Дополнительная общеразвивающая программа"Индивидуальный музыкальный инструмент: фортепиано"
рабочая программа по музыке на тему
В Программе прописаны цели, задачи, методы иприемы по индивидуальному обучению на фортепиано. Представлен широкий репертуар для педагога и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_obshcherazviv_progr_nagovitsynoy.docx | 71.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «КАМЕРТОН»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ: ФОРТЕПИАНО
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Срок реализации программы: 4 года
Автор-составитель программы:
Наговицына Людмила Михайловна,
преподаватель по классу фортепиано
Тольятти
2012
- Пояснительная записка
Поистине неоценима в формировании человеческой личности роль музыки. Но так же, как неграмотный человек с низкой культурой не может понять всю красоту поэзии, человек с односторонним развитием не может разобраться в музыке…Искусство движет человека вперед, требует неустанного духовного совершенствования.
А. Гольденвейзер.
Данная программа основана на материалах образовательных программ для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ по классу «Фортепиано». Также, была проанализирована образовательная программа «Фортепиано» автора Л.В. Елкиной Центра внешкольной работы Северного окружного управления г. Москвы, авторской программы для учреждений дополнительного образования «Фортепиано» О. Геталовой (изд-во «Композитор», Санкт-Петербург, 2009), образовательная программа творческого объединения учащихся «Музыкальный инструмент: фортепиано» автора В.А.Казанцев (docme.ru, Москва, 2010).
Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, предназначенные для исполнения целым оркестром, любым другим инструментом или голосом.
Инструмент, обладающий своим собственным неповторимым тембром. Пожалуй, ни для одного другого инструмента не написано такое огромное количество произведений, как для фортепиано. Практически все композиторы писали фортепианную музыку, а некоторые сознательно ограничивали себя рамками именно этого инструмента, понимая его безграничные возможности.
В России теория и методика музыкального воспитания и обучения детей игре на фортепиано развивается и непрерывно совершенствуется с середины XIX века. На рубеже XIX и XX веков целая плеяда прогрессивных ученых, педагогов и музыкантов поднимали актуальные для интеллектуального общества вопросы эстетического развития детей средствами музыкального искусства, через обучение инструментальному исполнительству - игре на фортепиано и других музыкальных инструментах. В.М. Бехтерев, К.Н. Вентцель, Е.Н. Водовозова, А.Н.Карасев, А.Л.Маслов, А.И. Пузыревский, К.Д.Ушинский и многие другие ученые разрабатывали концепции, системы и методики музыкального воспитания и обучения детей музыке. Пропагандируя различные педагогические взгляды, порой даже оппозиционного характера, первые музыкальные педагоги, ученые-теоретики, методисты и воспитатели прокладывали путь к развитию новой отрасли музыкально-педагогической науки.
В течение всего XX столетия российская теория музыкального воспитания и обучения непрерывно совершенствовалась параллельно с развитием передовой музыкально-педагогической научной мысли и находила свою реализацию в практике различных учебно-воспитательных учреждений музыкально-эстетического профиля.
Музыкальное образование – важный раздел эстетического воспитания. Занятия музыкой имеют познавательное значение, так как она отражает многие жизненные явления, обогащает представления воспитанников о природе, истории, быте и традициях разных народов. Музыкальные занятия положительно влияют на общую культуру поведения ребенка, развивают фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формируют универсальные способности, необходимые в любых сферах деятельности. Формирование музыкальных творческих качеств лучше всего начинать с раннего детского возраста. Важнейшей составляющей современного музыкального образования является обучение музицированию, владению музыкальным инструментом. Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социально-деятельной и активной личности.
В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку, чему способствует индивидуальная форма занятий. Обучение ориентировано на общие художественно-творческие способности учащихся. Реализация данной программы способствует целостному развитию комплекса общих художественно-эстетических и специальных музыкальных способностей.
Данная дополнительная общеразвивающая программа «Индивидуальный музыкальный инструмент: фортепиано» является модифицированной, имеет художественную направленность. Образовательная область программы – музыка. Уровень образованности – функциональная грамотность.
Программа реализуется в МБОУ ДОД ДШИ «Камертон» в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями к дополнительным образовательным программам. Главной задачей является то что обучение по программе доступно всем детям, желающим освоить навыки игры на фортепиано. Специальных критериев наличия музыкальной одаренности у детей не требуется. Единственным условием приема является желание учиться и наличие инструмента. Для успешных занятий обучающемуся необходимы любовь к порядку, умение организовать свою домашнюю работу, способность проявить терпимость и усидчивость, навыки обращения с нотными изданиями.
Необходимость в создании разнообразных программ для ДМШ, ДШИ продиктована, прежде всего, современными объективными условиями существования образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы художественной направленности.
Предлагаемая программа направлена на приобщение детей к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса, формирование и развитие инструментально-исполнительских умений и навыков.
Концепция программы основывается на следующих принципах:
- общее развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными;
- выявление и развитие обще музыкальных и творческих задатков детей;
- создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
- создание и пополнение «слухового багажа» на примерах мирового культурного музыкального наследия;
- расширение кругозора посредством посещения театров, музеев, выставок, а также чтение популярной музыкальной литературы.
