Статья "Проблема нравственного воспитания в современном обществе"
статья по истории на тему

Горячева Елена Сергеевна

В статье приведены основные проблемы совремнного общества и пути их разрешения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Горячева Елена Сергеевна, учитель истории и обществознания                             ГБОУ СОШ   № 380 Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья "Проблема нравственного воспитания в современном обществе".

В настоящее время идет попытка формирования современной нации в России, поиск его базового смысла, но попытка эта сопряжена с большими сложностями и проблемами. Современное общество продолжает находиться в фазе трансформации, и куда она приведет нас, остается непонятным. Возможно, ценности" идеальной России",России великих писателей и философов продолжают существовать как некий недостижимый идеал. В практической жизни люди руководствуются совершенно иным моральным кодексом. Опрос социологов, исследовавших реальные ценности, которыми люди руководствуются в повседневной жизни, дает следующую картину: ни коллективизма, ни духовности, ни бескорыстия, как основополагающих качеств, присущих русскому народу, не отмечаются. Доминирующими в окружающих оказались такие качества, как: черствость, жадность, хамство и цинизм, готовность ради денег перешагнуть через нормы морали. Сегодня "духовное" воспринимается не как альтернатива высоким жизненным стандартам, а как их следствие."Духовность" перестала быть монополией народа как целостной общности, а стала исключительным правом личности. Произошла девальвация таких ценностей как долготерпение и непритязательность, они стали восприниматься современным обществом со знаком минус. Образ воина, как собирательный образ народа заменился образом работника и в еще большей степени частного потребителя. Современное общество антимобилизационно, оно поддерживает власть, пока та лишь рассуждает о величии, но не требует               от граждан никаких активных действий: мы сами по себе, вы сами                              по себе.Гражданин, воспитанный либерально-демократической властью, ничем не готов поступиться - не то что проливать кровь за "великую Россию", но даже самым малым.

 Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Определяющую роль в этом процессе играют следующие факторы: православие, воспитание в семье, приобщение к сокровищам духовной народной культуры и традициям - ценностные ориентиры в формировании здоровой гармоничной личности и нации.

В словаре Ожегова дается следующее определение нравственности: «Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей и опосредований. И эти связи регулируются во многом нравственными и культурными правилами, которые развивались на протяжении веков. Народные культура  и традиции – основа нравственного воспитания.

Зачем в современном обществе нужно знания культурно-исторических традиций, нравственных норм, которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы.

 На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувством ответственности, долга перед государством и семьей. Воспитывалось убеждение, что русский народ никогда не нападал на другие страны. Россия всегда была мирной державой. Но в нужный момент, каждый русский человек готов был встать на защиту своей Родины - «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»!

Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается сейчас невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины. Широкое распространение, среди молодежи, получают наркотики, насилие, попрание нравственных и культурных ценностей. В современном российском обществе происходит падение подлинно патриотического отношения к своему Отечеству, бытует недооценка, принижение ценности наследия России. Уже многие педагоги неоднократно говорили, что это очень нездоровая и опасная тенденция, которую нужно устранять. Об актуальности изучения в школе духовно-нравственной культуры и этики свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодежной среды, половая распущенность, низкий уровень общественной морали, острейший кризис традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Преподавание основ духовно-нравственной культуры в школе будет способствовать нравственной ориентации учащихся, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.

Образовательная область «Духовно-нравственная культура» обеспечивает реализацию приоритетов Национальной доктрины образования, согласно которым система образования призвана обеспечить:

историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Немаловажную роль в решении этой проблемы играет целенаправленная политика в области просвещения и образования. Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры поможет плодотворному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, краеведение, право, основы православия, что  позволит решить одну из самых актуальных задач современной общеобразовательной школы - становление добропорядочного гражданина, совестливого труженика, преданного семьянина и патриота Отечества, т. е. качеств составляющих моральное воспитание личности. Без укрепления духовных начал общественной жизни, ее нравственных основ невозможно поступательное развитие российского общества, невозможна нормальная личная, школьная и семейная жизнь и консолидация гражданского общества. Формирование нравственной культуры молодого поколения граждан России через освоение социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции является одной из важнейших задач нашего общества,"формированию нравственной оседлости населения","чувства Родины",по мнению Д.Лихачева.

Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы народов, живущих в России более тысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традиции православной цивилизации. Культурообразующее значение Православия признано в нормах нашего законодательства. Многовековая православная цивилизация является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает прямое преемство нашей культурной традиции с цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит в ряд мировых цивилизаций. Именно православие становилось ключевым ядром возрождения в трагические моменты русской истории. Русская Православная Церковь как организация в последнее время демонстрирует активность в воспитании граждан в духе христианской морали и нравственности, чему могут и должны последовать и другие общественные институты российского государства. Ибо: "Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим"(Иеремия 6,16 ).

