Интегрированный проект « Земля – наша общая забота»
проект по географии на тему

Долгова Любовь Михайловна

Проект «Земля – наша общая забота» представляет опыт исследовательской деятельности учащихся старших классов по проблемам окружающей среды конкретного населенного пункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya-nasha_obshchaya_zabota.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа п. Трудовик  Питерского района Саратовской области»

Интегрированный  проект

« Земля – наша общая забота»

Участники :

1. Усманова Алина - 11 класс                                        

2  Кочешкова Светлана – 10 класс

Руководитель:

Долгова Любовь Михайловна – учитель географии и экологии

Цель :

 поиск путей решения экологических проблем поселка Трудовик Питерского района Саратовской области

Задачи:

-разработать   конкретный план  по решению экологических проблем поселка;

-развивать инициативу  и чувство ответственности каждого за состояние окружающей среды;

- формировать активную гражданскую  позицию  учащихся;

-вселить чувство уверенности в выполнимости задач  благодаря общим усилиям при решении экологических проблем.

Подготовительная  работа:

-предварительная работа с инициативной  группой ребят из  6 -11 классов под руководством  учителей экологии и химии;

-проведение и анализ анкетирования ;

-распределение  творческих заданий;

-распечатка  раздаточного материала;

- составление презентации по  теме

 «Поселок и проблемы экономии воды».

                                                 Ход  проекта.

              Проблемы Питерского района.

  Питерский район находится в Заволжье. Он отличается        более низкой плотностью населения и аграрным характером экономики. Существенной проблемой является недостаток качественной питьевой воды. Сильная минерализация имеющейся воды отрицательно сказывается на здоровье населения. В течение нескольких последних лет в нашем Питерском районе пересохли полностью исчезли пруды , которые служили единственным источником воды для населения. Вокруг нашего посёлка было 8 прудов , осталось только 4. (слайды 1-3)

Представление микро-проекта «Школа в контексте проблем общества»

       Группа учащихся провела опрос среди учеников 8-11классов по проблеме «Школа в контексте проблем общества» в форме тестов.

1.Ведется ли в вашей школе работа по экологическому образованию?

2.Осуществляется ли в школе программа по борьбе с курением, пьянством и наркоманией?

3.Имеет ли место в школьной столовой внедрение идеи рационального питания?

4.Существует ли в вашей школе должность социального педагога?

5.Принимают ли родители активное участие в жизни нашей школы?

6.Существует ли в вашей школе зал (комната) для релаксации?

7Оформляются ли школьные помещения с учетом возможного влияния на психологическое состояние учащихся?

8Проводятся ли в вашей школе «дни самоуправления»?

9Участвуют ли школьники в какой – либо благотворительной деятельности?

10Существуютли у школы связи с какими-либо учебными заведениями?

               

                 На основании ответов следуют выводы:

          В МОУ «СОШ п.Трудовик» проводится работа по экологическому образованию. Имеется и активно выполняется Программа по борьбе с курением, пьянством  и наркоманией. В школе организовано двухразовое горячее питание –охват учащихся составляет 100%.В школе работает Программа «Разговор о правильном питании» учащиеся имеют призовые места в муниципальных конкурсах : «Не стоит семья на месте» , « 10 лет с программой вместе».

Победителями стали : Бикбулатов К 7кл -1место , Панина А  7кл - 3место, Кочешкова Л 11кл. - 2место,конкурс детского творчества « Игротека программы » , « Разговор о правильном питании » , победители :     Андреева Ю  7кл. 2место.                                      

   В школе имеется социальный педагог. Большинство родителей (65%) активно участвуют в жизни школы. Кабинеты и рекреации оформлены с учетом положительного влияния на психологическое состояние учащихся. В школе стали традицией дни самоуправления, благотворительные акции. Школа тесно сотрудничает со многими учебными заведениями, в том числе с вузами. Имеются благодарственные письма за огромный вклад в воспитании выпускников нашей школы-студентов СГАП, СГУ,СГАУ.