Актуальность программы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка. Важное направление в развитии личности занимает художественно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Игра на инструменте (фортепиано) помогает раскрыться индивидуальности ребенка, приобщает к лучшим образцам музыкально культуры.
Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребенка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.
Цель программы: развитие творческих и специальных музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры воспитанников посредством освоения основ музыкальной грамоты и овладения исполнительскими навыками на фортепиано.
Задачи обучения включают в себя:
Обучающие:
- Изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией).
- Овладение основами исполнительского мастерства (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями).
- Обучение навыками работы с нотной литературой, разбора музыкальных произведений и чтению с листа.
Развивающие:
- Развитие базовых музыкальных способностей ребенка (музыкальная память, гармонический и мелодический слух, чувство ритма).
- Развитие мышления, воображения, восприятия.
- Физическое развитие (двигательные навыки, координауия движения, осанка, выносливость).
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Воспитательные:
- Расширение кругозора детей в области музыкального искусства.
- Воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;
- Формирование устойчивого интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся.
- Становление фантазии, воображения, музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения.
- Воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пуктуальность, доброжелательность).
- Воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности.
Настоящая программа отличается от аналогичных тем, что музыкальные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей и направлены на решение задач общеобразовательной школы в условиях модернизации системы образования.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы: 7-11 лет.
Срок реализации программы - 4 года.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут, с обязательным перерывом – 3-5 минут.
Формы и режим занятий – индивидуальный.
Программа имеет первый период начального музыкального образования.
В результате реализации данной программы учащийся освоит основы музыкальной грамоты, овладеет основами музыкально-эстетических, музыкально-теоретических и музыкально-практических видов деятельности, будет уметь артистично исполнять на фортепиано музыкальные произведения и, пользуясь простейшими художественными сравнения, описывать характерные черты музыкального произведения и их взаимодействие в музыкальном образе.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемое для изучения в каждом году, дается в годовых требованиях с учетом рекомендуемого репертуара. Весь этот пройденный музыкальный материал фиксируется в «Индивидуальном плане» обучающегося.
Для каждого года обучения в программе даны примерные перечни музыкальных пьес (различные по уровню трудности) для исполнения. это дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.
Контроль оценки результатов освоения программы.
Контрольный урок: Индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении выученных произведений проводится 1 раз в четверть.
Академический концерт (исполнение 2-х разнохарактерных пьес) проводится 2 раза в год (декабрь, май).
Технический зачет (этюд, гаммы) проводится 1 раз в год (март текущего года).
Экзамен (переводной) проводится в мае среди воспитанников последнего года обучения в присутствии комиссии, назначаемой приказом директора учреждения.
Отчетные концерты.
Участие детей в конкурсах, фестивалях.
Организация учебного процесса
На первом этапе обучения главной задачей является введение ученика в мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий, владение простейшими игровыми приемами чередования рук в одноголосном позиционном изложении. Уже при исполнении одноголосных мелодий у ребенка зарождаются первые представления о характере мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и контрастности мелодических построений, вырабатывается слуховое различие простейших длительностей. Происходит знакомство с итальянскими обозначениями темпов, динамики. Кроме того, ученик подбирает по слуху несложные песенные мелодии. Предусматриваются две взаимосвязанные методические задачи: постепенное усложнение воспринимаемых мелодических образов и закрепление музыкально-двигательных навыков.
Следующим этапом является слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это координация движений рук и звуковых ощущений. Разучиваются также пьесы с элементами полифонии – наличие в них доступной для учащихся народно-хоровой подголосочной фактуры, контрастных сопоставлений голосов и имитационной структуры.
При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические навыки, своевременное овладение которыми обязательно. При их изучении значительное внимание уделяется темповой устойчивости, ритмической и динамической ровности и четкости, артикуляционной ясности.
Одним из важнейших условий преодоления этих трудностей является согласование пианистических приемов с пульсацией ритма, мелодичесикм дыханием. Артикуляционными штрихами.
Приобщение ученика к произведениям крупной формы происходит на материале вариационных циклов и сонатин.
Учебно-педагогический репертуар постепенно расширяется за счет более сложных в жанрово-стилистическом и фактурном отношениях произведений. Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейно-художественное содержание музыки. Ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.
Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ученика в его работе над исполнительской задачей любой сложности. Средства эти чрезвычайно многообразны. В них органично взаимосвязаны целостный исполнительский показ, теоретический и исполнительский анализ, образно-словесное раскрытие характера трактовки, расшифровка авторских и редакторских ремарок в тексте и т.п.
Организация воспитывающей деятельности
Основной задаче каждого занятия является создание интереса к музыке и обучении пианистическим навыкам. Для выполнения чего необходимо изучение реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и выбор методов и приемов обучения таким образом. Чтобы развитие и совершенствование у детей музыкального слуха, голоса, исполнительских способностей и т.д. стало не целью, а средством воспитания интереса, а в последствие – любви к музыке.
Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и обще музыкальное развитие ученика. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать. Воспитательная работа не рассматривается как дополнение к учебному процессу, а составляет с ним органическое единство.
Особое внимание нужно уделять воспитанию любви к народной музыке и понимания роли народного начала в искусстве, приводя в пример крупнейших композиторов прошлого и современности, видевших в народной музыке образец высших художественных ценностей.
Особая форма воспитательной работы – просветительская – организация и проведение концертов силами учеников и их родителей.