Основой нравственного воспитания также выступает  семья, ценная ячейка общества, его главная составляющая.К сожалению, и в данном направлении наблюдается глубокий кризис, связанный  с разрушением института семьи. Европа, создавшая индивидуалистическое общество потребителей, свою модель распространила и на постсоветское пространство. Можно предположить, что рассогласование культурных традиций предков с новой моделью отношения к институту семьи приведет к тяжелым культурным и моральным травмам, разрушению "русского мира". Был утерян тот духовный стержень, который многие века жил в сознании и  сердцах людей. Теперь, для выхода из этого кризиса следует заняться, прежде всего, вопросами воспитания. И именно воспитания, а уже затем образования. Ибо только достойное семейное воспитание, совместно с обновленной образовательной системой может вывести нашу страну из этого духовного кризиса.

Это положение можно подтвердить идеями великого философа, правоведа, политического мыслителя, а также тонкого теоретика и историка религии и культуры Ивана Александровича Ильина: что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством. Детство есть счастливейшее время жизни: время органической непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого счастья»; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности, время душевной незасоренности, искренности, время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства. Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь. Воспитать ребенка - значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Тертуллиан сказал однажды, что душа человеческая по природе своей христианка. Это особенно верно в применении к семье. Ибо в браке и семье человек учится от природы - любить, из любви и от любви страдать и жертвовать, забывать о себе и служить тем, кто ему ближе всего. Поэтому семья является естественной школой христианской любви, школой творческого самопожертвования. Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Из этой семейной традиции и возникла вся индоевропейская и христианская культура - культура священного семейного очага. По мнению И. А. Ильина, это семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности.

Семья как устойчивая социальная общность выступает мощным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Необходимо возвратить воспитание в семью, признать родителей главными воспитателями, ответственными за экологию детства, и вести поиск путей педагогического сотрудничества и добровольного общения с родителями, взаимообучения педагога и родителей. Ориентация ребенка в национальной культуре и народных традициях во многом зависит от семейного воспитания.

Семейные традиции — это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего и организующего жизнь семьи. Семейные законы являются неписаными законами семейной жизни и воспитания; эти традиции, в свою очередь, затрагивают отношения ребенка к самому себе как к личности, к другим людям и к миру. Семейные и общественные традиции являются основополагающими элементами в процессе нравственного воспитания подрастающих поколений. Приобщение детей к нравственным традициям, способствует формированию и укреплению национального самосознания, такого важного  аспекта для сохранения самобытности общества, для сохранения истории и определения будущего нашего народа. В связи с этим вспоминаются слова премьер-министра Великобритании Д.Мейджера: "Задача России - обеспечить ресурсами благополучные страны. Но для этого ей нужно всего 50-60 миллионов человек".На Западе и не скрывают, что сокращение населения России соответствует его долгосрочной стратегии, конечной целью которой является бескровное овладение нашими природными ресурсами. Поэтому, на сегодняшний день одна из ключевых задач - возрождение национального самосознания русского народа как государствообразующей нации, от сохранения которого напрямую зависит жизнеспособность всех остальных коренных народов нашей великой страны, а это возможно только через нравственную составляющую воспитания подрастающего поколения.

                        Список литературы

Бердяев Н. А. Смысл творчества.- Париж, 1985

Даниленко Б. Православная традиция и современные реалии в российской школе XXI века// Журнал Московской Патриархии. – 2008. - № 3.

Ермолаева Л.К.Система краеведческого образования в школах С-Петербурга.- СПБ, СМИО Пресс, 2012

 Ильин И.А. Путь духовного обновления // Религиозно-философская библиотека. М.,  Библиополис, 2008.

Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире// Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9.

Крутов А. Тоска по Святой Руси.//Русский дом.-2010.- №2.

Крутов А. Трудно быть русским.//Русский дом.-2009.- №9.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.

Тучкова Т. Русская нравственная традиция в воспитании// Народное образование. – 2001. - № 8.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нравственное воспитание - фундамент будущего общества".

Выступление на родительском собрании в школе....

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

Статья: "Значение патриотического воспитания в современном обществе".

Статья о сущности, значении, реализации, методах, критериях патриотического воспитания обучающихся. Необходимость для молодого поколения и важность данного процесса для современного общества....

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК.

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК....

Статья "Утрата семейного воспитания в современном обществе"

В статье выражено мнение автора на современное воспитание, представлено изменение взглядов на воспитание в течении нескольких лет....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...

«Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества» Агрессивное поведение у детей в обществе.

Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:“Агрессия – деструктивное поведен...