1 Этап урока: Организационный момент и мотивация. Задача этапа: Включить учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
|
|
|
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Учитель организует совместную деятельность.
Дети под музыку «Марш деревянных солдатиков» Чайковского входят в класс. Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!» | Эмоционально-образный настрой к уроку.
Исполнение «приветственной попевки».
| Личностные: Самоопределение Коммуникативные: Планирование своей деятельности совместно с учителем и со сверстниками. |
2 Этап урока: Активизация внимания. Постановка проблемы и актуализация знаний. Задачи этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
|
|
|
Учитель задает вопросы, проводит анализ услышанной музыки и подводит учащихся к постановке проблемы урока: о чем мы будем сегодня говорить, что хотим узнать об инструменте «фортепиано». Сейчас прозвучало произведение, с которым мы с вами познакомились в прошлом году. Вы его узнали? Как оно называется? Кто его сочинил? Давайте представим себя игрушками: девочки – куклами, мальчики – барабанщиками. Я буду руководить парадом. Приготовились – марш!
А теперь послушайте второй марш. Его сочинил Прокофьев. Послушайте начало марша. Что вы в нем услышите? Звучит вступление к «Маршу» Прокофьева.
Верно. Это прозвучало вступление к маршу. В нем действительно бьется пульс марша. Те, кто внимательно вслушается во вступление, тот сможет точно начать маршировку в тот момент, когда появится основная мелодия марша. Проверим, все ли из вас внимательные слушатели. Встали у своих стульев, вы начнете маршировать с левой ноги.
Молодцы! Почти все из вас верно услышали начало марша после вступления. А теперь я буду изменять звучание марша, а вы будете откликаться на эти изменения. А вступление к маршу мне поможет исполнить барабанщик (приглашается один из учащихся для игры на барабане). Молодцы!
| Рассуждают, анализируют услышанную музыку, приходят к проблеме, поставленной учителем.
Ответы детей: «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского. Мы его слушали в прошлом году. Мы играли под эту музыку в игрушечный парад. Дети исполняют фрагмент марша Чайковского под фонограмму, учитель дирижирует жезлом-указкой Дети: Здесь слышны шаги, поступь, как будто бьется пульс музыки.
Звучит вступление и 8 тактов марша. Дети начинают маршировать.
Вновь звучит вступление и первые 8 тактов марша. Учитель изменяет темп и динамику звучания музыки. Дети маршируют. | Познавательные: учатся слушать и эмоционально откликаться на музыку. Регулятивные: Умение поставить учебную задачу Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
3 Этап урока: Введение в тему урока. Задачи этапа: Организовать коммуникативное взаимодействие.
|
|
|
Учитель совместно с учениками формулирует проблему. Мы с вами познакомились с большим количеством различных музыкальных инструментов. А как вы думаете, какой из этих музыкальных инструментов наиболее часто встречается в нашей жизни и используется музыкантами? Этот музыкальный инструмент пользуется самой большой популярностью во все мире, и где только не встретишь это замечательный инструмент: он есть и в школах, и в д/с, и дворцах культуры, а у многих из нас он есть и дома. Музыкальные пьесы, которые мы с вами услышали, тоже были исполнены на этом инструменте! Да, это фортепиано! Кто из вас знает, как появился этот инструмент? Когда и кем он был изобретён? - Чтобы узнать всё это, мы отправимся с вами в далёкое прошлое. | Сотрудничают с учителем, называют тему урока, цель, планируемые результаты.
Дети: Фортепиано! | Регулятивные: Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные: постановка и формулирование проблемы.
|
3 Этап урока: Совместное открытие новых знаний. Задачи этапа: Организовать творческое сотрудничество.
|
|
|
Учитель рассказывает детям историю возникновения музыкального инструмента «фортепиано», сопровождая свой рассказ презентацией.
Я вам расскажу где, когда и кем был изобретен этот инструмент, какие инструменты помогли в создании фортепиано. Ведь оно возникло не сразу, у него была длинная и интересная история рождения. А началось это очень давно, еще 600 лет назад. Именно тогда, музыкальные мастера изобрели такой инструмент клавикорд (иллюстрации). Клавикорд еще не был похож на современное фортепиано. Он напоминал прямоугольный ящик с черными и белыми клавишами. Звук клавикорда был мягкий и нежный, и легкого прикосновения к клавише было достаточно, что бы извлечь звук. Всем был хорош клавикорд, но вот беда – его звучание было таким тихим, что его почти не было слышно. Поэтому вскоре на смену клавикорду клавесин( показ иллюстрации). Чем отличался он от клавикорда? Изменилась форма, а вместо одной клавиатуры стали делать 2-3, чтобы усилить звук. Но и это не помогало. С какой бы силой исполнитель не нажимал на клавишу, звук все равно оставался тихим и однообразным.
А почему же звук на клавесине не был громким? Да потому, что звук извлекался щипком. Струну, которая прикреплялась к клавише, цепляло пером (воронье), но оно было слабым и непрочным, часто ломалось, и поэтому невозможно было играть громко и ярко. И только в 1709г. итальянский мастер Кристофори заменил перья на деревянные палочки-молоточки. И звук стал не щипком, а при помощи молотка о струну. Ударишь по клавише сильно – звук получается громкий – форте ( показ на фортепиано), а слабо ударишь – тихий –пиано. А если соединишь эти два слова: форте и пиано, то получится название инструмента – фортепиано. А теперь послушайте как звучит фортепиано в отличии от клавесина.