Организация концертной деятельности
Каждый из нас хранит в памяти яркие впечатления детства. А в жизни детей праздничный концерт занимает особое место. Дети эмоциональны и впечатлительны. Отличительная черта их психики – усиленная острота восприятия, стремление к самовыражению. Организация концерта требует больших усилий и серьезного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт – это лишь одна сторона многогранной работы с детьми. Поэтому план и организация самого концерта включаются в общую систему воспитательного процесса. обязательно учитываются интересы и психологические особенности детей. это очень важно при подборе репертуара и раздаче индивидуальных заданий. Такие задания нужны для вовлечения всех детей в процесс подготовки к концерту. Поощряется самостоятельность и инициатива.
Работа по подготовке и проведению концерта делится на несколько этапов. Первый – беда с детьми. Заинтересовав предстоящей работой, создается ситуация «завтрашней радости». В ходе беседы рождается тема концерта, обсуждается программа. Следующий этап – организация подготовительной работы. ребята самостоятельно продумывают, в чем будет заключаться их участие в концерте. На этом же этапе планируется создание викторин, конкурсов, ансамблей, выполняются работы по оформлению помещения, пригласительных билетов.
Коллективная деятельность по подготовке к концерту является эффективным средством сплочения детского коллектива. В жизни детей должны участвовать их родители, бабушки, дедушки. Такие мероприятия объединяют детей и взрослых. Дети видят, что коллективные усилия приносят хорошие результаты, дело спорится, если тебя поддерживают, верят в твой успех. После концерта нужно дать детям возможность обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ поможет в дальнейшей работе с детьми.
Хорошо подготовленный и проведенный концерт станет настоящим праздником для детей и взрослых, принесет много радости и надолго запомнится всем участникам и зрителям.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теории | Практики | ||
| 6 | 2 | 4 | |
1.1. | Игра на фортепиано как вид музыкальной деятельность | 2 | 1 | 1 |
1.2. | Фортепиано. Клавиатура. Звукоизвлеченние | 4 | 1 | 3 |
| 12 | 3 | 9 | |
2.1. | Организация двигательно-пианистических движений рук | 6 | 1 | 5 |
2.2. | Знакомство с нотной грамотой | 6 | 2 | 4 |
| 20 | 5 | 15 | |
3.1. | Начальная работа над техникой игры | 8 | 2 | 6 |
3.2. | Чтение с листа | 4 | 1 | 3 |
3.3. | Игра в ансамбле | 4 | 1 | 3 |
3.4. | Подбор по слуху | 4 | 1 | 3 |
| 14 | 2 | 12 | |
| 14 | 2 | 12 | |
ИТОГО: | 66 | 14 | 52 |
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теории | Практики | ||
| 12 | 4 | 8 | |
1.1. | Начальные сведения о полифонии | 6 | 2 | 4 |
1.2. | Знакомство с музыкальными произведениями крупной формы | 6 | 2 | 4 |
| 28 | 7 | 21 | |
2.1. | Работа над пальцевой техникой | 16 | 4 | 12 |
2.2. | Чтение с листа | 4 | 1 | 3 |
2.3. | Игра в ансамбле | 4 | 1 | 3 |
2.4. | Подбор по слуху | 4 | 1 | 3 |
| 14 | 2 | 12 | |
| 14 | 2 | 12 | |
ИТОГО: | 68 | 15 | 53 |
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теории | Практики | ||
| 30 | 7 | 23 | |
1.1. | Формирование пианистической техники | 8 | 2 | 6 |
1.2. | Формирование навыков полифонической игры | 6 | 2 | 4 |
1.3. | Работа над произведениями крупной формы | 6 | 2 | 4 |
1.4. | Чтение с листа | 4 | 1 | 3 |
1.5. | Подбор по слуху | 2 | - | 2 |
1.6. | Игра в ансамбле | 4 | - | 4 |
| 22 | 3 | 19 | |
2.1. | Программные произведения | 18 | 2 | 16 |
2.2. | Формирование навыков сочинительства | 4 | 1 | 3 |
| 8 | 2 | 6 | |
| 8 | 2 | 6 | |
ИТОГО: | 68 | 14 | 54 |
Учебно-тематический план четвертого года обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теории | Практики | ||
| 30 | 7 | 23 | |
1.1. | Формирование пианистической техники | 8 | 2 | 6 |
1.2. | Формирование навыков полифонической игры | 6 | 2 | 4 |
1.3. | Работа над произведениями крупной формы | 6 | 2 | 4 |
1.4. | Чтение с листа | 4 | 1 | 3 |
1.5. | Подбор по слуху | 2 | - | 2 |
1.6. | Игра в ансамбле | 4 | - | 4 |
| 22 | 3 | 19 | |
2.1. | Программные произведения | 18 | 2 | 16 |
2.2. | Формирование навыков сочинительства | 4 | 1 | 3 |
| 8 | 2 | 6 | |
| 8 | 2 | 6 | |
ИТОГО: | 68 | 14 | 54 |
Содержание программы
- Знакомство с инструментом.
Знакомство с учеником, беседа с ним о музыке, рассказ об инструменте, первое прикосновение к клавишам, ощущение звукоизвлечения. Знакомство с регистрами, начальные упражнения для рук.
- Работа над гаммами и упражнениями.
