КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» «ФОРТЕПИАНО»
план-конспект урока по музыке по теме
Открытое занятие с учащимся 2-го класса ДШИ на тему: Работа над художественным содержанием пьесы с использованием музыкальных сказочных образов.(Развёрнутый конспект).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkr.urok2_.doc | 399 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
о
(приложение: презентация конспекта учебного занятия на CD)
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» «ФОРТЕПИАНО»
на тему:
«Работа над художественным содержанием пьесы с использованием музыкальных сказочных образов»
преподавателя МОБУДОД «Кузьмоловская ДШИ»
Прокопенко С.В.
Состав учебной группы: 1
Возраст: 8 лет
Ф.И. обучающегося Очеретько Николай
- Общая характеристика занятия: индивидуальное занятие по дисциплине «Специальный инструмент» из раздела программы 2-го класса «Развитие музыкально-слуховых представлений. Работа над образом»
- Тема учебного занятия:
«Работа над художественным содержанием пьесы с использованием музыкальных сказочных образов»
- Место учебного занятия:
ключевое занятие, позволяющее закрепить ранее приобретённые навыки и умения и являющееся ступенью для дальнейшего развития обучающегося в художественном -исполнительском направлении.
- Степень сложности занятия : сложная
Цель учебного занятия:
- Максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление обучающегося с помощью освоения музыкально-технических навыков
Задачи:
Обучающие:
- Проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения, соответствующие образным характеристикам произведения.
- Проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые особенности пьесы
Развивающие:
- Расширить представление обучающегося о тембровом разнообразии фортепиано.
- Закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения.
Воспитательные:
- В процессе данного занятия углубить интерес обучающегося к русскому народному фольклору и русской музыке
- Форма учебного занятия: учебное занятие
- Тип учебного занятия: комбинированное занятие
- Форма организации работы: индивидуальная
Структура учебного занятия:
- Знакомство с темой, целью и задачами - 5мин.
- Теоретическая часть – понятие «музыкальный сказочный образ;
где мы встречаем музыкальные сказочные образы?
- Схема работы – 10мин.
Практическая часть – последовательность работы над художественным содержанием музыкального произведения) – 20 мин.
Закрепление материала - в виде законченного исполнения пьесы; подведение итогов занятия – 10 мин.
Основная часть занятия – 30 мин.
Теоретическая часть занятия - 15 мин.
Ход учебного занятия
Организационная часть
- Приветствие
- Сообщение темы и плана урока
- Представление обучающегося
Учебное занятие с обучающимся 2-го класса ф-но
Николаем Очеретько:
Очеретько Николай поступил в ДШИ, обладая хорошим слухом, музыкальной памятью, чистой вокальной интонацией.
Во время занятия, в процессе работы над музыкальным произведением, восприимчив к указаниям преподавателя, активен в стремлении воплотить творческую фантазию, посредством приобретаемых навыков и умений. Любит участвовать в концертных мероприятиях ДШИ.
Основная часть:
Теоретический раздел учебного занятия:
- Понятие «Музыкальный сказочный образ».
«Музыкальный сказочный образ» – сказочное содержание, воплощённое в музыкальных звуках
Схема работы:
- Анализ художественного содержания пьесы и музыкальных характеристик сказочных образов
- Работа над фразировкой и средствами выразительности в изучаемом произведении.
- Самостоятельное исполнение музыкального произведения и слуховой контроль
- Практический раздел учебного занятия:
- Анализ художественного содержания пьесы.
- Музыкальная характеристика сказочных образов в изучаемом произведении.
Подбор тембровых красок и отработка технических приёмов для изображения музыкальных образов произведения.
- Работа над активизацией слухового контроля.
- Закрепление приобретённых навыков и приёмов.
- Последовательность работы над художественным содержанием музыкального произведения:
- Исполнение обучающимся музыкальной пьесы А.Майкапара «Маленькая сказка»(проверка домашнего задания).
- Анализ музыкальной формы и художественного содержания произведения.
- Музыкальная характеристика сказочных образов.
- Просмотр фрагмента мультфильма на тему русской народной сказки с использованием видео-ресурса интернета.
- Исполнение преподавателем изучаемой пьесы с демонстрацией различных тембров и других возможностей фортепиано.
- Уточнение динамических оттенков как важнейших средств выразительности в данном музыкальном произведении.
- Работа над звукоизвлечением и штрихами. Выявление ритмических особенностей изучаемой пьесы.
- Закрепление изучаемого материала в виде самостоятельного исполнения обучающимся музыкального произведения
- Планируемые результаты учебного занятия:
- Максимальная активация творческой фантазии и образного мышления обучающегося.
