Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьная страна". 5–6-е классы.
рабочая программа (5 класс) на тему
Формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Школьная страна". 5–6-е классы
Разделы: Внеклассная работа
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства – изобразительного, музыкального, хореографического), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что даёт большой воспитательный эффект.
Учащиеся, которые посещают кружки и секции, прекрасно адаптируются в среде сверстников, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, художественные, хореографические, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии школьников среднего звена.
Актуальность программы: программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, которая имеет активную гражданскую позицию и которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.
Программа «Школьная страна» разработана для занятий с учащимися 5-6 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурсы исторических хроник, «круглые столы».
Программа внеурочной деятельности социального направления в 5-6 классах разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644).
2. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).
Цель программы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи программы:
- Познавательные:
- формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;
- организация информационной поддержки учащихся;
- предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации;
- совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении.
- Воспитательные:
- воспитание качеств, присущих гражданину: чувство национальной гордости, бережное отношение к языку, культуре и традициям, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
- воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
- воспитание качеств, присущих семьянину: культура общения, умение организовать свой досуг, уважение к родителям, старикам, здоровый образ жизни.
- Развивающие:
- формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
- создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа жизни;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.
В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:
Мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов; навыки общения со сверстниками, старшими и младшими; знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения; знания об основах здорового образа жизни; знания об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх и традициях; знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
В процессе освоения материалов курса обучающиеся смогут приобрести:
Опыт исследовательской деятельности; способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; опыт публичного выступления; стремление к сотрудничеству с учителями и родителями; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Курс внеурочной деятельности социальной направленности «Школьная страна» позволит сформировать у обучающихся следующие личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия:
Личностные:
- формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства;
- формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.
- развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
- активное участие школьников в социальной жизни класса, гимназии, города, страны.
Регулятивные:
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;
- сличать собственные действия с заданным эталоном;
- планировать свою деятельность.
Коммуникативные:
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:
– уровень воспитанности и общей культуры учащихся.
– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
– степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
– выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Содержание тем курса 5 класса (34 часа)
Содержание тем курса 6 класса (34 часа)
Календарно-тематический план 5 класс (34 часа)
Календарно-тематический план 6 класс (34 часа) Список литературы
Содержание тем курса 5 класса (34 часа)
1 четверть.
Тема 1: Моя малая Родина
Маршрут по местам исторической и боевой славы г. Казани. Возложение цветов к мемориальным доскам и памятникам героям города Одинцово. Встреча с ветеранами ВОВ.
Тема 2: Мы – пятиклассники
Час знакомства. Каким я представляю свой класс год назад, сегодня, через год.
Тема 3: Улица полна неожиданностей
Мы знаем правила дорожного движения. Мы – пешеходы. Мы – велосипедисты. Мы – юные инспектора дорожного движения.
Тема 4: Дорогие мои старики
День пожилого человека. Уважаем и почитаем старших. Мой дедушка самый лучший. Моя бабушка самая лучшая. (Выставка семейных фотографий и конкурс рассказов, посвященных дню пожилого человека).
Тема 5: Мои таланты и увлечения
Выставка поделок, коллекций, фотографий домашних питомцев. Представление музыкальных и танцевальных номеров. Мини-сочинение на тему: «Какой я? Кто я?»
Тема 6: Символика в истории России
Что такое Конституция? История герба, флага и гимна Российского государства. Викторина: «Символика России».
Тема 7: Эстафета здоровья.
Нужно ли соблюдать режим дня? Азбука правильного питания. Профилактика простудных заболеваний. Составляем правила здорового образа жизни.
Тема 8: Быстрая реакция
Причины возникновения пожаров. Конкурс: «Опасная ситуация». Памятка: «Чтобы не было пожара».
Тема 9: Единством славится Россия
История праздника. Почему возникла необходимость возродить этот праздник? В чем и с кем мы должны объединяться?
Тема 10: Наши права — счастливое детство
Изучаем Конвенцию о правах ребенка. От кого надо защищать детей? Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Обсуждение отрывка из рассказа Чехова «Ванька». Викторина: «Права литературных героев».