Итак: фортепиано стало «королем» всех музыкальных инструментов, его назвали королевским, это слово на итальянском языке звучит как рояль (показ иллюстрации). Но рояль был слишком громоздким. Он больше походил для концертных залов, а дома его некуда было ставить. Поэтому очень скоро придумали (изобрели) маленькое фортепиано, которое назвали пианино, что означает «маленькое». Вот такой длинный путь прошло фортепиано, пока дошло до нас таким, каким мы видим его сейчас. А сейчас дадим слово Фортепиано! Презентация «Рассказывает Фортепиано»
| Слушают учителя, анализируют информационный материал, формируют свое мнение.
Слушание музыки: Дакен. Пьеса «Кукушка»
Слушание музыки Шопена. Прелюдия №2 (до минор) исполнение на фортепиано.
Учатся понимать особенности звучания фортепиано.
Просмотр презентации «Рассказывает Фортепиано» | Познавательные Учатся ориентироваться в информационном материале, выделять специальную информацию из текста Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Коммуникативные Формулировать собственное мнение и позицию.
|
4 Этап урока: Вокально-хоровая работа Задача этапа: Разучивание песни и работа над вокально-хоровыми навыками учащихся.
|
|
|
Разучивание песни с учащимися.
Исполнение песни «Здравствуй, Родина моя!»
Каков характер музыки?
Какие средства музыкальной выразительности помогли вам понять характер музыки?
| Коллективно-исполнительская деятельность
Разучивание песни: «Здравствуй, Родина моя!». Маршевый.
Ритм.
| Коммуникативные: Формирование исполнительских навыков; Познавательные: - анализ, сравнение; -формулирование познавательной цели; -построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
5 Этап урока: Первичное закрепление. Задачи этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
|
|
|
Учитель организует обсуждение: решена ли проблема, поставленная в начале урока, достигнута ли цель занятия. Каких результатов достигли в ходе урока обучающиеся.
Вопросы. - Что общего между клавикордом, клавесином, пианино и роялем?
- В чем различия?
- Какой из этих инструментов появился раньше других, сколько лет назад?
- Какие инструменты относятся к фортепиано? Почему?
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя по истории создания фортепиано (демонстрация инструментов - презентация).
Ответы детей.
| Коммуникативные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; Ясное выражение своих мыслей Личностные: Осознание ответственности за собственное мнение.
|
6 Этап урока: Включение в систему знаний и повторение. Задача этапа: повторить и закрепить учебное содержание.
|
|
|
Учитель в процессе игры проверяет и оценивает знания учащихся о музыкальных инструментах.
Музыкальная разминка. Песня «Добрый жук» Исполнение с движением под музыку.
Музыкальная игра. Класс делится на 2 команды (команда мальчиков и девочек)
а)Я показываю картинку с изображением музыкального инструмента, а ученики отгадывают название инструмента.
б) Музыкальное «Поле чудес». Задание: На доске помещены 4 слова-задачки, я читаю вопрос, если вы отгадали правильно, то ваше слово поместится в данное количество клеток и на обратной стороне листа – картинка с изображением этого музыкального инструмента. Вопрос: - Русский народный с/щ инструмент, у него 3 струны.
- Греческий народный инструмент с/щ, родственник русским гуслям.
- Духовой народный инструмент, изготавливаемый из кожи животных.
- С/с музыкальный инструмент с 4-мя струнами
Музыкальная пауза. «Песня-пляска» - исполнение песни с танцевальными движениями и в разных темпах.
Музыкальная игра. Вопросы: - назовите 2 муз. лада; - 3 основных муз. жанра; - какие инструменты относятся к фортепиано; почему; - что такое форте и пиано; - что означают слова «рояль» и «пианино» Ребята, а вы хотели бы уметь играть на музыкальных инструментах? У нас есть шумовые музыкальные инструменты, и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Светит месяц». Молодцы! | Отвечают на вопросы, рассказывают об особенностях звучания фортепиано и родственных ему музыкальных инструментов. Участвуют в музыкальной викторине.
Исполнение песни вместе с учителем, двигаясь под музыку.
Учащиеся отгадывают загадки об музыкальных инструментах (видеоряд с изображением инструментов).
Гусли, гитара, арфа, балалайка, скрипка, домра, саксофон, волынка, труба.
Ответы детей:
Балалайка,
Арфа,
Волынка,
Скрипка.
Дети исполняют песню с танцевальными движениями.
Ответы детей: Мажорный, минорный. Песня, танец, марш. Рояль, пианино, это две разновидности фортепиано. Громко, тихо. Королевский, громко – тихо.
Да!
Дети играют на шумовых инструментах.
| Познавательные: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Учёт разных мнений. Регулятивные: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке
|
7.Этап урока: Рефлексия. Задача этапа: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; -оценить собственную деятельность на уроке; -обсудить и записать домашнее задание. |
|
|
Подведение итогов игры. Выставление оценок за урок.
Какая цель нашего урока?
Какая тема нашего урока? Чему мы сегодня научились? Спасибо за урок. Вы все сегодня активно работали Скажите, чем вам понравилось сегодняшнее путешествие? Чем вам запомнилось больше всего наше занятие? Какое у вас настроение после нашего урока? Домашнее задание. Я предлагаю вам дома выучить наизусть слова песни Чичкова на слова Ибряева: «Здравствуй, Родина моя!» Оценки за урок. | Оценивают свою деятельность.
Познакомиться с особенностями звучания фортепиано
Фортепиано.
Понимать особенности клавишных инструментов.
Ответы детей (всё понравилось). Игрой на инструментах. Рассказ Фортепиано.
Хорошее.
| Познавательные Учатся ориентироваться в информационном материале, выделять специальную информацию из текста; Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: Самооценка на основе критерия успешности; Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке . Коммуникативные Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, воспринимать мнение других;
|