- Результативность занятия определяется уровнем стремления обучающегося воплотить творческую фантазию посредством приобретённых на занятии технических навыков и умений. в т.ч. приобретённых на предыдущих занятиях: правильное звукоизвлечение, грамотное выполнение штрихов и динамических оттенков, точное соблюдение ритмических указаний.
- Ход учебного занятия
Преподаватель:
- Мы продолжаем нашу тему «Работа над художественным содержанием произведения с использованием музыкальных сказочных образов». Но сегодня наше занятие ключевое, т.к. цель его – максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление с помощью освоения музыкально-технических навыков.
(Далее следует проверка домашнего задания - обучающийся исполняет пьесу А.Майкапара «Маленькая сказка»)
Вопрос:
- сегодня мы ещё раз поговорим о сказочных образах в произведении А.Майкапара «Маленькая сказка» и уточним понятие «музыкальный сказочный образ». Что же означает понятие «Музыкальный сказочный образ»?
Ответ обуч-ся:
- Музыкальный сказочный образ – это сказочный образ ,воплощённый в звуках.
Вопрос:
- у каких композиторов мы ещё встречаем сказочный образ?
Ответ обуч-ся:
- у Глинки, Чайковского, Грига, или, н-р, у современного композитора Коровицына есть пьеса «Емеля на печи едет».
Вопрос:
-какими средствами можно изобразить музыкальный сказочный образ?
Ответ обучающегося:
- можно использовать разнообразие тембров фортепиано, динамические оттенки, разнообразные штрихи и собственное творческое воображение исполнителя.
- Анализ музыкальной формы и художественного содержания
произведения
Вопрос:
- какова музыкальная форма произведения?
Ответ:
-Трёхчастная
Вопрос:
-Правильно. О чём же рассказывается в каждой из частей?
Ответ:
-В первой части говорится о том, как в некотором Царстве – в некотором государстве Иван-царевич отправился на поиски Василисы Прекрасной…Он долго-долго шёл, углубляясь всё дальше в лес…и встречая много препятствий на своём пути, которые ему приходилось преодолевать…
Во второй части Иван-царевич сражается со Змеем Горынычем и побеждает его.
В третьей части Иван-царевич увозит Василису Прекрасную домой на Сером Волке и всё заканчивается хорошо. Наступает мир и покой.
Преподаватель:
Такие образы подходят к этой пьесе.
- Музыкальные характеристики сказочных образов
Преподаватель:
-Поговорим теперь о музыкальных средствах, с помощью которых раскрываются сказочные образы. В каком регистре начинается сказка?
Ответ:
-В верхнем регистре, таинственно. Здесь используется прозрачный тембр фортепиано. Это в пределах 2 й и 3-й октавы. Похоже на звучание флейты…
Вопрос:
-А какие регистры использует композитор, чтобы показать, как Иван-Царевич углубляется дальше в лес, чтобы разыскать Василису Прекрасную?
Ответ:
-Здесь используются средний и нижний регистры и более глубокие тембры.
Преподаватель:
Правильно.
- А как изображается битва Ивана Царевича со Змеем Горынычем?
Ответ:
-Они сражаются на мечах! Слышен звук железа! И здесь используются напряжённые тембры!
Преподаватель:
-Ну а дальше что происходит? И какие музыкальные краски использует композитор?
Ответ:
-Дальше Иван Царевич побеждает Змея и увозит Василису на Сером Волке. Всё стихает. Сказка заканчивается. Добро побеждает зло и здесь композитор использует светлые, прозрачные тембры фортепиано..
Преподаватель:
-Давай просмотрим ещё раз заключительный фрагмент из мультфильма и посмотрим, как в нём изображаются последние сцены…
Ответ:
-С помощью движения персонажей в кадре, с помощью рисунка, ярких красок …
Преподаватель:
-Фортепиано позволяет использовать другие возможности. Сейчас я сыграю эту пьесу целиком а ты мне скажешь, какие ещё музыкальные средства выразительности кроме тембров использует композитор…
(Далее преподаватель исполняет пьесу, демонстрируя музыкальные возможности фортепиано)
Ответ:
-Здесь композитор использует различные штрихи, динамические оттенки и ритмические особенности, чтобы показать образы ДОБРА и ЗЛА.
- Работа над звукоизвлечением и штрихами. Выявление ритмических особенностей изучаемой пьесы. Уточнение динамических отенков как важнейших средств выразительности.
Преподаватель:
- Теперь поговорим о звукоизвлечении. Мы выяснили, что первая часть по характеру спокойная, повествовательная. Затем таинственная. Здесь композитор использует в основном высокий и частично средний регистры фортепиано. А что можно сказать о штрихах? Как соответствуют они сказочным образам?