Тема 11: Пусть всегда будет мама
День Матери в России. Образ Матери в стихах, рассказах, произведениях искусства. «Загляните в мамины глаза» - правильно ли я поступаю в той или иной ситуации. Мое отношение к маме (пишем маме письмо).
Тема 12: Велика Россия, а отступать некуда
“Запомните: От этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный Сорок пятый год.”
Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место — историческая хроника. Победа русских войск под Москвой - коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны.
Тема 13: Информационный классный час: «Что происходит в стране и в мире»
Политинформация. Представление обсуждение основных мировых новостей и событий, происходящих в России.
Тема 14: Беседа «5 минут искусства» – зимняя тематика в живописи и поэзии.
Выставка рисунков, фотографий на зимнюю тематику. Песни и стихи о зиме, о зимних традициях, праздниках, приметах.
Тема 15: Мир встречает Новый год
Традиции и обычаи нового года на Руси. Традиции и обычаи встречи нового года в других странах. Новогодние стихи и песни. Фотовыставка: «Как встречают новый год в моей семье». Загадываем желания под новый год.
Тема 16: Учимся быть культурными
Что такое этикет? Правила поведения за столом, в театре, на работе, в гостях. Представление, разбор и оценка ситуаций из жизни.
Тема 17: Экология человека в городской среде
Место человека в системе живой природы. Свалка по имени «Земля». Экологические проблемы Казани. Вторая жизнь мусора.
Тема 18: Доброта — прекраснейшее из человеческих чувств
Размышления о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении», о сложности нравственного выбора, о преодолении насилия. Поступки добрые и злые. Доброе слово и кошке приятно (об отношении к животным).
Тема 19: Книга или компьютер?
Социологический опрос среди одноклассников, друзей, родителей: «Какое место в жизни человека занимает книга? Каково значение компьютера в жизни человека?». Интеллектуальная дискуссия на тему: «Читая хорошую книгу, человек становится добрее, отзывчивее, внимательнее».
Тема 20: О дружбе и друзьях
Стихи, песни, литературные произведения о дружбе. Дискуссия на тему: в чем ценность дружбы?» Составляем словесный портрет: «Вот такой у меня друг».
Тема 21: Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу!
История возникновения праздника, традиции, обряды празднования Масленицы. Названия дней на масленичной неделе. Делимся рецептами блинов.
Тема 22: Поздравить спешим всех мужчин!
(Поздравление пап, дедушек, мальчиков)
Тема 23: Весеннее поздравление
(Поздравление мам, бабушек, девочек)
Тема 24: О чем рассказывают улицы моего города
Защита проектов. Исторические сведения, достопримечательности улиц нашего города. Чьи имена носят улицы города.
Тема 25: Роскошь и нищета общения
В чем ценность общения? Виды общения. Культура общения и общая культура человека. Составляем правила эффективного общения.
Тема 26: «Планета друзей»
Ролевая игра.
Тема 27: Удивительный мир птиц (1 апреля – День птиц)
Роль птиц в природе и жизни человека. Рассказы о птицах. Фотовыставка и выставка рисунков на тему: «Птицы – наши друзья»
Тема 28: Наш космос (познавательная игра)
Викторина, посвященная Дню космонавтики
Тема 29: Экологическая игра, посвященная дню Земли (22 апреля): «Загадки природы»
Тема 30«В вихре танца».
История танца. Танцевальные стили и направления. Знаменитые танцоры. Танец – красота тела и души.
Тема 31: Детство, опаленное войной.
Тема 32: Моя семья – мое богатство.
Классный час, посвященный Дню семьи.
Тема 33: Информационный классный час: «Что происходит в стране и в мире»
Тема 34: Год прошел, мы повзрослели
Содержание тем курса 6 класса (34 часа).
1 четверть.
Тема 1: Казань - город мой родной.
Маршрут по историческим местам г. Казани. Конкурс рисунков «Мой любимый город». Викторина «Знаю ли я свой город?»
