Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам" для 5 класса. Рассчитана на 34 часа/год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur.docx | 51.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность. Программа внеурочной деятельности “По странам и континентам ” рассчитана на 68 часа, обладает новизной для учащихся. Федеральной учебной программой для 5-х классов средней школы не предусмотрено изучение страноведческого материала в таком объеме. Федеральная учебная программа направлена на изучение природы нашей планеты в целом, особенностей открытия, изучения, природных условиях материков и океанах в частности. В связи с этим формирование у учащихся уже на начальном этапе изучения географии географических представлений о мире в целом и образов отдельных стран в частности является весьма актуальным. Открывшиеся в последние десятилетия возможности путешествовать позволяют применять полученные учащимися знания на практике.
Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг – один из видов которых – знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.
Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что – то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы –Египетские пирамиды, вулканы Исландии, пустыни Австралии, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих – Мавзолей Тадж-Махал в Индии, Стоунхендж в Великобритании, мечети в Турции и другие.
Расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов. Ведущим предметом является география.
Содержание программы включает новые знания и новые образы.
Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой.
Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир.
Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально – экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии – туризмом и сервисом, его направлениями.
Цель программы:
Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию школьного страноведческого курса раздела. Сформировать творчески развитую личность школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.
Задачи программы:
- Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.
- Познакомить детей с традициями и обычаями изучаемого народа.
- Дать представление о жизни человека: жилище, одежда, быт.
- Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
- Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- Побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
- Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;
- Создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
Результаты освоения программы:
Личностными результатами освоения программы “По странам и континентам” является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения программы “Путешествие по странам и континентам” являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения программы “Путешествие по странам и континентам” являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Учащиеся будут иметь представление:
- о различных видах достопримечательностей;
- о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;
- об уровне жизни в различных государствах;
- о традициях и обычаях населения стран мира;
- о ценностях культуры данной страны.
Учащиеся должны знать:
- формирование политической карты мира;
- виды достопримечательностей;
- примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными источниками информации;
- разбираться в вопросах определения достопримечательностей
- работать на компьютере.
Учащиеся будут иметь опыт:
- сотрудничества, взаимопомощи;
- самостоятельного выбора будущей профессии;
- общения в процессе учебной деятельности.
Формы и режим занятий:
В течение года занятия по внеурочной деятельности “Путешествие по странам и континентам” проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы, проектирование учащимися маршрутов путешествий по странам, защита разработанных проектов, работа с ресурсами сети Интернет;
Курс рассчитан на 68 часов, проводится 1 занятие в неделю продолжительностью 2 часа.
Результативность.
В процессе изучения данного курса выполняются две зачетные (промежуточные) практические работы и одна итоговая – на последнем занятии. На зачетной работе учащийся выполняет роль экскурсовода по одному из материков. Итоговая зачетная работа – проектная деятельность в группах по 2-3 человека по объектам природного и культурного наследия мира. После выполнения практических работ ставится оценка “зачтено” или “не зачтено”.
Учебно-тематический план.