Ответ:
-Образам соответствует здесь единственный штрих «legato», с помощью которого создаётся соответствующее настроение первой части. И звучание здесь прозрачное, похожее на звучание флейты. И всё исполняется «piano» с постепенным «crescendo» и «diminuendo».
Преподаватель:
- Верно. Но для того, чтобы добиться такого прозрачного звучания, необходимо использовать более острое прикосновение кончиков пальцев. Попробуем это сделать.
(Преподаватель демонстрирует необходимый приём звукоизвлечения и предлагает обучающемуся повторить этот приём)
- Правильно, молодец! А теперь таким же образом сыграй всю первую часть и постарайся как можно лучше выполнить штрих «legato» с постепенным нарастанием и угасанием звучания.
(обучающийся начинает играть, стараясь изобразить с помощью прозрачного звукоизвлечения и штриха «legato» нужный характер первой части).
-Преподаватель:
- Такое исполнение можно считать интересным. Перейдём к следующим образам.
Преподаватель:
-Что изображается в средней части?
Ответ:
-Здесь изображается битва Добра со Злом.
Вопрос:
-Какими музыкальными средствами изображается битва?
Ответ:
С помощью пунктирного ритма и штриха «staccato». И очень энергично, на «forte»!
Преподаватель:
-Правильно! Теперь попробуем это изобразить на фортепиано.
(Обучающийся старается, но ему только частично удаётся выполнить задачу, т.к. нелегко одновременно проследить за точностью выполнения штрихов и ритмического рисунка)
Преподаватель:
-Попробуем каждой рукой отдельно проработать ритмический рисунок и проследить за качеством звукоизлечения.
(Обучающийся выполняет задание сначала правой, затем левой рукой, стараясь максимально точно проследить за качеством своего исполнения, при этом выравнивается ритм и улучшается звукоизвлечение).
Преподаватель:
-Это уже намного лучше. Теперь соедини двумя руками и больше покажи контрастность динамических оттенков между фразами.
(Обучающийся исполняет фрагмент двумя руками, вслушиваясь в ритм и качество звукоизвлечения).
Преподаватель:
-Молодец! Теперь это уже намного точнее соответствует задуманному нами образу! Теперь посмотрим, как третья часть похожа на первую по характеру и музыкальному материалу. Что здесь общего?
Ответ:
-Музыка как будто успокаивается, опять, как в начале, становится мягкой, прозрачной и используются те же музыкальные средства, что и в первой части.
Как-будто закрывается занавес и сказка заканчивается.
- Заключительная часть занятия
- Повторение теории:
Преподаватель:
-Теперь вернёмся к началу нашего занятия и вспомним ещё раз, что означает понятие «Музыкальный сказочный образ».
Ответ:
-Музыкальный сказочный образ – это сказочное содержание , воплощённое в музыкальных звуках.
Преподаватель:
-У каких композиторов мы ещё встречаем сказочный образ?
Ответ:
-У М.И. Глинки, у П.И.Чайковского, у Э.Грига , у современного композитора А.Коровицына.
- Закрепление материала в виде исполнения обучающимся музыкального произведения
Преподаватель:
-Конечно же и другие композиторы писали на темы сказочных сюжетов.
А теперь попробуй исполнить всю пьесу от начала до конца и постарайся выполнить при этом все указания композитора, отмеченные в нотном тексте.
Мы работали также сегодня и над качеством звучания. Постарайся в своём исполнении учесть все наши технические наработки. А если при этом ты ещё сможешь выразить своё собственное отношение к исполняемому содержанию, то можно будет считать, что цель нашего занятия осуществилась успешно.
(Далее обучающийся старается выразительно и с учётом всех замечаний исполнить всю пьесу от начала до конца. )
Преподаватель:
-А теперь, Коля, что ты можешь сказать о своём исполнении? Всё ли тебе удалось осуществить, о чём мы говорили?
Ответ:
-Нет. Не всё, хотя я старался. Ещё не всё выходит технически.
Звукоизвлечение не достаточно точное. Но если я дома самостоятельно потренируюсь, то окончательно отработаю все технические моменты.
Преподаватель:
-Молодец, Коля! В общем, оцениваешь свою работу на занятии верно. Конечно же, необходимо доработать самостоятельно все технические моменты. Но главное тебе удалось: ты сыграл интересно и выразительно, со своим отношением к музыке! Через некоторое время ты уже смело можешь
исполнить это музыкальное произведение на концерте и слушателям будет интересно ! Т ы хорошо поработал сегодня, сделал всё возможное и получаешь сегодня оценку «отлично». А теперь отметим те важные моменты, на которые тебе необходимо обратить внимание в своей самостоятельной домашней работе . Т ы сейчас сам напомнишь эти моменты и мы запишем их в дневник.