В течение года ребенок должен пройти: 2-3 мажорные гаммы в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре; тонические трезвучия аккордами по три звука каждой рукой отдельно в тех же тональностях (с переносом в разные октавы).
- Работа над этюдами.
Работа над этюдами – это продолжение работы над техникой (пальцевой беглости, четкости и так далее). Четкое осознание работы над упражнениями и этюдами для преодоления технических трудностей: стройность аккордов, плавность и ровность гаммы, незаметное подкладывание первого пальца в арпеджио и др. Навыки, приобретенные при изучении гамм, дают полную возможность выбрать для каждого ученика разнообразные по стилю, по музыкально-пианистическим заданиям, лаконичные, легко запоминаемые этюды. ученик извлекает наибольшую пользу из каждого этюда,если доведет исполнение до законченности в подвижном темпе. Этюды помогают развивать в ученике сознательное отношение к освоению различных технических приемов.
4. Работа над пьесами.
Работа над пьесами – важнейшее средство музыкального воспитания, развития эстетического вкуса. Важно иметь разнохарактерные пьесы, в которых ребенок учится передавать свое отношение к произведению и пытается донести его (отношение) до слушателя. Работа над пьесами важна для концертной программы, где ребенок может показать себя с хорошей стороны.
5. Работа над полифонией.
Работа над пьесами с элементами полифонии следует включить на начальной стадии обучения. Работая над полифоническими мелодиями, ребенок учится хорошо слушать себя, контролировать голосоведение, развивает у него гармонический слух.
6. Работа над произведениями крупной формы.
Работа над крупной формой учит воспринимать объемное, разноплановое произведение как одно целое. Следует брать в работу небольшие сонатины и вариации. Исполнение разных по характеру, настроению, темпу, вариаций, тем и т.д. в едином ключе учит анализировать произведение, выделять главную мысль и вести ее через все произведение, добиваясь цельности звучания.
7. Ансамбли.
Одним из важнейших разделов является работа над ансамблем. Ребенок учится слышать партнера, контролировать соотношение звучания партий, добиваться единства исполнения.
8. Чтение с листа.
Очень важным является умение чтения нот с листа. Эти навыки помогают при разборе новых произведений, концентрируют внимание, активизируют умственную деятельность, развивают способность схватывать главное в музыкальной ткани, непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-либо поправок и остановок, вырабатывается уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, свободная ориентировка на клавиатуре, аппликатурная находчивость. Пьесы для чтения нот должны быть значительно легче изучаемых пьес по программе, поэтому целесообразно использовать произведение из репертуара предыдущих классов, а также популярные пьесы. Чтение нот с листа должно носить систематический характер.
9. Подбор по слуху.
Подбор по слуху мелодий, транспонирование способствует возникновению четких музыкальных представлений. Подбор в различных тональностях помогает быстрее освоить клавиатуру, не бояться ее и легче ориентироваться в тональностях.
Условия реализации данной программы
- наличие просторного помещения с хорошим освещением и вентиляцией;
- наличие музыкального инструмента;
- библиотека справочных аудио- видео и нотных изданий по предмету;
- метроном;
- фонотека.
Требования для технических зачётов
1 класс
Первоначальное знакомство с техническими формами гаммы в двух-трех мажорных тональностях:
- - гамма в 2 октавы отдельно каждой рукой, затем двумя руками в прямом движении;
- - знакомство с расходящейся гаммой (Ми мажор) с симметричной аппликатурой и расположением черных клавиш;
- - аккорды:
- тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука;
- отдельно каждой рукой в тех же тональностях в 2 октавы;
- хроматическая гамма в 2 октавы отдельно каждой рукой от 2-3- звуков (ре и соль-диез и т.д.)
2 класс
Расширение круга тональностей и технических формул гаммы:
- Мажорная гамма в прямом и расходящемся движении в 2 октавы – в 5-6 тональностях, знакомство с гаммой в 4 октавы;
- Минорные гаммы (гармонические и мелодические) в прямом движении в две октавы – в 2-3 тональностях, знакомство с гаммой в 4 октавы;
- Аккорды (тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука) – в тех же тональностях в две октавы;
- Знакомство с короткими арпеджио по 4 звука – отдельно каждой рукой на 2 октавы в тех же тональностях;
- Хроматическая гамма двумя руками в прямом движении в 2 октавы – в тех же тональностях
3 класс
Гаммы
Первое полугодие: до мажор, соль мажор, ре мажор – двумя руками на две октавы в параллельном движении и расходящиеся гаммы от одного звука (на две октавы). Ля минор, ми минор (гармонический и мелодический) – отдельными руками на две октавы.
Второе полугодие: фа мажор, си – бемоль мажор – двумя руками на две октавы в параллельном движении ре минор , соль минор (гармонический и мелодический) – отдельными руками на две октавы.
Аккорды
- Т/5/3 с обращениями – отдельными руками в пройденных тональностях.
Арпеджио
- короткие – отдельными руками на две октавы в пройденных тональностях
Хроматическая гамма
- от тоники (в пройденных тональностях) – отдельными руками на две октавы.
4 класс
Гаммы
Первое полугодие: мажорные гаммы (диезные) до 4-х знаков – двумя руками на четыре октавы в параллельном движении. Гаммы до 2-х знаков – в расходящемся движении. Минорные гаммы до 4-х знаков (гармонические и мелодические) – двумя руками на четыре октавы в прямом движении.
