Проблемы социализации подростков в современном обществе.
методическая разработка
Социализации — это процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации, называются агентами социализации
Большое социализирующее воздействие на подростка оказывают группы сверстников, всевозможные неформальные молодежные организации, средства массовой информации и электронной коммуникации, ведущие разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения [1].
В настоящее время можно выделить следующие источники проблем в социализации подростков:
- противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей;
- недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений;
- неумение общаться, процветает словесная агрессия;
- замена нравственных ценностей и трудность адаптации к условиям современной жизни без веры к стремлению найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения, в итоге — абстрактные идеалы и жизненные планы, падение нравов, эгоцентризм и сознание своей собственной исключительности;
- желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести; сегодня многие подростки не в состоянии признать свои ошибки, при необходимости извиниться;
- неправильное воспитание или ошибочный стиль семейного воспитания, наличие семейной разобщённости. Нерадостны будут плоды такого воспитания, когда семейные ценности подвергаются крушению и молодежь делается своенравной, дерзкой, гордой, расточительной, беспечной, в семьях происходит нарушение порядка, дети спорят о правах с родителями и выходят из естественных условий своей жизни. Разделившаяся в понимании семья не способна сохранить единство, и целое распадется на части. Семейные смуты сказываются на обществе: из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, начинаются раздоры и тяжбы, происходит упадок деятельности, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные. Непросто сохранить единство семьи, страны и надежной основой в первую очередь должна быть духовная и нравственная общность живущих в стране людей, общность ценностей.
Для становления подростка, необходимо создать условия, которые бы обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, развитие творческого потенциала, формирование способностей и соответствующее физическое развитие. В процессе социализации личности, на этапе подготовки к трудовой деятельности, осуществляемой, прежде всего в процессе образования и воспитания, формируются профессионально значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества его личности [2]. Такая работа будет успешной лишь в одном случае, когда будет проводиться как со стороны педагогического коллектива, так и в родительской среде, только тогда совместными усилиями будет достигнут необходимый результат.
Таким образом, критерием успешной социализации является не только способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я — другие», социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения, предпринять немалые усилия и не дать сбиться с достойного пути, сохранить единство нашей страны, нашего народа, хранить базовые и объединяющие нас ценности классической русской культуры и укреплять её духовный первоисточник — православную веру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_sotsializatsii_podrostkov_v_sovremennom_obshchestve.odt | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Большакова А.Г.
Социализации — это процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации, называются агентами социализации:
1) семья для ребенка является агентом первичной социализации, первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности;
2) детский сад, школа, вуз, армия — агенты вторичной социализации;
В момент первичной социализации, родители осуществляют процесс опеки и ухода за ребенком, приобщают его к социальной жизни, поведение родителей является наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Далее значительный объем информации о мире, материальных и духовных ценностях, нормах и правилах поведения в обществе передают педагоги в образовательных учреждениях.
Большое социализирующее воздействие на подростка оказывают группы сверстников, всевозможные неформальные молодежные организации, средства массовой информации и электронной коммуникации, ведущие разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения [1].
В настоящее время можно выделить следующие источники проблем в социализации подростков:
- противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей;
- недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений;
- неумение общаться, процветает словесная агрессия;
- замена нравственных ценностей и трудность адаптации к условиям современной жизни без веры к стремлению найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения, в итоге — абстрактные идеалы и жизненные планы, падение нравов, эгоцентризм и сознание своей собственной исключительности;
- желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести; сегодня многие подростки не в состоянии признать свои ошибки, при необходимости извиниться;
- неправильное воспитание или ошибочный стиль семейного воспитания, наличие семейной разобщённости. Нерадостны будут плоды такого воспитания, когда семейные ценности подвергаются крушению и молодежь делается своенравной, дерзкой, гордой, расточительной, беспечной, в семьях происходит нарушение порядка, дети спорят о правах с родителями и выходят из естественных условий своей жизни. Разделившаяся в понимании семья не способна сохранить единство, и целое распадется на части. Семейные смуты сказываются на обществе: из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, начинаются раздоры и тяжбы, происходит упадок деятельности, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные. Непросто сохранить единство семьи, страны и надежной основой в первую очередь должна быть духовная и нравственная общность живущих в стране людей, общность ценностей.
