?» - задавали мы вопрос в начале нашего классного часа. Завершая его, мы скажем, немного перефразировав поэта: «Если звёзды зажигаются – значит - это кому-нибудь  нужно» не с вопросительной, а с утвердительной интонацией.

Слайд 17. «Если звёзды зажигаются – значит - это кому-нибудь нужно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Вечера старшеклассников "Если звёзды зажигают..."

Сценарий Вечера старшеклассников "Если звёзды зажигают...". Данный сценарий предназначен для учащихся старших классов. Вечер даёт возможность раскрыть ученикам свои творческие способности, проявить св...

Торжественное вручение аттестатов "Если звезды зажигают"

«Послушайте, если звезды зажигают - значит это кому-нибудь нужно, значит это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хотя бы одна звезда...»...

"Звёзды зажигаются" Выпускной бал в 11 классе

Это мой первый выпускной для старшеклассников. Я постаралась создать атмосферу "Каннского фестиваля", светского мероприятия. По задумке, выпускников подвозили на иномарках и они торжественно дефилиров...

Сочинение-эссе "Дал ли я кому-нибудь счастья?"

Сочинение ученицы посвящено творчеству писателя Евгения Шварца...

Классный час если звезды зажигают

Цель: на основе нравственного потенциала темы воспитание у старшеклассников  готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание потребности быть толера...

Сценарий Последнего звонка "Если звёзды зажигают"

Без лишней скромности скажу, что сценарий действительно классный, т. к. он был воплощён в жизнь и никого не оставил равнодушным. Конечно, его необходимо адаптировать под себя, свою школу и своих ребят...