Проблема технического развития в современном обществе. Ребенок и компьютер.
статья по информатике и икт по теме

Степанова Ольга Леонидовна

Проблема технического развития – это одна из важнейших проблем современного общества.  XX столетие - это век научно-технического прогресса.

Какова же роль науки и техники в нашей жизни? Каково значение научно-технического прогресса в истории мировой цивилизации?

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Основная школа 24

Степанова Ольга Леонидовна, учитель информатики высшей квалификационной категории, аспирант.

Проблема технического развития в современном обществе.

 Ребенок и компьютер.

Проблема технического развития – это одна из важнейших проблем современного общества.  XX столетие - это век научно-технического прогресса. Какова же роль науки и техники в нашей жизни? Каково значение научно-технического прогресса в истории мировой цивилизации?

Социокультурный смысл научно-технического прогресса заключается в том, что он становится средством, изменяющим самого человека, создающим проблему человека в мире техники. Техника не только включена в культуру, но и приоритетна, она господствует в современных цивилизациях.

Выдающийся русский ученый В.Вернадский считал, что наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлиявшую на биосферу. Они изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека.

Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.

Уже сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ядерных ракет, за банковские переводы многомиллионных сумм денег и многие другие системы, ошибки в работе которых дорого обходятся людям. К сожалению даже этим не ограничивается зависимость человека от компьютера.

По мнению Ортеги-и-Гассета, техника дает возможность утвердить свое господство над обстоятельствами, обеспечивает огромное богатство, мощь экономики, она формирует у человека уверенность и обеспеченность, «власть над низшими уровнями существования», дает возможность «стать в высшей степени индивидуальным, сосредоточиться на себе и поддерживать собственные силы ощущением полной независимости» [1, с. 186].

Но вместе с тем есть и другие ярко выраженные аспекты проблемы «техника – человек». Это граница между человеком и машиной, это образ жизни человека в созданном им самим техномире, это роль искусственного техномира в жизни человека.

Если в проблеме «мозг и машина» с социокультурной точки зрения проблема человека состоит в сохранении индивидуальности и уникальности, то отождествление машины в качестве модели человека рассматривается как угроза человеческому существованию. Это всего лишь дело времени.

Человек, едва освободившись от «объятий природы», незаметно для себя оказался в плену технической среды, вынужден приспосабливаться к законам функционирования технических устройств, мириться с отрицательными экологическими проявлениями.

Современная компьютеризация, воздействуя на интеллектуально-духовную жизнь личности, превращает разум в кибернетический, прагматически ориентированный рассудок, утрачивающий образную, эмоциональную окрашенность мышления и общения. Деформируются духовные коммуникации, связи, ценности, превращаясь в анонимную информацию, рассчитанную на усредненного потребителя. Общество лишается диалога в общении, возникает «дефицит человечности», общество психологически стареет от одиночества, снижается физическое здоровье.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "геймерами" (от английского "game" - игра).

Сегодня компьютер есть почти в каждом доме. Постепенно он становится неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Многие родители придерживаются того мнения, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем общается с дурной компанией. Таким образом, ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютерным играм.

Современные дети сначала учатся играть в компьютерные игры, а потом уже в подвижные во дворе. Реальность сегодня такова, что дети раньше осваивают компьютерную грамоту, а потом уже языковую, математическую. Все чаще кумирами современных подростков становятся не герои книг, а компьютерные персонажи.  Чем же лучше виртуальный мир, нежели реальный? Доказано, что компьютерная зависимость является одной из форм ухода человека от реальности, которая может травмировать душу человека из-за сложных отношений между людьми, приводит к конфликтам, разочарованиям, болезненным проявлениям и горьким потерям. Именно поэтому подростку,  еще не умеющему выстраивать отношения в обществе, кажется, что виртуальный мир  игры – идеальный для него выход: в работе на компьютере он может реализовать свой потенциал, при этом  ничем не рискуя. При помощи ролевой игры ребенок сам создает себе идеальный мир, где нет проблем, забот, учебы, хлопот и других повседневных обязанностей. Может показаться, что такая игра  становится способом эмоциональной разрядки и снятия стресса. Но ребенок очень быстро привыкает к этой идеальной виртуальности, выход из которой становится трудно найти в дальнейшем, потому что в реальной жизни проблемы никуда не испаряются, и ребенок начинает все чаще и чаще уходить в несуществующую реальность, он как бы начинает злоупотреблять ею. И поэтому возникает опасность полного отрешения от настоящего мира, может произойти 100 %-ная замена реальности на виртуальный мир. Возрастает риск формирования сильной компьютерной зависимости: чем больше и чаще сидишь за компьютером, тем сильнее «втягиваешься», а в дальнейшем доходит до такой крайности, когда уже просто не в состоянии обходиться без компьютерной игры.

Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками, близкие  отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком.

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность?

1. Жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх. Это уход от реальности. Основой этого механизма является потребность ребенка в отстранении от повседневных хлопот и проблем, будь то проблемы в школе, со сверстниками, в семье или с учителями. Термин «уход от реальности» обозначает не просто уход из общества или социума, а именно уход  от настоящей реальности,  заменяющей ее на другую – виртуальную.

2. Детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. В основе этого механизма лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна всем людям.

3. Постоянные ссоры между родителями; присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки. Ребенок принимает на себя роль своего компьютерного персонажа и в игре может удовлетворить те потребности, которых нет в реальной жизни.

Механизм формирования компьютерной зависимости основан на частично не понимаемых требованиях организма и психической системы, заключающихся в желании окунуться в роль своего персонажа и тем самым отрешиться от действительности. Данные механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности. Эти мотивы проявляются уже после первого знакомства ребенка с той или иной компьютерной игрой.

Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от тревожности и других психологических проблем в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в киберпространстве. После выхода из игры тревожность вновь увеличивается, более того - ее уровень становится выше исходного, т.к. каждое "вхождение" в виртуальный мир усиливает диссонанс между реальностью и виртуальным миром. Таким образом, человек попадает в замкнутый круг, точнее, спираль, с каждым витком которой возрастает дезадаптация и тревожность, что создает еще более сильную потребность в игре, а это, в свою очередь, увеличивает зависимость.

Итак, чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной, реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную атмосферу.

Сегодня жить без техники и без компьютера невозможно. Век информационных технологий обязывает каждого владеть этим чудом техники. Компьютер — не игрушка, а инструмент для полезной деятельности и служить должен на благо, а не во вред человеку.

Человек должен оставаться человеком в любых обстоятельствах, личностью с высокой эмоциональной и умственной активностью, способной к интеллектуальному самовыражению в проблемных ситуациях. Можно не согласиться с мнением Н.А. Бердяева о том, что техническая революция – величайшая революция, какую только знала история, – кризис рода человеческого. Суть этого кризиса состоит в том, что машина покоряет не только природные силы, но и самого человека. «Она не только чем-то освобождает его, но и по-новому порабощает» [2, с. 162].

Но нельзя и отрицать, что научно-технический прогресс повлиял, изменил стиль жизни человека и всего общества, его внутренний мир.

Культура общения с машиной не должна отбирать у человека  реальность, которую только он способен воспринимать и которая недоступна «машинному времени».

Список использованной литературы

1. Ортега-и-Гассет Х. Избранное. М., 1990.

См.: Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопро-сы философии. 1989.

2. Циолковский К.Э. Космическая философия. М., 2001.

3. Леонтьев В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007. М.:ОЛМА, 2007, 889с.

4. Собкин В.С., Евстигнеева Ю. М. Подросток: виртуальная и социальная реальность. По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования. Том VI. Выпуск X. - М.: Центр Социологии Образования РАО, 2001-б.

5. Пименова Н. Издержки игромании. // Вечерняя Москва, №227, 2006

6. Мартыненко Ю. ”Компьютерная истерия” - ребенок умирает перед компьютером. // Здоровье и игра, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы проектирования урока на современном этапе развития образования

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции»                   ...

выступление психолога "Проблемы психоэмоционального развития современных детей младшего школьного возраста"

Выступление школьного психолога Захаровой Г.Ю.на круглом столе по решению вопросов преемственности ДОУ и СОШ в условиях введения ФГОС в ДОУ (28.03.16 г.)...

ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ.

Проблемы речевого развития школьников отнюдь не новы. Наши дети, как индикатор всех процессов, происходящих в обществе, в первую очередь страдают от избытка информации, которая   с ранних ле...

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК.

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК....

«Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в России»

В Российской Федерации насчитывается 87 тыс. дошкольных учреждений, которые посещают около 9 млн. детей, или 65% их общей численности. В настоящее время в большинстве дошкольных учреждений отсутствуют...

Проблема технического образования детей в современной школе

Школа охладела к черчению. Этот предмет вычеркнут из числа обязательных (Письмо Минобразования РФ от 18.07.1997 N 974/14-12). Предмет - фундамент для изучения инженерной графики.  Раньше черчение...

Участие в областной конференции г.Санкт-Петербург «Современное воспитание: задачи, проблемы, перспективы развития» (Сертификат)

Участие в областной конференции "Современное воспитание: задачи, проблеьы, перспективы развития" (Сертификат)...