Второе полугодие: мажорные гаммы (бемольные) до 4-х знаков – двумя руками на четыре октавы в параллельном движении.. Минорные гаммы
до 4-х знаков (гармонические и мелодические) – двумя руками на четыре октавы в прямом движении.
Аккорды (в пройденных тональностях)
- Т/5/3 с обращениями – двумя руками
- Аккорды по 4 звука – отдельными руками
- D7 (без обращений) – отдельными руками
Арпеджио (в пройденных тональностях)
- короткие – двумя руками на четыре октавы
- ломаные – отдельными руками на 4 октавы
- длинные – отдельными руками (с акцентами через 4 звука)
Хроматическая гамма
- от тоники (в пройденных тональностях) – двумя руками на четыре октавы.
Список используемой литературы
- Алексеев, А Методика обучения игре на фортепиано.3-е –из. М ,1978. – 283 с.
- Браудо, И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. Классика-XXI. 2003. – 88 с.
- Коган, Г. Работа пианиста. 3-е Изд.М.,1979. – 141 с.
- Кремлёв, С. Фортепианные сонаты Бетховена. М., 1953. – 269 с.
- Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 2007. – 239 с.
- Тимакин,,Е.М, Воспитание пианиста. М., 1989. – 143 с.
- Шмидт – Шкловская, А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика, 2003. – 82 с.
- Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984. – 174 с.
- Щапов, А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.; Классика, 2002. – 97 с.
- Яворский, Б. Сюиты Баха для клавира. – М. Классика, 2002. - 82 с.
Рекомендуемая литература для педагога
- Айзенштадт, С.А. «Детский альбом» Чайковского.- Москва, Классика –XXI, 2003. – 121 с.
- Вицинский, А.В. Беседы с пианистами.- Москва, Классика XXI, 2004. – 232 с.
- Грохотов, С. Как научить играть на рояле./Первые шаги.- Москва, Классика XXI, 2006. – 220 с.
- Засимова, А. Как исполнять Бетховена/ Мастер класс.- Москва, «Классика XXI», 2007. – 236 с.
- Коган, Г. Работа пианиста.- Москва, Классика XXI, 2004. – 203 с.
- Коган, Г. У врат мастерства.- Москва, Классика XXI, 2004. – 115 с.
- Меркулов, А. Как исполнять Гайдна.- Москва, Классика XXI, 2004. – 198 с.
- Меркулов, А.М. Как исполнять Моцарта.- Москва, Классика XXI, 2003. – 184 с.
- Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности.- Москва, Таланты – XXI век, 2004. – 497 с.
- Корто, А.О. О фортепианном искусстве.- Москва, Классика XXI, 2005. – 252 с.
- Милич, Б. Воспитание ученика-пианиста.- Москва, Кифара, 2002. – 183 с.
- Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. Москва, Классика XXI,2004. – 244 с.
- Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я- детский педагог. -СПб., «Союз художников», 2002. – 112 с.
Литература, рекомендуемая учащимся
- Баневич, С Альбом для фортепиано./По сказкам Ханса Крисиана Андерсена. Санкт-Петербург, // 1-4 классы, - 2005. – 40 с.
- Баневич, С Альбом для фортепиано./По сказкам Ханса Крисиана Андерсена. Санкт-Петербург, // 1-2 классы, - 2005. – 77 с.
- Баневич, С Альбом для фортепиано./По сказкам Ханса Крисиана Андерсена. Санкт-Петербург, // 3-4 классы, - 2005. – 63 с.
- Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. – М.: Музыка, 2008. – 62 с.
- Бах И.С. Нотная тетрадь Анны-Магдалины Бах. – М.: Музыка, 1992. – 63 с.
- Брянская, Ф. Формирование и развитие навыков игры с листа в первые годы обучения пианиста. Москва. Классика-XXI, 2005. – 65 с.
- Григ Э. Лирические пьесы. – М.: Музыка, 1985.
- Майкапар С. Бирюльки. - М.: Музыка, 1978.
- Милич Б. Маленькому пианисту. 1 и 2 выпуск. – Кифара, 1997. – 131 с.
- Чайковский, П.И. Детски альбом. Москва, 1964. – 130 с.
- Черни К. Этюды./Ред. Г.Гемер.- М.: Музыка, 1984. – 112 .
- Шуман Р. Альбом для юношества. – М.: Музыка, 1999. – 72 с.
- Щуровский Ю. 100 песен народов мира. – Киев: Музична Украина, 1990.