2.Представление микро-проекта

 «Вода – самое большое богатство на свете»

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета,

Ни запаха ,тебя

Невозможно описать тобой

Наслаждаются,

Не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать ,что ты необходима

Для жизни :ты сама

Жизнь. Ты наполняешь нас радостью,

Которую  не  объяснишь  нашими чувствами…

Ты самое большое богатство на свете

                    Антуан  де Сент Экзюпери

          Благодаря своим свойствам вода универсальна. Воде нет замены. Люди считают воду живительной влагой, приписывают ей удивительный вкус, называют ее освежающей, прохладной, целительной. В шутку нашу планету даже назвали «мокрым шаром во влажной оболочке».Ну, а те, кому довелось любоваться ею из космоса, видят ее голубой и прекрасной. «Вода-краса всей природы», - сказал однажды С.Т.Аксаков. Воду не зря называют матерью урожая. Народная поговорка гласит: была бы водица, а зелень народится. Значение воды в жизни человечества огромно. Вода всегда была и остается местом, рядом с которым селится и большая часть населения. Безгранично многообразие жизни на нашей планете ,но жизнь есть только там ,где есть вода. И нет живого существа, которое могло бы  обойтись без воды. Среди невообразимого множества веществ  вода занимает совершенно особое место, исключительное место.

Поселок и проблемы экономии воды.

1.Имеется ли в поселке сотрудник  ,на которого возложен контроль за экономным использованием воды?

2.Есть ли в поселке плакаты, напоминающие об экономии воды?

3.Обсуждаются ли вопросы   ,связанные с экономией воды в поселке?

4.Собираются ли в специальную емкость и утилизируются ли жидкие химические отходы?

5. «Текут» ли в вашем поселке краны?

6.Регулярно ли проверяется состояние водопроводной системы в поселке?

7.Проводится ли ежегодный анализ потребления воды в поселке?

     По результатам анкетирования населения поселка Трудовик, группа исследователей выявила, что вопрос,    связанный  с  обеспечением     водой  в  нашем  посёлке ставится  остро. (слайды 4-9) .Население   пользуется    водой ,  которая  не соответствует  стандартам  качества  .Качество  воды  страдает  от  нашего  отношения  к  ней .Мы  брали  пробы  воды  из Нового  пруда, откуда  нам  качают  воду , исследовали  её  и  сделали  выводы, что  вода  там  слабо  мутная, светло-жёлтоватая  по  цвету, имеет  неотчётливый  запах. Вода  из  скважины  чистая, но  горько-солёная. Для  питья  она  не  пригодна. У  нас  в школе  есть  система  очистки воды  путём  фильтрации      Радуга  - м » с  дополнительной  установкой  по  обеззараживанию  воды                   « Овод -1»  ультрафиолетовым  излучением.(слайд10) Население  нашего  посёлка  расходует  воду  не  экономно. В  нашем  селе  «текут» не краны , а  «текут» колонки . Ежегодный  анализ  потребления  воды в нашем посёлке не  проводятся ,состояние  водопроводной  системы проверяется  нерегулярно. . В посёлке Трудовик есть сотрудник, на которого возложен контроль за экономном использованием воды. Плакатов, напоминающих об экономии воды, в посёлке нет.

  Но  вопрос с  водоснабжением  нашего  посёлка  решается.(слайд 11) В  ближайшее  время ,благодаря фракции  партии «Единая  Россия» Саратовской областной  Думы,  выделены  денежные  средства  в  размере 12 млн. рублей  для  строительства  трубопровода. Строительство трубопровода уже началось.

Представление микро-проекта «Школа и природа»

          АНКЕТА « Школа и природа »

(для старших школьников)

1.Где вы  предпочитаете проводить свободное от учебы время?

Дома  1  ;  У друзей  2; В социокультурном учреждении  3 ;   На лоне природы    4;

2.Какие  проблемы  ,на ваш  взгляд ,являются на сегодняшний день важнейшими для нашей страны?

Социально-политические 1;   Национальные 2;Экологические  3;        Экономические       4 ;         Нравственные          5 ;

3.Как вы считаете ,какой из социальных институтов может наиболее успешно способствовать экологическому образованию и воспитанию?