№ | Тема урока | Теория | Практика |
Введение (1 час) | |||
1 | Организационные вопросы. Знакомство с планом работы. | 1 | |
Тема №1. Путешествуем по странам и материкам (2 часа) | |||
2 | Формирование современного облика суши. Материки и страны. | 1 | |
3 | Политическая карта мира. Народы мира. Современные международные отношения. | 1 | |
Тема №2. Загадочная Африка. (10 часов) | |||
4 | Занимательные факты из истории исследования Африки | 1 | |
5 | Путешествие по знойной Африке. | 1 | 1 |
6 | Сахара. Египет. Тунис | 1 | |
7 | Марокко. Алжир. Эфиопия | 1 | |
8 | Кения. Конго. Гана. Замбия | 1 | |
9 | Танзания – заповедная страна. Намибия. Ботсвана. Водопад Виктория. | 1 | |
10 | ЮАР и Сейшелы. | 1 | 1 |
11 | Затерянные миры Мадагаскара | 1 | |
Тема №3 Австралия и Океания (10 часов) | |||
12 | «Терра астраулис инкогнита» | 1 | |
13 | Западная Австралия. «Розовое» озеро. Полосатые скалы. | 1 | |
14 | Северная территория. Парк Какаду. | 1 | |
15 | Южная Австралия. Эйр и Виктория. | 1 | |
16 | Большие подарки природы. Сидней | 1 | 1 |
17 | Канберра | 1 | |
18 | Новая Зеландия | 1 | 1 |
19 | Океания | 1 | |
Тема №4. Антарктида. ( 3 часа) | |||
20 | Антарктида – самый холодный материк планеты. | 1 | |
21 | Русское открытие Антарктиды. | 1 | |
22 | Что люди делают в Антарктиде? | 1 | |
Тема №5. Южная Америка (7 часов) | |||
23 | Занимательные факты из истории исследования | 1 | |
24 | В дебрях Амазонки. Бразилиа. Эквадор. Галапагосские острова. | 1 | |
25 | Колумбия: парк бабочек и Золотая гора, музей золота. Каменные идолы | 1 | |
26 | Затерянные миры Венесуэлы. | 1 | |
27 | Перу. Мачу-Пикчу. Загадочные линии Наска. Озеро Титикака. | 1 | |
28 | Чили. Анды. Атакама. Остров Пасхи. | 1 | |
29 | Аргентина. Тайны и загадки Огненной Земли. | 1 | |
Тема №6. Северная Америка (11 часов) | |||
30 | Занимательные факты из истории исследования | 1 | |
31 | Канадский Арктический архипелаг | 1 | |
32 | Канада: Озерный край Банф. Ниагара – «Гремящая вода» | 1 | |
33 | США | 1 | |
34 | Йосемитская долина – страна чудес. | 1 | |
35 | Йелоустон – наглядное пособие по геологии | 1 | |
36 | Гранд-Каньон и другие пейзажи | 1 | |
37 | Аризонский кратер и долина памятников. Долина смерти. Гипсовая пустыня | 1 | |
38 | Мамонтова пещера: подземный пейзаж. «Травяные воды». Мангровый лабиринт. | 1 | |
39 | Гавайи. Мексика. Коста-Рика | 1 | |
40 | Нью-Йорк и Вашингтон: символы свободы | 1 | |
Тема №7. Европа (12 часов) | |||
41 | Северная Европа | 1 | |
42 | Памятники Средневековой Европы | 1 | |
43 | Страны Бенилюкс | 1 | |
44 | Западная Европа. Великобритания. Англия и Уэльс | 1 | |
45 | Гибралтар. Ирландия | 1 | |
46 | Франция. Монако | 1 | |
47 | Германия. Австрия. Швейцария. Лихтенштейн | 1 | |
48 | Южная Европа. Португалия. Испания. Андорра | 1 | |
49 | Италия. Ватикан. Греция. Мальта | 1 | |
50 | Балканские страны | 1 | |
51 | Восточная Европа | 1 | |
52 | Страны Балтии | 1 | |
Тема №8. Азия (10 часов) | |||
53 | Юго-западная Азия. Персия. Сирия. Саудовская Аравия. Кувейт. Объединенные Арабские Эмираты. Катар. Бахрейн. Ливан. Йемен. Иордания. Оман. Ливан. Израиль. | 1 | 1 |
54 | Кипр. Турция.Ирак. Иран. Афганистан. | 1 | |
55 | Республики Закавказья. Азербайджан. Грузия. Армения. | 1 | |
56 | Южная Азия. Индия. Непал. Долина Катманду. Джомолунгма. | 1 | |
57 | Бутан. Пакистан. Бангладеш. Шри-Ланка. Мальдивы. | 1 | |
58 | Центральная Азия. Киргизия. Тянь-Шань. Иссык-Куль. Казахстан. Узбекистан. Туркмения. Таджикистан. | 1 | |
59 | Восточная Азия. Китай. Монголия. | 1 | |
60 | Япония. КНДР. Республика Корея. | 1 | |
61 | Юго-Восточная Азия. Тайвань. Мьянма. Вьетнам. Лаос. Камбоджа. Таиланд. Малайзия. | 1 | |
62 | Филиппины. Индонезия. Бруней. Сингапур. | 1 | |
Тема №9. Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (2 часа) | |||
63 | Урок-зачет | 2 | |
ИТОГО | 43 | 25 |
Содержание программы.