Примерный репертуарный список
I год обучения
Пьесы
Александров А. 6 маленьких пьес для ф-но: Дождик накрапывает, Когда я был маленьким
Антюфеев Б. Детский альбом: Грустная песенка, Русский напев, Колыбельная
Барток Б. Детям. Тетрадь 1./по выбору/
Беркович И. 25 лёгких пьес: Украинская мелодия, Вальс, Осень в лесу
Волков В. 30 пьес для ф-но / по выбору/10 пьес для ф-но/по выбору/
Гречанинов А. Соч.98.Детский альбом: Маленькая сказка, Мазурка, Скучный рассказ, В разлуке
Королькова И. «Крохе-музыканту», ч.I, II (сборник) по выбору
Слонов Ю. Пьесы для детей: Шутливая песенка, Рассказ, разговор с куклой, Сказочка, Кукушка, Колыбельная, Этюды
Беренс Г. Соч. 70. №№ 1-30
Беркович И. Маленькие этюды: №№ 1-
Гедике И. Соч. 32 №№ 2,3.7
Гнесина Е. Фортепианная азбука/по выбору/
Черни К. Избранные этюды Ч.1: №№ 1-6
II год обучения
Полифонические произведения
Бах И.С. Нотная тетрадь А.М.Бах ( по выбору)
Кригер И. Менуэт a-moll
Корелли А. Сарабанда e-moll
Моцарт В. Менуэт d- moll, Буре d-moll, Ария Es-dur
Майкапар С. Канон
Павлюченко С. Фугетта e-moll
Телеман Г. Аллегро e-moll
Гедике А. Сарабанда e-moll
Литовко Ю. Канон C-dur
Перселл Г. Ария, Русские народные песни: «Дровосек», «Ночка тёмная».
Произведения крупной формы
Беркович И. Вариации «Во саду ли в огороде»
Литкова И. Вариации «Савка и Гришка»
Назарова Т. Вариации «Пойду ль я, выйду ль я»
Рейнеке К. Соч.136 Allegro moderato
Андре А. Маленькая сонатина a-moll, I Ч.
Беркович И. Сонатина C-dur
Пьесы
Аллерм Ж.М. «Мелодия»
Барток Б. Детям. Тетр.1, Микрокосмос. Тетр.1
Беркович И. 25 лёгких пьес ( пьес)
Ваньхал Я. «Пьеса»
Весняк Ю. Полька d-moll
Гедике А. Соч.36 - «Заинька», «Колыбельная», «Танец»
Геворкян Ю. Обидели c-moll
Гречанинов А. Соч.98 «Мазурка»
Дварионас Б.Д. Прелюдия a-moll
Жилинский А. «Игра в мышки», «Вальс».
Королькова И. Воробьишка D-dur
Лауменкиене Е. «Скерцетто»
Лещинская Ф. «Пришла весна»
Майкапар С.М. Раздумье a-moll
Роулей А. В стране гномов a-moll
Рыбицкий Ф. «Ветерок», «Грусть»
Р.Н.П. «Речка»
Торопова Н. «Песня», «Этюд», «Чарли Чаплин», «Романс»
Фоменко В. «Весеннее настроение»
Щуровский Ю. украинский танец e-moll
Этюды
Беренс Г. Соч .70. Этюды №№ 1-30
Беркович И. Маленькие этюды №№ 1-14
Гедике А. Соч. 32, №№ 2,3,7.
Черни-Гермер Ч.1 №№ 1-6
Шитте А. Соч. 160 №№ 1-20
Ансамбли
Гречанинов А. Соч.99 «На зелёном лугу»
Чешская народная песня в обр. И.Корольковой D-dur
Глинка М. Полька d-moll
Моцарт Л. «Песня»
Чайковский П. «Мой садик»
III год обучения
Полифонические произведения
Арман Ж. Фугетта
Бах И.С. Менуэт G-dur, Менуэт d-moll, Волынка D-dur, Полонез g-moll
Гендель Г., Сарабанда F-dur
Cкарлатти Д. Ария
Произведения крупной формы
Беркович И. Вариации на тему груз.нар.песни, Сонатина G-dur
Бетховен Л. Сонатина G-dur, ч.1.2.
Гедике А. Соч. 36, Сонатина С-dur
Жилинский А. Сонатина G - dur
Кабалевский Д. Соч. 51.Вариации F-dur
Клементи М. Соч. 36. №1 Сонатина С-dur
Любарский Н. Вариации g-moll
Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
Пьесы
Антюфеев Б. Веселый танец G-dur
Берлин Б. Обезьянка на дереве G-dur
Бетховен Л. Экосезы: Es –dur , G – dur, «К Элизе»
Бойко И. «Качели» из цикла «джазовые акварели»
Dfqvfy D/ Vfktymrbq fkmc П-вгк
Глиэр Р. «соч.43, №6 –«Рондо»
Гречанинов А. Соч.123 «Бусинки» (по выбору)
Майкапар С. Соч.28 Бирюльки»: «Маленький командир», «Мотылёк», «Мимолётное видение»
Чайковский П. Соч.39 «Детский альбом»: Болезнь куклы, Полька, Новая кукла
Шевченко С. Весенний день A-dur
Шостакович Д. Вальс, Грустная сказка
Шуман Р. Соч.68 «альбом для юношества»: Мелодия, Марш, Первая утрата
Этюды
Бюргмюллер Ф. Соч.100 «25 маленьких этюдов»
Гедике А. Соч. 32 №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24
Лемуан А. Соч. 37 № 1, 2, 6, 7, 10, 17, 27
Лешгорн А. Соч.65 №№ 3,5,7,9.27,29
Черни-Гермер «Избранные фортепианные этюды» №№ 10,11,13-18,20,21, 23-29,4
Шитте А. Соч.160 «25 маленьких этюдов» №№ 16, 21-2
IV год обучения
Полифонические произведения
Бах И.С. «Нотная тетрадь А.М.Бах», Менуэт №3, Менуэт №12, Марш, Полонез, Маленькая прелюдия
