Слово - наша общая забота. Внеклассное мероприятие.
методическая разработка (10 класс) по теме

Абрамова Галина Владимировна

Внеклассное мероприятие для старшеклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              МБОУ СОШ №68

                РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

      «Чтобы речь – людское чудо –

         Не скудела в   наши дни»

           (Слово – наша общая забота)

                                        Учитель                       Абрамова Г.В.

                                                 Липецк

ЦЕЛИ:

  1. Познавательные:

- акцентировать внимание учащихся на связь речевой деятельности человека с культурой и развитием общества,

- показать, что в языке художественной литературы воплощается эстетический идеал народа, выраженный в Слове,

- выявить причины засорения языка сегодня и определить пути и способы его обогащения.

 

  1. Воспитательные:

- воспитывать любовь, заботливое и сознательное отношение к родному языку,

- воспитывать чувство ответственности за прошлое, настоящее и будущее русского языка.

  1. Развивающие:

- развивать логическое, эмоционально- образное мышление,

- развивать память,

- совершенствовать навыки выразительного чтения и чтения наизусть.

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ:

лекция с элементами беседы, выразительное чтение учащихся и учителя, чтение наизусть.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Толковый словарь русского языка, цитаты русских классиков о русском языке.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1994
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 классов. М.,1998
  3. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М.,1996
  4. Голуб И.Б., Резенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.,1988
  5. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. М.,1984
  6. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему. М.,1985

       

          ПЛАН:

  1. Язык и культура общения сегодня.

  1. Слово – наша общая забота:

 - штампы и канцеляризмы

 - иноязычные заимствования

3.. «Мир красотой спасется»

                                 ЭПИГРАФ

                                                       Обращаться со словом нужно честно.

                                                     Оно есть высший подарок Бога человеку.

                                                                                                 Гоголь Н.В.

               

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Разговоры о состоянии русского языка велись всегда. 2007 год был годом русского языка. Правительство было обеспокоено сегодняшнем уровнем развития культуры, науки, образования.Время прошло, беспокойство не ушло. Почему и что делать?

Все сказанное вами совершенно верно. Мы –сегодняшние носители русского языка- одно из звеньев в цепи. И наша задача внести достойный вклад в культуру, искусство, историю и не ослабить связь поколений.

  1. Язык и культура общения сегодня.

Язык любого народа – исторический аккумулятор его культуры. Язык закрепляет историческую память слова и предстает неразрывной духовной связью поколений.

Рассуждения о нынешнем состоянии языка встречаются во многих статьях современных критиков и писателей. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Во всех этих высказываниях присутствует мысль о необходимости оказания скорейшей помощи родному языку.

С разных сторон идут упреки в том, что современная устная и письменная речь стилистически снижается и огрубляется. Язык художественной литературы испытывает тенденции к безликости и стандартности. Публицистика грешит многословием, невнятностью, невыразительностью. Язык науки страдает от излишней усложненности и иноязычных заимствованных терминов.

Дело доходит до того, что телезрители чутко улавливают речевые неправильности: «при всей фрагментальности моего письма», «убожеский вид» и др.

Выдвигается идея создания специальной КРАСНОЙ книги души человеческой. Какие понятия и слова вы бы туда внесли?

 Какие требования вы бы предъявили к себе как к носителям русского языка?

  1. Слово – наша общая забота:

Почему надо писать грамотно? Почему надо быть нетерпимым к языковым ошибкам?

На этот вопрос академик Щерба ответил в своей статье «Безграмотность и ее причины»: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

С чего же нужно начать?

Хочу сосредоточить ваше внимание на 3 проблемах языка: засилье канцеляризмов и штампов, излишние заимствования и жаргонизмы.

Штампы и канцеляризмы

Какие штаммы у нас на слуху сегодня?

Давайте подберем определения следующим словам: задача

                                  сведения

                             угроза

                            мера

                           внимание

                                 критика

                                размах

Как вы думаете, каковы причины такой популярности штампов?

Многим кажется, что перед лицом большого собрания нужны особые слова. Феномен микрофона – страх и желание говорить «гладко». Это психологическая причина появления в речи канцеляризмов и штампов.

Но есть жанры, в которых без клише не обойтись. Язык официального общения (деловая, юридическая сфера, документоведение) предполагает официальные обороты и формулы. Но вне этой сферы они являются канцеляризмами.

Как бороться со штампами?

Иноязычные заимствования

Как вы думаете, иноязычные слова обогащают или обедняют русский язык?

Действительно, очень сложно дать однозначный ответ на этот вопрос.

