«Мой инструмент – фортепиано»
классный час на тему
Цель классного часа: изучение нового материала об инструменте фортепиано, истории его создания и совершенствования, дать представление о предшественниках фортепиано, формировать музыкальную культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»
Классный час на тему:
«Мой инструмент – фортепиано»
Преподаватели: Егорова Светлана Васильевна,
Сергеенкова Инна Сергеевна.
Сафоново 2017г.
Классный час на тему: «Мой инструмент – фортепиано»
29.09.2017
Преподаватели: Егорова Светлана Васильевна, Сергеенкова Инна Сергеевна.
Цель классного часа: изучение нового материала об инструменте фортепиано, истории его создания и совершенствования.
Задачи классного часа:
- познакомить с музыкальным инструментом фортепиано, дать представление о предшественниках фортепиано, раскрыть их типичные черты;
- воспитывать любовь к фортепианному и художественному наследию, формировать музыкальную культуру и эстетическое воспитание;
- развивать творческое воображение и образное мышление, умение анализировать и самостоятельно работать.
Используемый материал:
- Музыкальный: аудиозаписи произведений, исполняемых на клавикорде и клавесине, исполнение пьес на фортепиано учащимися старших классов
- Художественный: фотографии музыкальных инструментов, демонстрация презентации
- Литературный: стихотворения о музыке.
План классного часа:
- Организационный момент.
- Рассказ об истории фортепиано.
- Концерт.
На экране презентации первый слайд
Преподаватель: Сегодня мы хотим вместе с вами отправиться в путешествие по времени и рассказать о своём любимом музыкальном инструменте – фортепиано.
Преподаватель: Ребята, посмотрите знаком ли вам этот инструмент, который стоит у нас в классе? Как он называется?
Дети: Это – пианино, фортепиано.
Преподаватель: Конечно, этот инструмент знаком вам ещё со времён пребывания в детском саду: все музыкальные занятия, утренники, праздники проходили под сопровождение фортепиано. Возможно, у кого-то из вас или ваших друзей такой инструмент есть дома, и кто-либо из ваших родственников умеет музицировать. Думаю, что вы со мной согласитесь в том, что с фортепиано приходится встречаться гораздо чаще, чем с другими музыкальными инструментами, например, флейтой, саксофоном, арфой.
Фортепиано всегда было очень популярно. Те, кто хочет научиться играть на этом инструменте, приходят в школу искусств.
На экране презентации второй слайд
Рояль можно увидеть в концертном зале, во дворце культуры, в музыкальной школе, на экране телевизора. Он большой и важный, стоит на почётном месте – на сцене. В торжественных случаях у него поднимают верхнюю крышку и, тогда рояль принимает королевский вид.
На экране презентации третий слайд
Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника. Оно занимает меньше места, да и звук у него слабее, чем у рояля. Но и на рояле, и на пианино играют совершенно одинаково. Для них написаны одни и те же произведения - «Пьесы для фортепиано». Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда такое странное название? Фортепиано – значит: форте – громко, а тихо – это какое-то другое слово. Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем отправиться в путешествие в далёкое прошлое…
Очень – очень давно в Древней Греции жил учёный Пифагор. С тех пор прошло много столетий, а теорему Пифагора до сих пор изучают в школе на уроках математики. Известно, что Пифагор был не только великим математиком, но и блестящим музыкантом. Проводя опыты со струной, Пифагор заметил, что если её сильно натянуть, то струна начинает звучать.
Для своих исследований Пифагор построил полуинструмент – полуприбор – монохорд. Это был продолговатый ящик с натянутой поверх него струной. Было замечено, что если струну зажимать в разных местах, то происходит изменение звука.
Шло время…Другие музыканты пробовали добавлять к одной струне дополнительные струны—сначала две, затем три, четыре… Изменился и внешний вид монохорда – ящик стал плоским, чтобы во время игры его было удобно ставить на колени.
На экране презентации четвёртый слайд
Исполнять музыку на монохорде можно было разными способами:
- защипывать струну пальцем;
- надевать на палец металлическое полукольцо, чтоб усилить звук;
- ударять по струне деревянными палочками или молоточками, обтянутыми кожей (подобно игре на металлофоне).
Будем считать, что монохорд – самый дальний «родственник» нашего инструмента. Прошло немало лет, пока неизвестный мастер не пристроил к монохорду клавиатуру. Таким образом, получился новый инструмент клавикорд. Перевести дословно это название можно так – клавишеструнник. Это ещё один из «родственников» нашего фортепиано. Его история началась почти 900 лет назад. Прошло несколько столетий, прежде чем мастера не придали клавикорду такой вид:
На экране презентации пятый слайд
В отличие от монохорда, который во время игры находился на коленях, новый инструмент ставили на стол или подставку. Позднее к корпусу прямоугольной формы приладили ножки. Размеры клавикорда – от малых, имеющих форму книги, до сравнительно больших, с корпусом длиной полтора метра. Звук на клавикорде получался так: в конце клавиши укреплялась металлическая пластина – тангет, который при нажатии клавиши касался струны. Играли на клавикорде осторожным, как бы вкрадывающимся прикосновением к клавише; отсюда тёплое, нежное и выразительное звучание. Чтобы хоть немного усилить громкость, достаточно было чуть – чуть раскачивать клавишу. Клавикорд был дорогим инструментом: корпус изготовлен из ценных пород древесины, украшен резьбой и золочёными узорами.
Клавиатура клавикорда отличается от клавиатуры фортепиано. Чёрные клавиши встали на место белых, а белые на место чёрных. И это было не случайно - на тёмной клавиатуре изящнее смотрелись руки музыкантов, обычно это были знатные дамы.
Для больших концертных залов такой инструмент не годился – не хватало силы звука. Играли на клавикорде, в основном, в домашнем кругу.
Познакомимся с ещё одним «родственником» фортепиано - клавесином.
На экране презентации шестой слайд
Клавесин появился позже клавикорда. Первые инструменты были четырёхугольной формы и напоминали по внешнему виду клавикорд. Гораздо позже клавесин приобрёл треугольную форму. Звук получался при защипывании струны пёрышком, находившимся на брусочке – толкачике, который, в свою очередь, был расположен в заднем конце клавиши. Звучание клавесина звонкое и блестящее, но мало певучее и менее выразительное, чем у клавикорда. Громкость звука не зависела от силы удара по клавише. Для того, чтобы разнообразить звук, мастера изготовляли инструменты с двумя, а иногда с тремя клавиатурами, у которых была разная громкость. Согласитесь, что играть на нескольких клавиатурах было неудобно.
Само время подсказывало: необходим такой инструмент, на котором можно исполнять музыку, от тихой и трепетной до громкой и торжественной. И такой инструмент был сконструирован итальянцем Бартоломео Кристофори. Для нас кажется привычным то, что на одном инструменте одновременно можно исполнять громкую и тихую музыку, а в то время это было новшеством. Такие инструменты называли фортепиано (по-итальянски форте — громко, пиано — тихо). Казалось, что все музыканты сразу начнут осваивать новый инструмент. Однако, первые конструкции не понравились исполнителям: звучание было грубым, неуклюжим, звуки, хоть и разной громкости, плохо складывались в мелодию. Музыкальным мастерам на протяжении следующих ста лет пришлось дорабатывать механику фортепиано, пока оно не превратилось в такой инструмент, какой мы имеем сейчас.
На экране презентации седьмой слайд
Современный инструмент имеет три регистра – низкий, средний, высокий, а педали изменяют характер и долготу звучания. На нём можно сыграть любые по настроению мелодии: и ласковые, и нежные, и озорные, и задорные, а так же бодрые и решительные.
Такова история фортепиано.
На экране презентации восьмой слайд: звучит Прелюдия И.С.Баха на клавикорде.
На экране презентации девятый слайд: звучит Аллеманда на клавесине.
Музыка — это не только лишь звук,
Музыка — это движенье.
И вылетает, как птица, из рук
Нот беспокойных круженье.
Мир музыки - это мир волшебный.
Кажется, он сделан из лучей и бликов
Серебристо-звёздных…
Из дождинок тонких, из метелей белых,
Из капели звонкой, кажется, он сделан.
Учащиеся старших классов исполняют пьесы на фортепиано:
- П. Чайковский – «Подснежник»
- А. Дворжак – Этюд
- С. Рахманинов – Прелюдия соль минор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная разработка урока по предмету "Музыкальный инструмент. Фортепиано."
Мультимедийная разработка урока на тему "Организация игрового аппарата пианиста на начальном этапе обучения" поможет преподавателям при прохождении аттестации....