Тема 2: Мы – шестиклассники
Час знакомства. Каким я представляю свой класс год назад, сегодня, через год.
Тема 3: Правила на всю жизнь.
Мы знаем правила дорожного движения. Мы – пешеходы. Мы – велосипедисты. Мы – юные инспектора дорожного движения.
Тема 4: Наши бабушки, бабулечки, бабуленьки. Наши дедушки, дедулечки, дедуленьки.
День пожилого человека. Уважаем и почитаем старших. Мой дедушка самый лучший. Моя бабушка самая лучшая. (Выставка семейных фотографий и конкурс рассказов, посвященные дню пожилого человека).
Тема 5: Мои таланты и увлечения
Выставка поделок, коллекций, фотографий домашних питомцев. Представление музыкальных и танцевальных номеров. Мини-сочинение на тему: «Какой я? Кто я?»
Тема 6: Символы России
Что такое Конституция? История герба, флага и гимна Российского государства. Викторина: «Символика России».
Тема 7: Если хочешь быть здоров, закаляйся!
Нужно ли соблюдать режим дня? Азбука правильного питания. Профилактика простудных заболеваний. Составляем правила здорового образа жизни. Участие в осеннем беговом кроссе.
Тема 8: Действия в случае возникновения ЧС.
Природные ЧС, техногенные ЧС, социальные ЧС, экологические ЧС. Конкурс «Опасная ситуация».
Тема 9: Единством славится Россия
История праздника «День народного единства». Почему возникла необходимость возродить этот праздник? В чем и с кем мы должны объединяться?
Тема 10: Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Изучаем Конвенцию о правах ребенка. От кого надо защищать детей? Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Обсуждение отрывка из рассказа Чехова «Ванька». Викторина: «Права литературных героев».
Тема 11: Мама - это слово святое.
День Матери в России. Образ Матери в стихах, рассказах, произведениях искусства. «Загляните в мамины глаза» - правильно ли я поступаю в той или иной ситуации. Мое отношение к маме (пишем маме письмо).
Тема 12: Историческая хроника. Битва под Москвой.
“Запомните: От этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный Сорок пятый год.”
Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место — историческая хроника. Победа русских войск под Москвой - коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны.
Тема 13: Информационный классный час: «Что происходит в стране и в мире»
Политинформация. Представление обсуждение основных мировых новостей и событий, происходящих в России.
Тема 14: Зимняя фантазия – зимняя тематика в живописи и поэзии.
Выставка рисунков, фотографий на зимнюю тематику. Песни и стихи о зиме, о зимних традициях, праздниках, приметах.
Тема 15: На пороге Новый год.
Традиции и обычаи нового года на Руси. Традиции и обычаи встречи нового года в других странах. Новогодние стихи и песни. Фотовыставка: «Как встречают новый год в моей семье». Загадываем желания под новый год.
Тема 16: Быть воспитанным - что это значит?
Что такое этикет? Правила поведения за столом, в театре, на работе, в гостях. Представление, разбор и оценка ситуаций из жизни.
Тема 17: Мы в ответе за нашу планету.
Место человека в системе живой природы. Свалка по имени «Земля». Экологические проблемы Казани. Вторая жизнь мусора.
Тема 18: Нравственные ценности жизни.
Размышления о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении», о сложности нравственного выбора, о преодолении насилия. Поступки добрые и злые. Доброе слово и кошке приятно (об отношении к животным).
Тема 19: Компьютер в жизни школьника.
Социологический опрос среди одноклассников, друзей, родителей: «Какое место в жизни человека занимает книга? Каково значение компьютера в жизни человека?». Интеллектуальная дискуссия на тему: «Читая хорошую книгу, человек становится добрее, отзывчивее, внимательнее».
Тема 20: Друг – это тот, кто всегда рядом.
Стихи, песни, литературные произведения о дружбе. Дискуссия на тему: в чем ценность дружбы?» Составляем словесный портрет: «Вот такой у меня друг».
Тема 21: Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу!
История возникновения праздника, традиции, обряды празднования Масленицы. Названия дней на масленичной неделе. Делимся рецептами блинов.