Семья         1;          Детский  сад          2;       Школа         3;          

Средства массовой  информации 4;         Социокультурные учреждения       5  

 4.Где на сегодняшний  день  экологические  проблемы обсуждаются наиболее активно?

В семье    1;    В школе    2; В средствах массовой информации 3 ;  

 В социокультурных учреждениях  4;  

5.Проводятся ли в вашей школе  мероприятия, посвященные экологическим  проблемам?      Проводятся часто1; Проводятся иногда  2; Не проводятся   4

Наверное, проводятся, но я этой информацией не располагаю -3

   6.Как вы оцениваете свой уровень экологической  подготовки?

Достаточный   1;      Недостаточный  2;              Затрудняюсь ответить 3

   7.Считаете ли вы необходимым  получение  дополнительного  экологического образования?         Считаю1;  Не считаю  2; Затрудняюсь ответить 3

8.Какая экологическая  проблема в вашем районе кажется вам наиболее важной?

Отсутствие экологической культуры населения 1;

Отсутствие достаточного количества зеленых насаждений 2;

Высокий уровень загрязнения воздуха 3;  Проблема свалок и отходов  4                                                    

9.Как часто вам приходится сталкиваться с фактами варварского отношения к природе

Практически каждый день  1;   Часто    2  ;Иногда  3;     Редко  4;   Никогда 5

10.Что вы сделаете  ,если окажетесь свидетелем нанесения явного ущерба природе?

Пройду мимо 1;     Вызову милицию  2;   Обращусь к общественности   3

Строго отчитаю виновных  4;  Напишу в газету  5;

Попытаюсь сам исправить нанесенный ущерб 6

11.Отдыхая в лесу (у реки),вы предпочитаете :

Гулять 1;    Собирать ягоды ,грибы ,лекарственные травы 2;

Рисовать   ,читать, писать стихи, фотографировать и т.д.3;

Расчищать лес (русло реки)  4;  Огораживать муравейники  5;    Другое  6;

  12.Обладаете ли вы  необходимыми знаниями и навыками при чрезвычайных экологических ситуациях ,вызванных

Аварией ;   Землетрясением ;   Радиоактивным  заражением;

Химическим  заражением

13.В каких природоохранных и  природовосстановительных  мероприятиях вы участвовали и как часто?

Уборка и благоустройство территории вокруг дома ,школы ит.д.?

Изготовление кормушек  домиков для птиц

Участие в озеленении  школьных и других помещений

Выступление с докладами на экологическую тему.

Участие в ролевых экологических играх.

Участие в различных массовых мероприятиях и кампаниях, посвященных экологическим проблемам

Участие в научно-исследовательской работе.   Составление экологического проекта.

14.Какие домашние животные содержатся в вашей семье?

Кошка; Собака; Аквариумные рыбки; Птички; Морская свинка; Хомячок;  Другое

15.Сколько вам лет?

10-14;     15-17;

16.Ваш пол?

Мужской;      Женский

     Подводя результаты анкетирования по теме « Школа и природа », мы пришли к выводу , что большинство учащихся нашей школы предпочитают проводить свободное от учёбы время дома или у друзей  и лишь несколько человек  - на лоне природы. Важнейшими для нашей страны они считают проблемы экономические , экологические и нравственные. Наиболее успешно способствует их экологическому образованию и воспитанию, по их мнению, средства массовой информации, школа и семья. В средствах массовой информации экологические проблемы обсуждаются наиболее активно. В нашей школе активно проводятся  мероприятия , посвященные экологическим проблемам и большинство учащихся старших классов свой уровень экологической подготовки считают достаточным(85%) и лишь несколько человек  затруднились ответить на этот вопрос(15%) . Дополнительное получение экологического образования  считают необходимым получить  30% учащихся старших классов . Наиболее  важными экологическими проблемами нашего района, по мнению респондентов, являются :                                                - отсутствие достаточного количества земных насаждений ;                  

проблема свалок и отходов ;                                                                              отсутствие экологической культуры населения.                              