Единство и традиция как сила, передающая, в том числе, ценности и культурный код нации, являются непременным условием того, чтобы единство в любой исторический период сохраняло целостность и единство.
Самое опасное в нынешнем состоянии общества — усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности и бренности всего происходящего. Социализация современного общества — это своеобразная социализация, которая не учит, научает существовать на базе пустоты; процесс с отложенным эффектом, настоящее, не имеющее достойного будущего, обособленное, в замкнутом пространстве, не имеющее выхода. Таким образом, налицо виден дефект социализации молодого поколения.
Нельзя согласиться с тем, что наша история сводиться к одним лишь тяжелым и мрачным страницам, а решать проблемы социализации, не только в рамках Министерства образования совместно с институтом семьи взять курс на духовное возрождение нации, повышение ответственности и самостоятельности молодежи. Для этого необходимо перенять из различных исторических периодов нашей страны все по-настоящему значимое и ценное, такой синтез, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность». Именно такое государство создаст оптимальные возможности для необходимой духовной жизни граждан нашей страны, благосостояния общества, для передачи духовного наследия наших предков современной молодежи и будущим поколениям.
Для становления подростка, необходимо создать условия, которые бы обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, развитие творческого потенциала, формирование способностей и соответствующее физическое развитие. В процессе социализации личности, на этапе подготовки к трудовой деятельности, осуществляемой, прежде всего в процессе образования и воспитания, формируются профессионально значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества его личности [2]. Такая работа будет успешной лишь в одном случае, когда будет проводиться как со стороны педагогического коллектива, так и в родительской среде, только тогда совместными усилиями будет достигнут необходимый результат.
Необходимо способствовать успешной социализации современной молодежи, соответствующей целям общественного развития, имеющей позитивно направленный вектор, создать условия и обеспечить социализацию во всех сферах общественного бытия, а также ориентировать на соответствующее физическое, психологическое и нравственное развитие; дать возможность подросткам взглянуть на себя как бы со стороны, примерить к своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы в свои представления о себе и своём поведении в процессе общения.
Итак, взаимодействие с подростками в процессе социализации должно:
1) основываться на принципах духовно-нравственного воспитания агентами первичной и вторичной социализации совместно;
2) представляться целенаправленно и на всех ступенях образования.
В рамках нравственного воспитания необходимо учить детей:
- прогнозировать результат своих поступков;
- учить анализировать прожитый день с точки зрения его полезности;
- давать навык совершенствования своего характера;
- учить терпению, послушанию, уважению старших;
- умению правильно общаться, говорить «нет», различая добро и зло;
- общаться по вопросам смысла жизни, свободы и внутренней цензуры зрительно информации;
- развивать позитивное мышление;
- учить критическому мышлению;
- работе с состоянием уныния, лености и склонностями ко лжи.
Следует всегда помнить, что без существования русского народа и без Православия наша отечественная культура не могла появиться на свет и не имеет перспектив в будущем.
Таким образом, критерием успешной социализации является не только способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я — другие», социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения, предпринять немалые усилия и не дать сбиться с достойного пути, сохранить единство нашей страны, нашего народа, хранить базовые и объединяющие нас ценности классической русской культуры и укреплять её духовный первоисточник — православную веру.
Литература
1. Грязнова М.И. Социализация подростков посредством их эмоциональных отношений со сверстниками // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. N 1. - С. 188 — 189. - (Психология).
2. Солодовникова И.В. Социализация личности: сущности и особенности на разных этапах жизни // Социологические исследования. - 2007. N 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ (Практические исследования)
Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как лично...
Социализация подростка в современном мире.
Словосочетание "современный подросток" говорит о том, что появились новые специфические особенности, ставшие характерными для детей подросткового возраста в нынешнюю эпоху. Безусловно, время накладыва...
Развитие личностных качеств воспитанников для успешной социализации в условиях современного общества
Представлены фотографии самостоятельных работ слабовидящих и незрячих воспитанников, демонстрирующие приобретенные навыки в изготовлении аксессуаров для одежды в технике макраме....
«Гражданско-патриотическое воспитание детей, как средство социализации личности в современном обществе»
Патриотическое воспитание основано на статьях Конституции РФ, Законе Российской Федерации «Об образовании в Ро...
Выступление на педагогическом совете с темой "Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе"
Доклад на педагогическиский совет «Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе»...