Тема 22: Сыны Отечества!
Тематический устный журнал «России верные сыны». Поздравление пап, дедушек, мальчиков
Тема 23: Праздник Солнца.
«Мы гордимся Вами…» (Образ русской женщины в литературе), поздравление мам, бабушек, девочек
Тема 24: История улиц моего города
Защита проектов. Исторические сведения, достопримечательности улиц нашего города. Чьи имена носят улицы города?
Тема 25: Круглый стол «Речь и этикет».
В чем ценность общения? Виды общения. Культура общения и общая культура человека. Составляем правила эффективного общения.
Тема 26: «Планета друзей»
Ролевая игра.
Тема 27: Птицы - наши друзья (1 апреля – День птиц)
Роль птиц в природе и жизни человека. Рассказы о птицах. Фотовыставка и выставка рисунков на тему: «Птицы – наши друзья»
Тема 28: День космонавтики.
Первый человек в космосе. Викторина, посвященная Дню космонавтики
Тема 29: Земля - наш общий дом.
Экологическая игра: «Загадки природы»
Тема 30: «В вихре танца».
История танца. Танцевальные стили и направления. Знаменитые танцоры. Танец – красота тела и души.
Тема 31: Строки, опаленные войной
Классный час, посвященный 70-летию победы в ВОВ. Стихи, песни, фильмы о войне. Рассказы о детях военного времени. Встреча с ветеранами. Поздравление ветеранов ВОВ. Возложение цветов к Вечному огню.
Тема 32: Моя семья.
Классный час, посвященный Международному Дню семьи (15 мая). Рассказываем о своей семье, о семейных праздниках и традициях. Моя семья в фотографиях, рисунках, презентациях.
Тема 33: «Поляна народных игрищ».
История русских народных игр, традиций, старинных обрядов русского народа. Викторины, конкурсы, игры.
Тема 34: Год прошел, мы повзрослели
Подведение итогов учебного года. Награждение победителей конкурсов. Благодарственные письма родителям и учащимся, активно участвовавшим в жизни класса и школы.
Календарно – тематический план 5 класс (34 часа)
№ | Тема | Характеристика основных видов деятельности учащихся | ||
часы | дата | |||
1 | Моя малая Родина | Совершают видео поход по местам исторической и боевой славы города, формулируют и задают вопросы, делятся впечатлениями. | 1 | |
2 | Мы - пятиклассники | Рассказывают о своем классе, выбирают актив класса, аргументируют свое мнение, анализируют прошедший учебный год и формулируют цели на текущий учебный год. Обсуждают и принимают устав класса. | 1 | |
3 | Улица полна неожиданностей | Рассказывают о правилах ДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД. | 1 | |
4 | Дорогие мои старики | Представляют семейные фотографии, готовят устный рассказ или презентацию о бабушках и дедушках, приводят примеры литературных произведений о мудрости пожилых людей, об уважительном к ним отношении. | 1 | |
5 | Мои таланты и увлечения | Рассказывают о своих хобби и увлечениях, представляют фотографии, рисунки, поделки, характеризующие увлечения учащихся. Создают рекламу своему хобби с целью привлечь единомышленников. | 1 | |
6 | Символика в истории России | Знакомятся с историей государственной символики, выясняют значение символов и их необходимость. Участвуют в викторине: «Символика России» | 1 | |
7 | Эстафета здоровья | Приводят аргументы «за» и «против» здорового образа жизни, дискутируют на тему необходимости режима дня, закаливания, правильного питания. Обсуждают и формулируют правила здорового образа жизни. Выпускают информационный лист о вредных и здоровых привычках. | 1 | |
8 | Быстрая реакция | Готовят устные или письменные сообщение о крупных пожарах и причинах их возникновения. Приводят примеры причин, приводящих к пожарам. Формулируют памятку о правилах поведения и первой помощи пострадавшим при пожаре. | 1 | |
9 | Единством славится Россия | Выполняют поиск информации об истории возникновения праздника Единства. Оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Дискутируют на тему: «Почему возникла необходимость возвращения данного праздника». | 1 | |
10 | Наши права — счастливое детство | Знакомятся с текстом конвенции, цитируют статьи, которые заинтересовали. Объясняют собственное понимание смысла статей конвенции. Приводят примеры из литературных произведений, в которых присутствует тема прав и обязанностей литературных героев. Формулируют и корректируют список своих обязанностей. | 1 | |
