Проблемы языковой культуры в современном обществе
проект (7 класс) на тему
В данной работе рассматривается состояние русского языка в условиях кризиса современного общества, основные проблемы речевой культуры на сегодняшний день и пути их решения. В процессе исследования состояния культуры речи и уровня владения нормами русского литературного языка было проведено анкетирование в среде подростков 7 «А» и «В» классов МБОУ гимназии №1 .
Дмитрий Сергеевич Лихачев однажды произнес замечательную фразу: «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека, который пользуется языком народа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_yazykovoy_kultury_v_sovremennom_rossiyskom_obshchestve.ppt | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека, который пользуется языком народа». Д.С.Лихачев
Цель исследования – выяснить, каково состояние русского языка в условиях кризиса современного общества. Задачи : Проанализировать рейтинг русского языка в современном мире; обозначить проблемы современного русского языка; предложить пути решения проблем; провести исследование состояния культуры речи и уровня владения нормами русского литературного языка в среде подростков на материале 7 «А» и «В» классов МБОУгимназии№ 1(анкетирование)
Объект исследования – современный русский язык. Предмет исследования – проблемы, испытываемые русским языком в условиях современного общества. Гипотеза: русский язык, как и все общество, переживает кризис, и это может привести к тому, что в скором времени он выйдет из числа мировых языков. Методы исследования : классификация, анализ, обобщение, опрос.
Основные проблемы современного русского языка тотальная безграмотность; засорение русского языка иностранными словами; сквернословие, использование нецензурной лексики; низкий уровень культуры речи; бездумное использование слов и выражений; разрушение норм русского литературного языка; засорение русского языка жаргонизмами.
Что такое культура речи? Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Засорение русского языка иностранными словами «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после вас … И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык». С. Я. Маршак.
Сквернословие, использование нецензурной лексики «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в доброе, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду» В.А. Сухомлинский «Сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема - радости или гнева».
Засорение русского языка жаргонизмами Жаргон –противоположность культуре речи. И существует опасность, что мы, молодые люди, живущие в третьем тысячелетии, настолько упростим свою речь, что будем походить на героиню романа Ильфа и Петрова Эллочку Людоедку, которая обходилась в процессе коммуникации тридцатью словами!
Анкета №1 1. Встречаются ли в вашей речи такие слова: а) жаргоны, б) чрезмерные заимствования, в) канцеляризмы, г) слова-паразиты, д) речевые штампы, е) многословие, ж) неправильное словоупотребление и расположение слов, з) сокращения, и) орфоэпические ошибки (можно выбрать несколько ответов)? 2. С какой целью вы употребляете жаргоны и другие слова, засоряющие Вашу речь? а) Самоутвердиться. б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе. в) Обмениваться информацией и узнавать новое. г) Придать своей речи живость, юмор. 3. Используете ли Вы в своей речи жаргонные слова, если да то какие? а) Матерные. б) Юмористические. в) Иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании. 4. Как относятся к вашей речи окружающие? а) Негативно. б) Не обращают внимания на мою речь. в) Позитивно. 5. Как относятся родители к Вашей речи? а) Никогда не делают мне замечаний. б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю. в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи. 6. Чья речь для Вас является эталоном? а) моих друзей. б) моих родителей. в) моих учителей. г) то, как говорят на телевидении и радио. 7. Какой Ваш пол? а) мужской б) женский.
Результаты анкетирования
Русский язык не перестал быть великим и могучим. Это мы, носители языка, не заботимся о его самобытности! Выводы: Употребление слов, засоряющих речь,- неотъемлемая часть общения сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое. Первое место и у юношей, и у девушек занимают слова-«паразиты» , жаргонизмы, заимствования. Большинство окружающих равнодушно относятся к речи подростков. Основная часть родителей лишь изредка делает замечание по поводу речи. Эталоном речи для большинства учеников является речь родителей и учителей.
Пути повышения культуры речи подростков Администрация школы: обеспечить библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи; включать в учебный план школы элективные курсы по культуре речи. Учитель: пропагандировать классическую литературу; пропагандировать бережное отношение к русскому языку; практиковать уроки-тренинги «Говори правильно». Я: принимать участие в организации школьных конкурсов чтецов и красноречия; выпускать газеты по лингвистике; выступать на уроках и внеклассных мероприятиях с сообщениями о культуре речи.
Вспомним классиков: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас» ( И.С.Тургенев). «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,- значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В.Г.Белинский).
Список литературы Литература: 1. Кравченко А. И. Социология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург, 2012. 2. Кравченко А. И. Обществознание. Учебник. М., 2014. 3. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995. С. 9–10) 4. http://nsportal.ru/blog/shkola/russkii-yazik-i-literatura/all/2015/02/20/problema-kultury-rechi-sredi-podrostkov 5 . http://www.studviles.ru/pveviw/3816813/page:u
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическая культура в современном обществе
Творческая работа ученика....
Проблема технического развития в современном обществе. Ребенок и компьютер.
Проблема технического развития – это одна из важнейших проблем современного общества. XX столетие - это век научно-технического прогресса.Какова же роль науки и техники в нашей жизни? Каково зна...
Статья "Проблема нравственного воспитания в современном обществе"
В статье приведены основные проблемы совремнного общества и пути их разрешения....
Роль физической культуры в современном обществе
Влияние традиционного физкультурного образования на здоровье школьников...
Проблемы социализации подростков в современном обществе.
Социализации — это процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Структурные группы или окружения, в которых протекают ...
СИНОНИМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ЗНАЧЕНИЯ «ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ» В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКЕ
Настоящий доклад (статья) посвящен результатам исследования синонимических отношений внутри лексико-грамматической группы слов значения «представитель иной языковой культуры»....