(Обучающийся диктует, что ещё надо ему доработать, а преподаватель записывает, иногда подсказывая и уточняя задание.)
- Итоги учебного занятия
- Обучающийся активно работал на уроке, внимательно прислушивался к советам и замечаниям преподавателя.
- Старался наиболее точно выполнять авторские указания в тексте (динамика, штрихи, фразировка)
- Максимально активизировал творческую фантазию, придумывал сказочные образы и различные ситуации.
- В итоге обучающийся с большим увлечением и собственным отношением исполнил пьесу А.Майкапара «Маленькая сказка», успешно используя все наработки учебного занятия, хотя и с некоторыми накладками.
Оценка своей работы обучающимся:
- Обучающийся оценил свою работу на занятии в целом положительно, хотя признал, что ещё требуется доработка в плане звукоизвлечения, более точная проработка динамики и штрихов в некоторых местах произведения.
Оценка преподавателем работы обучающегося:
За хорошую работу на уроке Николай получает оценку «отлично» и вместе с преподавателем формулирует домашнее задание с учётом необходимости доработать текст изучаемого произведения.
Методы обучения:
- Словесный
- Практический
- Наглядный
- Репродуктивный
- Творческий(своё отношение к исполнению)
Технологии:
- Коммуникативно-диалоговая
- Компьютерная (частично)
Материально-техническое оснащение занятия
- Оборудование
- Учебная аудитория(класс) - 15кв.м.
- Портреты композиторов.
- Шкаф для нот
- Письменный стол
- Два кресла для посетителей.
- Пианино.
- Два рабочих стула - для обучающегося и преподавателя.
- Две подставки на стул для обучающихся (соответственно росту).
- Две подставки под ноги обучающимся (соответственно росту).
Технические средства:
- ноутбук,
- CD-диск
- Съёмный накопитель
- Интернет-ресурсы: muzike.ru; http://school-collection.edu.ru
- http:// www.sonata-etc.ru; nsportal.Ru
Канцелярские принадлежности:
- Наличие у обучающихся папки с нотами изучаемых произведений
- Наличие нотной тетради у обучающегося
- Наличие дневника для записи домашних заданий
Наглядные материалы:
- Музыкальныйе альманахи и журналы, музыкальная хрестоматия.
Литература
Методическая:
- Малыхина Л.Б.: Открытыйурок.Методики,сценарии,примеры.М»ТИО»2010,№11
- Милич Б.Е. : Воспитание ученика-пианиста.М.Кифара,2002
- Шульпяков О.Ф.: Работа над художоественным исполнением и формирование музыкального мышления исполнителя.
- Издательство»Композитор».СПБ.,2005
Научная:
- Пономарёв А.Я.: Психология творчества.М.,1976.
- Юнг К.Г. Конфликты детской души.М.,1995.
Научно-популярная:
- Нильсен К. Живая музыка.СПб.
Культ-Информ-пресс.2005.
- Юдовина-Гальперина Т.Б. Музыка и вся жизнь. СПБ.Композитор.т.2005
- Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз .СПБ.Детская книга.1996
Художественная
- Буасье.А. Уроки Листа. .СПБ.Композитор.2003.
- РубинштейнА.Г. Автобиографические рассказы
Литература, рекомендованная обучающимся
Научно-популярная
- Блэйз О.С. Всё о музыке. М.Астрель.2001
- Рыцарева М.Г. Музыка и я. М. «Музыка».2006.
- Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку.М., «Молодая гвардия»,1958
Художественная:
- Рубинштейн А.Г. Автобиографические рассказы.СПБ.Композитор.2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный инструмент. Фортепиано. Образовательная (рабочая) программа для учащихся 1-7 классов отделения специального фортепиано
Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры.В последнее время объем музыкальной информации необычайно возрос.Несомненно, музыкальный поток оказывает значительное влиян...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. Учебный предмет Музыкальный инструмент «Фортепиано».
Программа является Общеразвивающей и предназначена для учащихся 1 – 5 классов музыкальных отделений ДШИ.Предполагая достаточную свободу в выборе репертуара, данная программа предназн...
Программа учебного предмета" Музыкальный инструмент. Фортепиано"( Вариативная часть программы "Хореографическое творчество"/ФГТ)
Программа создана для учащихся отделения "Хореографическое творчество". Срок обучения: 7 лет. Занятия: 1 час в неделю....
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 5 лет.
Программа "Музыкальный инструмент - фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 7 лет.
Программа "Музыкальный инструмент - фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ОЭО на 2 года.
Программа "Музыкальный инструмент - фортепиано" с уровнем реализации полного курса 2 года для обучения детей на отделении общего эстетического образования....
Рабочая программа учебного предмета «Музыкальная литература» по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструмент
Программа по предмету "Музыкальная литература"...