11 | Пусть всегда будет мама | Готовят праздничное мероприятие для мам. Подбирают пословицы, стихи и песни о мамах, демонстрируют танцевальные номера. Оформляют открытки в виде сердечек, на которых пишут пожелания своим мамам. | 1 | |
12 | Велика Россия, а отступать некуда | Выполняют поиск информации о битве под Москвой и ее значении в ходе второй мировой войны. Оценивают воздействие информации на собственные мысли и чувства. | 1 | |
13 | Что происходит в стране и в мире | Обсуждают политические события, произошедшие в России и в мире за первое полугодие учебного года. Анализируют причины и последствия событий, высказывают собственное отношение. | 1 | |
14 | «5 минут искусства» – зимняя тематика в живописи и поэзии. | Читают стихи и отрывки из художественных произведений про зиму. Организуют выставку собственных фотографий и рисунков на зимнюю тематику. Представляют свои работы. Пишут короткое сочинение: «Я люблю зиму за...» | 1 | |
15 | Мир встречает Новый год | Проводят генеральную уборку в классе. Украшают класс к новогоднему празднику. Готовят сообщения и презентации о новогодних традициях народов мира. Демонстрируют танцевальные и вокальные праздничные номера, оформляют новогодние открытки — пожелания для друзей и членов семьи. | 1 | |
16 | Учимся быть культурными | Готовят и представляют сценки о различных ситуациях, связанных с этикетом в гостях, транспорте, в театре, на работе. Анализируют поведение участников сценок, высказывают и объясняют собственное мнение. Составляют памятку о правилах этикета в различных ситуациях. | 1 | |
17 | Экология человека в городской среде | Дают оценку месту человека в системе живой природы. Приводят примеры влияния человека на природу и природы на человека. Анализируют вред, наносимый природе необдуманными действиями. Обсуждают экологическую обстановку города Одинцово. Составляют памятку действий, способствующих сохранению природных богатств. | 1 | |
18 | Доброта — прекраснейшее из человеческих чувств | Размышляют и дискутируют о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении». Моделируют ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, ищут способы их разрешения. Приводят примеры доброго отношения друг другу, старшим, младшим по возрасту, животным. | 1 | |
19 | Книга или компьютер? | Проводят социологический опрос среди друзей и родителей о значении книг и компьютера в их жизни. Моделируют ситуацию: чего лишилось бы человечество, если бы не было книг. Приводят свои аргументы на тему: «Хорошая книга воспитывает в человеке...» | 1 | |
20 | О дружбе и друзьях | Дискутируют на тему: «Нужны ли человеку друзья?» Высказывают и обосновывают свою позицию. Моделируют ситуации: как поступают и не поступают настоящие друзья. Составляют и представляют словесный портрет своего друга/ подруги. | 1 | |
21 | Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу! | Знакомятся с информацией об истоках, традициях и значении Масленицы на Руси. Участвуют в игровых конкурсах, связанных с масленичными традициями. Делятся домашними рецептами блинов. | 1 | |
22 | Поздравить спешим всех мужчин! | Выпускают стенгазету к празднику 23 февраля. Осуществляют поиск информации об истории праздника и русских воинах — героях. Рассказывают о значении этого праздника в их семьях. Работают в группах. Девочки оформляют поздравительные открытки для мальчиков. | 1 | |
23 | Весеннее поздравление | Выпускают стенгазету к празднику 8 марта. Работают в группах. Готовят праздничные номера для учителей, мам, бабушек. Читают стихи о весне. Мальчики оформляют поздравительные открытки для девочек. | 1 | |
24 | О чем рассказывают улицы моего города | Готовят и защищают проектные работы, посвященные улицам города Казани: их истории, достопримечательностям, названиям. | 1 | |
25 | Роскошь и нищета общения | Отвечают на вопросы: «В чем ценность общения»? «Нужно ли общение человеку»? Приводят примеры конфликтных ситуаций и ищут способы их разрешения с помощью общения. Формулируют памятку культурного общения. | 1 | |