 Радует то, что с фактами варварского отношения к природе нам приходится, судя по ответам в анкете , сталкиваться редко. Если вдруг учащиеся  окажутся свидетелем нанесения явного ущерба природе, то  большинство ответили , что попытаются сами исправить нанесённый природе ущерб(75%). Были и другие ответы :                                

  - строго отчитаю виновных-15%

   - напишу в газету ( 9%чел. )                                                                                       -  один процент, все-таки, был « пройду мимо ».                                                        

Наши учащиеся умеют себя вести при чрезвычайных экологических ситуациях, авариях , землетрясениях , химических  заражениях , а  вот   радиоактивное заражение не отметил никто. Знания в этой области недостаточны.

          Учащиеся отметили свое активное участие в природоохранных и  природовосстановительных мероприятиях :

- уборке и благоустройстве территории вокруг дома и школы ;

- изготовлении кормушек для птиц

-участвуют в озеленении школы и кабинетов ;

- выступают с докладами на экологическую тему на уроках ;

- участвуют в ролевых экологических играх и конкурсах  ;

- выполняют научно – исследовательскую работу ;

- в нашей школе ведётся «экологическая пропаганда».

          Все учащиеся любят домашних животных : кошек , собак , голубей , хомячков , аквариумных рыбок и предлагают создание живого уголка в нашей школе.

Исходя из результатов опроса, анкетирования ,обсуждения конкретных предложений ,проблем и забот школы, мы составили конкретный план действий по решению экологических проблем поселка Трудовик.

В него вошли:

-озеленение  школьных кабинетов                                                                        - изучение среды обитания в школе;                                                             - трудовые  десанты;                                                                                                   -озеленение  школьного двора;                                                                                              -посадка «Аллеи славы» ;                                                                           -проведение акция «Птицы»;                                                                                             -создание школьной агитбригады»ЧИП»(Человек и природа); »                               -выпуск « зеленой странички»школьной стенгазеты .                                                 -создание школьной «Книги природы п.Трудовик».                                                    - презентации информационно-познавательных программ  по экологии; по химии;

- организация НЭОУ(научное экологическое общество учащихся) «Мы и природа».                                                                            

-ежегодный сбор макулатуры, металлолома;

- проведение школьной операции «Хозяин»(утепление кабинетов, ремонт).                                                                                                               – установление на территории поселка предупредительных экологических знаков;                                                                                                  

  -разработка экологического кодекса учащихся и  жителей нашего поселка

- рейды «Экономия»;

-операция «Охотники за мусором»;                                                                                                  -создание «Живого уголка»для учащихся младших классов .

 А активисты  класса могут возглавить некоторые из направлений работы.

Так как работа в течение встречи была напряженная ,ее участникам предлагаем  упражнения для релаксации.

        Расслабьтесь .Представьте себе какое нибудь место ,где вы чувствуете себя хорошо и в безопасности; например, пейзаж- место, где вы можете ощутить покой и уверенность в себе .Вы можете в любое время прийти туда и уйти. Рассмотрите внимательнее краски и снова и снова соединяйте свои ощущения в гармонии. Послушайте звуки -щебетание птиц(можете включить звукозапись), почувствуйте  запахи травы ,цветов(внесите букеты цветов),ощутите поверхность коры деревьев, мысленно дотроньтесь до веток. Соедините свои ощущения .Создайте себе место для отступления, которое вы можете всегда посетить, когда вам нужно почувствовать себя в безопасности. Важно ,чтобы представленная вами картина была бы как можно конкретнее и плавнее ,чтобы можно было совмещать как можно больше чувственных восприятий -зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Аннотация

к проекту «Земля – наша общая забота»

Проект «Земля – наша общая забота» представляет опыт исследовательской деятельности учащихся старших классов по проблемам окружающей среды конкретного населенного пункта.

Освещаются вопросы:  «Школа в контексте проблем общества» , «Школа и природа», «Поселок и проблема экономии воды»

Предлагается конкретный план решения экологических проблем поселка

                                                                                   Филатова Наталья

                                                                                    Ахметханов Дмитрий

                                                                                     Кочешкова Лилия

                                                                                     Руководители:Долгова Л.М.