Введение (1 час)
Организационные вопросы. Знакомство с планом работы.
Тема №1. Путешествуем по странам и материкам (2 часа)
Формирование современного облика суши. Материки и страны.(1 час)
Политическая карта мира. Народы мира. Современные международные отношения.(1 час)
Тема №2. Загадочная Африка. (10 часов)
Занимательные факты из истории исследования Африки. Испанцы и португальцы: догнать и перегнать друг друга. Юнкер: в дебрях Африки.(1 час)
Путешествие по знойной Африке. Разнообразие природы. Животные Африки. Народы. Традиции. Культура.(2 часа)
Тассилин-Аджер: загадка Сахары. Нагорье Ахаггар. Египет. Египет – «дар» Нила. Каир: «Столица» Африки. Пирамиды в Гизе. Храмы Карнака и Луксора. Тунис: наследие Карфагена.(1 час)
Марокко: «красный» город, ущелье Дадес. Алжир: оазис Улад-Саид. Эфиопия: озеро Асаль, Данакиль – «земля ужаса, тягот, смерти», Эрта-Але.(1 час)
Кения: озеро Рудольф, щелочные озера Восточной Африки. Конго: Рувензори – «Лунные горы» Африки, «могучая река». Гана: «золотой» берег Африки. Замбия: водопад Виктория.(1 часа)
Танзания – заповедная страна: Нгоро-нгоро – «живая лаборатория», вулкан Ол-Дойньо-Ленгай – «Гора Бога», плато Серенгети. Намибия: Берег скелетов, котловина Этоша – «озеро миражей». Ботсвана: пустыня Калахари, Окаванго – прибежище жизни. Зимбабве: холмы Матопо – «гранитная могила», Водопад Виктория - «Дым, который гремит».(2 час)
ЮАР: Монт-о-Сурс – Чертов Зуб, Столовая гора, пещеры Кэнго, каньон реки Блайд. Сейшелы. Атолл Альдабра.(1 час)
Затерянные миры Мадагаскара: земли тсинги. Килиманджаро – «сверкающая» гора.(1 часа)
Тема №3 Австралия и Океания (10 часов).
«Терра астраулис инкогнита». Занимательные факты из истории открытия и исследования Австралии. Три открытия Австралии. Как появилось название «кенгуру»? (1 часа)
Западная Австралия. Пустыня Те-Пиннаклс – очарованный легион. Ущелья Хамерсли. Хильер – «розовое» озеро. Полосатые скалы Бангл-Бангл.(1 час)
Северная территория. Госс-Блафф – таинственный кратер. Айерс-Рок – «огненная» скала, Олгас – таинственные купола. Девственная природа национального парка Какаду. Вокруг биллабонга. Дарвин. (1 часа)
Южная Австралия. Пустыня Симпсон – «иссохшее сердце» Австралии. Озеро Эйр: пеликаньи «ясли». Виктория. Порт Кэмпбелл: Двенадцать апостолов, Лондонский мост.(1 часа)
Квинсленд. Фрейзер – остров из песка. Большой Барьерный Риф – жемчужина Австралии. Большой Водораздельный хребет. Австралийские Альпы. Бреднайф – «Хлебный нож» в горах Варрамбанглз. Водопад Волламан: отвесное падение. Пирамида Болла. Сидней.(2 часа)
Канберра – Австралийская Столичная территория.(1 часа)
Новая Зеландия. Роторуа – страна пара, огня и вулканических извержений. Залив Милфорд-Саунд: зеленые «слезы», дождевой лес, бухта Анита, пик Митре, ущелье Синбад, водопад Сатерленд-Фоллз. Гора Эгмонт. Вулканы Тонгариро.(2 часа)
Океания. Лагуна Бора-Бора – жемчужина коралловых рифов Тихого океана.(1 часа)
Тема №4. Антарктида. (3 часа)
Антарктида – самый холодный материк планеты. Страницы прошлого Антарктиды. Занимательные факты из истории открытия материка. Несбывшееся предсказание Дж. Кука. (1 час)
Русское открытие Антарктиды. Капитан Росс. Роберт Скотт - «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Покоритель Южного полюса. Сухие долины Антарктиды: Эребус, Террор, Ледяной столб. (1 час)