26 | Планета друзей | Ролевая игра. Определение принципов(правил) жизнедеятельности в классном сообществе. Обогащение духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения светлых образов и мыслей. | 1 | |
27 | Удивительный мир птиц | Готовят сообщения о птицах, их повадках и поведении. Рассуждают о роли птиц в природе и жизни человека. Вместе с родителями мастерят и вешают скворечники. Организуют выставку фотографий и рисунков о жизни птиц. | 1 | |
28 | Наш космос | Осуществляют поиск информации, работают в командах, отвечают на вопросы викторины, посвященной Дню космонавтики, аргументируют свои ответы. | 1 | |
29 | Экологическая игра, посвященная дню Земли | Проводят генеральную уборку в классе и на пришкольном участке. Работают в командах. Участвуют в игре, посвященной Дню Земли, отвечают на вопросы, аргументируют свое мнение. | 1 | |
30 | « В вихре танца» | Осуществляют поиск информации об истории танца и о выдающихся танцорах. Называют танцевальные стили и жанры. Представляют танцевальные номера. Участвуют в дискуссии: «Танец — красота тела и души». | 1 | |
31 | Детство, опаленное войной | Готовят сообщения о детях — сверстниках в годы войны, оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Читают стихи о войне, приводят примеры фильмов и художественных произведений. Поздравляют ветеранов ВОВ. Возлагают цветы к Вечному Огню. | 1 | |
32 | Моя семья – мое богатство. | Обсуждают значение праздника, посвященного Дню семьи, высказывают собственное мнение о значении семьи в жизни человека. Рассказывают о традициях своих семей. Организуют фотовыставку: «Мой семейный альбом». | 1 | |
33 | Что происходит в стране и в мире? | Обсуждают политические события, произошедшие в России и в мире за второе полугодие учебного года. Анализируют причины и последствия событий, высказывают собственное отношение. | 1 | |
34 | Год прошел, мы повзрослели | Подводят итоги прошедшего учебного года, анализируют успехи и неудачи. Принимают поздравления и похвальные листы за свои достижения в учебном году. Обсуждают планы на следующий учебный год. | 1 |
Календарно – тематический план 6 класс (34 часа)
№ | Тема | Характеристика основных видов деятельности учащихся | ||
Часы | Дата | |||
1 четверть | ||||
1 | Казань - город мой родной. | Совершают видео поход по местам исторической и боевой славы города Казани , формулируют и задают вопросы, делятся впечатлениями. Конкурс рисунков «Мой любимый город». Викторина «Знаю ли я свой город?» | 1 | |
2 | Мы - шестиклассники | Рассказывают о своем классе, выбирают актив класса, аргументируют свое мнение, анализируют прошедший учебный год и формулируют цели на текущий учебный год. Обсуждают и принимают устав класса. | 1 | |
3 | Правила на всю жизнь. | Рассказывают о правилах ДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД. | 1 | |
4 | Наши бабушки, бабулечки, бабуленьки. Наши дедушки, дедулечки, дедуленьки. | Представляют семейные фотографии, готовят устный рассказ или презентацию о бабушках и дедушках, приводят примеры литературных произведений о мудрости пожилых людей, об уважительном к ним отношении. | 1 | |
5 | Мои таланты и увлечения | Рассказывают о своих хобби и увлечениях, представляют фотографии, рисунки, поделки, характеризующие увлечения учащихся. Создают рекламу своему хобби с целью привлечь единомышленников. | 1 | |
6 | Символы России | Знакомятся с историей государственной символики, выясняют значение символов и их необходимость. Участвуют в викторине: «Символика России» | 1 | |
7 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | Приводят аргументы «за» и «против» здорового образа жизни, дискутируют на тему необходимости режима дня, закаливания, правильного питания. Обсуждают и формулируют правила здорового образа жизни. Выпускают информационный лист о вредных и здоровых привычках. | 1 | |
8 | Действия в случае возникновения ЧС. | Готовят устные или письменные сообщение о крупных пожарах и причинах их возникновения. Приводят примеры причин, приводящих к пожарам. Формулируют памятку о правилах поведения и первой помощи пострадавшим при пожаре. | 1 | |