Глинка М. Двухголосная фуга a-moll
Гедике А. Соч.60 №9 Инвенция
Пахельбель И. Сарабанда, Жига
Циполи Д. Фугетта e moll
Произведения крупной формы
Барток Б. Вариации
Бетховен Л. Сонатина F-dur
Глиэр Р. Соч.43.Рондо
Вебер К.М. Сонатина
Дюбесси Я. Сонатина G-dur
Кабалевский Д. Легкие вариации на тему словацкой народной песни d-moll
Кулау Ф. Сонатина I Ч C-dur
Мелартин Э. Сонатина g-moll
Моцарт В. Сонатина I Ч C-dur
Чимароза Д. Сонатина d-moll
Щуровский Ю. Украинская сонатина I Ч g-moll, II Ч G-dur
Пьесы
Баневич С. Вальс G-dur
Гладковская А. Маленькая танцовщица Es-dur
Градески Э. Мороженое
Гречанинов А. Соч.123 На лужайке G-dur
Григ Э. Вальс a-moll
Жербин М. Русский танец c-moll; На поляне g-moll
Жилинский А. Маленькая балерина D-dur
Кабалевский Д. Кавалерийская b-moll
Ковач И. Полька F-dur
Косенко В. Дождик es-moll
Купревич В. Осенний эскиз e-mollМоцарт Вальс
Пахульский Г. В мечтах F-dur
Петерсон О. Джазовые упражнения (с №1-по № 13)
Рожавская Ю. Доброй ночи F-dur
Рыбицкий Ф. Прогулка
Хачатурян А. Андантино
Чайковский П. Соч. 39 «Детский альбом»: Новая кукла, Мазурка
Чайковский П. Камаринская D-dur
Итальянская песенка, Немецкая песенка, Танец маленьких лебедей.
Шостакович Д. Танцы кукол: Шарманка, Гавот, Танец
Шуман Р. Первая утрата
Шуман Р. Смелый наездник a-moll,
Франк С. Жалоба куклы G-dur, Охотничья песенка F-dur
Этюды
Гедике А. Соч 27 №№10,16,18,21,26
Лак Т. Соч.172 №№ 5,6,8
Лемуан А. Соч.37 №№4,5,9,11,12,15,16
Лешгорн А. Соч.65 Избранные этюды для начинающих
Черни-Гермер Ч.1 №№17,18,21-23,25,26, 28,30-32
Рекомендуемые репертуарные сборники
- Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия 1 класс. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007. – 84 с.
- Альбом ученика-пианиста. 2 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, Феникс, ТОРГОВЫЙ ДОМ, 2006. – 112 с.
- Барсукова С.А. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. – 72 с.
- Барсукова С.А. Хочу играть./Сборник пьес для фортепиано 1-2 классы ДМШ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. – 85 с.
- Барсукова С.А. Хочу играть./Сборник пьес для фортепиано 2-3 классы ДМШ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. – 76 с.
- Бернстайн С. 20 уроков клавиатурной хореографии. Изд-во Композитор, Санкт-Петербург», - 2001. – 151 с.
- Вдвоем веселее.Фортепианные ансамбли.//Составитель Л.Жульева. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2014. – 54 с.
- Волшебные звуки фортепиано/Сборник ансамблей для фортепиано 1-2 класса ДМШ//Сост. С.А.Барсукова. Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. – 72 с.
- Гедике А. 10 миниатюр в форме этюдов. ПАРА ЛА ОРО, Минск, 2008. – 23 с.
- Геталова О. В музыку с радостью./Для детей 4-6 лет. Изд-во Композитор, Санкт-Петербург, 2009. – 91 с.
- Геталова О. В музыку с радостью./О.Геталова, И.Визная. Изд-во Композитор, Санкт-Петербцрг, 1997. – 177 с.
- Джаз для детей /выпуск 1,2,3,4,5/- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
- Жил-был у бабушки -igrai-poi.narod.ru
- Иванова О. Новый музыкальный букварь./Для самых маленьких.//О.Иванова, И.Кузнецова, Ростов-на-Дону. Феникс, 2012. – 48 с.
- Ковалевская М.А. Музыкальная гимнастика для пальчиков», С-Петербург, - Союз художников, 2006. – 28 с.
- Левашкович Л. Романтические фортепианные пьесы в 4 руки/Тетрадь I. Изд-во Союз художников, Санкт-Петербург, 2010. – 79 с.
- Лучшее из хорошего. 135 новых пьес/1 класс ДМШ. Изд. 2-е. Ростов-на-Дону, Феникс, 2013. – 87 с.
- Лучшее из хорошего. 85 новых пьес/3,4 классы ДМШ. Изд. 2-е. Ростов-на-Дону, Феникс, 2013. – 143 с.
- Майкапар С. Первые шаги/Пьесы для фортепиано в 4 руки; Маленькие новеллетты/Пьесы для фортепиано в 2 руки. Минск ПАРА ЛА ОРО, 2008. – 32 с.
- Моё фортепиано./Сборник пес для учащихся 1-2 классов ДМШ/Составитель С.А.Барсукова, Ростов-на-Дону, Феникс. 2011. – 35 с.
- Цыганова Г.Г. Альбом ученика-пианиста/Хрестоматия. 3 класс ДМШ – Ростов-на Дону, Феникс, 2013. – 88 с.