Что люди делают в Антарктиде? Международные научные станции.(1 часа)
Тема №5. Южная Америка (7 часов)
Занимательные факты из истории исследования. Ошибка Колумба. Как реки Южной Америки получили свои названия. «Большая нога» или великаны Южной Америки. Огненная Земля, пролив Всех Святых и подвиг Капитана Дрейка. На волоске от гибели: французские математики в дебрях Южной Америки. (1 часа)
В дебрях Амазонки. Пантанал – необъятные болота Южной Америки. Земля «Святого Креста»: Рио-де-Жанейро – «волшебный город», Бразилиа. Каучуковая лихорадка. Эквадор. Галапагосские острова.(1 часа)
Колумбия: парк бабочек и Золотая гора, на пике Колумба. Музей золота, соляной собор. Каменные идолы Сан-Аугустина.(1 часа)
Затерянные миры Венесуэлы. 100 столовых гор Гвианского плоскогорья. Отвесные склоны Аутаны. Рорайма – «плывущее» плато. Анхель – «Пасть дьявола».(1 час)
Перу. Лима – столица конкистадоров. Куско: по следам империи инков. Мачу-Пикчу: город исчезнувшей цивилизации. Загадочные линии Наска. По следам цивилизаций Чиму и Моче в городе Весны. Озеро Титикака: остров Солнца. Каньон Колька. Цветущие «канделябры».(1 часа)
Чили. Соленые озера Анд: Лагуна-Колорада, Лагуна-Верде, полигональный солончак. Атакама: гаруа или 400 лет без дождей. Дымящая гора. Горы Пайне. Пенитентес – «кающиеся грешники» Анд. Остров Пасхи: загадки истории.(1 часа)
Аргентина: Игуасу и Глотка дьявола. Национальный парк Лос-Гласьярес: ледники Морено и Упсала, озеро Лаго-Архентино. Буэнос-Айрес. Тайны и загадки Огненной Земли: Ушуайя.(1 часа)
Тема №6. Северная Америка (11 часов).
Занимательные факты из истории исследования Северной Америки. Эрнандо Кортес в поисках Эльдорадо. Драма Гудзона. Подвиг Макензи. Путешествие Льюиса и Кларка.(1 часа)
Канадский Арктический архипелаг. Ледяные пустыни острова Элсмир.(1 часа)
Канада: Дельта Маккензи, пинго – вечнозеленые острова Канады. Река Наханни – «двойной гром». Уэстерн-Брук. Озерный край Банф: альпийский самоцвет. Ниагара – «Гремящая вода».(1 часа)
США. Глейшер-Бей: зеленые фьорды и бескрайние льды Аляски. Хребет Брукс. Дым, пепел и взрывы Катмая.(1 часа)
Йосемитская долина – страна чудес. Что означает Йосемити? Пурпурные тени Хаф-Дома. Скала-гигант. Пляшущая вода: каскады Аппер-Йосемите и Лоуэр-Йосемите.(1 часа)
Йелоустон – наглядное пособие по геологии. Гранд-Призматик. Обсидиан-Клифф – «стеклянная» гора. Олд-Фейтфул: надежный гейзер. «Террасы Минервы». Деревья, превратившиеся в камень. Башня дьявола.(1 часа)
Арки и каменная радуга пустыни Юты. Красные столбы каньона Брайс. Великий ступенчатый путь. Пещера Лечугилья – опасный путь. Гранд-Каньон. Бисти-Уайлдернесс: пейзаж в лунных тонах.(1 часа)
Аризонский кратер и долина памятников. Каньон Де Челли. Крейтер: озеро-вулкан. Долина смерти. Уайт-Сандс: гипсовая пустыня. Озеро Моно: двойное великолепие.(1 часа)
Мамонтова пещера: подземный пейзаж. Эверглейдс – «травяные воды». Мангровый лабиринт Флориды.(1 час)
Гавайские вулканы. Центральная Америка. Мексиканский каньон Кобре. Коста-Рика: вулкан Поас.(1 час)
Нью-Йорк и Вашингтон: символы свободы. Американская мечта: миф или реальность?(1 час)
Тема №7. Европа (12 часов).