                                                                                    учитель географии и экологии

                                                                                    МОУ «СОШ п.Трудовик»

                                                                                    Шатпакова Х.Т.

                                                                                   учитель химии

                                                                                    МОУ «СОШ п.Трудовик»

                            ЗЕМЛЯ - НАША ОБЩАЯ ЗАБОТА

Питерский район находится в Заволжье.

 Существенной проблемой является недостаток качественной питьевой воды. Сильная минерализация имеющейся воды отрицательно сказывается на здоровье населения.

 В течение нескольких последних лет в нашем Питерском районе пересохли и полностью исчезли пруды, которые служили единственным источником воды для населения.

Представление микро-проекта«Школа в контексте проблем общества»

В МОУ «СОШ п.Трудовик» проводится работа по экологическому образованию. Имеется и активно выполняется Программа по борьбе с курением, пьянством  и наркоманией. В школе организовано двухразовое горячее питание В школе работает Программа «Разговор о правильном питании», имеется социальный педагог. Большинство родителей (65%) активно участвуют в жизни школы. Кабинеты и рекреации оформлены с учетом положительного влияния на психологическое состояние учащихся. В школе стали традицией дни самоуправления, благотворительные акции. Школа тесно сотрудничает со многими учебными заведениями, в том числе с вузами.

2.Представление микро-проекта «Вода – самое большое богатство на свете

     По результатам анкетирования населения поселка Трудовик, группа исследователей выявила, что вопрос,    связанный  с  обеспечением     водой  в  нашем  посёлке ставится  остро. (слайды 4-9) .Население   пользуется    водой ,  которая  не соответствует  стандартам  качества  .

  В школе  есть  система  очистки воды  путём  фильтрации      Радуга  - м » с  дополнительной  установкой  по  обеззараживанию  воды                   « Овод -1»  ультрафиолетовым  излучением.(слайд10)

Население  нашего  посёлка  расходует  воду  не  экономно. В  нашем  селе  «текут» не краны , а  «текут» колонки.

  Но  вопрос с  водоснабжением  нашего  посёлка  решается.(слайд 11) В  ближайшее  время ,благодаря фракции  партии «Единая  Россия» Саратовской областной  Думы,  выделены  денежные  средства  в  размере 12 млн. рублей  для  строительства  трубопровода.

Строительство трубопровода уже началось.

Представление микро-проекта «Школа и природа»

Большинство учащихся нашей школы важнейшими для нашей страны считают проблемы экономические , экологические и нравственные.

В средствах массовой информации экологические проблемы обсуждаются наиболее активно.

 Свой уровень экологической подготовки считают достаточным(85%) Дополнительное получение экологического образования  считают необходимым получить  30% учащихся старших классов .

 Наиболее  важными экологическими проблемами нашего района, по мнению респондентов, являются :                                                

- отсутствие достаточного количества земных насаждений ;                  

проблема свалок и отходов ;                                                                              -отсутствие экологической культуры населения.                              

 

Наши учащиеся умеют себя вести при чрезвычайных экологических ситуациях, авариях, землетрясениях , химических  заражениях

Исходя из результатов опроса, анкетирования ,обсуждения конкретных предложений ,проблем и забот школы составлен конкретный план действий по решению экологических проблем поселка Трудовик.  

Вопрос ,   связанный  с  обеспечением     водой  в  нашем  посёлке ставится  остро .Население   пользуется    водой ,  которая  не соответствует  стандартам  качества  .Качество  воды  страдает  от  нашего  отношения  к  ней .Мы  брали  пробы  воды  из Нового  пруда, откуда  нам  качают  воду ,исследовали  её ,и  сделали  выводы, что  вода  там  слабо  мутная ,светло-жёлтоватая  по  цвету, имеет  неотчётливый  запах. Вода  из  скважины  чистая, но  горько-солёная. Для  питья  она  не  пригодна. У  нас  в школе  есть  система  очистки воды  путём  фильтрации  «Радуга  -  м» с  дополнительной  установкой  по  обеззараживанию  воды « Овод -1»  ультрафиолетовым  излучением. Население  нашего  посёлка  расходует  воду  не  экономно. В  нашем  селе  «текут» не краны ,а  «текут» колонки .Ежегодный  анализ  потребления  воды в нашем посёлке не  проводятся ,состояние  водопроводной  системы проверяется  нерегулярно. В посёлке Трудовик есть сотрудник на которого возложен контроль за экономном использованием воды. Плакатов напоминающих об экономии воды в посёлке не имеются.