- Иванов А. «Каникулы» /детская сюита для фортепиано/ - Чебоксары, Чувашиздат, 2002. – 35 с.
- Королькова И. Крохе-музыканту, ч.I, II – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. – 57 с.
- Королькова И. Крохе-музыканту./Нотная азбука для самых маленьких. Ч.2, Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. - 56 с.
- Пьесы, сонатины и ансамбли.1-3 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010. – 160 с.
- Смирнова Н.Л. Хрестоматия для фортепиано/Младшие классы (1-3), - Ростов-на-Дону, 2011. – 44 с.
- Торопова Н. Музыкальные зарисовки, - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 42 с.
- Флярковский А. Русские народные песни /в полифонической обработке для фортепиано/ - Москва, Кифара, 2002. – 28 с.
- Хрестоматия для фортепиано в 4-ри руки (младшие классы)/Составитель Н.Л.Бабасян, Москва-музыка, 2005. – 64 с.
- Черни К. 50 этюдов из соч. № 261, 821, 599, 139/Под ред. Г.Гермера, Композитор, Санкт-Петербург, 2009. – 38 с.
- Шитте Л. 25 маленьких этюдов. Соч. 108, Сос. 160. Москва-музыка, - 2010. – 32 с.
- Этюды зарубежных композиторов для 2-3 классов ДМШ/Составитель Н.Волошнова, Союз художников, Санкт-Петербург, 2011. – 53 с.
- Юному музыканту-пианисту /Хрестоматия 1 класс. Ростов-на-Дону, Феникс, 2014. – 84 с.
- Юному музыканту-пианисту /Хрестоматия 2 класс. Ростов-на-Дону, Феникс, 2014. – 78 с.
- Юному музыканту-пианисту /Хрестоматия 3 класс. Ростов-на-Дону, Феникс, 2013. – 96 с.
Репертуар для музицирования и чтения с листа
Это сборники, в которых представлены произведения, для свободного выбора репертуара. Введение материала для музицирования в программу учеников оправдано не только с любительской, но и с профессиональной точки зрения. Этот вид работы способствует более разностороннему развитию музыкального мышления, эстетического кругозора и совершенствованию пианистических навыков.
- Джоплин С. Миссурийские рэгтаймы для фортепиано.
- Джоплин С. Рэгтаймы.
- Дога Е. Избранные пьесы.
- Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано. Сост. В. Жаров.
- Любимые эстрадные мелодии: В сборнике этого цикла представлены вокальные и фортепианные произведения в облегчённом переложении для фортепиано: (И. Бриль, М. Фрадкин, А. Островский, О. Фельцман, и др.).
- Музыка отдыха. В многочисленных выпусках этого издания можно найти: Избранные русские народные песни, Украинские народные песни для фортепиано, которые можно включать в индивидуальный план ученика, как полифонические пьесы.
- Полонский А. Цветущий май. Сочинения и обработки для фортепиано. Популярные мелодии прошлых лет.
- Популярная эстрадная музыка. В выпусках этого издания предлагаются популярные произведения прошлых лет в переложении для фортепиано (Р. Лехтинен, А. Флярковский, Н. Раков, К. Молчанов и др.).
- Приглашение. Популярные эстрадные пьесы. Переложение для фортепиано
- Штраус И. Весенние голоса. Избранные вальсы для фортепиано
- Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано. 3-5 классы музыкальной школы. М. Кифара.
- Маркин Ю. «Семь цветов радуги». Сюита вальсов для фортепиано. М. Изд. В. Катанского
- Музыкальный калейдоскоп. Популярные мелодии для фортепиано. Вып. 1,2. М. « Музыка»
- Музыкальная мозаика. Вып. 5. Сост. С Барсукова. Ростов-на-Дону. Изд. Феникс.
- Огинский М. 16 Полонезов для фортепиано. Изд. С. Козлов.
- Пилипенко Л. «Джазовые игрушки». М. Изд. В Катанского.
- Фортепианные ансамбли русских композиторов в 4 руки. М.: Кифара
- Фортепианная музыка в стиле Рэгтайма. М. Сост. О. Королёв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - ознакомительный уровень (2013-14 учеб. г.)
Программа по обучению детей 6-11 лет ознакомительного уровня - 1 этап обучения по предмету синтезатор....
Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - базовый уровень (на 2013-14 учеб.г.)
Программа для учащихся 9-16 лет по предмету синтезатор базового уровня - 2 этап обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - углубленный уровень (на 2013-14 учеб. г.)
Программа по предмету синтезатор для учащихся 14-18 лет углублённого уровня - 3 этап обучения....
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. Учебный предмет Музыкальный инструмент «Фортепиано».
Программа является Общеразвивающей и предназначена для учащихся 1 – 5 классов музыкальных отделений ДШИ.Предполагая достаточную свободу в выборе репертуара, данная программа предназн...
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы музыкального исполнительства». Предмет «Ансамбль» и предмет "Музыкальный инструмент"
Программа "Основы музыкального исполнительства" по предметам «Ансамбль» и "Музыкальный инструмент" в образовательном процессе детских школ искусств как нель...
Дополнительная общеразвивающая программа "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент (фортепиано)" 3 года.
Программа по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» 3 года...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...