Северная Европа. Финляндия. Озеро Инари. Швеция. Норвегия. Красота и очарование фьордов: Согне-фьорд, Хардангер-фьорд. Трольсхауген. Берген – самый дождливый город Европы. (1 час)
Памятники Средневековой Европы. Викинги. Дания. Исландия. Ватнадйёкюдль: и лед, и пламень. Большой гейзер и Строккюр.(1 час)
Страны Бенилюкс. Бельгия: Брюссель, Брюгге. Нидерланды. Польдеры, дамба, тюльпанный рай. Люксембург.(1 час)
Западная Европа. Великобритания. Англия и Уэльс: под одной короной. Уост-Уотер: самое глубокое озеро Англии. Лондон: «мировой» город во все времена. Стоунхендж. Долина Грейт-Глен. Олд-ман-оф-Сторр: Старик из Сторра. (1 час)
Гибралтар. Ирландия: тропа великана или 40 000 базальтовых колонн. Скалы Мохер: безмолвие в шуме ветра. Бенбалбин: история горы в Западной Ирландии.(1 час)
Франция. Париж – жемчужина Европы. Праздник, который всегда с тобой. Лувр – собрание королей. Эйфелева башня. Замки Луары: история, запечатленная в камне. Замок Шамбор. Глубочайшее ущелье Европы - Вердон. Мер-де-Глас – ледяное море. Монблан. Монако.(1 час)
Германия. В Берлин через Бранденбургские ворота. Дворцы и парки Потсдама и Берлина. Музей Сан-Суси – памятник былого могущества прусских королей. Кёльнский собор. Дрезденская галерея. Долина Эльбы. Австрия. Вена – музыкальная столица мира.Айсризенвельт – страна чудес австрийских Альп. Маттерхорн – нависающая вершина. Швейцария – через призму Альп. Лихтенштейн – «город-крепость».(1 час)
Южная Европа. Португалия – «кузница путешественников». Испания: родина фламенко и матадоров. Солнечная пристань. В самом сердце Пиренеев: Ордеса. Кото-де-Доньяна: болота и леса южной Испании. Альгамбра – жемчужина Гранады. Замок Алькасар – символ Толедо. Андорра. (1 час)
Италия. Рим: вечный город. Собор Святого Петра в Риме. Величие былых эпох. Венеция – «тонущий» город. Пизанская башня. Ватикан: город-государство. Риттенские истуканы. Доломитовые Альпы. Гора Этна. Сан-Марино. Греция. Афинский Акрополь. Гора Афон. Ущелье Самария. Мальта. (1 час)
Балканские страны. Сербия. Косово. Босния и Герцеговина. Черногория. Македония. Хорватия: у Адриатического моря. Словения. Албания.(1 час)
Восточная Европа. Чехия. Словакия. Венгрия: королевский город на берегах Влтавы. Румыния. Молдавия. Болгария. Польша. Белоруссия. Беловежская пуща. Украина.(1 час)
Страны Балтии. Литва. Латвия. Эстония.(1 час)
Тема №8. Азия (10 часов).