           Но  вопрос с  водоснабжением  нашего  посёлка  решается. В  ближайшее  время ,благодаря фракции  партии «Единая  Россия» саратовской областной  Думы  выделены  денежные  средства  в  размере 12 мил. рублей  для  строительства  трубопровода. Строительство трубопровода уже началось.

       Подводя результаты анкетирования по теме « Школа и природа »  мы пришли к выводу , что большинство учащихся нашей школы предпочитают проводить свободное от учёбы время дома или у друзей , и лишь несколько человек  - на лоне природы. Важнейшими для нашей страны они считают проблемы экономические , экологические и нравственные. Наиболее успешно способствует их экологическому образованию и воспитанию по их мнению средства массовой информации, школа и семья. В средствах массовой информации экологические проблемы обсуждаются наиболее активно. В нашей школе проводятся  мероприятия , посвященные экологическим проблемам и большинство учащихся старших классов свой уровень экологической подготовки считают достаточным и лишь несколько человек  затруднились ответить на этот вопрос . Дополнительное получение экологического образования  считают необходимым получить  50% учащихся старших классов . Наиболее  важные экологические проблемы нашего района были выделены учащимися :

- отсутствие достаточного количества земных насаждений ;

- проблема свалок и отходов ;

- отсутствие экологической культуры населения.

       Радует то , что с фактами варварского отношения к природе нам приходится , судя по ответам в анкете , сталкиваться редко. Если вдруг они окажутся свидетелем нанесения явного ущерба природе большинство ответили , что попытаются сами исправить нанесённый природе ущерб. Были и другие ответы :

- строго отчитаю виновных ( 2 чел. )

- напишу в газету ( 1чел. )

- всего один ответ был « пройду мимо ».

         Очень жаль , что среди наших учащихся есть оказывается такой человек , бездушно относящийся к природе.

          Наши учащиеся умеют себя вести при чрезвычайных экологических ситуациях , авариях , землетрясениях , химических  заражениях , а  вот о  радиоактивное заражение не отметил никто. Знания в этой области недостаточны.

          Учащиеся участвуют в природоохранных и  природовосстановительных мероприятиях :

- уборке и благоустройстве территории вокруг дома и школы ;

- изготовлении кормушек для птиц участвуют в озеленении школы ;

- выступают с докладами на экологическую тему на уроках ;

- участвуют в ролевых экологических играх и конкурсах  ;

- выполняют научно – исследовательскую работу ;

- в нашей школе ведётся «экологическая пропаганда».

          Наши учащиеся любят домашних животных : это кошки , собаки , голуби , хомячки , аквариумные рыбки и другие. Многие ребята предлагают создание живого уголка в нашей школе.  

Проблемы Питерского района.

      Питерский район находится в Заволжье. Он отличается более низкой плотностью населения и аграрным характером экономики. Существенной проблемой является и недостаток качественной питьевой воды. Сильная минерализация имеющейся воды отрицательно сказывается на здоровье населения.

       В течение нескольких последних лет в нашем Питерском районе пересохли и полностью исчезли пруды , которые служили единственным источником воды для населения. Вокруг нашего посёлка было 8 прудов , осталось только 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический турнир "Земля-наша общая забота".

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...

Экологический турнир "Земля-наша общая забота".

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...

Презентация к методической разработке "Земля- наша общая забота"

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...

Слово - наша общая забота. Внеклассное мероприятие.

Внеклассное мероприятие для старшеклассников....

Социальный проект на тему: «Наши общие возможности – наши общие результаты»

Проект «Наши общие возможности – наши общие результаты» предназначен для решения сложной проблемы социализации детей – инвалидов в условиях общеобразовательной школы. В тоже вр...