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» «ФОРТЕПИАНО»
Открытое занятие с учащимся 2-го класса ДШИ на тему: Работа над художественным содержанием пьесы с использованием музыкальных сказочных образов.(Развёрнутый конспект)....

Музыкальный инструмент. Фортепиано. Образовательная (рабочая) программа для учащихся 1-7 классов отделения специального фортепиано
Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры.В последнее время объем музыкальной информации необычайно возрос.Несомненно, музыкальный поток оказывает значительное влиян...

Музыкальные инструменты. Фортепиано . Урок во 2 классе
Дети в игровой форме знакомятся с особенностями звучания фортепиано, учатся понимать различие клавишных инструментов; в процессе эмоционального восприятия музыки П.И.Чайковского и С.С. Прокофьева разв...
Дополнительная общеразвивающая программа"Индивидуальный музыкальный инструмент: фортепиано"
В Программе прописаны цели, задачи, методы иприемы по индивидуальному обучению на фортепиано. Представлен широкий репертуар для педагога и учащихся....

Рабочая образовательная программа "Музыкальный инструмент" (фортепиано). Подготовительная группа, срок обучения - 1 год
Рабочая образовательная программа "Музыкальный инструмент" (фортепиано). Подготовительная группа, срок обучения - 1 год...

Рабочая образовательная программа "Музыкальный инструмент" (фортепиано). Ранняя профессиональная ориентация
Рабочая образовательная программа "Музыкальный инструмент" (фортепиано). Ранняя профессиональная ориентация, срок реализации - 1 год...