9 | Единством славится Россия | Выполняют поиск информации об истории возникновения праздника Единства. Оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Дискутируют на тему: «Почему возникла необходимость возвращения данного праздника». | 1 | |
10 | Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. | Знакомятся с текстом конвенции, цитируют статьи, которые заинтересовали. Объясняют собственное понимание смысла статей конвенции. Приводят примеры из литературных произведений, в которых присутствует тема прав и обязанностей литературных героев. Формулируют и корректируют список своих обязанностей. | 1 | |
11 | Мама - это слово святое. | Готовят праздничное мероприятие для мам. Подбирают пословицы, стихи и песни о мамах, демонстрируют танцевальные номера. Оформляют открытки в виде сердечек, на которых пишут пожелания своим мамам. | 1 | |
12 | Историческая хроника. Битва под Москвой. | Выполняют поиск информации о битве под Москвой и ее значении в ходе второй мировой войны. Оценивают воздействие информации на собственные мысли и чувства. | 1 | |
13 | Что происходит в стране и в мире | Обсуждают политические события, произошедшие в России и в мире за первое полугодие учебного года. Анализируют причины и последствия событий, высказывают собственное отношение. | 1 | |
14 | Зимняя фантазия – зимняя тематика в живописи и поэзии. | Читают стихи и отрывки из художественных произведений про зиму. Организуют выставку собственных фотографий и рисунков на зимнюю тематику. Представляют свои работы. Пишут короткое сочинение: «Я люблю зиму за...» | 1 | |
15 | На пороге Новый год. | Проводят генеральную уборку в классе. Украшают класс к новогоднему празднику. Готовят сообщения и презентации о новогодних традициях народов мира. Демонстрируют танцевальные и вокальные праздничные номера, оформляют новогодние открытки — пожелания для друзей и членов семьи. | 1 | |
16 | Быть воспитанным - что это значит? | Готовят и представляют сценки о различных ситуациях, связанных с этикетом в гостях, транспорте, в театре, на работе. Анализируют поведение участников сценок, высказывают и объясняют собственное мнение. Составляют памятку о правилах этикета в различных ситуациях. | 1 | |
17 | Мы в ответе за нашу планету. | Дают оценку месту человека в системе живой природы. Приводят примеры влияния человека на природу и природы на человека. Анализируют вред, наносимый природе необдуманными действиями. Обсуждают экологическую обстановку города Одинцово. Составляют памятку действий, способствующих сохранению природных богатств. | 1 | |
18 | Нравственные ценности жизни. | Размышляют и дискутируют о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении». Моделируют ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, ищут способы их разрешения. Приводят примеры доброго отношения друг другу, старшим, младшим по возрасту, животным. | 1 | |
19 | Компьютер в жизни школьника. | Проводят социологический опрос среди друзей и родителей о значении книг и компьютера в их жизни. Моделируют ситуацию: чего лишилось бы человечество, если бы не было книг. Приводят свои аргументы на тему: «Хорошая книга воспитывает в человеке...» | 1 | |
20 | Друг – это тот, кто всегда рядом. | Дискутируют на тему: «Нужны ли человеку друзья?» Высказывают и обосновывают свою позицию. Моделируют ситуации: как поступают и не поступают настоящие друзья. Составляют и представляют словесный портрет своего друга/ подруги. | 1 | |
21 | Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу! | Знакомятся с информацией об истоках, традициях и значении Масленицы на Руси. Участвуют в игровых конкурсах, связанных с масленичными традициями. Делятся домашними рецептами блинов. | 1 | |
22 | Сыны Отечества! | Выпускают стенгазету к празднику 23 февраля. Осуществляют поиск информации об истории праздника и русских воинах — героях. Рассказывают о значении этого праздника в их семьях. Работают в группах. Девочки оформляют поздравительные открытки для мальчиков. | 1 | |
23 | Праздник Солнца. | Выпускают стенгазету к празднику 8 марта. Работают в группах. Готовят праздничные номера для учителей, мам, бабушек. Читают стихи о весне. Мальчики оформляют поздравительные открытки для девочек. | 1 | |