Давайте попытаемся подобрать к иноязычным словам и выражениям подобрать русский эквивалент:

                   локализация конфликта

                    нестандартные ситуации

                  спонтанный

                  интегрировать

              функциональные (обязанности)

                экстремальный

                регулярный

               конфронтация

               плюрализм

Конечно, никто не призывает к отказу от любых иноязычных заимствований только в силу их «чужесловия». Там, где они уместны, точны и выразительны, эти заимствования просто необходимы. Но не будем закрывать глаза на факты засорения языка.

  1. «Мир красотой спасется»

Откуда взяты эти слова?

Какой смысл несут эти слова?

Всем известна формула «Красота спасет мир», и мало кто задумывается о том, как незаметно был искажен ее подлинный смысл.

Мы можем добавит к этой фразе: мир спасется красотой языка.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

                      Вадим Шефнер.

(Заканчивается урок чтением цитат  ученых, писателей о русском языке).

       …Как вы поймете без любви

      Всю прелесть русской речи?

                    Сельвинский И.

Для того чтобы решить эту проблему, начать необходимо с самого главного: с себя.

Задача наша повысить уровень самосознания.

Я думаю, повышение интереса к родному языку стимулирует чувство патриотизма.

Письмо члена- корреспондента АМН Шапота: «… русский язык пока не воспринимается нами как национальное сокровище, а его надо спасать…»

Актриса Гоголева: «…перестали любить само слово, интересоваться его богатейшими возможностями. Исчезает любопытство, уважение к нему».

В. Распутин: «В нас не одна только ностальгия живет … к нам вместе с родным языком является чувство обретенности и глубины. Словно бы онемевшие связи восстанавливаются…»

Если это книга души, то главными там должны быть слова дух, душа, человек.

Я бы добавила слова совесть, доброта.

Счастье, радость, разум.

Изъясняться правильно, точно, логично строить высказывание.

Необходимо по максимуму использовать выразительность языка.

Не нужно забывать о краткости, доступности и уместности.

Терпимость к языковым ошибкам означает равнодушие.

Если вовремя не устранять ошибки, они могут распространиться и захватить все.

Честно говоря, по правде сказать.

Чему отдать приоритет, главный приоритет, приоритетное направление.

В контексте развития, в контексте ситуации.

Проявить инициативу, усилить внимание.

Держать в поле зрения, на сегодняшний день.

основная, главная

имеющиеся

реальная

действенная

постоянное, пристальное

резкая, злободневная

широкий

Страх перед аудиторией.

Недостаточная подготовленность и неуверенность.

Не бояться ломать стереотипы, в том числе и в языке.

Бороться с равнодушием в широком смысле слова.

К любому делу относиться творчески.

Нельзя однозначно ответить на этот вопрос, потому что, взаимодействуя, языки взаимообогащаются.

Есть нужные заимствования, а есть те, которые засоряют язык.

прекращение ссоры, столкновения

непредвиденные условия, необычные обстоятельства

случайный

объединять

служебные

крайний

постоянный

противостояние

многообразие

Из романа Достоевского «Идиот»

Мир изменится, если возьмет за ориентир Красоту.

Поклоняясь Красоте, люди станут нравственно богаче и честнее.

   …воспитание словом неминуемо перерастает в историческое, нравственное, духовное воспитание деятельного и образованного гражданина нашей Родины.

                            Соловьев Л.И.

           «Язык»

И с каждым днем

 Сильнее ценим все мы

Покой лесов и чистоту воды,

В кругу экологической проблемы,

Охраны окружающей среды

И наш язык. Он – часть большой природы!

Не потому ли новые слова,

Как те птенцы,

Худы и желтороты,

Что из яйца проклюнулись едва?..

Пускай живут!.. Потом лишь будет ясно –

Сейчас же непонятно, хоть убей!-

Кто это будет:

Мощнокрылый ястреб

Или уютный серый воробей?

                           Винокур Е.

  Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней царственное слово.

                     

                                     Ахматова А.А.

 В слове сокрыта самая великая энергия, известная на земле – энергия человеческого духа.

 

                           Абрамов Ф.

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

                                Паустовский К.Г.

Язык всем знаниям и всей природе ключ.

                              Державин Г.Р.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык.

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

                           Заболоцкий Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Экологический турнир "Земля-наша общая забота".

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...

Экологический турнир "Земля-наша общая забота".

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...

Презентация к методической разработке "Земля- наша общая забота"

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...

Интегрированный проект « Земля – наша общая забота»

Проект «Земля – наша общая забота» представляет опыт исследовательской деятельности учащихся старших классов по проблемам окружающей среды конкретного населенного пункта....