Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ. Портфолио как средство самопознания личности.
статья на тему
В этой статье отражается материал о том, что портфолио- одно из средств формирования мотивации достижения у учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_kak_sredstvo_samopoznaniya_lichnosti.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Портфолио как средство самопознания личности.
Можарова Елена Николаевна, учитель математики.
Психологическое сопровождение школьников, с одной стороны, определяется как метод работы психолога, ориентированный на самостоятельный выбор ребенка, с другой стороны, как способ создания в школе условий для решения задач развития ребенка.
Целью работы педагога становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, а комплексное психологическое сопровождение ученика на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка. При этом необходимо ориентироваться не на формирование какого-то определенного типа личности, а на развитие природной индивидуальности каждого ребенка, его творческих способностей, общеобразовательной подготовки, профессионального самоопределения и социальной адаптированности к новым условиям жизни.
Дети с ОВЗ часто бывают достаточно критичны к своему дефекту, отсюда возникает опасность социальной дезадаптации учащихся в условиях обучения в средней школе.
Выбор эффективных средств помощи детям, повышающих возможности их обучения и возвращающий их на путь развития, должен быть основан не только на четком понимании причин трудностей, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребенка в конкретных условиях его жизнедеятельности.
Работа с учащимися специальных (коррекционных) классов ставит перед педагогом следующие задачи:
- создать ситуацию успешной деятельности;
- обеспечить атмосферу эмоционального принятия, снижающую страхи, тревогу, фрустрацию;
- сформировать мотивацию развития;
- сформировать адекватную гибкую самооценку;
- развить навыки успешной коммуникации;
- развить способность критически воспринимать внешнюю оценку;
- развить чувство ответственности за результаты деятельности.
Необходимо создать такие условий, которые бы обеспечивали "запуск" механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств может стать портфолио. Направление в работе с портфолио, которое сопровождается педагогм - портфолио как средство самопознания. Такое портфолио представляет собой набор или комплект социально значимых качеств, свойств и характеристик, изменения которых исследуются в динамике развития и становления индивидуальности учащихся.
Зачем необходимо познавать самого себя?
- не зная себя, трудно разобраться в том, что с тобой происходит. Почему так, а не иначе складывается твоя жизнь, чем вызвано то или иное отношение к тебе окружающих и твое отношение к ним.
- не зная себя, нельзя определить, что ты можешь, а чего нет, на что ты способен.
- не зная себя очень трудно строить самого себя, а в конечном итоге влиять на свою собственную жизнь.
Назначением портфолио в этом случае является познание личностных особенностей с целью их усовершенствования в определенном направлении. Портфолио развития – это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Это получение частных результатов, которые складываются в целое свидетельство дееспособности человека, правомерности притязаний на признание его в новом возрастном и социальном статусе. В конечном счете, портфолио личностного развития служит цели подтверждения значимости человека и его неповторимого пути к достижению индивидуальных вершин.
В подростковом возрасте формируется устойчивая система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного "Я"). При этом она может и не совпадать с реальным "Я".
В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, то есть построить свое идеальное "Я". Самопознание происходит через друзей - подросток сравнивает себя с другими, анализирует.
Самопознание начинается с вопроса «Кто Я?, Какой Я?». Попробуйте ответить самим себе несколько раз на этот вопрос. Эти ответы могут отражать ваши чувства, взаимоотношения с разными людьми, черты характера, привычки и т. д. Такая работа бывает сложна даже для взрослого человека, здорового подростка, а для подростка с ОВЗ тем более.
Процесс самопознания предполагает изучение своих положительных качеств и недостатков. Можно предложить учащимся отметить те недостатки, от которых им хотелось бы избавиться. В портфолио можно прописать цель, план действий и, в конце концов, результат.
Любая работа предполагает подведение итогов. В конце учебного года ученики могут определить, что у них за этот год «выросло», а что стало «хуже», над какими из названных качеств необходимо работать в ближайшее время. Какие способности открыл и сумел развить в себе ученик. Что необходимо сделать в следующем учебном году.
Зачем нужно «Портфолио как средство самопознания» в школе? Ответ на этот вопрос можно найти в работе Э.Фромм «Иметь или не иметь». «Человек, - утверждал он, - должен научиться смело смотреть в лицо реальности. Если он сознает, что ему не на что положиться, кроме собственных сил, он будет учиться использовать их должным образом». Именно портфолио может способствовать успешному началу процесса овладения своей личностью как инструментом построения своего благополучия.
Литература:
- Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004г. - №3
- Матвеева О. А. развивающая и коррекционная работа с детьми. Психология развития, - М., Педагогическое общество России,2007
- Новикова Т. Г. Папка индивидуальных достижений – «портфолио» // Директор школы. – 2004г. - №7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат Психологическое сопровождение в УДОД как одно из средств формирования коммуникативной культуры
Реферат представляет теоретическую разработку по одному из направлений работы психолога в учреждении дополнительного образования...
Роль психологического сопровождения обучающихся среднего и старшего звена при реализации ФГОС во внеурочной деятельности
В статье раскрыта роль психологического сопровождения, рассмотрены цели и задачи психологического сопровождения обучающихся 5-11 классов с соблюдением преемственности....
Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста «Допризывник»
Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста...
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
В статье рассказывается о психологическом сопровождении самой многочисленная группы школьников с ограниченными возможностями здоровья - детей с задержкой психического развития. В материале предс...
Программа организации психологического сопровождения обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимула...
Выступление "Особенности психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта)"
В выступлении на общешкольном родительском собрании представлены основные направления и возможности по сопровождению педагогом - психологом обучающихся с нарушеним интеллекта....