Юго-западная Азия. Персия – страна «садов волшебства». Сирия. Мечеть Омейядов в Дамаске. Саудовская Аравия: Священная Кааба. Кувейт. Объединенные Арабские Эмираты. Катар. Бахрейн. Ливан. Йемен. Иордания. Мертвое море: соляная твердь. Оман. Ливан. Израиль. Иерусалим: Святой город. (1 час)
Кипр. Турция. Топ-Капе – символ Стамбула. Конусы Каппадокии. Памуккале: «замок – хлопковая крепость».Ирак. Иран. Копетдаг – Лунные горы. Афганистан: холодные озера Банди-Амир.(1 час)
Республики Закавказья. Азербайджан. Грузия. Армения.(1 час)
Южная Азия. Индия. Храм Солнца в Конараке. Сокровища Агры (Тадж-Махал). Амбер-форт – дворец-крепость. Долина Инда: Львиная река. Непал. Долина Катманду. Кали-Гандак: река, берущая начало на крыше мира. Джомолунгма: Богиня горных снегов.(1 час)
Бутан. Пакистан. Бангладеш. Шри-Ланка. Мальдивы.(1 час)
Центральная Азия. Киргизия. Тянь-Шань – «Небесные горы». Иссык-Куль – «соленое озеро». Казахстан. Узбекистан. Туркмения. Таджикистан.(1 час)
Восточная Азия. Китай. Праздник Весны, или Китайский Новый год. Сады Львиной Рощи, Хозяина Рыбацких Сетей, Неспособного Управляющего, Благодатной Тени. Пекин - северная столица. Гугун – «запретный» город. Великая китайская стена. Ущелья Янзцы: восточная мистерия, лестница в скале. Хуаншань - Желтая гора. Гуйлиньские холмы: очарование китайского пейзажа. По Великому Шелковому пути. Такла-Макан: «Войди - и не вернешься». Лунань – Каменный лес. Монголия. Гоби – 1 млн кв км песка и камней. (1 час)
Япония. У подножия Фудзиямы: в розовых тонах. Киото – сокровищница искусств и традиций Японии. КНДР. Республика Корея.(1 час)
Юго-Восточная Азия. Тайвань. Ущелье Тароко. Мьянма. Вьетнам. Лаос. Камбоджа. Таиланд. Бухта Пхангнга. Малайзия. (1 час)
Филиппины. Шоколадные холмы. Индонезия. Кракатау: жизнь возвращается. Кели-Муту: хамелеон острова Флорес. Бруней. Пещеры Мулу: карстовое чудо в дождевом лесу. Сингапур.(1 час)
Тема №9. Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (2 часа).
Урок - зачет.(2 часа)
Методическое обеспечение программы
Информационное обеспечение курса. Данный курс обеспечен следующими информационными материалами:
· набором научных и научно-популярных видеофильмов о природных условиях, достопримечательностях различных стран мира,
· научно-популярными книгами, статьями и прочими материалами о достопримечательностях мира и России, в том числе современными справочниками “Страны мира”, “Столицы мира”.
· программой Google Earth 5.1.
· интернет-ресурсами.
Список литературы
- Алексеев А.И. Программа курса “География России” (6 – 7 классы). 2005.
- Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)
- География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”. № 19, № 20, № 42 – 2004.
- И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. География. 7 класс. Материки, океаны, народы и страны: Страноведение. М.: Вентана-Граф, 2007, 288 с.
- И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. Народы мира. Книга для чтения по географии. М.: Баласс, 2004 г., 272 с.
- Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.
- Кузнецов А.П. География: Земля и люди. М.: «Просвещение», 2007. 175 с.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ярославль: Верхняя Волга, 1998.
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2001.
- Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.
- Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.
- Самые красивые места мира. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007 г., 180 с.
- Самые красивые места планеты. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007 г., 480 с.
- Томилин А.Н. Как люди изучали свою Землю. М.: Просвещение, 2008. 160 с.
- Уильямс Л. Науки о Земле без тайн. М.: Эксмо, 2009. 432 с.
- Энциклопедия чудес природы. М.: ЗАО «Издательский дом Ридерз дайджест», 2000 г., 456 с.
- http://www.krugosvet.ru
- http://www.geografia.ru
- http://www.carib.ru
- http://www.vokrugsveta.ru
- http://www.skitalets.ru
- http://www.rgo.ru
- http://www.glossary.ru
- http://www.rcio.rsu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я и компьютер». Знакомство со страной "Информика"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Я и компьютер» 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Путешествие в страну Геометрию" для обучающихся 5, 6 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "По странам и континентам" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 классов. рассчитана на 68 учебных часов....
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "Мир сверстников англоговорящих стран" для 4 класса
Программа для доролнительного изучения английского языка в 4 кл....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНА И МИР» 6 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СТРАНА И МИР»6 «С» класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «СТРАНА МАСТЕРОВ» (Художественная обработка материалов)
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Страна маст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Страна и мир» 5 «С» класс
Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна и мир » для 5 «С» класса составлена в соответствии с требо...