24 | История улиц моего города | Готовят и защищают проектные работы, посвященные улицам города Казани: их истории, достопримечательностям, названиям. | 1 | |
25 | Круглый стол «Речь и этикет». | Отвечают на вопросы: «В чем ценность общения»? «Нужно ли общение человеку»? Приводят примеры конфликтных ситуаций и ищут способы их разрешения с помощью общения. Формулируют памятку культурного общения. | 1 | |
26 | Планета друзей | Ролевая игра. Определение принципов(правил) жизнедеятельности в классном сообществе. Обогащение духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения светлых образов и мыслей. | 1 | |
27 | Птицы - наши друзья (1 апреля – День птиц). | Готовят сообщения о птицах, их повадках и поведении. Рассуждают о роли птиц в природе и жизни человека. Вместе с родителями мастерят и вешают скворечники. Организуют выставку фотографий и рисунков о жизни птиц. | 1 | |
28 | День космонавтики. | Осуществляют поиск информации, работают в командах, отвечают на вопросы викторины, посвященной Дню космонавтики, аргументируют свои ответы. | 1 | |
29 | Земля - наш общий дом. | Проводят генеральную уборку в классе и на пришкольном участке. Работают в командах. Участвуют в игре, посвященной Дню Земли, отвечают на вопросы, аргументируют свое мнение. | 1 | |
30 | «В вихре танца». | Осуществляют поиск информации об истории танца и о выдающихся танцорах. Называют танцевальные стили и жанры. Представляют танцевальные номера. Участвуют в дискуссии: «Танец — красота тела и души». | 1 | |
31 | Строки, опаленные войной | Готовят сообщения о ВОВ, оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Читают стихи о войне, приводят примеры фильмов и художественных произведений. Поздравляют ветеранов ВОВ. Возлагают цветы к Вечному Огню. | 1 | |
32 | Моя семья. | Обсуждают значение праздника, посвященного Дню семьи, высказывают собственное мнение о значении семьи в жизни человека. Рассказывают о традициях своих семей. Организуют фотовыставку: «Мой семейный альбом». Собирают игрушки, книги, средства гигиены для воспитанников детского дома. | 1 | |
33 | «Поляна народных игрищ». | Изучают историю русских народных игр, традиций, старинных обрядов русского народа. Организуют и участвуют в викторинах, конкурсах, играх. | 1 | |
34 | Год прошел, мы повзрослели | Подводят итоги прошедшего учебного года, анализируют успехи и неудачи. Принимают поздравления и похвальные листы за свои достижения в учебном году. Обсуждают планы на следующий учебный год. | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003.
- Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьёй. Москва: Педагогическое общество России, 2002.
- Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Москва: Педагогическое общество России, 2000.
- Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга. Москва: «Школьная пресса», 2003.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Москва: 2000.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: настольная книга учителя. Москва: Педагогическое общество России, 1999.
Интернет — ресурсы
- http://www.metodkabinet.eu/
- http://www.uroki.net/doc.htm
- http://mir-prazdnikov.ru
- http://www.otrok.ru/
- http://www.1september.ru/
- http://www.moyashkola.net/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный театр" 5 класс
Рабочая программа разработана на основе программы факультатива внеурочной деятельности по ФГОС «Школьный театр» МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам" для 5 класса. Рассчитана на 34 часа/год....
Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 классов. рассчитана на 68 учебных часов....
Рабочая программа внеурочной деятельности школьного кружка «Формула здорового питания» на 2 года обучения
Рабочая программа внеурочной деятельности школьного кружка «Формула здорового питания»на 2 года обучения для 11-12 лет...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьная газета"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный музей"
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Школьный музей» разработана на основе требований Федерального государственного образовател...